Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Сингапур - страна, победившая коррупцию

В  последние годы мы много слышим о борьбе с коррупцией - только ленивый не говорит о том, какой вред она наносит экономике страны и как сильно тормозит ее развитие. Руководство страны то и дело объявляет коррупцию главной бедой нашего государства и в течение нескольких лет принимает один антикоррупционный закон за другим. Да и общественность вроде не остается в стороне от этого процесса, только вот результатов особых пока не видно. По данным социологических опросов последних лет граждане России никак не ощущают снижения уровня коррупции в обществе, а многие вообще считают, что это явление в принципе невозможно изжить. Как итог - 147 место России в рейтинге свободы от коррупции Transparensy International, рядом с Бангладеш, Кенией и Сирией, далеко позади  Эстонии, Латвии, Литвы,  Грузии, Армении,  Молдавии и Украины.



У многих искренних борцов с мздоимством при виде таких результатов опускаются руки, и люди  задаются вопросом: «А возможно ли в принципе справиться с этой напастью? Существует ли хоть где-нибудь в мире опыт успешной борьбы с коррупцией, опыт состоявшейся  трансформации общественного сознания и установок в общении с чиновниками? Возможно ли повысить уровень нетерпимости к коррупции в обществе, которое свыклось с ней и считает ее чем-то само собой разумеющимся? »
В поисках ответа на эти вопросы  взглянем на первую пятерку  рейтинга стран, свободных от коррупции: Дания, Новая Зеландия, Швеция,  Сингапур и  Финляндия. Лидирующие позиции традиционно занимают западные, в первую очередь скандинавские страны, но на четвертом месте мирового рейтинга Сингапур – страна  азиатская, сравнительно молодая и еще 50 лет назад имевшая все те прискорбные общественные установки в отношении мздоимства, что так присущи восточному обществу.



В самом деле, Сингапур на сегодняшний день – развитая в экономическом отношении страна, которой удалось то, что многие считают невозможным - победить коррупцию.
И поэтому опыт Сингапура в борьбе с коррупцией поистине бесценен и достоин самого широкого распространения.



Возможно, наиболее реалистичный подход к проблеме  коррупции заключается в понимании человеческой слабости. Исходя из этого, нужно постараться исключить саму возможность появления коррупции или, по крайней мере, попытаться максимально снизить ее уровень. Необходимо понять, что с коррупцией нужно бороться постоянно. Каждое поколение должно перенимать опыт предыдущего и четко осознавать, к чему приводит коррупция.



Надо учесть, что коррупция принимает различные формы: дача взяток, подарки, разворовывание бюджета, шантаж на сексуальной основе, так называемая моральная коррупция (злоупотребление личным влиянием), а также злоупотребление властью или служебным положением. Существует замечательное высказывание: "Каждый человек имеет свою цену". Вопрос в том, каким образом заставить человека бороться с искушением.
Что такое, по сути, коррупция? Это осознанное совершение неправомерных действий, в частности злоупотребление своим служебным положением в целях получения личной выгоды.
Другая форма - это политическая коррупция, к примеру, покупка голосов, незаконные поступления в избирательные фонды, лоббирование своих интересов в законодательной сфере путем пожертвования определенных сумм парламентским фракциям и т.д.



Коррупция сдерживает инвестиции и замедляет экономический рост. Это одна из причин того, почему данная проблема привлекает все большее международное внимание, почему ее исследуют международные рейтинговые агентства типа Transparenсy International (TI).
По оценкам Всемирного банка, коррупция обходится мировому сообществу в 80 млрд. долл. в год. Многие иностранные компании, оказывающие финансовую помощь другим странам, обеспокоены тем, что их деньги могут быть украдены и не дойдут до непосредственных адресатов.



Каков вред от коррупции? Эксперты выделили следующие моменты.
Во-первых,
бюрократическое вымогательство душит мелких предпринимателей. Во-вторых, коррупция препятствует притоку иностранных инвестиций.
В-третьих, во всем мире существует совершенно определенная связь между коррупцией и уязвимостью банков, а также между коррупцией и неудовлетворительным уровнем надзора над финансовыми учреждениями.
В-четвертых, коррупция приводит к увеличению затрат на государственные капиталовложения и снижению их качественного уровня. Вообще, к числу последствий коррупции относится также уменьшение доходности государственных капиталовложений и инфраструктуры.
В-пятых, коррупция приводит к снижению налоговых поступлений, поскольку воздействует на способность правительства собирать налоги.



