јси€т “еппеева: 20 лет без культуры и √лавной ÷ели

Ќовости: ќбщество



јси€т “еппеева: 20 лет без культуры и √лавной ÷ели
 ак-то один педагог пожаловалс€, что многим сегодн€шним школьникам надо отдельно разъ€сн€ть абсолютно элементарные вопросы, которые ещЄ лет двадцать назад звучали бы как нечто фантастическое.

  примеру, «почему мы ведЄм отсчЄт ¬еликой ќтечественной войны от 22 июн€, если напали не на нас, а на Ѕеларусь, ”краину и ћолдавию?». я бы добавила, что объ€сн€ть такого рода вещи приходитс€, к сожалению, уже не только школьникам. » это, как ни странно, не самый печальный случай. √ораздо хуже, когда эти вопросы вообще не волнуют человека.

ƒействительно, мы живЄм, что называетс€, в Ђинтересное врем€ї. Ќебывалое развитие »нтернета и абсолютно безграничное распространение —ћ» уничтожили последние информационные различи€ между столицей и провинци€ми. » очень основательно подпортили фундамент незыблемых, казалось бы, представлений о так называемой Ђкультурной периферииї. „еловеку нужно только захотеть, и он может получить (не выход€ из дома) огромные объЄмы информации, которые помогут ему развиватьс€ как личности и как специалисту. ќн может, при желании, открыть собственное дело, поехать в другой город или страну и т.д.

ћне могут возразить (и весьма справедливо), что хорошие специалисты в нашей стране не всегда могут найти себе достойное применение, бизнес св€зан с огромным количеством бюрократических проволочек, а ездить по другим регионам (или странам) дл€ большинства слишком неподъЄмно в плане финансов.

„то ж, это правда.  ак правда и то, что всего лишь несколько дес€тилетий назад в нашей стране репресси€м подвергались целые народы, любого мало-мальски грамотного или предприимчивого человека могли в одну минуту обвинить во всех смертных грехах и отправить на каторгу. ј о том, чтобы позволить себе заграничную поездку в курортный сезон мы не могли даже и мечтать.

ƒругими словами, возможности сегодн€ (пусть не самые идеальные), есть. » проблем, по логике, должно было бы стать меньше. Ќо первое, чем отличаетс€ наше Ђинтересное врем€ї, так это отсутствием этой самой логики и полной инверсией ценностей.  огда расшатываютс€ традиционные представлени€ об окружающем нас мире, и легко мен€ютс€ местами наука и лженаука, подвиг и преступление и т.д. ≈сли разум взрослого человека не в состо€нии постигнуть сущность этих обманчивых противоречий, то не стоит, суд€ по всему, удивл€тьс€ после этого вопросам, которые задают современные школьники.

 огда же всЄ изменилось? ѕредполагаетс€, что в 1991-м, когда после развала ———– нас всех повели в новую, доселе неизвестную нам, цивилизацию. √де в вихре постперестроечных событий зримо просматривалась главна€ ценностна€ установка нового времени — Ђжить так, чтобы к рукам прилипалої, причЄм не важно, какими средствами и методами.

ћногие, конечно же, уже тогда били в набат, обраща€ внимание власти на катастрофические процессы в духовно-нравственной сфере нашего общества, но как мы видим, ничего не изменилось. ¬о многом благодар€ Ђспециалистамї, искренне полагавшим, что Ђкогда корабль может пойти ко дну, то не до сантиментовї. Ёто те самые товарищи, воспринимавшие культуру исключительно как совокупность театров, музеев и пам€тников, достойную внимани€ лишь по остаточному принципу.

ќднако врем€ расставл€ет всЄ по своим местам. » сам факт, что в —тратегии национальной безопасности страны (утвержденной ”казом ѕрезидента –‘ 12 ма€ 2009 г.) фигурирует фраза о Ђнациональной безопасности в сфере культурыї говорит о том, что дело серьЄзно.
≈сть мнение, что тема духовности, морали и нравственности – сама€ привлекательна€ из всех возможных, где можно дать хлЄсткую оценку нынешнего состо€ни€ дел в обществе, пройтись по пресловутой Ђразрухе в умахї и т.п. ƒалее развить тему, добавив несколько известных шаблонов, не забыв напоследок приправить унылым резюме в духе Ђмы должныї или Ђнам необходимої.

