инофильм Ђ„еркесї разрушает уникальную этническую культуру и дает повод дл€ националистических провокаций, - убеждены представители кабардинской интеллигенции

Ќовости: јналитика



¬сего несколько лет назад общественности  республики был представлен предыдущий продукт режиссера ћухадина  андура Ц фильм Ђѕропавша€ в „ечнеї. ќднако, выход€щее за пределы здравого смысла количество откровенных глупостей и несуразностей в той ленте, видимо, все-таки помешало обещанному всемирному прокату и получению множества кинопремий, которые должны были повсеместно прославить нашу республику и ее замечательный народ. Ѕольше об этом фильме никто не вспоминает ни в республике, ни даже в интернете.



“еперь, с новой Ђисторической драмойї ћ.  андура Ђ„еркесї, нам пообещали ни больше, ни меньше, как  аннский кинофестиваль!
ѕочему же мы вместо восторга от одной мысли об этой блистательной перспективы, ощутили насто€тельную необходимость обратитьс€ к общественности республики с этим письмом?



ћы могли бы просто промолчать, можно было отнестись к фильму как к еще одной бездарной попытке режиссера за€вить о себе. Ќо очевидна€ дл€ нас опасность этого произведени€ состоит в том, что жизненный опыт режиссера позволил ему найти безошибочный способ привлечь внимание к фильму, назвав его коротко и емко Ђ„еркесї, спекулиру€ на этническом чувстве адыгского народа.



ѕоместив героев в эпоху переселени€ адыгов в »орданию, записав  их диалоги на кабардинском €зыке и вскользь упом€нув о нескольких национальных обыча€х, создатели фильма наде€лись тронуть наши сердца и навсегда остатьс€ в истории культуры народа, как создатели Ђпервого адыгскогої фильма.
Ќо за€вленный пафос и тема абсолютно не соответствуют содержанию.



‘ильм, с объ€вленным бюджетом в 3 млн долларов, поражает воображение своим Ђразмахомї. ¬есь сюжетный р€д с перевранной историей сн€т в трех декораци€х Ц натура, бедуинский шатер и глинобитна€ стена адыгского домаЕ (ах, да Ц еще поезд с пластиковыми рамами!).



ЂЅедные черкесыї одеты в одинаковые черкески, словно вз€тые напрокат  из одного ансамбл€ художественной самоде€тельности. „еркешенки, видимо, на взгл€д режиссера,  выгл€д€т более €рко и привлекательно Ц в ал€поватых  полиэстеровых  плать€х, иногда обшитых кантом Ђпод леопардаї, в нелепых шапках, подоби€ которым нет ни в одном источнике по адыгскому костюму.
 
Ќасильственно покида€ родину, адыги смогли с собой вз€ть лишь самое ценное Ц семейные реликвии, как, например, серебр€ные по€са и нагрудники. ¬ семь€х репатриантов и по сей день эти вещи очень бережно хран€тс€. ј в фильме эти аксессуары не представлены даже в бутафорском формате.
 
Ёкономи€ бюджета фильма особенно бросаетс€ в глаза,  когда в результате поджога сгорает стожок, который должен был прокормить целый аул.



—лишком много несуразностей, несовпадений и л€пов.   ним невозможно относитьс€ как к милым или простительным курьезам. ќ нас не так много фильмов, чтобы позволить выпуск €вной халтуры.



ѕочему вдруг дорога в »орданию практически  отшибла  у наших соотечественников пам€ть об адыгэ хабзэ, о традици€х добрачного ухаживани€, о пор€дке свадебной обр€дности, танцевальном этикете, правилах поведени€ в обществе?



Ќапример, допустимо ли и, вообще, логично ли, чтобы “имур, старейшина шапсугской общины, дл€ переговоров с бедуинским шейхом о территории (!) вз€л с собой единственным представителем от вновь прибывшей группы кабардинцев юного мальчишку, оставив все взрослое мужское население?



»ли как расценивать весьма экзальтированное поведение этого же мальчика, когда он в благодарность за подарок бросаетс€ на шею малознакомому человеку Ц представителю чужой культуры? √де хваленна€ черкесска€ выдержка, гордость, скромность, невозмутимость?



 ак нам, знающим об обыча€х избегани€ не понаслышке, относитьс€ к эпизодам, где молодой жених бесстыдно предстает перед родител€ми, а мать, в свою очередь, нежно подталкива€, провожает его в супружескую спальню?
 
»сторическа€ достоверность и факты традиционного уклада жизни адыгов, существующие даже в наше врем€ Ц €вное излишество дл€ создателей фильма. ќни не пытаютс€ соответствовать им ни в сюжете, ни в костюмах, ни в декораци€х.



¬озникает и преследует один вопрос, хот€, скорее всего риторический: дл€ кого сн€то все это?  акие зрители должны оценить глубину и широту замысла художника? Ќаверное, это должны быть люди очень далекие от черкесов, от  авказа, да и от искусства.



