Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Конкурсная работа №7 от курсантов Нальчикского филиала КрУ МВД России

Выполнил: сержант милиции Уянаев Хаким Маликович,
курсант 4 курса Нальчикского филиала КрУ МВД России,
Научный руководитель: Голяндин Николай Петрович, к.ю.н., доцент, профессор кафедры ОРД Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России



Совершенствование стратегии и тактики борьбы с коррупцией  на современном этапе  развития России.
(Тезисы)



1. Изучение специальной литературы по проблеме борьбы с коррупцией позволяет сделать выводы о том, что взгляды на коррупцию характеризуются широким разбросом мнений. Поскольку проблема коррупции в органах государственной власти и управления стала наиболее актуальной в последние годы, то  исследование этого социального феномена наиболее активно  стало осуществляться в  следующих направлениях:
• институционально-правовое (достаточность законодательных и нормативных средств и методов противодействия коррупции),
• организационно-управленческое (функциональность в распределении властных полномочий и контроль за их использованием должностными лицами),
• этико-культурное (ценностные ориентации и морально-нравственное состояние социально-профессиональной среды государственной службы) и др.
 Вместе с тем, современные исследователи подчеркивая комплексный, системный характер коррупции, справедливо связывают данный феномен практически со всеми социальными процессами общества - с социально-политическими, демографическими, национально-психологических, этническими особенностями конкретной страны, а также с развитием современной мировой системы в целом*. 
 Мы поддерживаем мнение ученых, которые при определении коррупции исходят из того, что при реализации своей  деятельности должностное лицо использует либо свой статус, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного характера отношениям с отдельным лицом (или лицами) в противовес другим лицам. В связи с этим понятие коррупции охватывает такое незаконное использование должностным лицом своего статуса, которое обеспечивает принципиальную возможность влияния этого лица на других лиц в целях получения личной выгоды**. 
В этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими. Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть изначальный показатель коррупционного поведения должностного лица, которое это допустило. Такое понимание коррупции позволит точнее определить границы правового регулирования рассматриваемого феномена.
2. Историко-правовой анализ антикоррупционной политики российского государства показывает, что борьба с коррупцией началась с XVI в., когда на Руси  началось формирование профессиональной бюрократии. Эта борьба осуществлялась на протяжении всей последующей истории существования России. Поскольку борьба велась в основном административно-силовыми методами, постольку ее результаты, как правило, были не очень успешными. Снижения уровня коррупционных отношений в России до «европейского» уровня никогда не удавалось добиться, потому что без помощи гражданского общества государство в принципе не может добиться устойчивого успеха в антикоррупционной политике. Качественное снижение коррупции в России проблематично и в ближайшие десятилетия, что связано, с одной стороны, с особенностями развития российской государственности, а с другой - со спецификой ментальности населяющих ее народов***.
Сложность борьбы с коррупцией состоит в том, что коррупция - проблема не только криминальная, а как отмечалось выше, политическая, экономическая, социальная. Поэтому действенная борьба с ней возможна только с помощью комплекса мер, на основе единой антикоррупционной идеи, заключающейся в целенаправленном применении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни.
На современном этапе коррупция в России приобрела чрезвычайно широкие масштабы. Однако определять создавшуюся ситуацию как совершенно исключительную вряд ли правомерно. С одной стороны, коррупция всегда, с самых начальных этапов формирования профессиональной бюрократии, была типичным институтом российского общества. С другой стороны, индекс восприятия  коррупция (Corruption Perceptions Index – CPI) в современной Россия на фоне других стран мира, в том числе и среди бывших советских республик, значительно ниже****.
 Тревогу вызывает не столько сам по себе высокий уровень коррупции, сколько отмечаемая многими исследователями тенденция к ее росту. Особенно опасно то, что коррупция, как считают многие исследователи и рядовые граждане, сильнее всего поразили органы внутренних дел, призванные вести борьбу с коррупцией*****.  Отмечаемая высочайшая коррумпированность данной структуры является сильным тормозом к развертыванию антикоррупционной борьбы.
3. Сохранение существующих тенденций развития коррупционных отношений  в России приводит к следующим последствиям:
• растет отрицательное или, по меньшей мере, апатичное отношение значительной доли населения к реформистской деятельности правительства;
• сдерживается становление «среднего класса» – основы любого демократического рыночного государства;
• повышается «цена государственного управления» для налогоплательщика;
• развращается управленческий аппарат всех уровней, появляется возможность для дискредитации честных чиновников и политиков;
• ослабевает контроль за ценовой политикой (в стоимость товаров и услуг неизбежно включены «накладные» коррупционные расходы);
• приоритет в разрешении криминальных проблем населения отдается криминальным же средствам вследствие недоверия к представителям правоохранительной сферы;
