Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Русский исход – проблема для Северного Кавказа
С тех пор принято множество программ, прямо и косвенно направленных на решение проблемы оттока русского населения. Однако тенденцию переломить не удалось. Эксперты приводят множество причин исхода русских:
- разрушение промышленного наукоёмкого потенциала республик Северного Кавказа,
- равнодушие к проблемам русского населения Федерального центра, узурпация власти в республиках этническими кланами,
- вооруженные межэтнические и религиозные конфликты.
Владикавказский правозащитник Андрей Лебедев, многие годы занимающийся проблемами русских на Северном Кавказе, в частной беседе напомнил автору, что основная масса славянского населения приехала в регион на постоянное место жительство в годы советского промышленного строительства. Несмотря на громадные усилия советской власти, Северный Кавказ не стал индустриальным регионом, в целом он остался аграрной территорией с населением соответствующей ментальности. Основная часть русских инженеров, квалифицированных рабочих, в отличие от терских казаков, не смогла духовно интегрироваться в местную этническую среду, а после развала промышленности потеряла и экономические стимулы. Многие из таких русских в эпоху перестройки и реформ, не раздумывая, покинули кавказский край. Их отъезд ускорили в том числе уже перечисленные факторы военно-политического, социального и даже религиозного характера.
Наиболее полные данные по миграционным процессам на Северном Кавказе относятся к 2002 г., согласно которым в Чечне славян осталось не более 4% от численности всего населения республики, в Ингушетии – чуть более 1%, в Дагестане не более 5%. Примерно 25% в Кабардино-Балкарии, 23% в Северной Осетии и 33% в Карачаево-Черкесии. При этом надо делать поправку на официальный характер данных, которые не учитывают, что численность русского населения в эти годы пополняли только семьи федеральных военнослужащих, а это жители временные. К тому же на территориях северокавказских республик существуют (в Ингушетии и Чечне существовали) некогда густонаселённые казачьи районы. Сегодня от них остались полузаброшенные станицы в основном с пожилым населением.
Русское население на Северном Кавказе в постсоветское время уповает на помощь федерального центра и в, некоторой степени, Русской православной церкви. Как подчёркивают правозащитники, в результате контртеррористических действий федеральных силовых структур численность русских в Чечне сократилась чуть ли не в 10 раз. Та же ситуация сложилась в Ингушетии, но без боевых действий. По данным экспертов, численность русских в этих республиках продолжает уменьшаться, несмотря на огромные дотации из Москвы и «сверхлояльных промосковских лидеров».
Московская патриархия при каждом удобном случае подчёркивает свою заинтересованность в сохранении русского населения на Северном Кавказе. В личной беседе епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан заметил, что в решении этой проблемы наметился позитив. По его мнению, обстановка стабилизируется, и к тому же опыт уехавших с Северного Кавказа людей показал, что нигде их, в общем-то, не ждут. Епископ Феофан считает, что для решения проблемы занятости русского населения» прилагают большие усилия руководители Кабардино-Балкарии и Ингушетии. На его взгляд, в целом русское население в регионе успокаивается. В Нальчике строится православный храм, а во Владикавказе, Черкесске и Грозном они не так давно уже были построены.
Однако из слов епископа так и не понятно, какие именно шаги предпринимает сама Русская православная церковь, чтобы новые храмы не оказались пустыми в преимущественно мусульманском регионе. Может быть, священнослужители убеждают светских руководителей разрабатывать программы занятости населения? Или оказывают социальную поддержку прихожанам, как это делают протестантские организации на всём Северном Кавказе? Если это так, то Московская патриархия заслуживает только добрых слов. Однако многие наблюдатели полагают, что на практике православные священники стали сильно зависимы от светских властных структур, состоящих из национальных элит и, как правило, не столь внимательных к социальным проблемам славян.
С подобными утверждениями можно спорить или соглашаться. Но есть исходу русских с Северного Кавказа и историческое объяснение, которое только дополняет приведённые версии их социального и политического проигрыша коренному населению в эпоху перемен. Речь идёт о такой категории, как историческая мотивация этноса. Перед малочисленными народами стоит задача по выживанию в жесткой этнической конкуренции. В трудные времена нация мобилизует весь имеющийся в её распоряжении ресурс самосохранения. Как, например, ингуши, карачаевцы, балкарцы в советской ссылке. В противном случае нация исчезает. Как убыхи и натухайцы в период Кавказской войны XIX в. В благополучные периоды существования малые этносы «накапливают жировую прослойку» впрок, потому что не знают, какие испытания им пошлёт судьба завтра. Как, например, осетины, аварцы, кабардинцы и другие «почитаемые» советской властью кавказские народы. Осетины ведь в советские годы и не предполагали, что столкнутся с проблемой сохранения нации на Южном Кавказе и в Пригородном районе.
Судьба определила государствообразующему русскому народу особую историческую роль на евразийском континенте. С XVI в. русские люди осваивали огромные пространства Сибири, Дальнего Востока, продвигались в Закавказье и Центральную Азию. На протяжении столетий формировался социально неприхотливый тип русского человека, среди нравственных составляющих которого стали жертвенность, служение интересам Отечества. «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» — этот советский пропагандистский штамп органично лёг на душу русского человека.
В конце XX в. ситуация поменялась: от Советской империи осталась усечённая территория РСФСР. Малочисленные народы страны, привыкшие к постоянному выживанию, сориентировались в эпоху перемен гораздо быстрее русских. Государствообразующий народ в эпоху крушения государства оказался в замешательстве. Исчезало на глазах то, что составляло последние четыре века его этническую мотивацию. Продвижение сменилось потерей территории, задача «окультуривания» других народов себя исчерпала. Проще говоря, общественные процессы стали отбирать у русской нации её идею, смысл исторического существования. Русские не привыкли выживать, но сейчас этого потребовали обстоятельства. А источники выживания, по крайней мере, на Кавказе, в основном уже оказались в руках представителей малочисленных народов. Русские почувствовали себя лишними в регионе.
В северокавказских республиках в начале 1990-х гг. стали создаваться славянские общественные организации для защиты интересов русского населения. Люди поверили своей элите, так и не разобравшись в её скрытых карьеристских целях. Мало кто задумывался, что никакая общественная организация не способна политически и даже социально защитить людей, тем более в годы государственного кризиса в регионе вооружённого конфликта. Но в то же время потенциал у подобных обществ был. Русская элита на Северном Кавказе должна была предложить своим соотечественникам концепцию выживания в конкретное время на конкретной территории. Русские интеллектуалы должны были объяснить соотечественникам, как им следует интегрироваться духовно и экономически в кавказскую среду. Промышленные гиганты в регионе рухнули, но кто мешал русскому населению занять нишу в доходной ремесленной сфере? Среди них немало хороших специалистов по ремонту автомобилей, квартир, сантехники и т.п. Однако общественные лидеры славян предпочли имитацию правозащитной деятельности и личную интеграцию в местную этническую бюрократию. Остальные выживали поодиночке.
В результате сегодня на Северном Кавказе всё меньше и русских лидеров, и самого славянского населения. Русский исход породит проблемы не только на Северном Кавказе, но в тех российских областях, куда идет миграция. Северокавказские народы ещё не располагают достаточным этническим кадровым ресурсом, чтобы обеспечить себе нормальную жизнь. В то же время русские беженцы в центральных областях России не станут церемониться с проживающими там «лицами кавказской национальности» и при случае всегда напомнят, из-за кого они вынуждены были покинуть столь благодатный край. Выходит, что стабильной Россия не может стать без стабильного Северного Кавказа. И проблема русских в этом регионе – одна из ключевых проблем всей России.
Олег Кусов
Источник:Информационно-аналитический портал Prognosis.Ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

