ћаксим Ўевченко:  авказ - это лаборатори€ демократии в –оссии

Ќовости: ќбщество



ѕока не будут включены механизмы общественного договора, насилие будет продолжатьс€, эскалаци€ насили€ будет усиливатьс€, - убежден руководитель рабочей группы ќбщественной палаты –‘ (ќѕ –‘) по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на  авказе, известный журналист ћаксим Ўевченко.
–абоча€ группа в конце ма€ посетила  абардино-Ѕалкарию с трехдневным визитом. ѕлотный график встреч и слушаний не позволил представител€м ќѕ –‘ уделить внимание всем желающим, но данна€ поездка имела достаточно серьезный общественный резонанс.†ѕубликуем предоставленный†sk-news.ru†разговор ћаксима Ўевченко и заместител€ председател€ общественного движени€ «’асэ»  Ѕ– «амира Ўухова.

«јћ»– Ў”’ќ¬: —пасибо, что уделили нам врем€. ’отелось бы сразу перейти к вопросу, который волнует многих, как наших читателей - жителей республики, так и интернет-сообщество. „ем именно вызван ваш интерес к  авказу, почему вы решили заниматьс€ проблемами становлени€ здесь гражданского общества?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: ¬опрос очень интересный и ответ на него очень непростой. ƒело в том, что русских всегда т€нуло на  авказ, потому что на  авказе сохран€етс€ в определенной мере тот демократический тип организации общества, который так прит€гателен дл€ вс€кого вмен€емого человека.

 авказ прит€гателен дл€ русских, и поэтому он так широко воспет в русской культуре.  ультура черкесов, чеченцев, дагестанцев и всех народов  авказа всегда манила русскую интеллектуальную элиту. Ќедаром еще в XIX веке в среде русских интеллектуалов и офицеров было модным и считалось особым шиком носить черкеску и подражать  авказу. ¬спомним наиболее прославленного и попул€рного в этом смысле Ћермонтова. Ќе скажу, что € заинтересовалс€  авказом из романтических побуждений, просто дл€ мен€ это очень прит€гательна€ среда. –усские, живущие на  авказе, с которыми мне приходитс€ общатьс€, они тоже иные. ќни качественно иные, чем многие из тех, с кем мне пришлось прожить свою жизнь в ћоскве и ѕетербурге. ” них иное отношение к жизни и смерти, на  авказе ведь по-иному стро€тс€ отношени€ между людьми, и это накладывает отпечаток на мировоспри€тие русских, живущих на  авказе, которых в какой-то мере можно считать кавказцами. Ќо это не главное.

√лавное, мне кажетс€, вот что. ≈сли мы говорим о становлении в –‘ демократического общества, подлинной федерации, в которой будут уважатьс€ и, как сложна€ мозаика, складыватьс€ ча€ни€ и опыт многих народов нашей страны, то  авказ здесь €вл€етс€ ключевой территорией. »менно на  авказе существует возможность создани€, построени€ естественной демократии, основанной на принципиальной договоренности огромного количества разнообразных этнокультурных общностей, которые различаютс€ между собой с точки зрени€ лингвистической и культурной, но объедин€ютс€ общей социальной этикой, этикой отношени€ друг к другу.

ѕоэтому € отношусь к  авказу как к некой лаборатории демократии в –оссии. ѕодлинна€ демократи€ в –оссии придет с ёга. Ќедаром событи€ гражданской войны происходили в основном на юге, в регионе —еверного  авказа, ƒона,  убани.  ак и всегда, сейчас народы именно этого региона ‒ казаки, русские, кавказцы ‒ €вл€ютс€ Ђзаконодател€ми модї, по крайне мере, должны быть таковыми. ƒолжны быть законодател€ми мод именно с точки зрени€ обретени€ форматов свободы, демократии и нормального общества. ƒемократи€ в –оссии должна насаждатьс€ не через либерально-космополитическую элиту, не через московские салоны, а должна приходить изнутри –оссии. Ќа мой взгл€д, внутри –оссии наиболее развитыми с точки зрени€ естественной демократии €вл€ютс€ регионы  авказа и прилегающие к нему регионы. ѕоэтому € воспринимаю  авказ с политических позиций, прежде всего.

