Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Кабардино-Балкарскому музею изобразительных искусств – 50 лет


  
       В центре Нальчика, на главном в городе проспекте им.Ленина вот уже полвека работает Кабардино-Балкарский музей изобразительных искусств. Здесь выставляют свои работы известные корифеи и проходят выставки детского рисунка, фотохудожники уступают место искусницам, валяющим войлочные ковры - кийизы.
       Одно из важных достоинств этого камерного, почти домашнего музея - наличие штата профессиональных искусствоведов, которые качественно обслуживают выставки, сопровождая их серьезным анализом и экскурсионным обеспечением.
       У истоков его создания и открытия находилась опытнейший работник культуры республики - Василиса Степановна Косьяненко.



Она была назначена директором музея в январе 1960 года, за полгода до открытия. Первоначально музей был образован в маленьком, отдельно стоящем одноэтажном доме, ранее являвшимся частью краеведческого музея по ул. Советской (ныне Кешокова) в Нальчике. Это здание XIX века было так хорошо отремонтировано, что простояло еще несколько десятилетий, некоторое время в нем даже размещалось Духовное управление мусульман. Стараниями Косьяненко в нем были обеспечены оптимальные условия для хранения картин, налажены качественное отопление и вентиляция. В первые годы работы музея она внесла огромный вклад в наполнение его фондов художественными ценностями российского и мирового уровня из фондов центральных музеев страны, работами местных художников.       



Прорывом в организации музейного дела в республике стал перевод музея в нынешнее помещение по пр. Ленина, 35. У музея появилось центральное отопление, просторные и светлые залы, более комфортные для посетителей и сохранности художественных ценностей (краеведческий музей лишь спустя несколько лет смог перебраться из бараков в современное здание). Дело в том, что в то время в оправляющейся после разрушительной войны стране строили только жилье. Об отдельном здании для музея нельзя было и мечтать. Лишь настойчивостью Косьяненко и тогдашнего министра культуры республики Фаины Арсаевой, при поддержке руководства республики, удалось совершить обходной маневр и передать музею помещения, построенные под магазин.
«Мама так гордилась этим. Ее радовали высокие окна, белые занавеси, собранные  воланами, как во дворцах. По тем временам это было роскошно», - вспоминает Асланбек Мидов - сын Василисы Степановны и одного из основателей телевидения КБР Хаджи-Мусы Мидова. 



«Чтобы заполучить в Нальчик по-настоящему ценные экспонаты, она активно контактировала, ездила, состояла в переписке с подразделениями Минкультуры страны, вела поиски в запасниках ведущих музеев, таких как Русский музей, Третьяковка, Эрмитаж, - рассказал Мидов. – Помню, как совсем ребенком я замер перед переданной в Нальчик картиной Айвазовского. Мама показывала мне подготовленные к выставке картины и подчеркивала, что это авторская копия. Запомнились мне небольшие – для каминной полки - бронзовые статуэтки всадников…
Мама много делала для популяризации художественных ценностей музея и мировой культуры среди жителей Кабардино-Балкарии, развитию ее национальной культуры».



       Собственно, Василиса Косьяненко всю свою короткую жизнь посвятила развитию национальной культуры Кабардино-Балкарии. Еще во время учебы в театральном институте в Москве она - дочь украинца и узбечки, умеющая говорить на языке, близком к балкарскому, - поддерживала и опекала первую балкарскую театральную студию. Краснопресненский райком ВЛКСМ г. Москвы назначил её куратором студии, как тюркоязычного специалиста. Так она познакомилась с будущим мужем – Хаджи-Мусой Мидовым  (На фото) позже – заслуженным деятелем искусств КБАССР, который учился в этом же институте с первой кабардинской театральной студией и был ее куратором.



Ослепительная красавица покорила его сердце, родила мужу дочь Танзиль и сына Асланбека, и разделила стремление верой и правдой служить родной республике.



