Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Конкурсная работа №3 от курсантов Нальчикского филиала КрУ МВД России

Выполнил: курсант 3 курса очной формы обучения Нальчикского Филиала КУ  МВД России рядовой милиции М.М. Хашкулов
Руководитель: Толдиев А.Б.



ТЕМА: «КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ»



Коррупция представляет собой социальный феномен, не имеющий однозначного понимания и интерпретации в общественном сознании. В обществе нет консенсуса по поводу коррупции. Эмоциональная, нравственная и правовая оценка явлений коррупции предельно многозначны, границы морального - аморального, законного - незаконного, осуждаемого - принимаемого в значительной мере размыты. Известно, что латинское слово corrumpere, означающее порчу, уничтожение, подкуп, задабривание подарками, совращение.
Современная коррупция - это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.
Коррупцией следует считать осуществляемое любыми способами и при любых условиях извлечении выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса в корыстных целях.




Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» под коррупцией подразумевает:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Белорусское законодательство определяет коррупцию как умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими или юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.
По существу, все охраняемые законом общественные отношения могут стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц. В частности, ими могут быть совершены: государственная измена и разглашение государственной тайны, контрабанда, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, должностной подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и вынесение заведомо неправосудных приговора, решения, или иного судебного акта и т.д. Однако если большинство этих преступлений есть лишь результат подкупа должностных лиц, как бы следствие коррупции, то некоторые из них выражают саму суть данного явления, когда работники аппарата управления используют свою должность для незаконного обогащения.
Использование служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности может быть представлено следующими разновидностями:
1) завладение   с   использованием   служебного   положения   чужим
имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников;
2) использование  служебного  положения  при  совершении  других
действий   корыстного   характера,   не   связанных   с   завладением   чужим
имуществом.   Данное  последствие  может  выражаться   в   виде  реального
материального ущерба, в у пущенной выгоде, а также в причинении иного
вреда различным интересам (нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создание помех и сбоев в работе, сокрытии крупных хищений и т.п.);
3) «классическая» разновидность проявления коррупции - получение
должностным   лицом   материальных   ценностей   и   услуг   материального
характера в связи с занимаемой должностью с ведома лиц, передающих эти
ценности    или    оказывающих    услуги    (например,    с    целью    побудить
должностное   лицо   к   соответствующему   действию,   правомерному   или
противозаконному и др.);
4) непосредственное участие  должностных лиц и  государственных
служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной
выгоды или корпоративной.
Социологические исследования позволяют глубже проанализировать коррупцию как социальное явление. Один из важнейших выводов таких исследований заключается в том, что самые крупные коррупционные сделки, самые большие потери от коррупции связаны отнюдь не со взятками, хотя и их общая сумма высока. Но самые крупные объемы коррупционных сделок производят так называемые коррупционные сети, действующие, как правило, практически без нарушений законодательства, а чаще всего с соблюдением его норм. Чтобы понять причины и процедуры деятельности коррупционных сетей, необходимо изучать реальные экономические и социальные факторы, вследствие которых такая деятельность становится возможной. Осознание ситуации, конечно, не означает, что сразу удастся их нейтрализовать, а вскрытие противоречий не ведет немедленно к их разрушению. Но без этого противодействие коррупции никогда не будет эффективным.
Как социальное явление коррупции возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.
Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. Тенденции развития в мировой политике и экономике способствуют возникновению и быстрому развитию транснациональной преступности, одной из наиболее опасных форм которой является транснациональная коррупция, проявляющаяся в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности начать или продолжить экономическую деятельность в какой-нибудь стране, либо обеспечить себя каким-то несоответствующим преимуществом при создании предприятий с иностранными инвестициями, либо незаконно реализовать экономические проекты, приватизировать государственную собственность и т.д.
Что же порождает коррупцию и питает эту коррозию общества?




К основным причинам коррупции можно отнести:
- отсутствие  оптимальной  системы  антикоррупционных  законов  и
подзаконных актов;
- существенные    недостатки    и    грубые    ошибки    в    проведении
экономических и социальных реформ;
- слабость и нерешительность государственной власти;
кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности , в том числе коррумпированным структурам;
- минимальный   риск   разоблачения   коррупционеров   и   отсутствие
жестких по отношению к ним мер ответственности;
- привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые
находятся в руках ограниченного числа чиновников.



При изучении сущности коррупции как социального явления можно определить факторы, в той или иной степени препятствующие борьбе с ней:
- значительная распространенность коррупционных правонарушений в
условиях    ограниченности    средств,    выделяемых    для    нужды    органов,
призванных противостоять этому явлению;
- определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных форм их совершения;
- трудности  в оперативном  выявлении и уголовно-процессуальном
доказывании фактов коррупции;
- недостаточное   предупредительное   воздействие   мер   уголовной
ответственности.
Говоря о коррупции как об общественном вредном явлении, необходимо отметить, что коррупционные проявления влекут за собой ряд негативных последствий, обостряют существующие проблемы общества.