«јћ»– Ў”’ќ¬: –асскажите о своей поездке в  абардино-Ѕалкарию, что вам показалось странным, а что показалось вполне закономерным и пон€тным?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: ѕоездка в  абардино-Ѕалкарию была очень сложной, очень интересной и очень откровенной. ћогу сказать, что поездка состо€лась благодар€ беспрецедентной позиции, которую зан€ло руководство республики и глава республики јрсен  аноков, его администраци€. Ќаши встречи с общественными организаци€ми не блокировались ни в какой мере. ѕричем было очевидно, что не все общественные организации, которые придут на эти встречи, будут, условно говор€, ло€льны по отношению к руководству республики. –уководству республики было пон€тно, что придетс€ выслушивать немало критических и даже обидных слов. ¬се равно, с нами посто€нно присутствовал «алим  арачаевич  ашироков, на всех встречах присутствовал заместитель главы правительства - јдиб ’асанбиевич јбрегов, присутствовали представители местных администраций и в ’асанье, и в “ырныаузе, и в балкарских селах, в кабардинском селе »сламей, и в русском городе ѕрохладном. Ѕыл очень жесткий, откровенный разговор. ћы задавали два вопроса: в чем проблема и что делать? ¬се люди говорили то, что считали нужным говорить.

¬ некоторых местах разговоры шли долго. ¬ ’асанье, например, наша встреча продолжалась около 5 часов, в “ырныаузе тоже около 4 часов. –азочаровала встреча в  арагаче, где нас отвезли в школу на окраине села, куда на трех автобусах привезли женщин, которыми заполнили зал, устроили фуршет и т.д. »менно из-за таких встреч, как в  арагаче, потом возникают в интернете обвинени€ в адрес делегаций из ћосквы, что они €кобы приезжают Ђшашлыки поестьї и покормитьс€. ћогу сказать, что это абсолютна€ неправда. Ќашим критикам € хочу сказать - в таком случае мы вообще будет отказыватьс€ от еды. Ќаши площадки, которые были открытыми в ’асанье, в “ырныаузе, в »сламее, и в ѕрохладном, были беспрецедентными по форме демократизма, открытости и присутстви€ всех, кто хотел прийти. Ќа этих площадках, кстати, был »брагим яганов и его выступлени€ отличались высокой степенью критичности.

Ќам потом предъ€вл€ют претензии: ЂЌас не позвали, с нами не встретились...ї. Ќапример, ƒуховное управление мусульман  Ѕ– за€вило, что € с ними не встретилс€. я отвечаю: мы не приезжали специально к ƒуховному управлению мусульман  Ѕ–, между прочим; даже глава  Ѕ– попросил нас с ним встретитьс€. ћы не нав€зывались никому, мы пришли на все встречи, мы были открытыми, все, кто хотел прийти, имели такую возможность. я думаю, муфтию не было бы трудно доехать до ’асаньи, на такси по Ќальчику это стоит около 100 рублей, от мечети доехать до ’асаньи. ≈сли он не знает маршрута, € мог бы ему такси заказать в принципе. ¬ ’асаенье мы были целых п€ть часов.

я читал за€вление ќбщественного совета при ћ¬ƒ  Ѕ–, и в этом за€влении ‒ откровенна€ ложь. ѕеревираетс€ то, что говорили люди. Ќо никто из тех, кто подписал это за€вление, не был на наших меропри€ти€х, хот€ вход был открыт. «начит, эти люди чего- то бо€лись, бо€лись, может быть, предстать перед обществом, бо€лись вступить в открытую дискуссию, бо€лись, что им в лицо скажут что-то непри€тное, какие-то упреки. “е, кто не бо€лс€, в том числе и жесткие оппозиционеры, критики власти, такие, как старейшины балкарского народа, как руководитель Ђ’асэї  Ѕ– »брагим яганов, который не €вл€етс€ таким жестким критиком, но он оппозиционный политик, € считаю, - все они были на наших встречах. Ѕыли все, кто хотел. ћы открыты всегда дл€ всех.

 роме этого, очень важным в нашем визите было посещение —»«ќ в Ќальчике, в котором мы встретились с подсудимыми по процессу Ђ13 окт€бр€ 2005 годаї. ћы встретились с п€тью людьми, мы сделали запрос об этой встрече через руководство ”‘—»Ќ –оссии, потому что мы проанализировали жалобы, которые поступали через Ђћемориалї. ћы встретились с теми, от кого исходило наибольшее количество жалоб, с кабардинцами и балкарцами, еще троих нам привело руководство —»«ќ.

