Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Кинофильм «Черкес» разрушает уникальную этническую культуру и дает повод для националистических провокаций, - убеждены представители кабардинской интеллигенции

Всего несколько лет назад общественности  республики был представлен предыдущий продукт режиссера Мухадина Кандура – фильм «Пропавшая в Чечне». Однако, выходящее за пределы здравого смысла количество откровенных глупостей и несуразностей в той ленте, видимо, все-таки помешало обещанному всемирному прокату и получению множества кинопремий, которые должны были повсеместно прославить нашу республику и ее замечательный народ. Больше об этом фильме никто не вспоминает ни в республике, ни даже в интернете.



Теперь, с новой «исторической драмой» М. Кандура «Черкес», нам пообещали ни больше, ни меньше, как Каннский кинофестиваль!
Почему же мы вместо восторга от одной мысли об этой блистательной перспективы, ощутили настоятельную необходимость обратиться к общественности республики с этим письмом?



Мы могли бы просто промолчать, можно было отнестись к фильму как к еще одной бездарной попытке режиссера заявить о себе. Но очевидная для нас опасность этого произведения состоит в том, что жизненный опыт режиссера позволил ему найти безошибочный способ привлечь внимание к фильму, назвав его коротко и емко «Черкес», спекулируя на этническом чувстве адыгского народа.



Поместив героев в эпоху переселения адыгов в Иорданию, записав  их диалоги на кабардинском языке и вскользь упомянув о нескольких национальных обычаях, создатели фильма надеялись тронуть наши сердца и навсегда остаться в истории культуры народа, как создатели «первого адыгского» фильма.
Но заявленный пафос и тема абсолютно не соответствуют содержанию.



Фильм, с объявленным бюджетом в 3 млн долларов, поражает воображение своим «размахом». Весь сюжетный ряд с перевранной историей снят в трех декорациях – натура, бедуинский шатер и глинобитная стена адыгского дома… (ах, да – еще поезд с пластиковыми рамами!).



«Бедные черкесы» одеты в одинаковые черкески, словно взятые напрокат  из одного ансамбля художественной самодеятельности. Черкешенки, видимо, на взгляд режиссера,  выглядят более ярко и привлекательно – в аляповатых  полиэстеровых  платьях, иногда обшитых кантом «под леопарда», в нелепых шапках, подобия которым нет ни в одном источнике по адыгскому костюму.
 
Насильственно покидая родину, адыги смогли с собой взять лишь самое ценное – семейные реликвии, как, например, серебряные пояса и нагрудники. В семьях репатриантов и по сей день эти вещи очень бережно хранятся. А в фильме эти аксессуары не представлены даже в бутафорском формате.
 
Экономия бюджета фильма особенно бросается в глаза,  когда в результате поджога сгорает стожок, который должен был прокормить целый аул.



Слишком много несуразностей, несовпадений и ляпов. К ним невозможно относиться как к милым или простительным курьезам. О нас не так много фильмов, чтобы позволить выпуск явной халтуры.



Почему вдруг дорога в Иорданию практически  отшибла  у наших соотечественников память об адыгэ хабзэ, о традициях добрачного ухаживания, о порядке свадебной обрядности, танцевальном этикете, правилах поведения в обществе?



Например, допустимо ли и, вообще, логично ли, чтобы Тимур, старейшина шапсугской общины, для переговоров с бедуинским шейхом о территории (!) взял с собой единственным представителем от вновь прибывшей группы кабардинцев юного мальчишку, оставив все взрослое мужское население?



Или как расценивать весьма экзальтированное поведение этого же мальчика, когда он в благодарность за подарок бросается на шею малознакомому человеку – представителю чужой культуры? Где хваленная черкесская выдержка, гордость, скромность, невозмутимость?



Как нам, знающим об обычаях избегания не понаслышке, относиться к эпизодам, где молодой жених бесстыдно предстает перед родителями, а мать, в свою очередь, нежно подталкивая, провожает его в супружескую спальню?
 
Историческая достоверность и факты традиционного уклада жизни адыгов, существующие даже в наше время – явное излишество для создателей фильма. Они не пытаются соответствовать им ни в сюжете, ни в костюмах, ни в декорациях.