       К сожалению, к началу работы в музее Василиса Степановна уже была тяжело больна, в 1960 году врачи обнаружили у нее страшное, не оставляющее шансов заболевание крови - лейкемию. Для нее - директора Кабардинского Госдрамтеатра, завучебной частью Кабардинской театральной студии, директора Дома народного творчества КБАССР, завотделом культуры Нальчика -  работа в музее была тихой гаванью, куда ее направили, уважив просьбу о менее интенсивной работе, когда искусствовед по образованию Косьяненко почувствовала ухудшение здоровья.



 «В 1962 году мама была вынуждена по болезни оставить работу, в 1964 году ушла из жизни в возрасте 50 лет... Она сделала мне подарок и отметила вместе с нами мой 17-й день рождения. Ее не стало на другой день после маленького семейного торжества», - рассказал Асланбек.



 «Родители жили идеей, вкладывали огромную эмоциональную силу в развитие культуры республики. Именитый композитор Вано Мурадели бывал и работал в республике по инициированному ими приглашению. Мама организовывала огромные концерты на стадионе. Отец в 1955 руководил республиканским ансамблем песни и пляски, который со временем разделился на хор радио и «Кабардинку», в Тбилиси заказывал костюмы, где-то добывал ноговицы. Это была жизнь, посвященная обществу. Жалею, что был слишком молод, нужно было записывать, документировать, снимать на пленку – это был большой пласт истории КБР», - продолжил Мидов. В его памяти остался один из дней 1957 года, когда у Мидовых гостил вернувшийся из ссылки режиссер балкарского театра Касим Аккаев – они вместе учились в Москве.



«Большая гостиная в нашей квартире в доме партактива была залита солнцем. Был накрыт стол, текла задушевная беседа старых друзей, наполненная радостью встречи. Нужно сказать, еда у нас всегда была довольно простая. Мама была слишком занята, чтобы быть образцовой кухаркой. Варили картошку, покупали готовую капусту провансаль, деликатесами тогда были колбаса и сыр, ставили хорошее десертное вино. Отец любил местные «Санэ» и «Юбилейное». Главным за столом всегда были общение, духовная теплота. Через несколько лет в Новочеркасске Ростовской области, где я учился в вузе, стою в очереди за билетом в кино, когда ко мне подходит военнослужащий и извиняющимся тоном спрашивает – не Мидов ли я. Оказалось, это был Исмаил, сын Касима Аккаева. Он старше и, видимо, запомнил меня на каких-то мероприятиях, где я болтался за кулисами ребенком, и узнал. Мы с радостью обнялись и дружили все время его службы в этом городе. Сейчас с удовольствием общаемся, когда он – уже москвич – бывает в Нальчике».



(Мир тесен, Асланбек, выяснив, что наши родители после войны несколько лет прожили в «веселом» бараке на Суворова, 8, где комнаты занимали, в основном артисты, ты предположил, что Василиса Степановна не могла не заметить певческий дар моих родителей. Отец от природы обладал оперным тенором, но не пошел в консерваторию, куда звали, а учился геодезии в Харьковском инженерно-строительном институте и пел в студенческой самодеятельности дуэты со ставшим потом народным артистом СССР, известным басом Борисом Гмырей. И точно, обнаружила в семейном архиве несколько программок, где среди выступающих значился Борис Соляников, а худруком была Василиса Косьяненко… К сожалению, будучи очень поздним ребенком, потеряла отца раньше, чем успела наговориться. Мама была намного моложе отца и сама многого не знала). 