ћы находились в —»«ќ около п€ти с лишним часов. Ќа это же самое врем€ была запланирована встреча в јдминистрации √лавы  Ѕ– с общественными организаци€ми. ѕотом в интернете распростран€лось: ЂЎевченко оскорбил общественные организации, потому что не пришел с ними на встречу. ¬есь визит пошел насмаркуї. я читал такие комментарии.

ћы в это врем€ были в —»«ќ у заключенных, которые жалуютс€ на то, что их бросают в карцер, бьют, став€т Ђна раст€жкуї, что их серьезные болезни, а среди заключенных есть и онкобольные, лечатс€ аспирином и валокордином, что в еде, которой их корм€т, бывают черви, что их свидани€ с родственниками сокращены до минимума. Ёто, с точки зрени€ некоторых общественников, было менее важным. ћы, по их мнению, должны были бросить заключенных в их камерах и прибежать на встречу с ними. Ќо мы выбрали заключенных. я думаю, на нашем месте любой приличный человек поступил бы точно так же.

ѕоэтому мы специально приедем в  абардино-Ѕалкарию еще не один раз. я лично пообещал тем, кто не смог с нами встретитьс€, что € приеду в июле. ћы проедем по балкарским селам, пообщаемс€ с кабардинскими общественными организаци€ми. ћы будем действовать. ћы не будем решать какие-то конкретные вопросы, которые народы  абардино-Ѕалкарии сами в состо€нии решить, но мы будем подсказывать, где только можно, как необходимо организовать общественный процесс, какие новые форматы необходимы дл€ решени€ этих вопросов.

 абардинцы, русские, балкарцы, представители других народов  Ѕ– в состо€нии сами справитьс€ со своей судьбой на основании  онституции –‘ и традиционных механизмов самоуправлени€ кавказского общества. Ќаша задача - не решать за кого-то земельный или какой-либо иной вопрос. Ќаша задача - содействовать диалогу между людьми. Ѕлагодар€ позиции власти, благодар€ активности общественных организаций, благодар€ позиции ¬ерховного —уда –‘, руководства ”‘—»Ќ и судьи √ориславской, которой € отдельную благодарность выношу за разрешение посетить подсудимых, мы смогли в полной мере реализовать нашу задачу - содействовать общественному диалогу в  абардино-Ѕалкарии.

«јћ»– Ў”’ќ¬: ¬ернемс€ к дискуссии в селении »сламей. ≈сть информаци€, что один из жителей села, чей сын-милиционер погиб при исполнении служебных об€занностей, обратилс€ к вам: ЂЌе выдавать тела боевиков их родственникамї. —читаете ли вы такую практику допустимой на  авказе?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: я сразу же ответил этому человеку, € выразил ему свои соболезновани€, потому что потер€ть сына, тем более погибшего такой смертью, а ему отрезали голову - это огромное горе и даже невозможно пон€ть масштабы этого гор€ дл€ человека.

Ќо € €вл€юсь противником невыдачи тел. я считаю, это не человеческие, а какие-то людоедские законы. “ела врагов и друзей должны предаватьс€ земле в соответствии с традиционными нормами - мусульманскими, христианскими, иудейскими, какими угодно. “елами не торгуют, телами не угрожают. Ђћертвые срама не имутї - есть така€ русска€ поговорка. “аковы мои этические представлени€. я считаю, что пришедшие к нам из »зраил€ методы - невыдача тел боевиков, заворачивание их в свиные шкуры, все те методы, которые в »зраиле примен€ют по отношению к палестинцам, абсолютно неприемлемы дл€ нашей страны. » все, кто такие методы пропагандирует, работают на разрушение конституционного пол€ –‘, на разжигание гражданской войны, они €вл€ютс€ людьми, которые продвигают в общественное пространство преступные вещи, которые в простонародье называютс€ оскорблением праха умерших.

“ела всех людей должны быть выданы родственникам дл€ захоронени€, враг это или друг. — этой нравственной позицией мог не согласитьс€ только отец, наход€щийс€ в беспредельном горе, что можно пон€ть и нельз€ осуждать ни в коем случае. Ћибо с этим могли не согласитьс€ беспредельно циничные, абсолютно хладнокровные люди и провокаторы.

