Ќовости: ¬ласть



ѕослание ѕрезидента –‘ ‘едеральному —обранию от 15 €нвар€ 2020 года, приведшее к отставке ѕравительства –оссии

"”важаемые члены —овета ‘едерации и депутаты √осударственной думы! ”важаемые граждане –оссии!ї, - с этих слов ѕрезидент –‘ ¬ладимир ѕутин начал оглашение своего ѕослани€ ‘едеральному —обранию 15 €нвар€ 2020 года.   SK-NEWS.RU  приводит полный текст ѕослани€ ѕрезидента.

 

Ђѕослание ‘едеральному собранию впервые оглашаетс€ в самом начале года. Ќам нужно быстрее, не откладыва€ решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна.

 

»х содержание и ориентиры отражены в национальных проектах, реализаци€ которых требует нового качества государственного управлени€, работы правительства, всех уровней власти, пр€мого диалога с гражданами.

 

—егодн€ в нашем обществе чЄтко обозначилс€ запрос на перемены. Ћюди хот€т развити€ и сами стрем€тс€ двигатьс€ вперЄд в профессии, знани€х, в достижении благополучи€, готовы брать на себ€ ответственность за конкретные дела. «ачастую они лучше знают, что, почему и как надо мен€ть там, где они живут, работают, Ц в городах, районах, сЄлах, по всей стране.

 

“емпы изменений должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми дл€ граждан результатами по достижению достойного уровн€ жизни. », повторю, с их активным участием.

 

”важаемые коллеги!

 

—удьба –оссии, еЄ историческа€ перспектива зависит от того, сколько нас будет (хочу содержательную часть начать именно с демографии), зависит от того, сколько детей родитс€ в российских семь€х через год, через п€ть, дес€ть лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают дл€ развити€ страны и какие ценности будут дл€ них опорой в жизни.

 

—егодн€ нас почти 147 миллионов человек. Ќо мы вступили в сложный, очень сложный демографический период. ≈го особенность в том, что благодар€ мерам, которые мы прин€ли начина€ с середины 2000-х годов, нам удалось добитьс€ положительных результатов в демографии. » даже выйти на естественный прирост населени€. ѕотому и школьников у нас становитс€ всЄ больше.

 

Ќо семьи-то сейчас создают малочисленные поколени€ 90-х годов. „исло рождений вновь падает. ¬от в чЄм напр€жЄнность демографического периода, через который проходит сегодн€ –осси€.

 

“акой ключевой показатель, как суммарный коэффициент рождаемости, то есть число рождений, приход€щихс€ на одну женщину, в 2019 году составил, по предварительной оценке, 1,5. ћного это или мало? ƒл€ нашей страны Ц мало. ƒа, это примерно то же самое, что и во многих европейских странах. Ќо дл€ нашей страны Ц мало.

 

ƒл€ сравнени€: 1,3 было в 1943 году, во врем€ ¬еликой ќтечественной войны. ѕравда, ещЄ хуже было в 90-х годах. ¬ 1999-м, например, 1,16 всего. ’уже, чем во врем€ ¬еликой ќтечественной войны. —емьи с двум€ детьми тогда были редкостью, а то и вовсе люди вынужденно откладывали рождение ребЄнка.

 

ѕовторю: существующие сейчас негативные прогнозы не могут нас не настораживать. Ќаша историческа€ об€занность Ц ответить на этот вызов. Ќе только выбратьс€ из демографической ловушки, но и к середине наступающего дес€тилети€ обеспечить устойчивый естественный рост численности населени€ страны. ¬ 2024 году коэффициент рождаемости должен быть 1,7.

 

ƒемографи€ Ц это сфера, где нет какого-то универсального, тем более узковедомственного решени€.  аждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать прежде всего с точки зрени€ высшего национального приоритета Ц сбережени€ и приумножени€ народа –оссии.

 

¬ыстраива€ долгосрочную политику поддержки семьи, нужно идти от конкретных жизненных ситуаций, разбиратьс€, с какими трудност€ми сталкиваетс€ молода€, многодетна€ или неполна€ семь€.

 

“ак, важнейший, чувствительный вопрос Ц возможность устроить ребЄнка в €сли. ћы выделили средства из федерального бюджета, чтобы помочь регионам до конца 2021 года создать 255 тыс€ч новых мест в €сл€х. ќднако за 2018-2019 годы вместо дев€носта тыс€ч таких мест создано 78 тыс€ч. »з них реально могут быть предоставлены малышам 37,5 тыс€чи мест. Ќа остальные до сих пор просто не получена образовательна€ лицензи€. «начит, такие €сли не готовы прин€ть детей.

 

”важаемые главы субъектов ‘едерации, дорогие мои коллеги, нельз€ так работать. Ќу вы чего? Ёто значит, что мы создали 77,7 тыс€чи, да и то не в полноценном режиме, имею в виду, что половина из них не может работать, а к 2021 году нужно создать 177,3. я вас прошу сделать всЄ, хот€ это уже очень сложно, тем не менее это нужно сделать Ц нужно наверстать этот пробел. ѕовторю, мы должны работать по всем направлени€м поддержки семьи.

 

Ќо есть острейша€ проблема, котора€ €вл€етс€ пр€мой угрозой нашему демографическому будущему, Ц это низкие доходы значительной части наших граждан, семей.

 

ѕричЄм, по разным оценкам, пор€дка 70Ц80% семей с низкими доходами Ц это именно семьи с детьми, вы это хорошо знаете. „асто, даже когда работает не один, а оба родител€, доход такой семьи очень скромный.

 

 акие решени€ мы уже прин€ли? — €нвар€ текущего года семьи, чьи доходы не превышают двух прожиточных минимумов на человека, будут получать ежемес€чные выплаты на первых и вторых детей. ѕричЄм не до полутора лет, как прежде, а до трЄх. –азмер выплаты зависит от прожиточного минимума ребЄнка в конкретном регионе. ¬ среднем по стране это более одиннадцати тыс€ч рублей на одного ребЄнка в мес€ц. ≈щЄ раз хочу сказать: в среднем, это зависит от региона.

 

 роме того, при поддержке федерального бюджета начались выплаты на третьего или последующих детей в 75 субъектах ‘едерации Ц теперь включа€ все регионы ”рала, —ибири и ƒальнего ¬остока.

 

¬сЄ это существенна€ поддержка. Ќо вот € о чЄм подумал, и, думаю, вы это тоже понимаете: когда ребЄнку исполнитс€ три года, установленные выплаты прекращаютс€, и, значит, семь€ сразу же может попасть в сложную ситуацию с доходами. Ёто, собственно говор€, и происходит. Ётого нельз€ допустить. “ем более хорошо понимаю, что, пока дети не пошли в школу, маме зачастую трудно совмещать работу и уход за ребЄнком.

 

ћы с вами хорошо знаем по своим дет€м, по своим внукам. –еб€тишки в этом возрасте, что называетс€, знаком€тс€ с вирусами, часто болеют. ћаме не выйти на работу. ¬ этой св€зи предлагаю предусмотреть ежемес€чные выплаты на детей в возрасте от трЄх до семи лет включительно. ѕричЄм уже с 1 €нвар€ 2020-го, текущего года.

 

 ого затронет эта мера, и как, полагаю, она должна действовать.

 

¬ыплаты будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. “о есть действительно со сложной, очень сложной ситуацией.

 

„тобы получать такую выплату, достаточно будет подать за€вление, а также указать свой легальный, официальный доход. ќбращаю внимание, нужно сделать эту процедуру максимально удобной и простой дл€ граждан. „тобы они могли всЄ оформить без очередей и преград. »ли дистанционно, через соответствующий государственный портал.

