Вопрос юристу

Новости: Общество



Асият Теппеева: 20 лет без культуры и Главной Цели
Как-то один педагог пожаловался, что многим сегодняшним школьникам надо отдельно разъяснять абсолютно элементарные вопросы, которые ещё лет двадцать назад звучали бы как нечто фантастическое. 

К примеру, «почему мы ведём отсчёт Великой Отечественной войны от 22 июня, если напали не на нас, а на Беларусь, Украину и Молдавию?». Я бы добавила, что объяснять такого рода вещи приходится, к сожалению, уже не только школьникам. И это, как ни странно, не самый печальный случай. Гораздо хуже, когда эти вопросы вообще не волнуют человека.

Действительно, мы живём, что называется, в «интересное время». Небывалое развитие Интернета и абсолютно безграничное распространение СМИ уничтожили последние информационные различия между столицей и провинциями. И очень основательно подпортили фундамент незыблемых, казалось бы, представлений о так называемой «культурной периферии». Человеку нужно только захотеть, и он может получить (не выходя из дома) огромные объёмы информации, которые помогут ему развиваться как личности и как специалисту. Он может, при желании, открыть собственное дело, поехать в другой город или страну и т.д.

Мне могут возразить (и весьма справедливо), что хорошие специалисты в нашей стране не всегда могут найти себе достойное применение, бизнес связан с огромным количеством бюрократических проволочек, а ездить по другим регионам (или странам) для большинства слишком неподъёмно в плане финансов.

Что ж, это правда. Как правда и то, что всего лишь несколько десятилетий назад в нашей стране репрессиям подвергались целые народы, любого мало-мальски грамотного или предприимчивого человека могли в одну минуту обвинить во всех смертных грехах и отправить на каторгу. А о том, чтобы позволить себе заграничную поездку в курортный сезон мы не могли даже и мечтать.

Другими словами, возможности сегодня (пусть не самые идеальные), есть. И проблем, по логике, должно было бы стать меньше. Но первое, чем отличается наше «интересное время», так это отсутствием этой самой логики и полной инверсией ценностей. Когда расшатываются традиционные представления об окружающем нас мире, и легко меняются местами наука и лженаука, подвиг и преступление и т.д. Если разум взрослого человека не в состоянии постигнуть сущность этих обманчивых противоречий, то не стоит, судя по всему, удивляться после этого вопросам, которые задают современные школьники.

Когда же всё изменилось? Предполагается, что в 1991-м, когда после развала СССР нас всех повели в новую, доселе неизвестную нам, цивилизацию. Где в вихре постперестроечных событий зримо просматривалась главная ценностная установка нового времени — «жить так, чтобы к рукам прилипало», причём не важно, какими средствами и методами.

Многие, конечно же, уже тогда били в набат, обращая внимание власти на катастрофические процессы в духовно-нравственной сфере нашего общества, но как мы видим, ничего не изменилось. Во многом благодаря «специалистам», искренне полагавшим, что «когда корабль может пойти ко дну, то не до сантиментов». Это те самые товарищи, воспринимавшие культуру исключительно как совокупность театров, музеев и памятников, достойную внимания лишь по остаточному принципу.

Однако время расставляет всё по своим местам. И сам факт, что в Стратегии национальной безопасности страны (утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 г.) фигурирует фраза о «национальной безопасности в сфере культуры» говорит о том, что дело серьёзно.
Есть мнение, что тема духовности, морали и нравственности – самая привлекательная из всех возможных, где можно дать хлёсткую оценку нынешнего состояния дел в обществе, пройтись по пресловутой «разрухе в умах» и т.п. Далее развить тему, добавив несколько известных шаблонов, не забыв напоследок приправить унылым резюме в духе «мы должны» или «нам необходимо».

Но я не имею ни малейшего желания впадать в многосмысленное морализаторство. Хочу лишь сказать, что когда лучшие умы нашего Отечества в письме к Президенту России сходятся в мысли, что государственную культурную политику «невозможно назвать иначе как истреблением отечественного, исторического, духовного и культурного наследия, как надругательством над нравственными устоями российского общества», тут есть о чём призадуматься. И признать, что мы не имеем права остаться в стороне. Признать также, что мы не можем не обсуждать эти проблемы, пусть даже и не без привычно-унылого для кого-то «мы должны» или «нам необходимо». Вопрос только, умеем ли мы заглянуть в самую суть проблемы, готовы ли мы к действию и самое главное — насколько искренне мы хотим решить эти проблемы. Вопрос стоит именно так — или (поставив правильный диагноз) начинать что-то делать по существу, или признать своё интеллектуальное бессилие.