«јћ»– Ў”’ќ¬: ≈ще один комментарий прозвучал на заседании в »сламее. ќдна женщина за€вила, что под дулом автоматов и Ѕ“–-в ей спитс€ спокойнее.  ак бы вы себ€ почувствовали под дулом автомата?


ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: я бывал под дулом автомата, спокойным € себ€ не чувствовал. Ќо € не могу отвечать за другого человека. ƒл€ кого-то режим  “ќ €вл€етс€ благом, и они чувствуют себ€ так гораздо лучше. ¬ демократическом обществе, слава Ѕогу, есть много позиций. –аньше, в тоталитарном обществе, когда все говорили что-то, все голосовали Ђзаї, голосов Ђпротивї не было.

Ќо в эпоху демократии есть люди, которым хорошо спитс€ под дулом автомата и под Ѕ“–-ами, а есть люди, которым плохо спитс€ под дулами автоматов и Ѕ“–-в. ≈сть люди, которые не понимают, почему силовики должны за них решать, как им и с кем договариватьс€, а есть люди, которые не понимают, почему провод€тс€ операции по уничтожению людей об€зательно в силовом режиме, об€зательно с разрушением домов и т.д.? ѕочему так мало захваченных (арестованных)? ѕочему так мало сдавшихс€? ѕочему игнорируетс€ роль общественных организаций в переговорном процессе, в процессе национального урегулировани€? ѕочему ставка делаетс€ об€зательно на уничтожение, на силовые методы?

я считаю, что Ѕ“– и автоматы - это последний аргумент. Ќо € считаю, что далеко не реализован, даже на 2 %, общественный потенциал кабардино-балкарского общества, потенциал кабардинского, балкарского и русского народа тоже, который представл€ет из себ€ значительное число граждан республики.

ѕоэтому € допускаю, что женщине спокойно спитс€ под защитой военных, но из-за режима  “ќ огромна€ масса людей несет большие убытки. Ёти убытки им с трудом компенсируютс€ за счет республиканского бюджета. я знаю, какие цифры и какие ресурсы из республиканского бюджета отдает власть дл€ того, чтобы компенсировать те огромные потери, которые несут жители Ёльбрусского и Ѕаксанского районов из-за режима  “ќ. —иловики получают дотации из госбюджета, они финансовых убытков не несут. √ибнут офицеры, потом силовики провод€т операцию, убивают каких-нибудь вооруженных людей в лесу, проходит какое-то врем€, по€вл€ютс€ новые вооруженные люди. » это бесконечно порождает насилие.

ѕока не будут включены механизмы общественного договора, насилие будет продолжатьс€, эскалаци€ насили€ будет усиливатьс€. Ќужен общественный договор, нужно создать такие структуры, чтобы люди, которые хотели бы высказывать свою позицию, могли ее высказать. „тобы мусульмане имели защиту от произвола, который мы знаем, был во времена Ўогенова в 6-м отделе, когда людей пытали.

я слышал от Ёдуарда ћиронова, одного из подсудимых по окт€брю 2005 года, что Ўогенов ему лично говорил: Ђ „то же ты не мужик что ли? ¬ лес не уходишь, шахидом стать не хочешь? „то же ты за оружие не берешьс€?ї. ≈сли такие вещи повтор€ютс€, тогда о каком гражданском примирении может идти речь? ¬се должны работать вместе, общественные организации и силовики на  авказе должны работать под контролем общественных организаций. ¬ частности, таких организаций, как ’асэ, или балкарские организации, другие независимые общественные организации. Ёто мо€ принципиальна€ позици€.

«јћ»– Ў”’ќ¬: ¬ы сказали о том, что у вас был достаточно плотный график, и в  Ѕ– есть много людей - представителей общественных организаций, которые хотели бы с вами встретитьс€ и побеседовать более детально. √отовы ли вы приехать с неофициальным визитом в нашу республику, чтобы увидеть какую-то альтернативную сторону тех событий, которые происход€т, без присутстви€ представителей власти или их сопровождени€?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: „естно говор€, конечно, готов. ’от€ € еще раз повторюсь, что никакие представители власти не мешали нам. Ќаоборот, они выслушивали в свой адрес массу нелицепри€тной критики, тем самым показыва€ свою готовность к общественному диалогу. Ќа  авказе такого € не припоминаю, можно привести пример только »нгушетии, когда глава –» ёнус-бек ≈вкуров приезжал на наше такое меропри€тие в ћалгобеке, где ему пр€мо говорили родители похищенных, вставали и говорили: Ђ√де наши дети? »х похитили...ї.