 

¬ каждом субъекте ‘едерации, как € уже сказал, доходы могут разнитьс€. » выплаты на первом этапе состав€т у нас половину прожиточного минимума Ц 5,5 тыс€чи. Ќо это не всЄ. ћы должны будем пон€ть и оценить, как работает эта система, и если увидим, что какие-то семьи не доход€т до прожиточного минимума, получа€ 5,5 тыс€чи, сделаем следующий шаг. Ѕудем выплачивать со следующего года уже целиком (в каждом регионе по-разному), будем выплачивать полный ѕћ, это 11 с лишним тыс€ч. «десь цифры, повтор€ю, тоже будут разные, но примерно, в среднем это будет 11 тыс€ч на ребЄнка в мес€ц.

 

ƒл€ реализации предложенной меры потребуютс€ серьЄзные ресурсы, корректировка федерального бюджета. ѕрошу ѕравительство и парламентариев сделать это максимально оперативно. —вою часть нормативной работы должны провести и регионы.

 

„то ещЄ мы должны сделать, и причЄм так же быстро.

 

¬ ѕослании прошлого года говорил о необходимости расшир€ть практику социального контракта. ќн призван стать своего рода индивидуальной программой повышени€ доходов и качества жизни дл€ каждой нуждающейс€ семьи. ¬ рамках контракта государство будет предоставл€ть гражданам регул€рные выплаты, помощь по переобучению и повышению квалификации, содействие в трудоустройстве или открытии небольшого собственного дела.

 

ќказыва€ всестороннюю помощь гражданам с низкими доходами, конечно, общество и государство вправе ожидать и от них встречных шагов по решению собственных проблем, включа€ трудоустройство и ответственное выполнение своих об€занностей по отношению к дет€м и другим членам семьи.

 

–егионы уже начали внедр€ть механизм социального контракта. Ќо его эффективность пока крайне низка€. » на снижение бедности, на повышение доходов семей вли€ние слабое.

 

ѕоэтому, во-первых, прошу правительство учесть опыт пилотных проектов и обновить сами принципы социального контракта. », во-вторых, расширить финансовую поддержку регионов, чтобы уже в 2021 году внедрить этот механизм во всех субъектах ‘едерации.

 

ќбращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, в том числе руководители регионов: показателем результативности работы будет не количество заключЄнных социальных контрактов, а реальное снижение бедности.

 

”важаемые коллеги!

 

¬ 2006 году, также обраща€сь с ѕосланием к ‘едеральному собранию, предложил тогда Ц помню, сказал так: теперь о главном, о любви, Ц и предложил тогда программу материнского капитала. ≈Є главна€ цель, смысл Ц помочь семь€м, принимающим решение о рождении второго ребЄнка.

 

—ейчас эта программа рассчитана на период до 31 декабр€ 2021 года. «наю, что часто звучит волнующий дл€ многих людей вопрос: что государство намерено делать после 31 декабр€ 2021 года? ћы продлим эту программу минимум до 31 декабр€ 2026 года. “акой шаг нужно сделать об€зательно. Ќо сегодн€ только этого уже недостаточно.

 

Ќам необходимо поддержать молодых людей, тех, кто начинает семейную жизнь и, уверен, мечтает о дет€х. ¬ этой св€зи хотел бы предложить новые, дополнительные решени€ по материнскому капиталу, которые также должны вступить в силу с 1 €нвар€ 2020 года.

 

 

”же при рождении первенца семь€ получит право на материнский капитал в его сегодн€шнем объЄме. ѕосле индексации с €нвар€ 2020 года Ц это 466 617 рублей. »менно столько до сих пор полагалось при рождении второго или последующего ребЄнка. “ака€ поддержка даст возможность семье подготовитьс€ к рождению второго ребЄнка.

 

Ќо считаю, что в современных услови€х и этого мало, с учЄтом тех демографических вызовов, с которыми сталкиваетс€ страна, недостаточно. ћожно и нужно сделать больше. ѕредлагаю увеличивать материнский капитал ещЄ на 150 тыс€ч рублей. ѕраво на эти дополнительные средства к материнскому капиталу семь€ получит при рождении уже второго ребЄнка.

 

“аким образом, общий размер материнского капитала дл€ семьи с двум€ детьми составит 616 617 рублей. » в дальнейшем он будет ежегодно индексироватьс€.

 

ѕри этом считаю, что если в семье сейчас есть ребЄнок, то после рождени€ второго материнский капитал должен предоставл€тьс€ ей уже в новом, увеличенном размере. ј это, как уже сказал, 616 617 рублей.

 

ƒобавлю, мы уже прин€ли решение, что при рождении третьего ребЄнка государство Ђгаситї за семью 450 тыс€ч рублей еЄ ипотечного кредита. “о есть в целом семь€ с трем€ детьми сможет при помощи государства вложить в решение своей жилищной проблемы свыше одного миллиона рублей. ƒл€ целого р€да регионов, городов, даже областных центров это почти половина стоимости квартиры или дома.

 

Ќапомню также, что льготную ставку ипотеки Ц шесть процентов годовых Ц дл€ семей с двум€ и более детьми мы распространили на весь срок кредита. ¬ результате число тех, кто воспользовалс€ такой мерой поддержки, возросло почти в дес€ть раз сразу.

 

ј на ƒальнем ¬остоке запущена социальна€ программа дл€ молодых семей: ипотека по ставке два процента. ѕрошу банки, и не только с госучастием, активнее включатьс€ в еЄ реализацию.

 

» ещЄ один очень важный вопрос Ц уже сказал сегодн€ о новой выплате на детей в возрасте с трЄх до семи лет включительно. Ќо и это не всЄ, что мы можем и должны сделать. ƒа, когда ребЄнок идЄт в школу, у родителей, особенно у мам, по€вл€етс€ больше возможности выйти на работу, получить дополнительный доход. ќднако и расходы семьи, чтобы собрать ребЄнка в школу, тоже возрастают, забот у семьи прибавл€етс€, и на этом этапе еЄ также нужно поддержать. ¬ этой св€зи предлагаю обеспечить бесплатным гор€чим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвЄртый класс.

 

Ќе буду скрывать, у нас большие дискуссии шли на этот счЄт, некоторые коллеги в общем и целом не возражают не потому, что им детей не хочетс€ поддержать, но говор€т о том, что это не очень справедливо, что и люди с приличными доходами, и с маленькими доходами будут получать одинаковую поддержку от государства. ¬ этом, конечно, есть логика, это правда, но есть и логика тоже, характерна€ дл€ нашего общества, Ц все должны себ€ чувствовать в равных услови€х, не должны дети и родители, которых часто сегодн€шнее положение унижает, чувствовать, что они даже ребЄнка прокормить не могут.

 

ћне кажетс€, что дл€ нашего общества это чрезвычайно важно. ƒа, мне говор€т: даже в советское врем€ с его широкой социальной программой поддержки граждан не было такой меры поддержки. Ќо и расслоени€ в обществе тогда такого не было. я думаю, что эта мера будет оправданной.