К негативным экономическим последствиям коррупции относятся: расширение теневой экономики, приводящее к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению государственного бюджета; нарушение конкурентных механизмов рынка; неэффективное использование государственных бюджетных средств, в частности, при распределении государственных заказов и выдаче государственных кредитов; повышение конечной цены продукции или услуг за счет «коррупционных издержек»; ухудшение инвестиционного климата.
К числу негативных социальных последствий коррупции относятся: дискредитация права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества; отвлечение значительных государственных средств от целей общественного развития, увеличение и консервация резкого имущественного неравенств, бедность значительной части населения; укрепление организованной преступности, увеличение социальной напряженности и др.
К негативным политическим последствиям коррупции можно отнести: смещение целей и задач политики от общенационального развития к обеспечению властвования коррупционных группировок; уменьшение доверия власти, рост ее отчуждения от общества; падение престижа страны на международной арене; снижение политической конкуренции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под угрозу в целом ставятся гарантированность прав и свобод всех членов общества, сохранение конституционного строя, законности и правопорядка в государстве. Коррупция без постоянного противодействия и усиления борьбы с нею имеет свойство расширяться и совершенствоваться, поэтому антикоррупционная функция является одной из основополагающих функций любого государства. Основной целью антикоррупционной политики каждого государства является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, воздействия и последствий коррупции, а также укрепления доверия общества к государству и его институтам.
Одним из наиболее действенных средств правовой борьбы с коррупцией является криминализация основных ее направлений. Жесткое уголовное законодательство, устанавливающее серьезное наказание за коррупционные преступления - один из необходимых факторов, без которого борьба с этим явлением будет неэффективной.
По мнению некоторых юристов, решению коррупционной проблемы может в той или иной мере способствовать установление особого социально-правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной деятельностью лиц, подозреваемых в коррупции, и возможности временного отстранения от работы лиц, подозреваемых в коррупции, а также введения ограничений и запретов на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию средств, добытых преступным путем. Немаловажным фактором борьбы с коррупцией является жесткий финансовый контроль. При этом некоторые государства идут по пути создания   специального   органа   финансового   мониторинга   (финансовой разведки), призванного обеспечить активное противодействие отмыванию преступных доходов. Однако помимо принятия соответствующего специального законодательства необходимо еще и обеспечить эффективный механизм его применения, а также постоянно реализовывать программу действенных предупредительных мер.
Антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:
- организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях,
- сужение   поля   условий   и   обстоятельств,    благоприятствующих
коррупции;
- уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной
сделке, от заключения последней;
- увеличение  вероятности   выявления  коррупционных  действий  и
наказания за причиненный ими вред;
- влияние на мотивы коррупционного поведения;
- создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее
проявлениях.
Для предупреждения коррупции требуется принимать комплекс различных мер (правовых, социально-экономических, практических, информационных). Во всех государствах вопрос создания действенной правовой модели, позволяющей эффективно бороться с коррупционными проявлениями, приобретает важное значение.
В пределах своей компетенции борьбу с коррупцией осуществляют Прокуратура, МВД и другие государственные органы. В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.
Необходимо отметить наличие довольно широкого круга нормативных правовых актов, составляющих специальное антикоррупционное законодательство. К числу таких можно отнести Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы о порядке прохождения государственной службы, недавно принятый Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.
В целом необходимо констатировать, что в настоящее время в РФ осуществляется широкий комплекс мер, направленный на дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы с целью устранения норм, которые могут привести к возникновению коррупционных отношений в обществе. Оптимизация нормативного регулирования наиболее уязвимых сфер общественной жизни, анализ разрабатываемых нормативных правовых актов при осуществлении нормотворческой деятельности на предмет выявления в них норм, содержащих предпосылки к возникновению коррупционных отношений, повышение престижа государственной службы , а также ответственности государственных служащих, оптимизация работы всех органов, призванных обеспечивать законность, позволит государству активно противостоять проявлениям коррупции и сократить коррупционную преступность до минимального уровня.



© sk-news.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Ковид-«Сюрприз» нашу семью подстерег вечером, 15 октября. Днем мы приехали из Сочи, а вечером пришла племянница и между делом пожаловалась, что накануне слегка простыла.

Как образ жизни и стиль питания влияют на здоровье рассказала на V Международном экологическом форуме «ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ» руководитель Долгоздрав.Клуба Марина Чернышева, сообщает SK-NEWS.RU.

Как правило, наш организм выходит победителем из столкновений с микробами, но не всегда. Даже тем, кто «никогда не болеет», все же случается подхватить простуду или испытать болезненные ощущения, связанные с другими недугами. И это логично, поскольку все мы живем в окружении микроорганизмов, которые, кстати, населили Землю задолго до нас.

Установлена причастность ранее судимого по той же статье обвиняемого к 18 эпизодам преступной деятельности, всего парень причинил жителям республики ущерб на сумму более 3,7 млн рублей.

Возбудитель ковид-19 очень чувствителен к интерфероновому статусу каждого человека, рассказал в интервью «Российской газете» Александр Гинцбург, лидер команды Центра Гамалеи, создавшей первую в мире вакцину против ковида.

Человеческий мозг — самое мощное устройство на планете.

топ 10 казино
Медиадоброволец 2020: При помощи соцработников георгиевского ЦСОН жизнь пожилой женщины заиграла новыми красками
О необходимости предоставить отрицательный результат на COVID-19 для ЛБГ, пересекающих границу РФ
Нужна ли справка о доходах при приеме в гражданство
Подписано соглашение о создании на базе КБГУ культурно-образовательного центра «Эрмитаж – Кавказ»
Профсоюзные лидеры вузов СКФО обсудили условия работы в период пандемии
Открыли «Тифлоквант» в стиле IT!
Вышел новый эпизод подкаста с Василием Гаазовым из цикла «Открой себя, познавая мир!»
На Ставрополье состоялось открытие 25-й ежегодной акции «Месячник «Белая трость»!
Стартовала всероссийская сетевая акция «Белая трость-2020». Ждём участников!
Читатели Маяковки отправились в виртуальный тур «Художница-осень» по аллее для слепых и слабовидящих «Тропа здоровья»
Подача уведомления о проживании и доходах

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Октябрь
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28
29
30
29
30
31
1