»менно глава  Ѕ–  аноков начал вот этот диалог, прид€ к нам в ќбщественную палату –‘ на слушани€, посв€щенные проблемам радикализации молодежи  Ѕ–.

я готов приехать открыто, под своим именем, кто бы мен€ ни пригласил. ≈сли это будет ’асэ или балкарские старейшины, или друга€ организаци€, € всегда готов приехать. ¬озвраща€сь к за€влению ќбщественного совета при ћ¬ƒ по  Ѕ–, скажу что там есть удивительные вещи. ѕочему с точки зрени€ именно ќбщественного совета при ћ¬ƒ, который должен наблюдать за соблюдением законов, возможно запретить въезд на территорию  абардино-Ѕалкарии мне, гражданину –оссийской ‘едерации? ¬ представлении ќбщественного совета  абардино-Ѕалкари€ - это суверенное государство? „то, у нас уже ќбщественный совет ћ¬ƒ  Ѕ– €вл€етс€ центром сепаратизма? ѕочему они пытаютс€ запретить гражданину –‘ въезжать на территорию субъекта –‘?

«јћ»– Ў”’ќ¬: ≈сли позволите, € вернусь к ƒуховному управлению мусульман  Ѕ–, о котором вы упом€нули. ћы знаем, что сегодн€ и в других республиках  авказа духовные управлени€ мусульман существуют в своем пространстве, а р€довые члены мусульманской уммы - в своем. —уд€ по происход€щим событи€м в республике, как вы думаете, способно ли ƒ”ћ  Ѕ– консолидировать вокруг себ€ здоровые религиозные силы и остановить нарастающее в республике противосто€ние?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: ћне трудно об этом говорить, если честно. ѕотому что представители ƒ”ћ  Ѕ– не пришли на наши встречи, на наши общественные беседы, они не вышли с нами на диалог. »х позици€ мне не особо известна. я сужу о ней только на основании за€влени€ ќбщественного совета при ћ¬ƒ  Ѕ–.

«јћ»– Ў”’ќ¬: Ќедавно в —ћ» по€вилась информаци€ о том, что ƒ”ћ  Ѕ– готовитс€ подавать на вас в суд.  ак вы думаете, почему сразу после вашего отъезда из  абардино-Ѕалкарии началось ваше публичное Ђбичеваниеї со стороны ло€льных власт€м организаций? — чем св€зан выпуск подобного, критикующего вашу –абочую группу, пресс- релиза?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: я бы с удовольствием пришел на этот суд. ћен€ обвинили в том, что € кого-то там оклеветал, силовые структуры, по-видимому. я очень жду этого суда с большим нетерпением, потому что на этом суде можно было бы откровенно поговорить о предпосылках событий 13 окт€бр€ 2005 года, о списках мол€щихс€. ƒа, они сказали, что € клеветал о €кобы существовании каких-то списков мол€щихс€. ƒумаю, что свидетели существовани€ данных списков тоже могли бы быть представлены на этом суде. “ам же можно было бы рассказать о действи€х руководства ћ¬ƒ  Ѕ– и Ђзнаменитогої 6-го отдела, предшествующих событи€м 2005 года. ћожно было бы представить там фотографии, которые в свое врем€ были опубликованы в газете Ђ¬ерси€ї и попали, благодар€ честным сотрудникам милиции в печать. Ётот суд был бы правильным делом, многие точки над Ђ»ї можно было бы поставить.

«јћ»– Ў”’ќ¬: ѕерейдем к недавним событи€м, которые произошли в Ѕаксанском районе. ¬ы, наверное, в курсе, что после громкого убийства полковника - начальника отдела по борьбе с экстремизмом, в Ѕаксане были задержаны дес€тки мол€щихс€. Ќа сегодн€шний день (на момент интервью), некоторые из них до сих пор наход€тс€ в здании –ќ¬ƒ. јдвокаты пишут в интернете, жалуютс€ родственники.  ак вы можете прокомментировать эту ситуацию?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: я не услышал только мнени€ ƒ”ћ  Ѕ– по этому вопросу. ћожет, оно было, € его просто не увидел в —ћ».