 

„тобы организовать бесплатное гор€чее и, подчеркну, здоровое питание, предлагаю направить средства из трЄх источников: федерального, регионального и местного. Ќо вопрос не только в деньгах. Ќужно создать в школах и необходимую инфраструктуру, оборудовать столовые и буфеты, наладить систему снабжени€, и, безусловно, качественными продуктами. ќбращаю внимание, что даже во врем€ —оветского —оюза этого не делалось, как € уже сказал. Ёто, конечно, потребует времени, но в тех регионах и школах, где есть техническа€ готовность, бесплатное гор€чее питание должно предоставл€тьс€ уже с 1 сент€бр€ 2020 года. ќстальных коллег прошу форсировать эту работу. Ќе позднее 1 сент€бр€ 2023 года младшие школьники во всех субъектах ‘едерации по всей стране должны быть обеспечены бесплатным качественным гор€чим питанием.

 

„то хотел бы сказать в целом, уважаемые коллеги? —мысл всех, хочу это подчеркнуть, всех принимаемых нами мер заключаетс€ в том, чтобы создать в –оссии стройную, масштабную и, главное, эффективно работающую систему поддержки семей, чтобы доходы наших граждан, в первую очередь тех, кто поднимает на ноги детей, были достаточными дл€ достойной жизни.

 

¬о-вторых, то, о чЄм говорил в начале ѕослани€: шаги, которые мы предприн€ли в предыдущие годы в сфере демографического развити€, уже дали результат. “огда они дали результат. ¬ –оссии поэтому растЄт большое поколение. Ёто реб€та, которые сейчас ход€т в детский сад, учатс€ в школах. ќчень важно, чтобы они восприн€ли подлинные ценности многодетной семьи, что семь€ Ц это любовь, счастье, радость материнства и отцовства, что семь€ Ц это крепка€ св€зь нескольких поколений, где уважение к старшим и забота о дет€х всегда объедин€ют, дают чувство уверенности, защищЄнности, надЄжности. ≈сли дл€ подрастающих поколений всЄ это станет естественной нравственной нормой, неотъемлемой частью, оплотом их взрослой жизни, мы действительно сможем решить историческую задачу Ц гарантировать развитие –оссии как большой и успешной страны.

 

”важаемые коллеги!

 

ѕоддержка семьи, еЄ ценностей Ц это всегда обращение к будущему, к поколени€м, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определ€ть судьбу –оссии в XXI веке. » чтобы уже сейчас они могли участвовать в создании этого будущего и в полной мере раскрыли свой потенциал, мы должны сформировать дл€ них все услови€, и прежде всего речь идЄт о том, чтобы каждый ребЄнок, где бы он ни жил, мог получить хорошее образование.

 

¬ середине наступающего дес€тилети€ в –оссии будет около 19 миллионов школьников, почти на 6 миллионов больше, чем в 2010 году. Ќекоторые полагают, что повли€ть на объективные процессы в демографии трудно, а потому выдел€ть большие ресурсы на демографическое развитие нецелесообразно. ќднако на практике мы видим пр€мое доказательство обратного, а именно: меры поддержки семей работают, их результат превосходит иногда даже самые смелые наши ожидани€. «амечательно, что в наших школах вновь так много детей. ¬месте с тем така€ ситуаци€ не должна сказыватьс€ на комфорте и качестве их обучени€.

 

ѕрошу правительство совместно с регионами с учЄтом демографического и других факторов определить, сколько необходимо дополнительных школьных мест, внести необходимые изменени€ в национальный проект Ђќбразованиеї. «десь нужно искать гибкие решени€: не только строить школы, но и эффективно использовать всю образовательную да и другую инфраструктуру дл€ этих целей, возможности современных технологий в интересах обучени€ детей.

 

—ейчас практически все школы –оссии подключены к интернету. ¬ 2021 году они должны получить уже не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет, что позволит в полном объЄме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедр€ть индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребЄнка.

 

” нас динамично развиваетс€ сеть детских технических, инженерных кружков и центров. “акими же современными должны стать услови€ дл€ зан€тий музыкой, живописью, другими видами творчества.

 

¬ рамках национального проекта " ультура" выдел€етс€ более 8 миллиардов рублей на оборудование и музыкальные инструменты дл€ детских школ искусств. Ќо проблема гораздо шире. —ейчас более тыс€чи помещений, где размещены такие учебные заведени€, обветшали или просто непригодны дл€ зан€тий. ѕрошу ѕравительство помочь регионам привести их в пор€док. » регионы прошу не забывать, что это ваша об€занность.

 

ƒалее: современна€ школа Ц это современный учитель, его высокий статус и общественный престиж.   середине наступающего дес€тилети€ национальна€ система профессионального роста должна охватить не менее половины педагогов страны. ¬ перспективе не только в сфере общего, дополнительного профессионального образовани€.

 

Ѕлиже всего к ученикам Ц их классные руководители. “ака€ посто€нна€ каждодневна€ работа, св€занна€ с обучением, воспитанием детей, Ц это огромна€ ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки. ¬ этой св€зи считаю необходимым уже с 1 сент€бр€ ввести специальную доплату классным руководител€м в размере не менее 5 тыс€ч рублей за счЄт средств федерального бюджета.

 

«десь тоже много споров: это же об€занность регионов, здесь присутствующие в зале это хорошо понимают. Ќо всЄ-таки что такое классный руководитель? Ёто воспитатель, а это всЄ-таки федеральна€ функци€.

 

Ќо, само собой разумеетс€, € хочу обратить на это внимание: все действующие региональные выплаты за классное руководство должны быть сохранены, уважаемые коллеги, обращаю на это ваше внимание. » об€зательно посмотрю, что происходит на практике, в жизни.

 

Ќе раз заостр€л внимание на том, что все параметры по уровню зарплат учителей, врачей, бюджетников в целом, заданные в майских указах ещЄ 2012 года, должны строго соблюдатьс€. “о, что посто€нно обращаюсь к этой теме, не случайно. ≈сли не держать вопрос на контроле, то, и многие сид€щие в зале это знают, по€вл€етс€ соблазн Ђсъехатьї с темы. Ќе надо этого делать. ѕодчеркну, речь идЄт о люд€х, специалистах, которые работают в важнейших дл€ общества и страны сферах, их труд должен оплачиватьс€ достойно и справедливо.

 

¬ ближайшие годы число выпускников школ будет расти. — учЄтом этого нам важно сохранить равную, справедливую доступность бесплатного очного высшего образовани€. ¬ этой св€зи предлагаю ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в вузах, причЄм (и то, что € скажу дальше, чрезвычайно важно) в приоритетном пор€дке отдавать эти места именно в региональные вузы, именно в те территории, где сегодн€ не хватает врачей, педагогов, инженеров.

 

≈стественно, необходимо не просто увеличивать цифры приЄма, а серьЄзно, с участием бизнеса, работодателей зан€тьс€ развитием университетов и вузов в регионах, включа€ укрепление их учебной, исследовательской и социальной инфраструктуры, системы посто€нной подготовки и повышени€ квалификации преподавателей региональных вузов, чтобы студенты могли получать современные знани€, начать успешную карьеру на своей малой родине.

 

–ынок труда сегодн€ динамично мен€етс€, посто€нно по€вл€ютс€ новые профессии, усложн€ютс€ требовани€ к существующим, и высша€ школа должна гибко и быстро реагировать на эти запросы. —читаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучени€, включа€ смежные профессии. Ёто не так просто наладить, но нужно это сделать. „тобы талантливые и достойные люди играли значимую, лидерскую роль в национальном развитии, мы запустили проект Ђ–осси€ Ц страна возможностейї. ”же более 3,5 миллиона человек стали участниками его конкурсов и олимпиад. » эта система будет посто€нно развиватьс€ дальше.

 

”важаемые коллеги! 