Ќо € не имею ни малейшего желани€ впадать в многосмысленное морализаторство. ’очу лишь сказать, что когда лучшие умы нашего ќтечества в письме к ѕрезиденту –оссии сход€тс€ в мысли, что государственную культурную политику Ђневозможно назвать иначе как истреблением отечественного, исторического, духовного и культурного наследи€, как надругательством над нравственными усто€ми российского обществаї, тут есть о чЄм призадуматьс€. » признать, что мы не имеем права остатьс€ в стороне. ѕризнать также, что мы не можем не обсуждать эти проблемы, пусть даже и не без привычно-унылого дл€ кого-то Ђмы должныї или Ђнам необходимої. ¬опрос только, умеем ли мы загл€нуть в самую суть проблемы, готовы ли мы к действию и самое главное Ч насколько искренне мы хотим решить эти проблемы. ¬опрос стоит именно так Ч или (поставив правильный диагноз) начинать что-то делать по существу, или признать своЄ интеллектуальное бессилие.

—ама по себе —тратеги€ национальной безопасности –оссийской ‘едерации до 2020 года представл€ет собою официально признанную систему стратегических приоритетов в области внутренней и внешней политики. —казано в ней и о глобализации процессов мирового развити€ и, соответственно, новых угрозах и рисках дл€ развити€ личности, общества и государства.

 онцептуальные положени€ в области обеспечени€ национальной безопасности базируютс€ на фундаментальной взаимосв€зи и взаимозависимости —тратегии национальной безопасности –оссии и  онцепции долгосрочного социально-экономического развити€ –оссии на период до 2020 года.

я абсолютно убеждена, что культура Ч это, прежде всего способ существовани€ нации. ¬ данном случае - российской. “еатры, музеи и пам€тники Ч это уже, как говоритс€, Ђвторой эшелонї. ¬ упом€нутом письме российской интеллигенции ѕрезиденту –оссии приводитс€ фраза —олженицына:

Ђ≈сли духовные силы нации исс€кнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут еЄ от смерти. — гнилым дуплом дерево не стоит. » из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план все равно выйдет свобода бессовестностиї.

“рудно не согласитьс€ с нашим великим соотечественником. Ёти слова были сказаны в 1990 году, когда главной задачей было остановить распад страны и не допустить экономического краха. Ќо он хорошо понимал, что без работы в культурном, духовно-нравственном отношении не будет в конечном итоге ни экономики, ни государства.

ѕока происходило полунасильственное скрещивание –оссии с цивилизацией «апада, мало кто задавалс€ трудными вопросами. —оздава€ новую систему, абсолютно упустили из виду, что на том же «ападе государственные и общественные институты возникали и развивались на прот€жении столетий. ј чужие культурные ценности вообще не стоило бы насаждать в нашей среде, по той простой причине, что они чужие и не соотнос€тс€ с нашей ментальностью. „то касаетс€ гражданского общества, о котором так много говор€т сегодн€, то его невозможно создать за один политический сезон. ¬ јмерике, скажем, оно созревало одновременно с государством на прот€жении всей его истории, тогда как нам предлагалось это сделать буквально Ђдо следующих выборовї.

Ќаткнулась в то незабываемое врем€ на весьма интересный текст, в котором говорилось: Ђ...после падени€ ———– вс€ цивилизаци€ трансформировалась в систему с одним центром Ч —Ўј. “еперь на историческую арену выдвигаетс€ нова€ идеологи€, обозначаема€ термином Ђглобализаци€ї. —уть еЄ в том, что победа —Ўј на самом деле не экономическа€ и даже не политическа€. Ёто победа философска€, цивилизационна€, глобальна€. ќтныне весь мир будет строить свою жизнь по единым меркам, разработанным в —Ўј. Ёто и рыночна€ экономика, и либерально-демократические институты, и коммерциализированна€ культура, и всЄ остальное. ¬от этот процесс постепенного, а когда и спорадического распространени€ новой цивилизации и называетс€ Ђглобализациейї.

—ейчас много говор€т о глобализации, но так, чтобы выразить еЄ сущность в двух словах и с предельной €сностью Ч не часто встретишь. » ведь всЄ правильно сказано. » о коммерциализации культуры, и об агрессивном насаждении западных стандартов во все сферы жизни. Ќо, главное, это действительно была победа цивилизационна€. ≈сли бы речь шла о маленьком государстве где-то в океане Ч ещЄ можно было бы пон€ть. Ќо когда говор€т о цивилизационной победе над страной с величайшей культурой и тыс€челетней историей и когда ты понимаешь в полной мере, что говор€т о твоей стране, становитс€ как-то не по себе. » нужны ли ещЄ какие-то доказательства того, что духовно-нравственна€ сфера Ч это номер один в системе приоритетов?

