Вопрос юристу

Новости: Общество



Возможности народного воздействия на властные структуры обсудили в Общественной палате Кабардино-Балкарии

В Нальчике, в Общественной палате КБР состоялся семинар для руководителей некоммерческих (читай: общественных) организаций, представителей администраций районов республики и депутатов. Организаторы - Южный региональный ресурсный центр (Краснодар) и центр гражданского партнерства в Нальчике, который действует на базе некоммерческого объединения Институт общественных инициатив «Кабардино-Балкария. Мир и мы».

О том, чему учили людей достаточно ученых, рассказал газете "Московский комсомолец в КБР" руководитель семинара, член правления «ЮРРЦ» Михаил Савва.

- Михаил Валентинович, о вашей организации мы мало наслышаны. Точнее сказать – практически ничего не знаем. Я, например, ничего не читал, кроме некоторых ваших высказываний на сайте sk-news.ru

- Южный региональный ресурсный центр - это общественная организация, которая работает на территории девяти субъектов РФ: Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов) плюс из Южного федерального округа - Краснодарский край и Республика Адыгея, что все вместе исторически называется Северным Кавказом. Мы ведем большую программу "Защита прав и продвижение общественных интересов на Северном Кавказе", которая посвящена социальной активности людей и будет длиться четыре года.

Одна из главных проблем настоящего периода в нашей стране - плохое взаимодействие между обществом и властью. Иногда чиновник просто не хочет работать, да и в обществе нередко царит мнение, что ничего изменить нельзя, а инициатива наказуема. Основная наша идея - сделать так, чтобы инициативу федеральной власти выполняли в регионах. А это очень интересные инициативы, и все они связаны с административной реформой, то есть, с реформой системы исполнительной власти.

- Каким образом это касается общественных организаций, или, как теперь принято говорить – некоммерческих?

- В концепции административной реформы, которая утверждена правительством России, одно из важнейших направлений - повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества. То есть, наше правительство подписалось под тем, что без людей проблему контроля качества работы чиновника не решить.

- То есть, без вмешательства общественных организаций?

- Конечно. Потому что любой внутренний контроль неэффективен. У начальника очень часто возникает желание скрывать проблемы своих подчиненных, потому что он в конечном итоге за это тоже отвечает. Другое дело - контроль внешний, общественный. И я могу сказать, что федеральная власть в последние годы очень активно пытается выстроить систему внешнего контроля. Принят закон о полиции, в соответствии с которым Общественные советы при органах полиции получили контрольные полномочия, и теперь, предъявив удостоверение члена такого совета, можно входить в изоляторы временного содержания, спецприемники. Раньше только члены общественных контрольных комиссий могли посещать такие заведения, но их мало. В Общественных советах при полицейских структурах, в целом по стране, состоят десятки тысяч человек. Представьте, какой массив общественного контроля!

Кроме того, создается очень мощная система общественной экспертизы. Например, любой гражданин России, который имеет высшее образование, может направить специальное заявление министру юстиции России, приложить копию своего диплома и получить свидетельство о том, что он - независимый эксперт, уполномоченный проводить экспертизу нормативно-правовых документов на коррупциогенность (не содержат ли они факторов, которые способствуют росту взяток).

- Как человек, не имеющий юридического образования, необходимых и достаточных знаний, может это проконтролировать?

- Дело в том, что это контроль только по одному вопросу: насколько принимаемый документ соответствует интересам человека. А кто лучше самого человека знает его интересы? Он может не просто высказать свое мнение, а написать экспертное заключение, которое любой орган власти обязан рассмотреть. И это не все примеры. На федеральном уровне принимаются новые и новые законы, указы президента, направленные на качественное улучшение работы властных структур.

Главная проблема состоит не в том, что нет каких-то инструментов, а в том, как эти инструменты работают. Помните, в сказке Аркадия Гайдара о Мальчише-Кибальчише: «И снаряды есть, да бойцы побиты». У нас «снарядов», то есть, инструментов воздействия на властные структуры, полно, а кто будет все это применять? Вот пользоваться этими «снарядами» мы и учили на нашем семинаре.

- Допустим, вы обучили тридцать человек. А триста, три тысячи - как их научить?

- Люди, которые побывали на этом семинаре, уже включены в нашу работу. Мы будем проводить семинары в других местах, по другим темам, будем приглашать туда людей, которые уже зарекомендовали себя как активные граждане. Они будут получать новые знания. Более того, мы будем проводить грантовые программы. Начиная со следующего года, на конкурсной основе будем отбирать заявки некоммерческих организаций и финансировать их за счет средств Агентства США по международному развитию. Куда направить эти деньги решает российско-американская комиссия. Федеральные власти посчитали, что северокавказский регион – это именно та территория, где такие программы необходимы, где мало гражданской активности, где достаточно сложные отношения между властью и гражданами. Решением этой проблемы занимаются государственные программы и структуры власти. Но должны быть и другие пути - когда хочешь получить результат, пробуй достичь его несколькими способами, чтобы можно было бы сравнить, какие методики эффективней, и потом сделать окончательный выбор. То есть, мы работаем как позитивная альтернатива.

Одна из программ Южного регионального ресурсного центра будет посвящена включению людей в решение местных проблем. Мы будем финансировать те проекты, в которых люди вместе с властью (это обязательно) вместе решали бы какую-то проблему.

- Приведите пример реализованного проекта.

- У нас сотни поддержанных проектов. Например, поддержали идею создания аллеи дружбы в Ингушетии. Вы знаете, что не простая ситуация в районе осетино-ингушского конфликта. И вот студенты-ингуши встретили студентов-осетин, которые приехали на нескольких автобусах. Была размечена аллея, студенты в смешанных парах посадили деревья, потом у них был совместный ужин… С ними были представители власти, которые тоже в этом участвовали. Некоторые из этих людей дружат до сих пор.