Ќо то, что должно бы у нас вызвать иронию и смех, вызывает глубокое сожаление и протест. ѕотому что поражает реакци€ зала, взрывающегос€ аплодисментами от таких демагогических штампов, как Ђ„еркесы выбирают свободуї или Ђјдыги и бедуины Ц брать€ по исламуї, устраивающего овации банальным репликам, одинаково поощрительно гуд€щего противоречащим друг другу сценам.
 
 аждый вид искусства имеет свои правила создани€ произведений и способы воздействи€ на зрител€. “ем более актуально это дл€ кино Ц синкретического вида искусства, требующего привлечени€ большого спектра специалистов, представл€ющего собой сочетание многих факторов: сценарий, режиссура, операторска€ работа, работа звукорежиссера и композитора, художественное оформление фильма и работа художника по костюмам, актерское мастерствоЕ



¬ этом контексте фильм ћ.  андура  Ђ„еркесї  вызывает не меньшее недоумение. ќстановимс€ на каждом компоненте по пор€дку.



—ценарий.
¬ основе практически любого игрового фильма лежит некий сюжет, который строитс€ по определенным правилам. —ама€ проста€ схема включает в себ€ хот€ бы п€ть элементов Ц зачин, зав€зка, кульминаци€, разв€зка, концовка.  аждый из них требует некоего драматического и хронометрического развертывани€. ¬ Ђ„еркесеї эти элементы присутствуют лишь номинально, и представлены только схематически. Ёпизоды заканчиваютс€ неожиданно, пока зритель еще не настроилс€ на воспри€тие.



–ежиссура.
Ќесмотр€ на то, что процесс создани€ фильма требует привлечени€ самых различных специалистов Ц представителей творческих и технических отраслей Ц фильм €вл€етс€ произведением режиссера. ¬ фильме  андура спектр режиссерских приемов построени€ композиции картины представлен весьма бледно. —южет строитс€ главным образом на примитивных диалогах при почти полном отсутствии действи€.



ѕричем содержание диалогов больше похоже на пересказ каких-то давно известных и неинтересных текстов, а не на живые разговоры.  абардинский €зык, на котором говор€т герои, перенасыщен кальками, далек от литературного и абсолютно не напоминает архаичный €зык наших предков. Ѕолее того, мы слышим разговорную речь, котора€ несет современный оттенок.
 
»звестно, что визуальное воспри€тие гораздо сильнее слухового: зритель больше поверил бы тому, что видит, нежели тому, что слышит на прот€жении всего фильмаЕ ¬ тех же эпизодах, где предусмотрено какое-то действие, показано оно оп€ть же настолько условно, что ему не веришьЕ



ќператорска€ работа.
–абота оператора не от€гощена творческими искани€ми и представл€ет собой огромное количество крупных планов и несколько планов общих, которые используютс€ лишь дл€ того, чтобы обозначить, где будет проходить действие следующего эпизода.



’удожественное оформление картины и работа художника по костюмам. ‘ильм, жанр которого указан как исторический, требует особой тщательности во всем, что касаетс€ воссоздани€ атмосферы прошлого Ц жилища, интерьеры помещений, одежда и прически. ћногое из отмеченного нами выше не позвол€ет назвать этот фильм историческим, ни по жанру, ни по качеству.



–абота актеров.
Ќа исполнение главных ролей были приглашены хорошо известные и признанные в республике артисты. «рители кабардинского госдрамтеатра им. ј. Ўогенцукова цен€т их за талант и преданность искусству. —пектакли с их участием пользуютс€ непременным успехом.   съемкам также были привлечены начинающие, но уже попул€рные танцоры и певцы. „естно говор€, больша€ часть зрителей пошла посмотреть именно на актеровЕ ќстаетс€ сожалеть, что режиссерский замысел не предоставил им пространства дл€ подтверждени€ своего профессионального мастерства, а дл€ молодых - возможности  обрести первый профессиональный опыт.  ¬р€д ли дл€ наших любимых актеров работа в этом фильме станет предметом особой гордости.



ѕо нашему глубокому  убеждению, кинофильм Ђ„еркесї Ц это вредное дл€  народа €вление, способствующее разрушению уникальной этнической культуры, захламл€ющее умы молодежи, дающее повод дл€ разного рода националистических провокаций, воспитывающее дурной художественный вкус и искаженное воспри€тие родной истории.
 
Ётот фильм (конечно же,  его нет даже во внеконкурсной программе  аннского кинофестивал€) - €вление не случайное, а симптоматичное в нашей культуре, которое должно стать поводом дл€ актуального и открытого разговора о национальной культуре, ее сегодн€шнем дне.
ѕросим считать наше обращение прологом к  очистительному дл€ духа нации пути.