«јћ»– Ў”’ќ¬: я, к сожалению, тоже его пока не увидел...

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: ’от€, казалось бы, что именно ƒуховное управление мусульман должно было в первую очередь заниматьс€ такими вещами. ѕриезжать на место, посмотреть: почему в мечет€х задерживают людей? Ќа каком основании? ѕо каким спискам их задерживают?   сожалению, ƒуховное управление мусульман  Ѕ– не про€вило интереса к ситуации в Ѕаксане в должной мере. ћожет и про€вило, и об этом где-то в газетах писали, € не знаю. Ќе хочу никого обидеть, но мне кажетс€, что уж если управл€ть чем-то, то именно вот такими процессами. ≈сли верующие в мечет€х жалуютс€ на правонарушени€, на то, что их Ђпрессуютї без конкретного предъ€влени€ обвинени€ каждому человеку, то ƒуховное управление  Ѕ– первым должно приходить и вы€сн€ть: не нарушаютс€ ли права мусульман с точки зрени€ законодательства и с точки зрени€  онституции –‘. ѕоэтому € лично, отношусь к этим событи€м без энтузиазма. я понимаю горечь сотрудников силовых структур, потому что у них погиб один из офицеров. Ќо при всем при этом никто не может нарушать права граждан –‘, задерживать людей без предъ€влени€ обвинени€. ”держивать их таким образом, примен€ть к ним физическую силу, не сообщать их родственникам о мотивах задержани€, не допускать адвокатов и, тем более, не объ€снить обществу, почему были проведены такие меропри€ти€.

«јћ»– Ў”’ќ¬: ” нас есть несколько вопросов, касающихс€ национальной тематики. —уществуют национальные организации, представл€ющие черкесское национальное движение. —читаете ли вы, что сегодн€ национальное движение способно дать населению какую-то альтернативную идею - национальную идею, котора€ позволит молодым реб€там направить свою энергию на созидание, а не на разрушение? ћожет ли национальна€ иде€ или национальные традиции стать противовесом радикализму?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: ћне кажетс€, что вы немного заблуждаетесь. я безусловный сторонник развити€ национальной культуры везде, где это возможно. ≈сть, что развивать, и у всех народов  Ѕ–, но мне кажетс€, что эта альтернатива - национальное и религиозное ‒ не работает, потому что это порождает старый конфликт, который был еще в ћекке, между мусульманами и националистами, в первые годы существовани€ »слама. «десь фундаментом должен быть общественный договор, вариантом которого в –оссии €вл€етс€  онституци€.

≈сли по отношению к каждому гражданину –‘ будет соблюдатьс€ закон, будут соблюдатьс€ его права, и людей не будут подталкивать к противоправным действи€м. ≈сли провод€ какие-то операции с целью профилактики правонарушений или задержани€ преступников, органы правопор€дка будут действовать по закону, если суды будут открытыми, если прекратитс€ физическое давление на подследственных или подсудимых, если адвокат всегда будет иметь допуск к своим подзащитным, то именно соблюдение «акона и может €витьс€ единственным противовесом радикализму, иначе есть риск породить конфликт между националистами и мусульманами, чего очень не хотелось бы.

¬ некоторых регионах —еверного  авказа, к сожалению, такой конфликт имеетс€. ћне представл€етс€, что и религиозные, и национальные движени€ должны вместе находитьс€ в правовом поле. ¬едь право - это не что-то откуда-то из ћосквы спущенное, это регламент совместной жизни и совместного развити€. «десь как раз все могут договоритьс€ между собой. ѕочему нет? » верующие, которые хот€т, чтобы их жены носили никабы, закрывали лицо, должны иметь такое право. “ем более, если женщина этого хочет. я вообще не понимаю, кто может женщине диктовать - как ей одеватьс€? Ёто нонсенс. ¬се вещи можно обговаривать и согласовывать.

