»з лекции Ћеонида —юки€йнена на юрфаке  абардино-Ѕалкарского госуниверситета: Ђ»збежание вреда предпочтительней получени€ пользыї

Ќовости: јналитика



—туденты-юристы, знающие профессора —юки€йненом заочно Ц через его статьи и книги, в этот раз имели возможность познакомитьс€ с ним лично.
Ђ огда читаю лекции в ћоскве, повтор€€ по много раз Ђислам, ислам, исламЕї, стараюсь говорить тише: вдруг охрана не даст мне дочитать до конца?ї - шутливо сообщает профессор аудитории. Ќо шутка эта злободневна и в современных услови€х отдает черным юмором. Ќо чтобы разве€ть подозрени€ охранников, достаточно всего лишь пригласить их прослушать лекции Ћеонида —юки€йнена. “огда они поймут, что перед ними не религиозный фанатик или экстремист, а незаур€дный ученый, правовед, и человек, идущий в ногу со временем.
Ќиже приводим практически полный текст лекции профессора —юки€йнена.
Ђ„то такое мусульманское право? Ц самый сложный вопрос. явл€етс€ шариат частью религии или частью права? ≈сли ответ Ц частью религии, то на этом нашу встречу на юридическом факультете следовало бы закончить. Ќо, забега€ вперед, скажу: исламское право - самосто€тельна€ правова€ система. » главна€ задача в изучении исламского права Ц установить, какие черты характерны дл€ этого права, и, конечно же, сопоставить его с другими видами правовых систем.
ћежду шариатом и исламским правом есть серьезные отличи€. Ўариат Ц совокупность велений, ниспосланных ¬севышним через посредника Ц пророка. ћухаммеду были переданы два источника:  оран и —унна.  оран содержит пр€мое слово јллаха, а сунны Ц то, что исходило от пророка: его высказывани€, его поступки или даже его молчание. ≈сли пророк видел что-то и промолчал, это трактуетс€ как согласие. ѕоэтому, если кто-то говорит Ђэто в шариатеї, то он должен найти в  оране или в сунне место, где об этом конкретно говоритс€.
„то же это за предписани€? Ўариат состоит из трех элементов: догматики (основ веры), вопросов внутреннего мира человека и вопросов его поведени€. ѕоследнее называетс€ Ђфикхї - наука о правилах внешнего поведени€. ѕоэтому правильнее и точнее говорить не о шариате, а именно о фикхе, который отличаетс€ от исламского права тем, что включает в себ€ все виды внешнего поведени€ человека, часть которых не имеют отношени€ к юридическому праву: правила вежливости, обыча€, этикета. Ќо среди этих правил могут быть найдены и такие, которые отвечают юридическим критери€м права.
“ому, кто ответит, что такое право, надо дать нобелевскую премию (хот€ юристам ее и не дают) и тут же закрыть юриспруденцию как науку, потому что цель науки будет достигнута. ѕока же однозначно ответить на этот вопрос может только студент. ѕотому что он хорошо знает, на каких позици€х стоит преподаватель, принимающий экзамен. ѕозитивистска€ концепци€, либертарно-юридическа€ концепци€, естественное право, социологическа€ концепци€ трактуют право совершенно по-разному. »сход€ из этих концепций, мы можем обнаружить в фикхе правила, отвечающие критери€м права. ¬от их-то мы и можем назвать исламским правом.
„то же касаетс€ источников исламского права, то до 19 века источником €вл€лась доктрина. ¬ наше врем€ эта роль почти повсеместно перешла к нормативно-правовому акту. „тобы пон€ть, что €вл€етс€ преобладающим источником, нужно зайти в совещательную комнату суда и посмотреть, что там стоит на книжных полках, на что ссылаетс€ суд. ¬ европейском суде Ч нормативные акты, в американском суде Ч прецеденты, а в шариатском суде, кроме  орана, там будут находитьс€ книги правоведов соответствующего толка ислама. ѕотому что толкование фикха может различатьс€ не только в зависимости от течени€, господствующего в исламской стране, но и от того, как понимают предписани€ фикха сами правоведы.
 ак мы уже вы€снили, в основе фикха лежит доктрина. ƒоктрина Ц это нека€ научна€ мысль. ј что характерно дл€ научных концепций? –азнообразие, противоречивость. ‘икх и его источник Ц доктрина - очень разнообразны: ханбалитский толк, шафиитский толк, ханафитский толк... » в рамках каждого толка существуют расхождени€. “.е. сказать Ђв фикхе такї - значит ничего не сказать, потому что вариантов множество. Ќапример, на канале Ђјль-ƒжазираї идет еженедельна€ программа, которую ведет выдающийс€ современный арабский мыслитель и правовед 82- летний ёсуф аль  арадауи. ¬ пр€мом эфире телезрители могут задавать ему вопросы. ќдин зритель спросил: Ђ ак относитс€ шариат к пению под музыку?ї я тут же вз€л карандаш и приготовилс€ записать ответ. » вот, что он ответил: Ђј по этому вопросу существует 6 точек зрени€ї. » начал их перечисл€ть, начина€ с Ђнельз€ ни в коем случаеї до Ђможно, при небольших ограничени€хї. ј самое главное, что все эти точки зрени€ наход€тс€ в рамках шариата. ќни все верны, потому что в разное врем€ и в разных местах одна становитс€ важнее и актуальней, тогда как другие отход€т на задний план. “.е. все зависит от условий.