Возникает и преследует один вопрос, хотя, скорее всего риторический: для кого снято все это? Какие зрители должны оценить глубину и широту замысла художника? Наверное, это должны быть люди очень далекие от черкесов, от Кавказа, да и от искусства.



Но то, что должно бы у нас вызвать иронию и смех, вызывает глубокое сожаление и протест. Потому что поражает реакция зала, взрывающегося аплодисментами от таких демагогических штампов, как «Черкесы выбирают свободу» или «Адыги и бедуины – братья по исламу», устраивающего овации банальным репликам, одинаково поощрительно гудящего противоречащим друг другу сценам.
 
Каждый вид искусства имеет свои правила создания произведений и способы воздействия на зрителя. Тем более актуально это для кино – синкретического вида искусства, требующего привлечения большого спектра специалистов, представляющего собой сочетание многих факторов: сценарий, режиссура, операторская работа, работа звукорежиссера и композитора, художественное оформление фильма и работа художника по костюмам, актерское мастерство…



В этом контексте фильм М. Кандура  «Черкес»  вызывает не меньшее недоумение. Остановимся на каждом компоненте по порядку.



Сценарий.
В основе практически любого игрового фильма лежит некий сюжет, который строится по определенным правилам. Самая простая схема включает в себя хотя бы пять элементов – зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка. Каждый из них требует некоего драматического и хронометрического развертывания. В «Черкесе» эти элементы присутствуют лишь номинально, и представлены только схематически. Эпизоды заканчиваются неожиданно, пока зритель еще не настроился на восприятие.



Режиссура.
Несмотря на то, что процесс создания фильма требует привлечения самых различных специалистов – представителей творческих и технических отраслей – фильм является произведением режиссера. В фильме Кандура спектр режиссерских приемов построения композиции картины представлен весьма бледно. Сюжет строится главным образом на примитивных диалогах при почти полном отсутствии действия.



Причем содержание диалогов больше похоже на пересказ каких-то давно известных и неинтересных текстов, а не на живые разговоры. Кабардинский язык, на котором говорят герои, перенасыщен кальками, далек от литературного и абсолютно не напоминает архаичный язык наших предков. Более того, мы слышим разговорную речь, которая несет современный оттенок.
 
Известно, что визуальное восприятие гораздо сильнее слухового: зритель больше поверил бы тому, что видит, нежели тому, что слышит на протяжении всего фильма… В тех же эпизодах, где предусмотрено какое-то действие, показано оно опять же настолько условно, что ему не веришь…



Операторская работа.
Работа оператора не отягощена творческими исканиями и представляет собой огромное количество крупных планов и несколько планов общих, которые используются лишь для того, чтобы обозначить, где будет проходить действие следующего эпизода.



Художественное оформление картины и работа художника по костюмам. Фильм, жанр которого указан как исторический, требует особой тщательности во всем, что касается воссоздания атмосферы прошлого – жилища, интерьеры помещений, одежда и прически. Многое из отмеченного нами выше не позволяет назвать этот фильм историческим, ни по жанру, ни по качеству.



Работа актеров.
На исполнение главных ролей были приглашены хорошо известные и признанные в республике артисты. Зрители кабардинского госдрамтеатра им. А. Шогенцукова ценят их за талант и преданность искусству. Спектакли с их участием пользуются непременным успехом. К съемкам также были привлечены начинающие, но уже популярные танцоры и певцы. Честно говоря, большая часть зрителей пошла посмотреть именно на актеров… Остается сожалеть, что режиссерский замысел не предоставил им пространства для подтверждения своего профессионального мастерства, а для молодых - возможности  обрести первый профессиональный опыт.  Вряд ли для наших любимых актеров работа в этом фильме станет предметом особой гордости.



По нашему глубокому  убеждению, кинофильм «Черкес» – это вредное для  народа явление, способствующее разрушению уникальной этнической культуры, захламляющее умы молодежи, дающее повод для разного рода националистических провокаций, воспитывающее дурной художественный вкус и искаженное восприятие родной истории.
 
Этот фильм (конечно же,  его нет даже во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля) - явление не случайное, а симптоматичное в нашей культуре, которое должно стать поводом для актуального и открытого разговора о национальной культуре, ее сегодняшнем дне.
Просим считать наше обращение прологом к  очистительному для духа нации пути.