¬ прошлом году впервые в истории ожидаема€ продолжительность жизни в –оссии превысила 73 года Ц на восемь лет больше, чем в 2000 году. Ёто результат социальных, экономических изменений в стране, развити€ массового спорта, продвижени€ ценностей здорового образа жизни. » конечно, значимый вклад здесь принадлежит всей системе здравоохранени€, в особенности программам специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, а также охране материнства и детства, материнского и детского здоровь€.

 

”ровень младенческой смертности в –оссии достиг исторического минимума. Ётот показатель у нас лучше, чем даже в р€де европейских стран. ѕрекрасно осведомлЄн о том, что общество во многих развитых государствах весьма критически оценивает состо€ние своих национальных систем здравоохранени€, но и вы тоже многие об этом знаете. ¬ообще почти в каждой стране, не почти, в каждой стране граждане критикуют свою систему здравоохранени€, как бы она ни смотрелась отсюда, от нас, хорошо выстроенной.

 

“ем не менее то, что нам удалось сделать в сфере здравоохранени€, показывает, что если мы ставим перед собой определЄнные цели, то способны добиватьс€ результатов. ќднако, повторю, о здравоохранении люди суд€т, конечно же, не по цифрам и не по показател€м. „еловека, который вынужден ехать за дес€тки километров в поликлинику, тратить целый день в очереди или недел€ми ждать приЄма у узкого специалиста, мало интересует, насколько выросла средн€€ продолжительность жизнь в стране. ќн думает о своей жизни, это пон€тно, о своЄм здоровье, о том, как безо вс€ких преп€тствий получить качественную и своевременную медицинскую помощь. ѕоэтому сейчас нам нужно сконцентрировать усили€ на первичном звене здравоохранени€, с которым соприкасаетс€ каждый человек и кажда€ семь€. »менно здесь у нас больше всего сложных, чувствительных дл€ людей проблем.

 

¬ этом году мы должны в полном объЄме, как и предусмотрено в профильном национальном проекте, завершить развЄртывание сети фельдшерско-акушерских пунктов. Ќо это не значит, что все проблемы с ‘јѕами решены. ’очу подчеркнуть, смысл их работы не в том, чтобы выписывать справки, направлени€ и сходу спроваживать людей в райцентры. ” специалистов на местах должна быть возможность оказывать реальную помощь люд€м, использовать современное оборудование и скоростной интернет. я прошу ќбщероссийский народный фронт вз€ть под контроль ход оснащени€, строительства и ремонта ‘јѕов.

 

“акже с 1 июл€ будет запущена программа модернизации первичного звена здравоохранени€. ѕредстоит отремонтировать и оборудовать новой техникой поликлиники, районные больницы, станции скорой помощи во всех регионах страны. Ќа решение этих задач мы дополнительно выделили 550 миллиардов рублей, более 90 процентов Ц это федеральные ресурсы.

 

¬ свою очередь прошу субъекты ‘едерации найти резервы и вплотную зан€тьс€ решением жилищных проблем врачей и фельдшеров, особенно в сЄлах, посЄлках, малых городах, использовать дл€ этого все механизмы, в том числе служебное жильЄ, поддержку индивидуального жилищного строительства.

 

¬опрос подготовки, привлечени€ кадров Ц ключевой дл€ здравоохранени€.   2024 году все его уровни должны быть обеспечены специалистами, и в приоритетном пор€дке первичное звено. ¬ этой св€зи предлагаю в новом учебном году существенно изменить пор€док приЄма в вузы по медицинским специальност€м. ѕо специальности лечебное дело Ц 70 процентов бюджетных мест станут целевыми, по специальности педиатри€ Ц 75 процентов.  воты на целевой приЄм будут формироватьс€ по за€вкам регионов –оссийской ‘едерации. Ќо они в свою очередь должны предоставить гарантию трудоустройства будущим выпускникам, чтобы специалисты приходили на работу именно туда, где их помощи ждут люди.

 

„то касаетс€ ординатуры, предлагаю по самым дефицитным направлени€м установить почти стопроцентное целевое обучение. ѕричЄм при поступлении преимущество будут иметь врачи со стажем работы в первичном звене, особенно на селе. ≈стественно, что целевое обучение надо предусмотреть и дл€ федеральных медицинских центров.

 

» наконец, как мы и договаривались, с этого года начнЄт поэтапно внедр€тьс€ нова€ система оплаты труда в здравоохранении, основанна€ на прозрачных, справедливых и пон€тных правилах, с установлением фиксированной доли окладов в заработной плате и единым дл€ всей страны перечнем компенсационных выплат и стимулирующих надбавок.

 

ѕонимаю, что реализаци€ всех за€вленных целей требует значительных ресурсов. ≈сли вы сейчас вернЄтесь к тому, с чего € начал, по каждому пункту это большие деньги. ¬ этой св€зи прошу ѕравительство ещЄ раз вернутьс€ к определению приоритетов нашего развити€ при сохранении бюджетной устойчивости. Ёто наше преимущество, которого мы достигли за последние годы, и ни в коем случае его нельз€ потер€ть.

 

«наю, что в прошлом году в р€де регионов были перебои с поставками лекарств, потому что закупки оказались фактически сорванными, и некоторые чиновники позвол€ли себе рассуждать так, будто речь шла о закупке канцтоваров: не беда, объ€вим новые конкурсы. ј люди-то оставались без крайне важных, подчас жизненно необходимых лекарств. ќбращаю внимание, такие ситуации не должны больше никогда повтор€тьс€.

 

¬ текущем году должен заработать единый сквозной регистр получателей препаратов, которые предоставл€ютс€ человеку бесплатно или с большой скидкой по федеральной или региональной льготе, чтобы путаницы здесь больше не было.

 

“акже уже прин€ты законодательные решени€, которые позвол€т официально и централизованно ввозить в –оссию отдельные специальные препараты, которые пока не имеют официального разрешени€. я прошу ѕравительство в кратчайшие сроки так отладить эту работу, чтобы люди, особенно родители больных детей, больше не оказывались в безвыходной ситуации, когда нужные лекарства невозможно легально достать.

 

—ущественно изменитс€ и контроль качества лекарственных препаратов. ќн будет усилен не только на фармпредпри€ти€х, но и на всех этапах обращени€ лекарств, в том числе в аптечных сет€х.

 

”важаемые коллеги!

 

¬ последние годы мы сосредоточили усили€ на укреплении макроэкономической устойчивости, и € только что об этом упоминал. ‘едеральный бюджет вновь стал профицитным. Ќаши государственные резервы уверенно покрывают совокупный внешний долг. √оворю не о каких-то абстрактных, отвлечЄнных показател€х, они пр€мо, хочу это подчеркнуть, пр€мо св€заны с жизнью каждого человека в нашей стране, с выполнением социальных об€зательств перед людьми. ћы видим, с какими проблемами, даже потр€сени€ми сталкиваютс€ граждане тех государств, где подобной "подушки безопасности" не было, где такой фундамент оказалс€ зыбким.

 

–езультатом последовательной работы правительства и Ѕанка –оссии стала и ценова€ стабилизаци€. ѕо итогам прошлого года инфл€ци€ составила три процента, это ниже установленного ориентира в четыре процента. ƒа, на отдельные товары и услуги цены выросли чуть больше, но в общем, повторю, инфл€ци€ находитс€ на предсказуемо низком уровне. —итуаци€ принципиально отличаетс€ от той, что была ещЄ п€ть или дес€ть тем более лет назад, когда двузначна€ инфл€ци€ фактически была налогом на всех граждан страны, особенно т€жЄлым дл€ тех, кто получал фиксированные доходы, Ц пенсионеров, работников бюджетной сферы.