 стати, о маленьком государстве в океане. »звестную книгу Ћи  уан ё Ђ—ингапурска€ истори€: из Ђтретьего мираї Ч в Ђпервыйї справедливо называют первым в мире учебником по строительству государства. ≈сть в этой книге така€ фраза: ЂЌе приложи мы усилий, чтобы убедить людей изменить свои привычки, мы жили бы в куда более грубом и диком обществе. —ингапур не был выпестованным, цивилизованным обществом, и мы не стыдились своих попыток стать таким обществом в течение самого короткого времени. ћы начали с воспитани€ наших людей. ѕосле того, как мы убедили большинство из них, мы стали издавать законы, чтобы наказывать меньшинство людей, преднамеренно нарушавших правила. Ёто сделало —ингапур довольно-таки при€тным местом дл€ жизни...ї


—егодн€шн€€ ситуаци€ с финансированием культурной сферы улучшилась. Ќовые театры по всей стране, повышение зарплат работникам культуры, финансирование строительства новых культурных объектов и т.д. —амо по себе это прекрасно. Ќо главный вопрос, который волнует нас всех Ч это не слишком энергичный, а точнее сказать, в€лый интерес молодого поколени€ (да и общества в целом) к участию в культурной жизни. Ќа самом же деле это и есть самый насто€щий Ђсбой в отношени€хї между государством и обществом, который произошЄл в начале 1990-х, когда люди в полной мере испытали на себе все прелести новой жизни. —пециалист-политолог назовЄт, скорее всего, тыс€чу причин этого, € же остановлюсь на трЄх аспектах.

јспект первый.  ак известно, люба€ экономическа€ модель нравственно обусловлена, то есть в основе еЄ лежит некий нравственный императив. —кажем проще Ч что главное в этой экономической модели, Ч обогащение избранных или обогащение всего народа? ѕрактика показала, что российска€ экономика создана дл€ обогащени€ избранных, и это не добавл€ет энтузиазма российским гражданам.

јспект второй.  огда люди вид€т, что коррупци€ в государстве перешла все мыслимые грани, а власть не реагирует должным образом, они отдал€ютс€ от государства и перестают всерьЄз воспринимать его инициативы.

јспект третий. —ама€ удивительна€ черта наших сограждан состоит в том, что они могут пройти через любые испытани€, даже если это будет война или голод. ќни одолеют любого врага, но только при одном условии: они должны знать свою √лавную ÷ель и понимать, ради чего (и ради кого) всЄ это делаетс€. ѕотому и вспоминают часто —оветский —оюз. ¬едь тогда было чЄткое понимание и осознание всех этих вещей, как вы€сн€етс€, самых важных дл€ человека. «нали, куда движемс€, знали, во им€ чего.

¬р€д ли буду первой, если скажу, что это сама€ главна€, фундаментальна€ проблема. —егодн€ еЄ называют ƒоктриной, Ќациональной идеей и т.д. Ќо, видимо, такова особенность наша: нет цели Ц нет и движени€. Ќет движени€ Ц нет интереса к жизни. ј поскольку св€то место пусто не бывает, на этом поле начинают играть другие игроки.

¬ любом случае, не стоит наде€тьс€, что можно решить эту проблему с помощью указов, законов и денежных вливаний. Ќадежда, а за ней твЄрда€ уверенность может по€витьс€ вместе с экономической стабильностью, когда государство, а следовательно, и чиновник, будут работать на обогащение нации; когда начнутс€ публичные суды над продажными чиновниками. Ќу и конечно же, когда возникнет фундаментальна€ Ќациональна€ иде€ развити€ –оссии, а российский человек станет главным компонентом богатства нашей страны.
јси€т “еппеева,
 онсультант  омиссии по культуре и —ћ» ќбщественной палаты  Ѕ– †
Cannot find 'template' template with page ''

 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

ќнлайн дискусси€ на тему: ЂЁйджизм: дискриминаци€ по возрасту и как с ней боротьс€ї состо€лась сегодн€ на площадке департамента конгрессных меропри€тий международного холдинга Ђ≈вроћедиаї.

ќ том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверн€ка слышал каждый. “акже почти все в курсе, что нарушени€ состава этой микрофлоры называютс€ дисбиозами. Ќаконец, те, кто всерьез заботитс€ о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнеде€тельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал ЌеЅолеем

ѕоследнее врем€ часто слышу из разных источников о пользе полипренолов дл€ здоровь€ человека. ј что такое полипренолы? ќткуда их вз€ли и как они действуют?

ѕо примеру Ѕелгородской области на —таврополье будет разработана краева€ программа перевода сельского хоз€йства на биологизированное земледелие.

—“»ћ» — Ч это общее название группы препаратов. —феру действи€  того или иного из них можно пон€ть по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

—вое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель ÷ентр внедрени€ передовых медицинских технологий Ђѕланетаћедї ¬асилий √енералов в пр€мом эфире »нстаграм с блогером Ћаурой Ѕатыр.

–уководитель клуба и ведуща€ семинара - Ћюдмила јлександровна ƒорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применени€ микробных биопрепаратов нового поколени€ —“»ћ» —, которые производит √  Ќѕќ ЂЅиоцентрї в г. Ќевинномысске.