1. Текуева Мадина Анатольевна, доктор исторических наук, профессор КБГУ
2. Шогенцукова Нина Адамовна, доктор филологических наук, профессор КБГУ
3. Калмыков Жиляби Адальбиевич, Председатель Координационного Совета адыгских общественных организаций КБР
4. Инарокова Алла Музрачевна, доктор медицинских наук, профессор, Председатель Кабардино-Балкарского отделения Геронтологического общества РАН
5. Утиж Мажид, владелец салона «Адыгэ унэ»
6. Сташ Ахмед, член Правления Кабардино-Балкарской общественной организации «Пэрыт»
7. Кумыкова Элина Тугановна, кандидат филологических наук, доцент КБГУ
8. Канукова Зарина Саадуловна, главный редактор газеты «Горянка, председатель Кабардино-Балкарской общественной организации «Жан»
9. Тлизамова Лидия Хамидбиевна, директор Национального фонда «Амра»
10.  Кумыкова Элина Тугановна, кандидат филологических наук, доцент КБГУ
11. Думанов Мурадин Хазреталиевич, заслуженный артист КБР
12. Балкаров Казбек Сафраилович, руководитель ансамбля «Хатти»
13. Битокова Марина Владимировна, аспирант КБГУ
14. Карданов Аслан Аузинович, начальник службы вещания на национальных языках ГУ «ВТК» Кабардино-Балкария»
15. Саральп Мадина Лиуановна, художник-модельер, член Союза дизайнеров Санкт-Петербурга
16. Гугова Марина Хабасовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник КБИГИ
17. Гумова Марина Газалиевна, главный режиссер ДК Профсоюза г. Нальчика
18. Битоков Асланбек Владимирович, народный артист КБР
19.  Калов Ислам Хасанович, член Молодежной палаты при Парламенте КБР
20.  Камергоев Мурат Юрьевич, учитель истории, аспирант КБИГИ
21.  Шукова Марина Маремовна, студентка ИФ КБГУ
22.   Битокова Оксана Юрьевна, заслуженный деятель культуры РИ
23. Кошеева Фатима Музакировна, учитель кабардинского языка и литературы.
24. Теуважукова Бэла Валерьевна, выпускница ИФ КБГУ
25. Шагирова Оксана Руслановна, художник
26. Табишев Мурат Арсеньевич, научный сотрудник КБИГИ



 





© sk-news.ru


Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

ВТБ первым из российских банков начал разработку единой цифровой платформы имущественных торгов.

О том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверняка слышал каждый. Также почти все в курсе, что нарушения состава этой микрофлоры называются дисбиозами. Наконец, те, кто всерьез заботится о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнедеятельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал НеБолеем

Последнее время часто слышу из разных источников о пользе полипренолов для здоровья человека. А что такое полипренолы? Откуда их взяли и как они действуют?

По примеру Белгородской области на Ставрополье будет разработана краевая программа перевода сельского хозяйства на биологизированное земледелие.

СТИМИКС — это общее название группы препаратов. Сферу действия  того или иного из них можно понять по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

Свое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель Центр внедрения передовых медицинских технологий «ПланетаМед» Василий Генералов в прямом эфире Инстаграм с блогером Лаурой Батыр.

Руководитель клуба и ведущая семинара - Людмила Александровна Дорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применения микробных биопрепаратов нового поколения СТИМИКС, которые производит ГК НПО «Биоцентр» в г. Невинномысске.

Ручки и нажимные гарнитуры для ПВХ окон
Команда КБГУ – призер Data-хакатона по решению глобальных социальных задач
95 лет на связи со слушателями
Руководитель ФоРГО о продвижении партий через их лидеров
Глава ФоРГО о ретрансляции программы партии через ее лидеров
Маяковка дарит еще одну «живую страницу» – «Феерия ароматов»!
В путешествие за цветущими травами
Медиадоброволец-2020: искусство исцелять руками
Восстановление документа для подачи на гражданство
Трудовые отношения с иностранным гражданином
Мобильный краеведческий маршрут пополнился новыми точками
Читатели Маяковки побывали на вернисаже культур народов Северного Кавказа

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Август
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26
27
28
29
30
31
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5