«јћ»– Ў”’ќ¬: ≈ще один вопрос, касающийс€ национальной тематики. ≈сть трагические страницы истории, особенно то, что произошло по итогам –усско- авказской войны, выселение черкесов. —ами черкесы считают произошедшие с ними событи€ геноцидом.  ак вы оцениваете практики –оссийской империи на западном  авказе в XIX веке?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: я не употребл€ю слово Ђгеноцидї по отношению к событи€м XIX-го века, т.к. термин Ђгеноцидї - это детище 20-го века. Ќо трагические событи€, которые происходили в ходе  авказской войны, а особенно на —еверо-«ападном  авказе, должны получить свою оценку как со стороны историков, так и политическую оценку. Ќадо признать, что никакого мирного завоевани€  авказа не было. јбсурдно об этом говорить каждому, кто умеет читать по-русски хот€ бы в рамках школьной программы, кто читал Ђ√ерой нашего времениї. Ќе надо стесн€тьс€ говорить об этом, не надо стесн€тьс€ говорить о мухаджирстве, о методах ведени€ имперской войны. Ёто была не колониальна€ война, потому что  авказ - это не колони€, а именно имперска€ война по расширению границ империи.

ќгромную роль, на мой взгл€д, в этой войне сыграла √рузи€. ѕод предлогом защиты грузин –осси€ и начала  авказскую войну. »менно грузинское двор€нство, грузинска€ аристократи€ играли ключевую роль в формировании офицерского состава  авказской армии. ≈сли вспомнить поход Ўамил€ на Ѕоржоми, где он захватил жен представителей генералитета  авказской армии, то среди них были именно представители грузинской аристократии, которых потом мен€ли на его сына ћагомед-јмина.

„то касаетс€ того, что случилось с черкесами, то € вспоминаю диалог между военным министром ћилютиным и атаманом ¬ойска ƒонского.  огда атаман ¬ойска ƒонского, казак, сказал: Ђ ак поступают с черкесами - это бесчеловечно, так поступать нельз€!ї, то ћилютин ему ответил: Ђ¬ы рассуждаете, как казак, а должны рассуждать как государственный де€тель. √осударственный де€тель должен оправдывать действи€ государстваї. Ётот диалог очень симптоматичный. ” черкесов с русскими нет конфликтов, нормальные русские люди не могут без содрогани€ читать мемуары и воспоминани€ русских журналистов и офицеров, описавших страшные сцены, которые они наблюдали на побережье „ерного мор€ и в черкесских аулах. Ётих фрагментов было очень много. “от, кто это не признает, тот просто презирает достоинство русских людей, потому что именно русские офицеры, русские люди описали трагедию черкесов. »менно они были свидетел€ми тех событий. Ѕольшинство из них не оправдывало ни в коей мере бесчеловечные действи€ государственного правительства. Ќо были те, кто это оправдывал, в основном люди, имевшие отношение к имперской власти, генералы типа ћилютина, который считалс€ либералом в –оссии.

’арактерно, что именно либералы затевают на  авказе самые кровавые дела.  ак в 90-е годы ’’-го века ельцинское правительство зате€ло кровопролитную бойню в „ечне, так и ћилютин продвигал реформы, которые дл€ кавказских народов обернулись кровопролитной бойней. ѕри Ќиколае I, который сн€л ≈рмолова за жестокость, горцы пытались по-другому разговаривать, хот€ € не идеализирую Ќикола€ ѕавловича.

√осударство относитс€ к  авказу как к некой системной проблеме, которую надо решить. —талину мешали чеченцы, балкарцы, карачаевцы и ингуши; он решил - вз€ть и переселить, выслать людей на перевоспитание. “аковы традиции государства. Ќо позици€ русских людей друга€, русские люди всегда сочувствовали трагедии, которые пережили кавказские народы. » € говорю, не просто выдумыва€, € могу сослатьс€ на массу подтверждений.

¬от эти две разные позиции ‒ государства и общества ‒ про€вл€ютс€ и в современной политике на  авказе. √осударство смотрит с позиции больших величин, и поэтому высокий чиновник, например, может позволить себе фразу: Ђстудентов, которые обучаютс€ в арабских странах, необходимо подвергать адаптацииї. Ќе с каждым конкретно человеком работать, а как бы все они Ђплохиеї. ѕо мне, так адаптации надо подвергать скорее выпускников ќксфорда,  ембриджа и √арварда, от которых к нам пришли разрушени€.