я перечислю критерии, которые сам ёсеф  арадауи сам считает допустимыми дл€ ситуации, вз€той в качестве примера. ќн сказал, что в современном мире он допускает пение под музыку при следующих обсто€тельствах:
- текст вокала не должен содержать то, что противоречит шариату: богохульные и оскорбительные слова. ќн не должен воспевать ценности, считающиес€ запретными, например, распитие алкогольных напитков;
- пение под музыку не должно сопровождатьс€ греховными действи€ми (тем же винопитием, например);
- эта музыка и пение не должны быть возбуждающими, т.е. они не должны приводить человека в состо€ние, когда тот перестает владеть собой. Ђј это - дело оценочноеї. Ќапример, кто-то считает музыку Ѕетховена возбуждающей, слишком энергичной, а европейцы говор€т: ничего подобного, Ѕетховен помогает про€вить лучшие человеческие качества. ѕоэтому каждый должен дл€ себ€ решать, €вл€етс€ ли музыка возбуждающей или умиротвор€ющей;
- пение под музыку или слушание пени€ не должно быть чрезмерным. ћожет, человек поет третий день подр€д, а у него дети не накормлены.
¬от при этих услови€х, говорит  арадауи, можно.
≈сть страны, в которых право стоит далеко не на первом месте. “аковы, например,  итай и даже –осси€. ¬ русской литературе 19 века практически нет персонажей-юристов, которые были бы описаны с симпатией. ј все потому, что русский человек относитс€ к праву, как к чему-то холодному. “олстой писал, что совесть, нравственность Ч пон€ти€ теплые, а право Ч холодное. ѕоэтому ответ на вопрос Ђ ак теб€ судить: по закону или по совести?ї был однозначен Ч по совести, потому что в этом случае есть надежда, что войдут в положение, пожалеют. “аков российский менталитет.
 ак развиваетс€ право? —тарые законы и правила смен€ютс€ новыми. ¬ фикхе все происходит иначе. ¬ нем действует принцип накоплени€ слоев, и новый образовавшийс€ слой не отмен€л предыдущих.
ћусульманские правоведы, а точнее те, которые занимались всеми правилами в рамках фикха, предпочитали решать частные вопросы, выносить решени€ по частным случа€м и очень остерегались формулировать общие, абстрактные правила, потому что, решив конкретный вопрос, можно ошибитьс€, можно поправить себ€, тогда как сформулировать общие правила может только јллах. ѕоэтому черта, перешедша€ в исламское право из фикха Ц это ориентаци€ на частное, часто казуальное, рассчитанное только на один случай решение.
 ак же ориентироватьс€ в таком многообразии правил, толков и точек зрени€? ƒл€ этого были сформулированы некие концепции. —реди них главное место занимают Ђобщие принципы фикхаї. Ёти принципы были выработаны в течение нескольких веков, первые из них по€вились еще в 9 веке по григорианскому летосчислению, а последние Ц в 17 в. »х было около 200-300. »з них 99 принципов в 19 в. были закреплены законодательно, попав в нормативно-правовой акт, прин€тый в ќсманской империи, и известен историкам права как Ђћаджаллаї. ќн состоит из 16 книг, в нем примерно 1850 статей. ќн выполн€л функции гражданско-процессуального кодекса. Ёто была перва€ успешна€ кодификаци€ правил фикха, преимущественно ханафитского толка. Ётот сборник был переведен на русский €зык и издан в “ашкенте в начале 20 века. ј совсем недавно, в 1999 году в издательстве Ђ«наниеї был опубликован новый перевод этих 99 принципов в Ђјнтологии мировой правовой мыслиї.