• растет стремление населения (особенно молодежи) к противоправным и быстрым формам обогащения вследствие очевидной безнаказанности процветающих коррупционеров.
Учитывая эти тенденции современная российская антикоррупционная политика, кроме программы чисто практических мер,  должна включать в себя  представления, идеи, цели, во имя которых она и осуществляется.
В таком случае антикоррупционная политика становится  прерогативой не только государства, но и общественных институтов. Государство и гражданское общество с неизбежностью должны проводить искомую согласованную политику и, тем самым, вести борьбу с коррупционной преступностью. Нельзя не отметить тот факт, что российское общество в данный момент достаточно терпимо относится к проявлениям коррупции чиновников, считая последнюю неизбежным злом, привычным для русского человека. 
Анализ развития и текущего состояния подходов к формированию национальной антикоррупционной политики России позволяет сделать вывод о том, что тактической целью борьбы с коррупцией является создание системы противодействия коррупционным проявлениям.
При этом при дальнейшем совершенствовании методов борьбы с коррупцией и корректировки государственной антикоррупционной программы России необходимо учитывать, что россияне осуждают, прежде всего, «правительственную» коррупцию (злоупотребления высокопоставленных политиков и бюрократов), будучи относительно терпимыми к «чиновничьей», повседневной коррупции (злоупотребления чиновников нижнего и среднего звена). Это объективно является фактором, стимулирующим развитие коррупции, поскольку «чиновничья» коррупция есть питательная почва для развития и «правительственной» коррупции. Указанный стереотип общественного мнения позволяет, с одобрения граждан, инициировать обвинения в коррупции против самых высокопоставленных лиц, но препятствует вовлечению  самих граждан в борьбу с коррупцией как явлением.
Кроме того, россияне склонны оценивать государственные институты федерального уровня в целом как более коррумпированные в сравнении с региональными. Одними из наиболее коррумпированных считают правоохранительные органы (особенно, ГИБДД и милицию), что предполагает первоочередную необходимость в проведении реорганизации ОВД - эти меры не только объективно необходимы, но и дадут сильный пропагандистский эффект.
Однако, при выборе мер борьбы с коррупцией россияне склонны отдавать предпочтение мерам скорее социально-экономическим, чем силовым. Объективно это должно стать основой выбора эффективных мер антикоррупционной направленности. В то же время достаточно высокое значение, которое россияне склонны придавать силовым факторам, может привести к неудачам в антикоррупционной политике и тем самым стать фактором сохранения высокого уровня коррупции******.
Таким образом, разработка и внедрение системы государственного и общественного контроля деятельности государственного аппарата и его должностных лиц, с позиции россиян должна включать:
- создание независимого федерального органа, контролирующего деятельность государственного аппарата и его должностных лиц (по типу советских комитетов народного контроля);
- совершенствование системы внешнего контроля, к примеру, путем расширения форм и методов парламентского контроля, совершенствования его механизмов; 
- повышение роли судов общей юрисдикции в обеспечении возможности гражданам обжаловать акты, действие или бездействие государственного аппарата, а также развитие механизма такого обжалования в целях сокращения сроков и упрощения процедуры рассмотрения таких дел.
5. Для корректировки российской антикоррупционной политики большую ценность представляет опыт зарубежных стран, который, однако, нельзя механически копировать. Знание специфических факторов, стимулирующих и тормозящих развитие коррупции в России, позволит при анализе зарубежного опыта борьбы с коррупцией выбирать те меры, которые могут дать в российских условиях хорошие результаты, отделяя их от мероприятий, которые не дадут в России высокого эффекта.
Поскольку, как уже указывалось, одним из первостепенно важных направлений антикоррупционной политики является профилактика коррупции в правоохраниетельных органах, представляется интерес разработанная в США концепция политики профилактики коррупции в данных государственных структурах,  которая включает:  
• разработку Кодекса профессиональной этики и утверждение перечня недопустимых видов деятельности в государственных органах.
• признание существования коррупции в случае ее выявления в правоохранительных органах и разработка мер по ее искоренению.
• оценку стратегии и методики по искоренению коррупции с точки зрения их эффективности.
• усиление внимания к этической подготовке новых государственных служащих.
• повышение требований к профессиональной квалификации кадров, набираемых на государственную службу.
Заслуживает  внимания опыт  США в обеспечении объективности, непредвзятости и полноты расследования коррупционных преступлений, совершенных представителями высших эшелонов власти. Так,  в США  для проведения независимого расследования деятельности высших должностных лиц (Президента, сотрудников аппарата Белого дома и членов Кабинета) принят Закон о порядке назначения и определения сфер полномочий независимого прокурора (1978 г.), который обладает не только широкими процессуальными возможностями, но и имеет практически неограниченный бюджет. Такой шаг позволил бы и в нашей стране реально обеспечить конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.