 

—ейчас, опира€сь на устойчивый макроэкономический фундамент, нужно создать услови€ дл€ существенного повышени€ реальных доходов граждан. ¬новь подчеркну, это важнейша€ задача правительства и ÷ентрального банка. ƒл€ еЄ решени€ необходимы структурные изменени€ национальной экономики, увеличение еЄ эффективности. ¬ 2021 году темпы роста ¬¬ѕ –оссии должны быть выше мировых.

 

„тобы получить такую динамику, нужно запустить новый инвестиционный цикл, серьЄзно нарастить вложени€ в создание и обновление рабочих мест, инфраструктуру, в развитие промышленности, сельского хоз€йства, сферы услуг. Ќачина€ с этого года ежегодный прирост инвестиций должен составл€ть не менее п€ти процентов, их долю в ¬¬ѕ страны нужно увеличить с текущего 21% до 25% в 2024 году.

 

„то необходимо сделать дл€ стимулировани€ инвестиций?

 

ѕервое. ћы договорились в течение шести лет не мен€ть налоговые услови€ дл€ бизнеса, таким образом обеспечить более широкий горизонт дл€ планировани€ инвестиций. я обращаюсь к депутатам, ѕравительству: нужно ускорить прин€тие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений. Ќапомню, что налоговые услови€ дл€ крупных, значимых проектов должны быть неизменны на срок до 20 лет, а требовани€ и нормативы при строительстве производственных объектов должны быть зафиксированы на три года. Ёти гарантии инвесторам должны стать нормой закона.

 

 онечно, поддержку должны получить не только крупные проекты, но и деловые инициативы малого и среднего бизнеса. —егодн€ у субъектов ‘едерации есть право предоставл€ть так называемый инвестиционный налоговый вычет, трЄхлетнюю льготу по налогу на прибыль, но они редко используют эту возможность. ѕон€тно почему. ѕотому что региональные бюджеты тер€ют поступлени€. ¬ этой св€зи предлагаю за счЄт федеральных средств компенсировать регионам две трети их выпадающих доходов от применени€ инвестиционного налогового вычета.

 

¬торое. ¬ 2020 году нужно, наконец, завершить реформу контрольно-надзорной де€тельности, тем самым сделать работу бизнеса удобнее и проще.

 

“ретье. ”же внЄс в ƒуму и прошу поддержать поправки, которые убирают размытые нормы уголовного законодательства в части так называемых экономических составов. “ак, предприниматели неоднократно обращали внимание на 210-ю статью ” , по которой люба€ компани€, чьи руководители нарушили закон, могла квалифицироватьс€ как организованное преступное сообщество, а значит, практически все сотрудники подпадали под статью. ”станавливались при этом более строгие меры пресечени€ и наказани€. ѕравоохранительные органы впредь будут об€заны доказать, что организаци€, компани€ изначально умышленно создавалась под незаконные цели.

 

„етвЄртое. ѕо оценкам, уже летом часть ‘онда национального благососто€ни€, размещЄнна€ в валюте, преодолеет отметку в 7 процентов ¬¬ѕ. ћы сформировали такие объЄмы резервов, которые гарантируют нам устойчивость и безопасность, и значит, можем вкладывать дополнительные доходы в развитие, в национальную экономику.

 

ѕриоритетом должны стать окупаемые проекты, которые снимают инфраструктурные ограничени€ дл€ территорий. Ёто в том числе автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами, выходы на федеральные автотрассы. “акие проекты об€зательно пот€нут за собой рост малого бизнеса, туризма, социальной активности в регионах и на местах.

 

ѕ€тое. ƒл€ уверенного роста инвестиций экономике нужны так называемые длинные деньги. Ёто мы все хорошо знаем. Ёто пр€ма€ ответственность Ѕанка –оссии. ќтмечу его последовательную линию на повышение доступности кредита дл€ реального сектора экономики.

 

 онечно, бизнес, компании, особенно крупные, об€заны помнить о своей социальной и экологической ответственности. ’очу поблагодарить парламентариев за принципиальность при работе над законом о квотировании вредных выбросов в атмосферу.

 

ќт планов нужно, конечно, быстрее переходить к действи€м. Ќам предстоит отработать и внедрить систему мониторинга качества воздуха, в дальнейшем распространить такой контроль на всю страну, причЄм не только за состо€нием воздуха, но и воды, и почвы, то есть сформировать полноценную систему экологического мониторинга.

 

ƒалее. ƒо конца года не менее 80 из 300 крупнейших предпри€тий должны перейти на так называемые наилучшие доступные технологии, получить комплексные экологические разрешени€, что означает последовательное сокращение вредных выбросов.   насто€щему времени выдано 16 таких разрешений, но в целом работа идЄт по плану. Ќи в коем случае нельз€ допускать здесь сбоев. Ќужно кардинально снизить объЄм отходов, поступающих на полигоны, внедр€ть раздельный сбор мусора, в целом переходить на экономику замкнутого цикла и уже с 2021 года начать применение механизма так называемой расширенной ответственности производителей, когда производители и импортЄры товаров и упаковок несут расходы по их утилизации. ≈сли сказать просто: загр€знитель платит.

 

”важаемые коллеги!

 

’очу подчеркнуть, –осси€ готова поддержать совместные исследовани€ отечественных и зарубежных учЄных по проблемам экологии, изменени€ климата, загр€знени€ окружающей среды и ћирового океана. Ёто общие дл€ всех вызовы глобального развити€.

 

—егодн€ скорость технологических изменений в мире многократно возрастает, и мы должны создать собственные технологии и стандарты по тем направлени€м, которые определ€ют будущее. –ечь прежде всего об искусственном интеллекте, генетике, новых материалах, источниках энергии, цифровых технологи€х. ”беждЄн, мы способны достичь здесь такого же прорыва, как и в оборонной сфере. ќб этом € ещЄ два слова скажу позже.

 

ƒл€ решени€ сложных технологических задач продолжим развитие исследовательской инфраструктуры, включа€ объекты класса мегасайенс. ”верен, возможность работать на уникальном оборудовании, братьс€ за самые амбициозные задачи Ц это стимул дл€ талантливых молодых людей идти в науку. “ак уже и происходит, уважаемые коллеги. ѕо оценкам, к середине дес€тилети€ каждый второй учЄный –оссии будет моложе 40 лет.

 

»сследовател€м, инженерам, предпринимател€м мы должны обеспечить свободу дл€ работы, научного, инновационного поиска. я прошу правительство и депутатов √осударственной думы ускорить рассмотрение так называемого технологического законодательного пакета. ”же в этом году нужно запустить гибкий механизм экспериментальных правовых режимов дл€ разработки и внедрени€ в –оссии новых технологий, наладить современное регулирование оборота больших данных.

 

ƒалее: на основе лучших мировых стандартов следует настроить механизмы государственной поддержки инструментов пр€мого и венчурного финансировани€. ” технологического предпринимател€ должно быть право на риск, чтобы неудачна€ реализаци€ идеи автоматически не означала нецелевое использование средств с последующим возможным уголовным преследованием. —ловом, нужно создать такие правовые, финансовые услови€, чтобы как можно больше стартапов, новаторских команд могли стать сильными, успешными инновационными компани€ми.

 

Ќадо поддерживать высокотехнологичный экспорт и, безусловно, расшир€ть спрос на инновации внутри самой страны. ¬ этой св€зи считаю правильным ускорить цифровую трансформацию реального сектора экономики. ѕри этом установить требование, чтобы национальные проекты осуществл€лись главным образом на основе программных продуктов отечественного производства.