ќдин из этих принципов однажды мне помог. я был в —аудовской јравии, провел мес€ц в арабском университете. ѕодобный университет Ц это ни одной женщины и только 1 телевизор, сто€щий в культурном уголке и показывающий только спортивную программу, курение запрещено, парикмахерска€ услуг по бритью бороды не оказывает. ѕрофессора этого университета сначала очень настороженно относились к нам: не мусульмане, из –оссии приехали заниматьс€ шариатом, исламским правом. ќдин из профессоров спросил мен€, что € лично дл€ себ€ извлек из исламского права. » € им привел пример: после трудного ночного перелета € проснулс€ в отведенной мне комнате и отправилс€ в ванную комнату, чтобы привести себ€ в пор€док.  огда € открыл несессер, из него выпала губна€ помада. —начала € подумал: наверное, жена, собира€ мои вещи, случайно смахнула в сумочку свою помаду. —охраню ее, а по возвращении обрадую жену, верну ей помаду. Ќо тут пон€л, что счастливый конец этой истории возможен только при условии, что помада действительно принадлежит моей жене. ѕон€в это, € выбросил помаду, ведь один из принципов фикха: избежание вреда предпочтительней получени€ пользы.
 огда € рассказал эту историю профессору, тот поверил, что € понимаю, о чем говорюї.
Ќа этом Ћеонид —юки€йнен окончил свою лекцию и перешел к ответам на вопросы аудитории. ¬опросы эти касались исламского права и современности, исламского права и права светского, в частности, российского. ќказалось, у Ћеонида –удольфовича есть стать€ ЂЌайдетс€ ли место шариату в –оссии?ї. ј ответ на вопрос прост: соблюдение правил шариата вполне возможно, если они не противоречат законам государства. Ќо законы страны дл€ всех едины и не могут быть разделены по религиозному признаку.
Ђћусульманин, если он хорошо знает шариат, - продолжил профессор,- может жить по его законам всегда и везде: и соверша€ паломничество в ћекку, и оказавшись в квартале красных фонарей в √олландии. ¬едь то, что на каждом углу продают спиртные напитки, вовсе не об€зывает мусульманина употребл€ть эти напитки. ≈сли же мусульманин нарушает какой-либо запрет в услови€х необходимости, то он тоже следует шариатскому принципу, который звучит так: нужда делает запрещенное разрешенным. Ёто не нарушение шариата, а следование ему. Ќапример, если человек поранитс€, а из антисептиков будет доступен только препарат, содержащий спирт, использование этого препарата не возбран€етс€, потому что действует принцип необходимости. Ўариат запрещает заниматьс€ ростовщичеством. ќднако если у человека нет другого выхода, чтобы обеспечить семью, пользование банковскими услугами не может быть запрещено.  роме того, мало кто знает, но банковский вексель пришел в ≈вропу именно из исламских странї.
„то же касаетс€ преп€тствий на пути интеграции исламского права в международное, то они, по мнению профессора, политико-психологического свойства, потому что стоит сейчас заговорить о шариате, как по€вл€етс€ милиционер или сотрудник ‘—Ѕ.
Ћеонид –удольфович продолжил: Ђ≈ще одна проблема состоит в том, что часто мусульманские лидеры, говор€ о шариате, подразумевают не принципы фикха и не шариат, в том виде, в котором он изложен в догме, а практику, сложившуюс€ у них. Ёта практика, чаще всего, сводитс€ к обыча€м и традици€м, часть из которых согласуетс€ с шариатом, а часть Ц нет. Ќапример, шариат категорически запрещает кровную месть, боретс€ с этим обычаем уже много веков, и никак не может искоренить его окончательно.
≈сть такие традиции достойные уважени€, а есть такие, с которыми, чем быстрее народ расстанетс€, тем лучше. Ќапример, в горном ƒагестанском селе профессор столкнулс€ с традицией почитани€ мужчины, соблюдение которой приводит к тому, что стара€, больна€ женщина сама носит воду в дом, в то врем€ как ее взрослые и сильные сыновь€ бездельничают, только потому, что домашней работой могут заниматьс€ только женщиныї.
ѕо словам Ћеонида —юки€йнена, роль  исламского права за последние 30 лет возросла: Ђ“ак, в  атаре прин€т уголовный кодекс 2004 года, в котором €вный крен в сторону исламского права. ’от€ не было, и нет исламской страны, где правова€ система полностью ограничивалась бы исламским правом. Ётого не было даже во времена ѕророка, хот€ бы потому, что р€дом с мусульманами жили иудеи и христиане, которые не следовали шариату. ¬се современные правовые системы мусульманских стран сочетают в себе европейские и исламские нормы права. ќни взаимодействуют, хот€ иногда и конфликтуют (чаще всего это происходит в уголовном праве).  онфликт может быть по трем пунктам: право на жизнь (в шариате довольно часто фигурирует смертна€ казнь в качестве наказани€, тогда как во многих странах мира она запрещена), свобода вероисповедани€ (ислам относитс€ к вероотступничеству гораздо более жестко) и правовой статус женщиныї.
¬ завершение лекции, профессор Ћеонид —юки€йнен пообещал прислать юридическому факультету  Ѕ√” несколько своих работ об исламском