Сноски:
  * См., например: Международная научно-практическая конференция «Борьба с коррупцией на Юге России как системная проблема. Препятствия и стратегии» (Ростов-на-Дону, 6-7 сентября 2001 г.); Липсет С.М., Ленц Г.С. Коррупция, культура и рынки // Культура имеет значение. М.: Московская школа политических исследований, 2002;  Гилевская М.А. Коррупция: национальные и международные средства противодействия, 2003, (http://www.crime.vl.ru.) и др.
  ** Левченко О.П. , Латов Ю.В. Современная антикоррупционная стратегия в России и за рубежом. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 157
 *** Гилевская М.А. Коррупция: национальные и международные средства противодействия, 2003 (http://www.crime.vl.ru.)
 **** Учитывая, что в России именно правоохранительные органы являются наиболее коррумпированным институтом, в сравнении с другими странами индекс восприятия коррумпированности полиции (милиции) значительно выше в Грузии, Молдове, Украине.  Более подробно см.: Коррупция в России и в мире (http://www.anti-corr.ru.)
*****  См.: Коленникова О., Косалс Л., Рывкина Р., Симагин Ю. Экономическая активность работников правоохранительных органов постсоветской России: виды, масштабы и влияние на общество» (на примере милиции). Научный доклад. Проект «Неформальная экономическая деятельность правоохранительных органов в России: социологический анализ» (http://transparency.org.ru)
  ******Данные исследования проводились Академией управления МВД России. Более подробно см.: Левченко О.П. , Латов Ю.В. Современная антикоррупционная стратегия в России и за рубежом. М.: Академия управления МВД России, 2007.



© sk-news.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

ВТБ первым из российских банков начал разработку единой цифровой платформы имущественных торгов.

О том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверняка слышал каждый. Также почти все в курсе, что нарушения состава этой микрофлоры называются дисбиозами. Наконец, те, кто всерьез заботится о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнедеятельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал НеБолеем

Последнее время часто слышу из разных источников о пользе полипренолов для здоровья человека. А что такое полипренолы? Откуда их взяли и как они действуют?

По примеру Белгородской области на Ставрополье будет разработана краевая программа перевода сельского хозяйства на биологизированное земледелие.

СТИМИКС — это общее название группы препаратов. Сферу действия  того или иного из них можно понять по второму слову на флакончике, отмечает SK-NEWS.RU .

Свое настороженное отношение к прививкам высказал профессор, д.м.н., невролог, эпилептолог, врач интегративной медицины, руководитель Центр внедрения передовых медицинских технологий «ПланетаМед» Василий Генералов в прямом эфире Инстаграм с блогером Лаурой Батыр.

Руководитель клуба и ведущая семинара - Людмила Александровна Дорофеева, агроном, "природник" со стажем более 25 лет поделилась опытом применения микробных биопрепаратов нового поколения СТИМИКС, которые производит ГК НПО «Биоцентр» в г. Невинномысске.

Забор в Краснодаре заказать
Команда КБГУ – призер Data-хакатона по решению глобальных социальных задач
95 лет на связи со слушателями
Руководитель ФоРГО о продвижении партий через их лидеров
Глава ФоРГО о ретрансляции программы партии через ее лидеров
Маяковка дарит еще одну «живую страницу» – «Феерия ароматов»!
В путешествие за цветущими травами
Медиадоброволец-2020: искусство исцелять руками
Восстановление документа для подачи на гражданство
Трудовые отношения с иностранным гражданином
Мобильный краеведческий маршрут пополнился новыми точками
Читатели Маяковки побывали на вернисаже культур народов Северного Кавказа

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Август
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5