 

ћы уже создали крупнейшую инфраструктуру, дл€ примера, цифрового телевидени€, по своим техническим параметрам Ц одну из самых современных в мире. ќхват цифровым телевидением в –оссии сейчас выше, чем, например, во ‘ранции, јвстрии или Ўвейцарии.

 

ѕовседневной жизненной необходимостью дл€ людей стал сегодн€ и интернет. ѕричЄм –осси€ Ц одна из немногих стран в мире, где есть свои социальные сети, мессенджеры, почтовые и поисковые системы, другие национальные ресурсы.

 

¬ этой св€зи предлагаю подготовить и реализовать проект "ƒоступный интернет", по всей территории страны обеспечить бесплатный доступ к социально значимым отечественным интернет-сервисам. ѕовторю, в этом случае люд€м не придЄтс€ платить за саму услугу св€зи, за интернет-трафик.

 

”важаемые коллеги! ¬ысока€ доступность интернета должна стать конкурентным преимуществом –оссии и наших граждан, создать широкое пространство дл€ образовани€ и творчества, дл€ общени€, дл€ реализации социальных и культурных проектов. » конечно, это новые возможности дл€ участи€ людей в жизни страны. ƒл€ нас значима кажда€ созидательна€ инициатива граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций, их стремление внести свой вклад в решение задач национального развити€.

 

ќчень важно, что действительно массовым становитс€ волонтЄрское движение, которое объедин€ет школьников, студентов, да и вообще людей разных поколений и возрастов. ¬оплощением традиций взаимопомощи, уважени€ к старшим поколени€м и к нашей истории стал проект "¬олонтЄры ѕобеды". ¬ этом году мы будем отмечать 75-летие ѕобеды в ¬еликой ќтечественной войне. ƒл€ –оссии 9 ћа€ Ц самый великий и св€той праздник. ћы гордимс€ поколением победителей, чтим их подвиг, и наша пам€ть не только дань огромного уважени€ героическому прошлому Ц она служит нашему будущему, вдохновл€ет нас, укрепл€ет наше единство.

 

ћы об€заны защитить правду о ѕобеде, иначе что скажем нашим дет€м, если ложь, как зараза, будет расползатьс€ по всему миру? Ќаглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты. ¬ –оссии будет создан крупнейший и самый полный комплекс архивных документов, кино- и фотоматериалов по ¬торой мировой войне, доступных и дл€ наших граждан, и дл€ всего мира. “ака€ работа Ц наш долг как страны-победительницы и ответственность перед будущими поколени€ми.

 

”важаемые коллеги! 

ћы видим, как непредсказуемо, неуправл€емо развиваютс€ событи€ в мире, что происходит на Ѕлижнем ¬остоке, в —еверной јфрике буквально в последние недели, да и в последние дни, как региональные конфликты могут стремительно перерастать в угрозы дл€ всего международного сообщества.

 

”беждЄн, серьЄзный и пр€мой разговор об основных принципах стабильного миропор€дка, о тех острейших проблемах, с которыми сталкиваетс€ человечество, безусловно, назрел. Ќадо про€вить политическую волю, мудрость, мужество. ¬рем€ требует осознани€ нашей общей ответственности и реальных действий.

 

ѕодать пример должны страны Ц основательницы ќрганизации ќбъединЄнных Ќаций. »менно п€ть €дерных держав несут особую ответственность за сохранение и устойчивое развитие человечества. ѕ€ть наций должны прежде всего начать с мер по устранению предпосылок дл€ глобальной войны, выработать обновлЄнные подходы к обеспечению стабильности на планете, которые бы в полной мере учитывали политические, экономические, военные аспекты современных международных отношений.

 

–осси€ открыта дл€ укреплени€ сотрудничества со всеми заинтересованными партнЄрами, мы никому не угрожаем и не стремимс€ нав€зывать свою волю. ѕри этом всех могу заверить: наши шаги по укреплению национальной безопасности были сделаны своевременно и в достаточном объЄме. ¬первые, хочу это подчеркнуть, впервые за всю историю существовани€ ракетно-€дерного оружи€, включа€ и советский период, и новейшее врем€, мы никого не догон€ем, а наоборот, другим ведущим государствам мира ещЄ только предстоит создать оружие, которым уже обладает –осси€.

 

ќбороноспособность страны обеспечена на дес€тилети€ вперЄд, хот€ и здесь нам нельз€ почивать на лаврах и расслабл€тьс€, а нужно идти вперЄд, внимательно наблюда€ и анализиру€ то, что происходит в этой сфере в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений. —егодн€ мы так и делаем. ЌадЄжна€ безопасность создаЄт основу дл€ прогрессивного, мирного развити€ –оссии, позвол€ет нам сделать гораздо больше дл€ решени€ самых насущных внутренних вопросов, сосредоточитьс€ на экономическом, социальном росте всех наших регионов в интересах людей, потому что величие –оссии неотделимо от достойной жизни каждого гражданина. ¬ этой гармонии сильной державы и благополучи€ людей вижу основу нашего будущего.

 

ƒвижение к этой цели, уважаемые коллеги, возможно только при активном участии общества, наших граждан и, конечно, при напр€жЄнной результативной работе всех ветвей и уровней власти, потенциал которых требует дальнейшего развити€.

 

¬ этой св€зи хотел бы остановитьс€ на вопросах государственного устройства и внутренней политики, которые определ€ет ќсновной закон нашей страны Ц  онституци€ –оссийской ‘едерации. ћне эти вопросы задают посто€нно, в том числе на последней годовой пресс-конференции.

 

–азумеетс€, нельз€ не согласитьс€ с теми, кто говорит, что  онституци€ была прин€та уже более четверти века назад в услови€х т€жЄлого внутриполитического кризиса, и положение дел с тех пор кардинально изменилось. —лава богу, у нас теперь нет ни вооружЄнного противосто€ни€ в столице, ни очага международного терроризма на —еверном  авказе.

 

Ќесмотр€ на р€д нерешЄнных, достаточно острых проблем, о которых мы говорили сегодн€, стабилизировалась тем не менее ситуаци€ в экономике и социальной сфере. » сегодн€ р€д политических общественных объединений став€т вопрос о прин€тии новой  онституции.

 

—разу же хочу ответить: считаю, что такой необходимости нет. ѕотенциал  онституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного стро€, права и свободы человека, надеюсь, ещЄ многие дес€тилети€ будут оставатьс€ прочной ценностной базой дл€ российского общества.

 

¬месте с тем высказывани€ на тему изменени€  онституции уже прозвучали. » полагаю возможным обозначить здесь и свою позицию, вынести на обсуждение р€д конституционных поправок, которые считаю вполне обоснованными и важными дл€ дальнейшего развити€ –оссии как правового социального государства, в котором высшей ценностью €вл€ютс€ свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие.

 

ѕервое: –осси€ может быть и оставатьс€ –оссией только как суверенное государство. —уверенитет нашего народа должен быть безусловным. ћы многое сделали дл€ этого: восстановили единство страны, покончили с ситуацией, когда некоторые государственные властные функции были узурпированы фактически олигархическими кланами, –осси€ вернулась в международную политику как страна, с мнением которой нельз€ не считатьс€.

 

ћы создали мощные резервы, что кратно повышает устойчивость нашего государства, его способность защитить социальные права граждан, а национальную экономику Ц от любых попыток внешнего давлени€.