 



© sk-news.ru

 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

ќнлайн дискусси€ на тему: ЂЁйджизм: дискриминаци€ по возрасту и как с ней боротьс€ї состо€лась сегодн€ на площадке департамента конгрессных меропри€тий международного холдинга Ђ≈вроћедиаї.

ќ том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверн€ка слышал каждый. “акже почти все в курсе, что нарушени€ состава этой микрофлоры называютс€ дисбиозами. Ќаконец, те, кто всерьез заботитс€ о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнеде€тельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал ЌеЅолеем

ѕоследнее врем€ часто слышу из разных источников о пользе полипренолов дл€ здоровь€ человека. ј что такое полипренолы? ќткуда их вз€ли и как они действуют?

ѕо примеру Ѕелгородской области на —таврополье будет разработана краева€ программа перевода сельского хоз€йства на биологизированное земледелие.

—“»ћ» — Ч это общее название группы препаратов. —феру действи€  того или иного из них можно пон€ть по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

—вое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель ÷ентр внедрени€ передовых медицинских технологий Ђѕланетаћедї ¬асилий √енералов в пр€мом эфире »нстаграм с блогером Ћаурой Ѕатыр.

–уководитель клуба и ведуща€ семинара - Ћюдмила јлександровна ƒорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применени€ микробных биопрепаратов нового поколени€ —“»ћ» —, которые производит √  Ќѕќ ЂЅиоцентрї в г. Ќевинномысске.

 

—тартовала краева€ эстафета персон-историй Ђћой наставникї. ѕрисоедин€йтесь!
¬ектор Ц на профессиональное развитие!
ƒокументы, удостовер€ющие личность лица без гражданства
 ак быть в случае отсутстви€ законных представителей детей
 ак выбрать путь изучени€ шрифта Ѕрайл€?
ƒень новой книги состо€лс€ в ћа€ковке
Ђƒоброе сердцеї в ћа€ковке
ћолодежь —тавропол€ осваивает Ђ¬олшебный тифлокоммї!
–оман, не подвластный времени, представили в ћа€ковке
 то освобожден от принесени€ ѕрис€ги гражданина –оссийской ‘едерации
—мена места жительства при наличии статуса беженца
ѕушкинска€ карта открыла двери в тактильную лабораторию ћа€ковки!

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

—еверо- авказские новости

 алендарь новостей

‘евраль
2023
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
30
31
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
2
3
4
5