Таким образом, общее влияние коррупции на экономическое развитие, повторим, безусловно, отрицательное. Чем более коррумпирована страна, тем медленнее происходит ее экономический рост. Коррупция усугубляет бедность и существенно ограничивает возможности борьбы с ней. Иностранные инвесторы предпочитают иметь дело с менее коррумпированными странами. Борьба с коррупцией дает странам преимущество, поскольку это увеличивает их инвестиционную привлекательность для компаний, занимающихся высокими и информационными технологиями. Подобные компании, вероятнее всего, вложат свой капитал в экономику стран с минимальным уровнем коррупции, где правит закон и где существует безусловная защита интеллектуальной собственности.



Бывшему премьер-министру  Сингапура г-ну Ли Куан Ю (1959-1990) можно с полной уверенностью приписать начало, руководство и укрепление процесса борьбы с коррупцией в Сингапуре. В ноябре 1999 года г-н Ли заявил: "Честное, эффективное правительство с незапятнанной репутацией было и остается самым ценным достижением правящей партии и главным достоинством Сингапура". Когда в 1959 году правящая партия пришла к власти, она приняла эффективную программу по борьбе с коррупцией, основанную на определенных принципах.



Г-н Ли отметил, если власть рассматривается как возможность для личного обогащения, а не как свидетельство оказанного народом доверия, это становится уже проблемой этики. «Все общества, претендующие на длительное существование, должны поддерживать принцип честности, иначе общество не выживет. Самый легкий способ остановить коррупцию состоит в том, чтобы минимизировать возможности для общественных чиновников действовать по собственному усмотрению», - подчеркнул он. 



В октябре 1999 года г-н Ли заявил, что жесткая позиция Сингапура в борьбе с коррупцией - вопрос скорее необходимости, чем просто поддержания национального достоинства. Ведь  Сингапур желает извлечь выгоду из иностранных инвестиций, а для этого необходимо исключить возможность использования инвестиционных средств ненадлежащим образом.
Древние философы, к примеру, индийский мудрец Каутилья в своей книге об искусстве управлять государством под названием "Артхашастра", предусматривали жесткое наказание за злоупотребление служебным положением. В этой же связи можно упомянуть Конфуция, который предостерегал от безоговорочного подчинения родительской власти в случае, когда она неправомерна. Конфуций подчеркивал: "Если Вы подаете пример правильного поведения, кто осмелится продолжать вести себя неправильно?"



В октябре 1999 года Transparency International (TI) опубликовала рейтинг, согласно которому Сингапур является седьмой из наименее коррумпированных стран мира и первой среди азиатских стран по этому же показателю с общим рейтингом 9,1 балла из 10. В Сингапуре имели место несколько случаев коррупции, однако важно отметить, что все эти случаи были расследованы, виновные предстали перед судом и были наказаны. В Сингапуре никто, будь то министр, член парламента или высшее должностное лицо, не может находиться выше закона.



Необходимо также подчеркнуть, что борьба с коррупцией непрерывно продолжается. Важно то, что даже в абсолютно некоррумпированном правительстве найдутся отдельные чиновники, которые окажутся подвержены этому искушению. Достоинство не обязательно становится неотъемлемой частью личности, его необходимо постоянно культивировать в себе.



В Сингапуре борьба с коррупцией ведется непосредственно политическими лидерами и высшими должностными лицами, ее всемерно поддерживает общественность. Специализированный орган по борьбе с коррупцией называется Бюро по расследованию случаев коррупции. Это независимый орган, который расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура. Бюро основано в 1952 году, свои полномочия оно получило согласно Акту о предотвращении коррупции. Руководителем этого органа является директор, непосредственно ответственный перед премьер-министром. Это означает, что никакой министр не может вмешаться, чтобы остановить расследование или как-либо повлиять на него.



Бюро несет ответственность за поддержание принципа честности и неподкупности в государственной службе и поощрения свободных от коррупции сделок в частном секторе. Также в его обязанности входит проверка случаев злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщение о подобных случаях соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Бюро также изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных слабостей в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, Бюро рекомендует принятие соответствующих мер главам этих отделов.