Сама по себе Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года представляет собою официально признанную систему стратегических приоритетов в области внутренней и внешней политики. Сказано в ней и о глобализации процессов мирового развития и, соответственно, новых угрозах и рисках для развития личности, общества и государства.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности России и Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года.

Я абсолютно убеждена, что культура — это, прежде всего способ существования нации. В данном случае - российской. Театры, музеи и памятники — это уже, как говорится, «второй эшелон». В упомянутом письме российской интеллигенции Президенту России приводится фраза Солженицына:

«Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план все равно выйдет свобода бессовестности».

Трудно не согласиться с нашим великим соотечественником. Эти слова были сказаны в 1990 году, когда главной задачей было остановить распад страны и не допустить экономического краха. Но он хорошо понимал, что без работы в культурном, духовно-нравственном отношении не будет в конечном итоге ни экономики, ни государства.

Пока происходило полунасильственное скрещивание России с цивилизацией Запада, мало кто задавался трудными вопросами. Создавая новую систему, абсолютно упустили из виду, что на том же Западе государственные и общественные институты возникали и развивались на протяжении столетий. А чужие культурные ценности вообще не стоило бы насаждать в нашей среде, по той простой причине, что они чужие и не соотносятся с нашей ментальностью. Что касается гражданского общества, о котором так много говорят сегодня, то его невозможно создать за один политический сезон. В Америке, скажем, оно созревало одновременно с государством на протяжении всей его истории, тогда как нам предлагалось это сделать буквально «до следующих выборов».

Наткнулась в то незабываемое время на весьма интересный текст, в котором говорилось: «...после падения СССР вся цивилизация трансформировалась в систему с одним центром — США. Теперь на историческую арену выдвигается новая идеология, обозначаемая термином «глобализация». Суть её в том, что победа США на самом деле не экономическая и даже не политическая. Это победа философская, цивилизационная, глобальная. Отныне весь мир будет строить свою жизнь по единым меркам, разработанным в США. Это и рыночная экономика, и либерально-демократические институты, и коммерциализированная культура, и всё остальное. Вот этот процесс постепенного, а когда и спорадического распространения новой цивилизации и называется «глобализацией».

Сейчас много говорят о глобализации, но так, чтобы выразить её сущность в двух словах и с предельной ясностью — не часто встретишь. И ведь всё правильно сказано. И о коммерциализации культуры, и об агрессивном насаждении западных стандартов во все сферы жизни. Но, главное, это действительно была победа цивилизационная. Если бы речь шла о маленьком государстве где-то в океане — ещё можно было бы понять. Но когда говорят о цивилизационной победе над страной с величайшей культурой и тысячелетней историей и когда ты понимаешь в полной мере, что говорят о твоей стране, становится как-то не по себе. И нужны ли ещё какие-то доказательства того, что духовно-нравственная сфера — это номер один в системе приоритетов?

Кстати, о маленьком государстве в океане. Известную книгу Ли Куан Ю «Сингапурская история: из «третьего мира» — в «первый» справедливо называют первым в мире учебником по строительству государства. Есть в этой книге такая фраза: «Не приложи мы усилий, чтобы убедить людей изменить свои привычки, мы жили бы в куда более грубом и диком обществе. Сингапур не был выпестованным, цивилизованным обществом, и мы не стыдились своих попыток стать таким обществом в течение самого короткого времени. Мы начали с воспитания наших людей. После того, как мы убедили большинство из них, мы стали издавать законы, чтобы наказывать меньшинство людей, преднамеренно нарушавших правила. Это сделало Сингапур довольно-таки приятным местом для жизни...»