ћо€ позици€ по истории  авказской войны така€: о ней надо говорить бережно, понима€, что это истори€ жизней огромного числа убитых, умерших страшной смертью людей. «а ними идут судьбы и трагедии, которые не забыты. » поэтому недопустимо громогласно за€вл€ть на широкие массы ЅџЋќ - Ќ≈ ЅџЋќ. ќсторожнее, деликатнее, должен происходить вмен€емый разговор. ѕон€тие Ђгеноцидї € считаю просто неточным. Ёто преступлени€ государственного режима, преступлени€ –оссийской империи по отношению к черкесскому народу. ¬ общем, надо нарабатывать тут аппарат общественного разговора об этой, на самом деле, важной странице нашей истории.

«јћ»– Ў”’ќ¬: » последний вопрос, который вы вкратце озвучивали. „то, по-вашему, должно произойти на  авказе, чтобы мирное существование было восстановлено?

ћј —»ћ Ў≈¬„≈Ќ ќ: —овременное государство несовершенно в отношении и воспри€тии  авказа, говор€ иначе -  авказ в него не помещаетс€.

 авказ больше, общественные организации, силы  авказа, разные народы, кавказские, русские, казаки, национальные движени€, исламские движени€ - все это больше, чем может уместить современный политический формат. ѕоэтому дл€  авказа, как и дл€ всей –оссии, назрел вопрос расширени€ форматов демократического представительства.

Ёто улучшение роли общественных палат в республиках. я считаю, что все видные общественные движени€ республики должны быть представлены в ќбщественной палате  Ѕ–. » балкарские, и кабардинские общественные движени€, и русские, естественно. Ёто должны быть не просто какие-то формальные представители, а люди, у которых есть активна€ позици€, которую они готовы высказывать, обсуждать. Ёто нормально дл€ демократического общества. »менно таких форматов не хватает  авказу.  авказу хватает огромной силовой группировки,  авказу хватает строгости и жесткости,  авказу хватает золотого финансового дожд€, который проливаетс€ на элиты некоторых регионов, не доход€ до народа.  авказу хватает войн, которые на нем велись, но  авказу не хватает нормальных форматов демократического устройства, общественного диалога, свобод средств массовой информации, готовности и способности находить общий €зык, ставить общие задачи развити€ общества.




 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

ќнлайн дискусси€ на тему: ЂЁйджизм: дискриминаци€ по возрасту и как с ней боротьс€ї состо€лась сегодн€ на площадке департамента конгрессных меропри€тий международного холдинга Ђ≈вроћедиаї.

ќ том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверн€ка слышал каждый. “акже почти все в курсе, что нарушени€ состава этой микрофлоры называютс€ дисбиозами. Ќаконец, те, кто всерьез заботитс€ о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнеде€тельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал ЌеЅолеем

ѕоследнее врем€ часто слышу из разных источников о пользе полипренолов дл€ здоровь€ человека. ј что такое полипренолы? ќткуда их вз€ли и как они действуют?

ѕо примеру Ѕелгородской области на —таврополье будет разработана краева€ программа перевода сельского хоз€йства на биологизированное земледелие.

—“»ћ» — Ч это общее название группы препаратов. —феру действи€  того или иного из них можно пон€ть по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

—вое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель ÷ентр внедрени€ передовых медицинских технологий Ђѕланетаћедї ¬асилий √енералов в пр€мом эфире »нстаграм с блогером Ћаурой Ѕатыр.

–уководитель клуба и ведуща€ семинара - Ћюдмила јлександровна ƒорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применени€ микробных биопрепаратов нового поколени€ —“»ћ» —, которые производит √  Ќѕќ ЂЅиоцентрї в г. Ќевинномысске.

 

—тартовала краева€ эстафета персон-историй Ђћой наставникї. ѕрисоедин€йтесь!
¬ектор Ц на профессиональное развитие!
ƒокументы, удостовер€ющие личность лица без гражданства
 ак быть в случае отсутстви€ законных представителей детей
 ак выбрать путь изучени€ шрифта Ѕрайл€?
ƒень новой книги состо€лс€ в ћа€ковке
Ђƒоброе сердцеї в ћа€ковке
ћолодежь —тавропол€ осваивает Ђ¬олшебный тифлокоммї!
–оман, не подвластный времени, представили в ћа€ковке
 то освобожден от принесени€ ѕрис€ги гражданина –оссийской ‘едерации
—мена места жительства при наличии статуса беженца
ѕушкинска€ карта открыла двери в тактильную лабораторию ћа€ковки!

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

—еверо- авказские новости

 алендарь новостей

‘евраль
2023
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
30
31
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
2
3
4
5