Борьба Сингапура с коррупцией основана на определенных принципах.
Во-первых, меры должны предприниматься по отношению к обеим сторонам: и тем, кто дает взятки, и тем, кто их берет.
Во-вторых, четко соблюдается принцип ответственности: коррупцию необходимо наказывать в административном или уголовном порядке. Но общественное порицание - неотъемлемая часть процесса наказания.
В-третьих, должна быть проведена четкая граница между государственными обязанностями и личными интересами. Именно это подразумевал г-н Ли Куан Ю, когда заявил, что конфуцианская обязанность помогать своей семье, родственникам и друзьям должна выполняться только с привлечением собственных, а не государственных средств.
В-четвертых,
необходимо укрепление главенства закона. Это достигается за счет сотрудничества Бюро, расследующего случаи коррупции, и судебных органов, которые решают, каким будет наказание. Общественность должна быть уверена, что Бюро действует эффективно и юридически законно.
В-пятых, коррупция должна быть максимально исключена путем установления ясных и четких методов работы и принятия решений. Как только общественность осознает, что не существует возможности влиять на правительственные решения путем дачи взяток, коррупции станет меньше.
В-шестых, лидеры должны подавать личные примеры безупречного поведения на самом высоком уровне, чтобы поддерживать свой моральный авторитет, необходимый для борьбы с коррупцией. Следовательно, неподкупность должна быть ключевым критерием, основной целью политических лидеров.
В-седьмых, необходимо наличие гарантий, что именно признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство, должно быть определяющим фактором при назначении должностных лиц. Использование семейных связей подрывает доверие к государственной службе, к ее эффективности и беспристрастности. Напротив, признание заслуг гарантирует, что на соответствующий пост будет назначен квалифицированный специалист.
В-восьмых, как подчеркнул г-н Ли, основное правило - соблюдать принцип неподкупности и увольнять запятнавших свою репутацию чиновников. Пресса играет важную роль в предании гласности случаев коррупции и деталей наказания, чтобы информировать общественность относительно последствий коррупции. Это помогает создать атмосферу честности и доверия к государственной службе, а также закрепить принцип наказания коррупции, т.к. борьба с коррупцией зависит от системы ценностей политических лидеров, государственной службы и общества.
В-девятых, государственным служащим должны соответственно платить. В Сингапуре министрам и высшим должностным лицам платят согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц (адвокатов, банкиров и т.д.).
В-десятых, необходимы создание эффективного, работающего на принципе честности и преданности своему делу органа по борьбе с коррупцией, и защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции.
В-одиннадцатых, нужно минимизировать количество необходимых для документов подписей. Это уменьшит возможности для коррупции.



В-двенадцатых, необходимо использовать законы таким образом, чтобы распространить их действие на должностных лиц с целью выяснения источников их доходов. Если они не могут объяснить, откуда у них дополнительные финансовые средства, можно предположить, что источником является коррупция. В Сингапуре каждый год от государственных служащих требуют заполнения специальных форм для декларации их имущества, активов и долгов.



В январе 1994 года г-н Ли Куан Ю обосновал перед парламентом выплату высокого жалованья министрам и высшим должностным лицам государства. Он объяснил, что правительству необходимы профессионалы в своей области, поэтому им выплачивают заработную плату, близкую к их рыночной ценности. Было бы нереалистично ожидать, что талантливые люди пожертвуют своей карьерой и семьями на многие годы, чтобы удовлетворять требования зачастую не ценящей их усилия общественности. Если бы Сингапур не получил в распоряжение высшей политической власти лучших специалистов, это бы закончилось посредственными правительствами, неудовлетворительной денежной политикой и коррупцией.



Борьба с коррупцией, подобно меритократии (продвижение на ключевые посты лишь по заслугам), многонациональной политике и прагматизму, является одним из ключевых факторов экономического успеха Сингапура. Жесткие законы, соответствующее жалованье для министров и государственных служащих, наказание коррумпированных чиновников, эффективное функционирование ведомства по борьбе с коррупцией, личные примеры руководителей высшего звена - все эти факторы объясняют, каким образом Сингапур борется с коррупцией. Что также важно, Сингапуру удалось осуществить контроль за неудовлетворительной денежной политикой за счет жестких правил, таких, как: строгие ограничения расходов на избирательные кампании; разрешение осуществлять пожертвования только в пользу политических партий, а не отдельных министров или членов парламента, поскольку нельзя позволить таким образом покупать влияние с целью изменения политики правительства.