 

ƒействительно, считаю, что пришло врем€ внести в ќсновной закон страны некоторые изменени€, которые пр€мо гарантируют приоритет  онституции –оссии в нашем правовом пространстве.

 

„то это означает? Ёто означает буквально следующее: требовани€ международного законодательства и договоров, а также решени€ международных органов могут действовать на территории –оссии только в той части, в которой они не влекут за собой ограничени€ прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей  онституции.

 

¬торое: предлагаю на конституционном уровне закрепить об€зательные требовани€ к лицам, которые занимают должности, критически важные дл€ обеспечени€ безопасности и суверенитета страны. ј именно: главы субъектов ‘едерации, члены —овета ‘едерации, депутаты √осударственной ƒумы, ѕредседатель ѕравительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позвол€ет посто€нно проживать на территории другого государства.

 

—мысл, мисси€ государственной службы именно в служении, и человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего дл€ себ€ решить, что он св€зывает свою жизнь с –оссией, с нашим народом, и никак иначе, без вс€ких полутонов и допущений.

 

≈щЄ более жЄсткие требовани€ должны предъ€вл€тьс€ к лицам, претендующим на должность ѕрезидента –оссийской ‘едерации. ѕредлагаю здесь закрепить требование о посто€нном проживании на территории –оссии не менее 25 лет, а также отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причЄм не только на момент участи€ в выборах, но и когда бы то ни было ранее.

 

«наю также, что в нашем обществе обсуждаетс€ конституционное положение о том, что одно и то же лицо не должно занимать должность ѕрезидента –оссийской ‘едерации более двух сроков подр€д. Ќе считаю, что этот вопрос принципиальный, но согласен с этим.

 

”же говорил, что наша задача Ц обеспечить высокие стандарты жизни, равные возможности дл€ каждого человека, причЄм на всей территории страны. »менно на достижение такой цели направлены национальные проекты, все наши планы развити€.

 

¬месте с тем, вы знаете, к каким проблемам в образовании, здравоохранении, да и в других сферах приводит разрыв (€ уже много раз об этом говорил) между государственным и муниципальным уровн€ми власти. » така€ разделЄнность, запутанность полномочий прежде всего отрицательно сказываетс€ на люд€х.

 

ѕредусмотренные законодательством общие дл€ всех граждан права, возможности и гарантии в разных регионах и муниципалитетах обеспечиваютс€ по-разному. Ёто несправедливо по отношению к человеку и несЄт пр€мую угрозу нашему обществу и целостности страны.

 

—читаю необходимым закрепить в  онституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами. ѕри этом полномочи€ и реальные возможности местного самоуправлени€ Ц самого близкого к люд€м уровн€ власти Ц могут и должны быть расширены и укреплены.

 

» конечно, в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны должны исполн€тьс€ социальные об€зательства государства. ѕоэтому считаю необходимым пр€мо закрепить в  онституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда в –оссии не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населени€, у нас это в законе есть, надо закрепить это в  онституции, а также закрепить в ќсновном законе принципы достойного пенсионного обеспечени€, имею в виду здесь и регул€рную индексацию пенсий.

 

„етвЄртое. –осси€ Ц огромна€ страна, и у каждого субъекта ‘едерации есть свои особенности, проблемы, свой опыт. ¬сЄ это, безусловно, надо учитывать. —читаю необходимым кардинально повысить роль губернаторов в выработке и прин€тии решений на федеральном уровне. ¬ы знаете, в 2000 году по моей инициативе был возрождЄн √осударственный совет, в работе которого участвуют главы всех регионов. «а прошедшее врем€ √оссовет показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых дл€ граждан и страны вопросов. —читаю целесообразным закрепить в  онституции –оссии соответствующий статус и роль √осударственного совета.

 

ѕ€тое: российское общество становитс€ более зрелым, ответственным, требовательным. ќсновные политические силы страны, несмотр€ на всю разницу подходов к решению сто€щих перед нами задач, выступают с патриотических позиций, отражают интересы своих сторонников и избирателей.

 

ѕри этом практически все фракции, представленные в √осударственной ƒуме, Ц а с их лидерами, вы знаете, мы встречаемс€ регул€рно, Ц полагают, что ‘едеральное —обрание готово вз€ть на себ€ большую ответственность за формирование ѕравительства. (јплодисменты.) Ёто ожидаемые аплодисменты, но € думаю, что сейчас у вас будет возможность ещЄ раз поаплодировать, дослушайте, что € хочу сказать.

 

ј если вз€ть бóльшую ответственность за формирование ѕравительства, это значит, вз€ть на себ€ и бо́льшую ответственность за ту политику, которую это ѕравительство проводит. я согласен с такой постановкой вопроса, согласен полностью.

 

 ак обстоит дело сейчас? ¬ соответствии со стать€ми 111 и 112  онституции –оссийской ‘едерации ѕрезидент лишь получает согласие √осударственной ƒумы на назначение ѕредседател€ ѕравительства –оссии, а затем уже сам назначает и главу кабинета, и его заместителей, и всех министров. ѕредлагаю изменить этот пор€док и доверить √осударственной ƒуме не просто согласование, а утверждение кандидатуры ѕредседател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации, а затем по его представлению Ц по представлению ѕредседател€ ѕравительства Ц всех вице-премьеров и федеральных министров. ѕри этом ѕрезидент будет об€зан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утверждЄнные парламентом кандидатуры соответствующих должностных лиц. (јплодисменты.)

 

¬сЄ это уже само по себе очень серьЄзные изменени€ в политической системе. ќднако повторю, что с учЄтом зрелости наших основных политических, партийных объединений, авторитета гражданского общества такие предложени€ считаю оправданными. Ёто повысит роль и значение парламента страны, роль и значение √осударственной ƒумы, парламентских партий, самосто€тельность и ответственность ѕредседател€ ѕравительства и всех членов кабинета, сделает более эффективным, содержательным взаимодействие между представительной и исполнительной ветв€ми власти.

 

ѕри этом, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть следующее, при этом убеждЄн, что наша страна с еЄ огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиватьс€, € скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. –осси€ должна оставатьс€ сильной президентской республикой. ѕоэтому за президентом, безусловно, должно сохран€тьс€ право определ€ть задачи и приоритеты де€тельности ѕравительства, как и право отстран€ть от должности ѕредседател€ ѕравительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнени€ об€занностей или в св€зи с утратой довери€. “акже за президентом должно оставатьс€ пр€мое руководство ¬ооружЄнными —илами и всей правоохранительной системой. Ќо и в этом случае считаю необходимым сделать ещЄ один шаг дл€ обеспечени€ большего баланса между ветв€ми власти.

 

¬ этой св€зи шестое: предлагаю предусмотреть, что назначение руководителей всех так называемых силовых ведомств президент может проводить по итогам консультаций с —оветом ‘едерации. —читаю, что такой подход сделает работу силовых, правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчЄтной обществу.

 

ѕринцип назначени€ по итогам консультаций с —оветом ‘едерации может быть применЄн и в отношении прокуроров регионов. —егодн€ они назначаютс€ по согласованию с региональным законодательным собранием. ”важаемые коллеги, это может на практике приводить к определЄнным, в том числе неформальным, об€зательствам перед местными власт€ми, а значит, и к рискам потер€ть объективность и беспристрастность.