О том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверняка слышал каждый. Также почти все в курсе, что нарушения состава этой микрофлоры называются дисбиозами. Наконец, те, кто всерьез заботится о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнедеятельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал НеБолеем

Последнее время часто слышу из разных источников о пользе полипренолов для здоровья человека. А что такое полипренолы? Откуда их взяли и как они действуют?

По примеру Белгородской области на Ставрополье будет разработана краевая программа перевода сельского хозяйства на биологизированное земледелие.

СТИМИКС — это общее название группы препаратов. Сферу действия  того или иного из них можно понять по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

Свое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель Центр внедрения передовых медицинских технологий «ПланетаМед» Василий Генералов в прямом эфире Инстаграм с блогером Лаурой Батыр.

Руководитель клуба и ведущая семинара - Людмила Александровна Дорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применения микробных биопрепаратов нового поколения СТИМИКС, которые производит ГК НПО «Биоцентр» в г. Невинномысске.

Бывают случаи, когда при нормальном уровне гемоглобина в крови возникает скрытая анемия. Ее также называют железодефицитной, т.к патология развивается на фоне значительного снижения ферритина в организме.

обмен доллары на биткоин
Все мы разные, а Родина одна
85 лет успеха!
Приглашаем в нашу электронную библиотеку «StavТифло»
Психологическое зеркало или как подружиться со своим отражением
Студенты КБГУ приглашены к участию в образовательном проекте «Ростелекома»
Приглашаем в виртуальный экотур «Тайны Сенгилея»
Оформление установления отцовтсва
Действия ИГ с просроченным паспортом на территории РФ
В КБГУ отметили 100-летие со дня образования органов безопасности в КБР
Читатели библиотеки посетили краеведческий музей
Буктрейлер по рассказу А. Беляева "Хойти-Тойти"

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Сентябрь
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
31
4
5
19
29
30
1
2
3