Безусловно, опыт Сингапура уникален. Но внимательное рассмотрение принципов антикоррупционной политики этой страны показывает, что в сфере законодательного регулирования борьбы с коррупцией наша страна уже многое переняла,  однако это не особенно изменило сложившуюся ситуацию. По-видимому, секрет успеха Сингапура в том, что перед угрозой экономического краха страны само общество было готово меняться.



Ведь чем, по сути, «питается» коррупция? Нашим нежеланием учиться,  работать и совершенствоваться, нашими комплексами, нашими страхами,  нашей терпимостью к произволу и беззаконию. Для нас естественнее искать способ дать взятку при поступлении в университет, чем подготовиться к экзаменам должным образом; мы ищем возможности устроиться на работу «по блату», потому что заранее уверены, что честного конкурса на соответствие квалификации мы никогда не пройдем. Нам проще судорожно отыскивать возможность за взятку освободить сына от службы в армии, чем спросить у руководства страны, почему у нас такая армия, что туда страшно отправить молодого здорового юношу. И так практически во всём: мы ищем возможностей, не соответствующих нашим способностям и правам, вместо того чтобы развивать способности и отстаивать права. Но жестокая ирония жизни в рыночных условиях, предельно чётко отраженная в сегодняшнем экономическом кризисе, заключается в том, что экономика игнорирует эту «виртуальную реальность», которую мы для себя создаем. И покуда мы будем  так же спокойно воспринимать сложившиеся  в нашей стране  общественные установки в отношении взяток, она так и будет соответствовать нашему законному 147 месту по уровню привлекательности для инвестиций.



 




 



© sk-news.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Как правило, наш организм выходит победителем из столкновений с микробами, но не всегда. Даже тем, кто «никогда не болеет», все же случается подхватить простуду или испытать болезненные ощущения, связанные с другими недугами. И это логично, поскольку все мы живем в окружении микроорганизмов, которые, кстати, населили Землю задолго до нас.

Установлена причастность ранее судимого по той же статье обвиняемого к 18 эпизодам преступной деятельности, всего парень причинил жителям республики ущерб на сумму более 3,7 млн рублей.

Возбудитель ковид-19 очень чувствителен к интерфероновому статусу каждого человека, рассказал в интервью «Российской газете» Александр Гинцбург, лидер команды Центра Гамалеи, создавшей первую в мире вакцину против ковида.

Человеческий мозг — самое мощное устройство на планете.

Главный врач клиники «МаПА» (Санкт-Петербург), оперирующий хирург, гинеколог, эндокринолог, врач интегративной и превентивной медицины Юлия Кольцова рассказала на Долгоздрав.Клубе о метаболическом синдроме и процессах старения в нашем организме.

Жир – это важнейший субстрат, необходимый нашему организму. Это и энергия, и строительный материал для мембран, информирует SK-NEWS.RU участников Долгоздрав.Клуба по материалам @doctor_tarasevich

Медиадоброволец 2020: При помощи соцработников георгиевского ЦСОН жизнь пожилой женщины заиграла новыми красками
О необходимости предоставить отрицательный результат на COVID-19 для ЛБГ, пересекающих границу РФ
Нужна ли справка о доходах при приеме в гражданство
Подписано соглашение о создании на базе КБГУ культурно-образовательного центра «Эрмитаж – Кавказ»
Профсоюзные лидеры вузов СКФО обсудили условия работы в период пандемии
Открыли «Тифлоквант» в стиле IT!
Вышел новый эпизод подкаста с Василием Гаазовым из цикла «Открой себя, познавая мир!»
На Ставрополье состоялось открытие 25-й ежегодной акции «Месячник «Белая трость»!
Стартовала всероссийская сетевая акция «Белая трость-2020». Ждём участников!
Читатели Маяковки отправились в виртуальный тур «Художница-осень» по аллее для слепых и слабовидящих «Тропа здоровья»
Подача уведомления о проживании и доходах
Право лица с видом на жительство на пособия по рождению ребенка

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Октябрь
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28
29
30
28
29
30
31
1