1. “екуева ћадина јнатольевна, доктор исторических наук, профессор  Ѕ√”
2. Ўогенцукова Ќина јдамовна, доктор филологических наук, профессор  Ѕ√”
3.  алмыков ∆ил€би јдальбиевич, ѕредседатель  оординационного —овета адыгских общественных организаций  Ѕ–
4. »нарокова јлла ћузрачевна, доктор медицинских наук, профессор, ѕредседатель  абардино-Ѕалкарского отделени€ √еронтологического общества –јЌ
5. ”тиж ћажид, владелец салона Ђјдыгэ унэї
6. —таш јхмед, член ѕравлени€  абардино-Ѕалкарской общественной организации Ђѕэрытї
7.  умыкова Ёлина “угановна, кандидат филологических наук, доцент  Ѕ√”
8.  анукова «арина —аадуловна, главный редактор газеты Ђ√ор€нка, председатель  абардино-Ѕалкарской общественной организации Ђ∆анї
9. “лизамова Ћиди€ ’амидбиевна, директор Ќационального фонда Ђјмраї
10.   умыкова Ёлина “угановна, кандидат филологических наук, доцент  Ѕ√”
11. ƒуманов ћурадин ’азреталиевич, заслуженный артист  Ѕ–
12. Ѕалкаров  азбек —афраилович, руководитель ансамбл€ Ђ’аттиї
13. Ѕитокова ћарина ¬ладимировна, аспирант  Ѕ√”
14.  арданов јслан јузинович, начальник службы вещани€ на национальных €зыках √” Ђ¬“ ї  абардино-Ѕалкари€ї
15. —аральп ћадина Ћиуановна, художник-модельер, член —оюза дизайнеров —анкт-ѕетербурга
16. √угова ћарина ’абасовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник  Ѕ»√»
17. √умова ћарина √азалиевна, главный режиссер ƒ  ѕрофсоюза г. Ќальчика
18. Ѕитоков јсланбек ¬ладимирович, народный артист  Ѕ–
19.   алов »слам ’асанович, член ћолодежной палаты при ѕарламенте  Ѕ–
20.   амергоев ћурат ёрьевич, учитель истории, аспирант  Ѕ»√»
21.  Ўукова ћарина ћаремовна, студентка »‘  Ѕ√”
22.   Ѕитокова ќксана ёрьевна, заслуженный де€тель культуры –»
23.  ошеева ‘атима ћузакировна, учитель кабардинского €зыка и литературы.
24. “еуважукова Ѕэла ¬алерьевна, выпускница »‘  Ѕ√”
25. Ўагирова ќксана –услановна, художник
26. “абишев ћурат јрсеньевич, научный сотрудник  Ѕ»√»



 





© sk-news.ru


 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

ќнлайн дискусси€ на тему: ЂЁйджизм: дискриминаци€ по возрасту и как с ней боротьс€ї состо€лась сегодн€ на площадке департамента конгрессных меропри€тий международного холдинга Ђ≈вроћедиаї.

ќ том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверн€ка слышал каждый. “акже почти все в курсе, что нарушени€ состава этой микрофлоры называютс€ дисбиозами. Ќаконец, те, кто всерьез заботитс€ о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнеде€тельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал ЌеЅолеем

ѕоследнее врем€ часто слышу из разных источников о пользе полипренолов дл€ здоровь€ человека. ј что такое полипренолы? ќткуда их вз€ли и как они действуют?

ѕо примеру Ѕелгородской области на —таврополье будет разработана краева€ программа перевода сельского хоз€йства на биологизированное земледелие.

—“»ћ» — Ч это общее название группы препаратов. —феру действи€  того или иного из них можно пон€ть по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

—вое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель ÷ентр внедрени€ передовых медицинских технологий Ђѕланетаћедї ¬асилий √енералов в пр€мом эфире »нстаграм с блогером Ћаурой Ѕатыр.

–уководитель клуба и ведуща€ семинара - Ћюдмила јлександровна ƒорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применени€ микробных биопрепаратов нового поколени€ —“»ћ» —, которые производит √  Ќѕќ ЂЅиоцентрї в г. Ќевинномысске.

 

—тартовала краева€ эстафета персон-историй Ђћой наставникї. ѕрисоедин€йтесь!
¬ектор Ц на профессиональное развитие!
ƒокументы, удостовер€ющие личность лица без гражданства
 ак быть в случае отсутстви€ законных представителей детей
 ак выбрать путь изучени€ шрифта Ѕрайл€?
ƒень новой книги состо€лс€ в ћа€ковке
Ђƒоброе сердцеї в ћа€ковке
ћолодежь —тавропол€ осваивает Ђ¬олшебный тифлокоммї!
–оман, не подвластный времени, представили в ћа€ковке
 то освобожден от принесени€ ѕрис€ги гражданина –оссийской ‘едерации
—мена места жительства при наличии статуса беженца
ѕушкинска€ карта открыла двери в тактильную лабораторию ћа€ковки!

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

—еверо- авказские новости

 алендарь новостей

‘евраль
2023
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
30
31
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
2
3
4
5