Сегодня в Кабардино-Балкарском музее большую работу по популяризации изобразительного искусства ведет его современный руководитель Елизавета Жантудуева. Ей нравится открывать новые имена и новые формы работы. Музей - её детище, и полвека спустя после открытия продолжает радовать сердца ценителей изобразительного искусства, приближать его к народу.
Заметным явлением в современном искусстве она называет экспозицию молодых художников-прикладников под названием «Войлочный путь», показанную в январе 2010г. Это работы выпускников колледжа дизайна КБГУ, выполненные в технике балкарского кийиза. В феврале здесь прошла интересная выставка компьютерной графики потомственной художницы Имары Аккизовой-Кушховой. В июне состоялась межрегиональная Северо-Кавказская выставка – конкурс детского рисунка, посвященная старейшему педагогу республики - Андрею Лукичу Ткаченко. Легендарный Лукич воспитал многих именитых сегодня художников Кабардино-Балкарии. В настоящее время в музее ИЗО экспонируются работы современного графика Светланы Кузнецовой – продолжателя традиций станковой графики Кабардино-Балкарии. Здесь в различных техниках: графика, акварель, рельеф показан «старый» Нальчик, уголки природы республики.



      Одно из начинаний Елизаветы Жантудуевой – традиционная осенняя фотовыставка Кабардино-Балкарского фотоклуба «Свой стиль» (руководитель Иван Лукъяненко), которая пользуется огромным успехом у зрителей республики. В очередной раз она откроется в сентябре 2010г.  Это колоритное зрелище имеет свою визитную карточку – музыкальные инсталляции в стиле «Картинки с выставки». Музыкальные иллюстрации к фотоработам организовывает один из ярких представителей современной культуры республики - профессор СКГИИ, талантливый музыкант, фотохудожник Валерий Шарибов.
       Раритеты, хранящиеся в запасниках, мы увидим в октябре на юбилейной экспозиции, посвященной 50-летию Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств.
       Желаем музею еще много десятилетий успешной творческой деятельности, нового здания художественной галереи, способного вместить значительно выросшую за полвека коллекцию, открытия новых имен и бережного хранения классических ценностей!

© sk-news.ru


Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

О том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверняка слышал каждый. Также почти все в курсе, что нарушения состава этой микрофлоры называются дисбиозами. Наконец, те, кто всерьез заботится о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнедеятельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал НеБолеем

Последнее время часто слышу из разных источников о пользе полипренолов для здоровья человека. А что такое полипренолы? Откуда их взяли и как они действуют?

По примеру Белгородской области на Ставрополье будет разработана краевая программа перевода сельского хозяйства на биологизированное земледелие.

СТИМИКС — это общее название группы препаратов. Сферу действия  того или иного из них можно понять по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

Свое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель Центр внедрения передовых медицинских технологий «ПланетаМед» Василий Генералов в прямом эфире Инстаграм с блогером Лаурой Батыр.

Руководитель клуба и ведущая семинара - Людмила Александровна Дорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применения микробных биопрепаратов нового поколения СТИМИКС, которые производит ГК НПО «Биоцентр» в г. Невинномысске.

Бывают случаи, когда при нормальном уровне гемоглобина в крови возникает скрытая анемия. Ее также называют железодефицитной, т.к патология развивается на фоне значительного снижения ферритина в организме.

помощь при запое спб
Ставрополье не вошло в топ регионов по кредитному благополучию населения
Обмен криптовалюты
Подвели итоги межрегиональной креатив-эстафеты «Творческий пасс»
«Музыкальные виртуозы Ставрополья»: заседание историко-краеведческого салона к 35-летию со дня создания Ставропольского отделения Союза композиторов России
В Маяковке состоялся межведомственный информ-тьюториал «Инклюзивная образовательная среда: стратегии, практики, ресурсы»
О взаимодействии КБГУ и СКФУ
Гражданство ребенка, родившегося в РФ
Отказ в приеме в гражданство
Разгадай кроссворд - получи сертификат!
Библиотека имени В. Маяковского в эфире «Говорим сегодня»
На Ставрополье состоялось открытие 26-й ежегодной акции «Месячник «Белая трость»!

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Октябрь
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27
28
29
30
24
25
26
27
28
29
30
31