Сегодняшняя ситуация с финансированием культурной сферы улучшилась. Новые театры по всей стране, повышение зарплат работникам культуры, финансирование строительства новых культурных объектов и т.д. Само по себе это прекрасно. Но главный вопрос, который волнует нас всех — это не слишком энергичный, а точнее сказать, вялый интерес молодого поколения (да и общества в целом) к участию в культурной жизни. На самом же деле это и есть самый настоящий «сбой в отношениях» между государством и обществом, который произошёл в начале 1990-х, когда люди в полной мере испытали на себе все прелести новой жизни. Специалист-политолог назовёт, скорее всего, тысячу причин этого, я же остановлюсь на трёх аспектах.

Аспект первый. Как известно, любая экономическая модель нравственно обусловлена, то есть в основе её лежит некий нравственный императив. Скажем проще — что главное в этой экономической модели, — обогащение избранных или обогащение всего народа? Практика показала, что российская экономика создана для обогащения избранных, и это не добавляет энтузиазма российским гражданам.

Аспект второй. Когда люди видят, что коррупция в государстве перешла все мыслимые грани, а власть не реагирует должным образом, они отдаляются от государства и перестают всерьёз воспринимать его инициативы.

Аспект третий. Самая удивительная черта наших сограждан состоит в том, что они могут пройти через любые испытания, даже если это будет война или голод. Они одолеют любого врага, но только при одном условии: они должны знать свою Главную Цель и понимать, ради чего (и ради кого) всё это делается. Потому и вспоминают часто Советский Союз. Ведь тогда было чёткое понимание и осознание всех этих вещей, как выясняется, самых важных для человека. Знали, куда движемся, знали, во имя чего.

Вряд ли буду первой, если скажу, что это самая главная, фундаментальная проблема. Сегодня её называют Доктриной, Национальной идеей и т.д. Но, видимо, такова особенность наша: нет цели – нет и движения. Нет движения – нет интереса к жизни. А поскольку свято место пусто не бывает, на этом поле начинают играть другие игроки.

В любом случае, не стоит надеяться, что можно решить эту проблему с помощью указов, законов и денежных вливаний. Надежда, а за ней твёрдая уверенность может появиться вместе с экономической стабильностью, когда государство, а следовательно, и чиновник, будут работать на обогащение нации; когда начнутся публичные суды над продажными чиновниками. Ну и конечно же, когда возникнет фундаментальная Национальная идея развития России, а российский человек станет главным компонентом богатства нашей страны.
Асият Теппеева,
Консультант Комиссии по культуре и СМИ Общественной палаты КБР  

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

ВТБ первым из российских банков начал разработку единой цифровой платформы имущественных торгов.

О том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверняка слышал каждый. Также почти все в курсе, что нарушения состава этой микрофлоры называются дисбиозами. Наконец, те, кто всерьез заботится о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнедеятельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал НеБолеем

Последнее время часто слышу из разных источников о пользе полипренолов для здоровья человека. А что такое полипренолы? Откуда их взяли и как они действуют?

По примеру Белгородской области на Ставрополье будет разработана краевая программа перевода сельского хозяйства на биологизированное земледелие.

СТИМИКС — это общее название группы препаратов. Сферу действия  того или иного из них можно понять по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

Свое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель Центр внедрения передовых медицинских технологий «ПланетаМед» Василий Генералов в прямом эфире Инстаграм с блогером Лаурой Батыр.

Руководитель клуба и ведущая семинара - Людмила Александровна Дорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применения микробных биопрепаратов нового поколения СТИМИКС, которые производит ГК НПО «Биоцентр» в г. Невинномысске.

Команда КБГУ – призер Data-хакатона по решению глобальных социальных задач
95 лет на связи со слушателями
Руководитель ФоРГО о продвижении партий через их лидеров
Глава ФоРГО о ретрансляции программы партии через ее лидеров
Маяковка дарит еще одну «живую страницу» – «Феерия ароматов»!
В путешествие за цветущими травами
Медиадоброволец-2020: искусство исцелять руками
Восстановление документа для подачи на гражданство
Трудовые отношения с иностранным гражданином
Мобильный краеведческий маршрут пополнился новыми точками
Читатели Маяковки побывали на вернисаже культур народов Северного Кавказа
Маяковка пригласила в удивительное литературно-ботаническое путешествие

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Июль
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28
29
30
1