Мы уже давно работаем по нормативам административной реформы, а один из ее главных принципов гласит: нужно работать на результат. Наши чиновники привыкли работать с процессом. Как отчитывается начальник какого-нибудь управления коммунального хозяйства? «Мы проложили два километра труб». Мне как жителю этой территории не понятно - это много или мало?

- И задействованы ли эти трубы?

- Правильно. Для меня важен результат - есть вода или нет воды. На семинаре мы увидели проблемы, в решение которых включены его участники, прикинули, какие у нас есть дополнительные инструменты, чтобы им помочь. Ну, скажем, обращается ко мне председатель товарищества собственников жилья из Нальчика и говорит, что у них судебная тяжба. Администрация не хочет узаконить всю землю за этим домом, которая ему положена. А у нас есть очень квалифицированный юрист, который поможет им абсолютно бесплатно, потому что ему уже заплатили в рамках этой программы. Мы заинтересованы в том, чтобы у людей было больше информации о наших возможностях, и чаще к нам обращались. Наша задача - создать на каждой территории такие центры гражданского партнерства, которые могли бы работать самостоятельно. В Кабардино-Балкарии это Институт общественных инициатив «Кабардино-Балкария. Мир и мы», сайт которого вы называли - достаточно посещаемый и популярный в республике. Кроме того, там есть штат специалистов, в том числе и юрист, который тоже работает бесплатно. Можно созвониться, рассказать о своей проблеме и получить содействие. Разное - информационное, юридическое. Если это зарегистрированная общественная организация, можно принять участие в грантовой программе и получить конкретные деньги на решение какой-то проблемы.

- Кто решает - давать грант или нет?

- Конкурсная комиссия, в которой много внешних независимых экспертов. То есть, это даже не мы. Это люди, которые хорошо разбираются в социальном проектировании. Кстати говоря, этот навык социального проектирования очень скоро понадобится вашим муниципальным чиновникам.

- Сейчас они им не владеют?

- Нет. Дело в том, что в рамках стратеги социально-экономического развития северного Кавказа до 2025 года предусмотрен такой механизм как поддержка общественных инициатив. Идея в следующем. Комиссия, которая будет работать при министерстве экономики России, и в которую будут входить специалисты из других ведомств, примет заявку, цель которой - решить какая-то местную проблему очень конкретную: из сферы ЖКХ, транспорта или из категории «социальная инфраструктура», и затем министерство будет решать вопрос о софинансировании.

- Софинансирование из каких источников?

- Часть денег должна быть местной, поскольку решается проблема местного бюджета. а часть - из федерального. Но это не халявные деньги. Это не то, что Господь дает, а это то, что нужно заработать в конкурентной борьбе. Заявка должна быть более обоснованной чем заявки других регионов.

- Газета, которую адресно распространяет Южный региональный ресурсный центр, называется «Новая реальность». Очень хочется жить в новой реальности. Как вы ее себе представляете?

- Нам тоже хочется жить в новой реальности, которую мы определяем как общество, в котором люди активны, и если появляется проблема, они не обсуждают ее тоскливо на кухне, а пытаются решить.

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

За 11 месяцев 2018 г. более 500 тысяч человек перевели свои кредиты в ВТБ в рамках программы рефинансирования займов сторонних банков: общая сумма выдачи за этот период превысила 240 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 г. показатели выросли в 1,5 раза.  

Микробиолог из Невинномысска Александр Харченко 28 ноября в РАЕН (Москва) удостоен международной премии «EcoWorld-2018» за создание эффективного микробного препарата от фитофтороза Фитостим К+Т, сообщает SK-NEWS.RU .

Как получить хороший урожай картошки без колорадского жука, избавить помидоры от фитофторы, а деревья от разных хворей при помощи Стимиксов – эффективных микроорганизмов из Невинномысска, рассказывает автор этих препаратов, ученый-микробиолог Александр Харченко.

Происходит это, по словам представителя ОНФ, в основном до обеда, когда жители республики едут на учебу и работу или бегут на обед.

Благотворительный проект «Дари еду!» ищет партнеров в Ставрополе среди НКО для помощи продуктами питания людям в сложной жизненной ситуации.

Активный популяризатор природного земледелия Борис Андреевич Бублик в условиях Харьковской области, когда был жив, сажал чеснок в интервале с 15 по 25 сентября, пересказывает  SK-NEWS.RU видеосюжет, прикрепленный ниже.

Международный научно-образовательный проект «Искусство ведения переговоров, дебатов, публичных выступлений в мультикультурной среде» - ProОраторство, реализуемый общественной организацией из Невинномысска, назван в числе наиболее успешных, и медийных проектов из поддержанных Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, сообщает SK-NEWS.RU .

Крылья надежд
Елка Желаний
✨ЧЕТВЁРТАЯ ДАРИТ СЧАСТЬЕ✨
Добровольчество рядом
Музыка в наших руках
Продолжаем публиковать материалы о добровольчестве, как явлении, о добровольцах и их добрых делах, несущих свет и облегчение людям, нуждающимся в помощи.
Мы мечтаем о времени, когда добрые дела станут повседневной жизнью каждого.
Помогать не стыдно
Каждый понимает добровольчество по-своему, но отклик в сердце есть всегда. Кому-то самому нужна помощь, а кто-то её оказывает.
Эти книжки «читают» руками
Научные исследования студентов КБГУ
Подведены итоги партнерского проекта «Слядневские чтения»

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Январь
2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3