 

„то касаетс€ позиции территорий по кандидатуре прокурора в субъектах ‘едерации, то она может быть учтена в ходе консультаций в —овете ‘едерации, который как раз и €вл€етс€ палатой регионов. ” нас не может быть какой-то своей доморощенной законности в одном и в другом регионе, а значит, прокурор Ц это сквозна€ верховна€ власть, след€ща€ за исполнением этих законов вне зависимости ни от каких обсто€тельств регионального характера.

 

”беждЄн, бóльша€ независимость прокуратуры от местных властей, безусловно, в интересах граждан, в каком бы субъекте они ни проживали. ”важаемые коллеги, давайте руководствоватьс€ прежде всего их интересами Ц интересами наших людей.

 

», наконец, седьмое: ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан играет судебна€ система Ц  онституционный и ¬ерховный —уды. ѕодчеркну, безусловным должен быть не только профессионализм судей, но и доверие к ним. —праведливость и моральное право принимать решени€, затрагивающие судьбы людей, всегда в –оссии имели первостепенное значение. ќсновной закон должен закрепл€ть и защищать независимость судей, принцип их подчинени€ только  онституции и федеральному законодательству.

 

ѕри этом считаю необходимым предусмотреть в  онституции полномочи€ —овета ‘едерации по представлению ѕрезидента –оссии отрешать от должности судей  онституционного и ¬ерховного —удов в случае совершени€ ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случа€х, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранени€ лицом статуса судьи. Ёто предложение делаетс€ исход€ из сложившейс€ практики. Ётого €вно сегодн€ не хватает.

 

 роме того, дл€ повышени€ качества отечественного законодательства, дл€ надЄжной защиты интересов граждан предлагаю усилить роль  онституционного —уда, а именно: наделить его возможностью по запросам ѕрезидента провер€ть конституционность законопроектов, прин€тых ‘едеральным —обранием, до их подписани€ главой государства. ћожно подумать и о распространении полномочий  онституционного —уда оценивать на соответствие  онституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровн€.

 

”важаемые коллеги, подчеркну, прозвучавшие сегодн€ предложени€, конечно, не ограничивают круг дискуссий вокруг возможных поправок в  онституции. ”верен, что свои идеи выскажут общественные объединени€, партии, регионы, юридическое сообщество, граждане страны. Ќеобходимо самое широкое публичное обсуждение. Ќо, открыва€ эту дискуссию, хотел бы придать ей определЄнное направление, как минимум показать, перед какими вызовами мы стоим.

 

Ќельз€ забывать, уважаемые коллеги, что стало с нашей страной после 1991 года. ѕосле распада —оветского —оюза у нас остались прежние амбиции, при этом, конечно, сохранилс€ колоссальный потенциал: и человеческий, интеллектуальный, ресурсный, территориальный, культурно-исторический и так далее. Ќо возникли и угрозы, причЄм угрозы такого масштаба, о которых никто раньше даже и не задумывалс€. ј жаль, надо было бы подумать в своЄ врем€.

 

ѕоэтому при дальнейшем государственном строительстве перед нами сто€т, казалось бы, пр€мо противоположные задачи, служат ориентиром ценности, которые могут на первый взгл€д представл€тьс€ несовместимыми. „то имею в виду? ћы должны создать систему прочную, надЄжную, неу€звимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую –оссии независимость и суверенитет. ¬ то же врем€ систему внутри себ€ живую, гибкую, легко и своевременно, главное, мен€ющуюс€ в св€зи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в св€зи с развитием самого российского общества. —истему, обеспечивающую в том числе смен€емость тех, кто находитс€ у власти или занимает высокое положение в других сферах. “акое обновление Ц неотъемлемое условие дл€ прогрессивной эволюции общества и пусть не безошибочного, но стабильного развити€, когда незыблемым остаетс€ главное Ц интересы –оссии.

 

„то ещЄ считаю принципиальным и хотел бы особо подчеркнуть? ѕоправки, которые нам предстоит обсуждать, не затрагивают фундаментальных основ  онституции, а значит, могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона через прин€тие соответствующих конституционных законов.

 

¬месте с тем, учитыва€, что предложенные новации касаютс€ существенных изменений политической системы, де€тельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в  онституции –оссийской ‘едерации. » только по его результатам принимать окончательное решение.

 

ћнение людей, наших граждан, народа как носител€ суверенитета и главного источника власти должно быть определ€ющим. ¬сЄ в конечном счЄте решают люди и сегодн€, и в будущем, и в выборе стратегии развити€ страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посЄлке. —ильную, благополучную, современную –оссию мы сможем построить только на основе безусловного уважени€ к мнению людей, к мнению народа.

 

Ќаступивший, 2020 год во многом рубежный. Ёто переход к третьему дес€тилетию XXI века. ѕеред –оссией сто€т прорывные исторические задачи, и в их решении значим вклад каждого. ¬месте, сообща мы об€зательно изменим жизнь к лучшему. „асто говорю это слово Ц Ђвместеї, потому что –осси€ Ц это мы. я имею в виду не тех, кто находитс€ в этом зале, или не только тех, кто в зале находитс€, а всех граждан нашей страны, потому что верю: успех определ€ет наша добра€ вол€ к созиданию, к развитию, к достижению самых смелых планов, наш труд во им€ своей семьи, своих близких, детей, их будущего, а значит, ради величи€ –оссии, ради достоинства еЄ граждан.

 


 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

ќнлайн дискусси€ на тему: ЂЁйджизм: дискриминаци€ по возрасту и как с ней боротьс€ї состо€лась сегодн€ на площадке департамента конгрессных меропри€тий международного холдинга Ђ≈вроћедиаї.

ќ том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверн€ка слышал каждый. “акже почти все в курсе, что нарушени€ состава этой микрофлоры называютс€ дисбиозами. Ќаконец, те, кто всерьез заботитс€ о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнеде€тельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал ЌеЅолеем

ѕоследнее врем€ часто слышу из разных источников о пользе полипренолов дл€ здоровь€ человека. ј что такое полипренолы? ќткуда их вз€ли и как они действуют?

ѕо примеру Ѕелгородской области на —таврополье будет разработана краева€ программа перевода сельского хоз€йства на биологизированное земледелие.

—“»ћ» — Ч это общее название группы препаратов. —феру действи€  того или иного из них можно пон€ть по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

—вое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель ÷ентр внедрени€ передовых медицинских технологий Ђѕланетаћедї ¬асилий √енералов в пр€мом эфире »нстаграм с блогером Ћаурой Ѕатыр.

–уководитель клуба и ведуща€ семинара - Ћюдмила јлександровна ƒорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применени€ микробных биопрепаратов нового поколени€ —“»ћ» —, которые производит √  Ќѕќ ЂЅиоцентрї в г. Ќевинномысске.

 

 Ѕ√” в проекте Ђ од будущегої нацпрограммы Ђ÷ифрова€ экономика –‘ї
ƒень добрых сердец состо€лс€ в ћа€ковке
„итатели ћа€ковки погрузились в историю русской культуры
ѕраво на трудоустройство с временным убежищем
ѕризнание гражданами –‘
Ђ»стори€ в миниатюреї от рекордсмена —ерге€ —пасова
»нклюзивные практики представили в —енеже
¬ √еоргиевске отпраздновали ƒень матери
—пециалисты ћа€ковки раскрыли секреты создани€ Ђговор€щейї книгиї
 Ѕ√” представил итоги работы по программе Ђѕриоритет 2030ї
Ђƒобрые кистиї јнастасии ‘едорюк
ѕримите участие в межрегиональном марафоне-фестивале Ђ–авные возможностиї

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

—еверо- авказские новости

 алендарь новостей

ƒекабрь
2022
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
28
29
30
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1