Вопрос юристу

Новости: НКО Ставрополья



Центр гражданского содействия розыску пропавших без вести (г. Пятигорск)

При участии организации в столице СКФО осенью 2011 года проведена рабочая встреча общественных организаций и представителей правоохранительных органов по теме «Гражданское содействие выполнению поручений президента РФ в вопросах розыска без вести пропавших на Северном Кавказе». Организована Миротворческой миссией имени генерала Лебедя (ММГЛ) в рамках проекта «Гражданское содействие розыску пропавших без вести в зонах вооружённых конфликтов на Кавказе», реализуемого в 2010-2011 гг. на средства государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций по договору гранта с межрегиональной правозащитной общественной организацией «Сопротивление».

Участниками диалоговой площадки стали более полусотни представителей различных профессиональных, социальных, этнических и конфессиональных групп населения субъектов РФ в составе СКФО, – сообщает sk-news.ru. Собеседниками в серьёзном разговоре выступили представители органов государственной власти и управления, сотрудники правоохранительных органов, родственники пропавших без вести, общественники, правозащитники, священнослужители, представители академического сообщества, исследователи, а также работники Международного комитета Красного Креста.

Участники встречи отметили, что в последние пять лет появляются новые правовые основы, позволяющие правоохранительным органам проводить розыскные мероприятия.

В 2006 году президент России В.Путин ознакомился с проблемой без вести пропавших и инициировал переход работы по правовому обеспечению её решения в качественно новое русло. Вместе с тем, не все идет гладко в части розыска без вести пропавших жертв конфликтов на Северном Кавказе.

Участники встречи отметили, что руководство России начинает видеть проблему, которая на долгие годы объединила русских и чеченцев, осетин и ингушей, безмерно страдающих от неизвестности судьбы однажды исчезнувших родственников. И это горе не различает ни этносов ни сословий – оно одно для матерей и жён гражданских лиц и военнослужащих российской армии, и это по-прежнему тысячи пропавших без вести.

Вывод о том, что результаты работы по поиску без вести пропавших на Северном Кавказе по-прежнему неудовлетворительны, поддержали все участники рабочей встречи, несмотря на то, что трактовка сдерживающих процесс факторов была различной.

В любом случае, отмечали участники, встречи подобного формата важны в отладке атмосферы взаимодействия между родственниками пропавших без вести и их общественными объединениями, с одной стороны, и представителями органов государственной власти и управления, сотрудниками правоохранительных органов – с другой.

Поддержание этой атмосферы на протяжении последних лет – один из результатов проекта Миротворческой миссии им. ген. Лебедя, завершающим мероприятием которого стала прошедшая встреча.
Проект, в рамках которого прошла данная встреча, дополняет многолетние усилия ММГЛ по налаживанию гуманитарного диалога в целях укрепления человеческой безопасности, созданию устойчивых инструментов гражданского содействия розыску без вести пропавших.

Руководитель ММГЛ Александр Мукомолов остановился на том, что принципы гражданского содействия розыску без вести пропавших основаны на соблюдении российского законодательства, учёте национальных обычаев, соблюдении конфиденциальности данных, которые попадают в поле зрения сотрудников проекта. Главным условием движения вперёд при всём том остаётся самоорганизация родственников людей, попавших в беду – тесное взаимодействие с комитетами родственников пропавших без вести.
Тем, кого горе потерь не коснулось в последние десятилетия, А.Мукомолов напомнил, что за плечами у граждан нашей страны – негативный опыт установления судеб пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Только в последние годы управлением Минобороны под руководством генерала Кириллина в целях увековечения памяти погибших обработан огромный массив данных.

Но это не финал – по сию пору руками вполне современных молодых людей, которые объединились в поисковые отряды, из земли забвения поднимаются останки воинов. Из тысячи неопознанных останков устанавливаются имена десятков, а родственников на перезахоронение приезжают считанные единицы – и это уже правнуки тех наших сограждан, которые пропали без вести.

Профессор Павел Иванов, начальник специализированного центра молекулярно-генетических экспертиз, замдиректора Российского центра судмедэкспертизы пояснил: «В отличие от технологий даже десятилетней давности сейчас инструментарий ДНК-экспертиз позволяет проверять факты не на разовой основе, а масштабно и в значительно более короткий промежуток времени».

То есть вопросы идентификации технологически уже сегодня можно было бы решать не в год по капле, а пропорционально масштабности минувших конфликтов. В ММГЛ отмечают, что это объективная предпосылка к тому, чтобы вернуться к тем делам, которые были оставлены без развития много лет назад ввиду недоступности системных молекулярно-генетических исследований.

Более того, появляются основания и возможности продвинуться вперёд даже по закрытым и приостановленным делам. Конечно, и это один из главных стопоров, на проведение экспертиз требуется финансирование.
Когда в 2008 году был принят федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», геномная регистрация стала обязательна для неопознанных трупов. Комитеты родственников пропавших без вести настаивают на том, чтобы ввели дополнительную норму, согласно которой геномную регистрацию бесплатно могли бы пройти родственники пропавших без вести, количество которых очень велико на Северном Кавказе и в зонах конфликтов. Иными словами, актуален вопрос о том, чтобы на родственников пропавших без вести создать банк геномных паспортов.
«В таком случае в целях идентификации уже можно будет не ограничиваться кругом найденных, но неопознанных трупов, а поднимать те захоронения в регионах, на которые указывает местное население, чтобы эксгумировать тела и проводить экспертизу костных материалов. Тогда и придут на помощь новые технологии, а результаты экспертиз можно будет сравнивать с ДНК родственников. Это не какие-то фантазии или досужие домыслы, это, в общем-то, обязанность государства и общества», – отметил Александр Мукомолов.

Например, пока что совсем небольшое количество тел жертв осетино-ингушского конфликта было поднято, идентифицировано и захоронено по национальным обычаям.

Участники встречи отмечали, что это произошло в результате совместных действий ММГЛ, комитетов родственников при решительной поддержке со стороны президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Успех был локальный, но комитеты родственников всех регионов были очень рады этому первому результату. Однако сейчас вот уже год нет никаких новых подвижек. И речь уже идёт не о цифрах – они не принципиальны, поскольку остающихся неопознанными всё равно громадное количество. Речь о том, что наметилось заметное замедление в работе.

Миротворческая миссия и комитеты родственников направляли в этот период письма и обращения Президенту Российской Федерации через Совет по развитию институтов гражданского общества. Руководство Совета с сочувствием и энергией относится к решению наболевшего вопроса. Первое лицо государства, Президент РФ, знаком с текстами писем, отметил Мукомолов, и отдал соответствующие поручения А.Г.Хлопонину, Т.А.Голиковой, Н.П.Патрушеву. Эти поручения зарегистрированы в должном порядке, и ответы по существу обращений уже поступают.

Но ситуация замедления работ становится ясной на примере поручения Президента РФ №1597 – оно касалось организации лаборатории судмедэспертизы в Чеченской республике.
«Александр Геннадьевич отвечает чётко – в связи с тем, что нет специалистов, оборудования и помещений в Чеченской республике, вопрос о создании там лаборатории надо отложить. Действительно, есть уже лаборатории в других регионах, которые смогут сделать работу по молекулярно-генетическим исследованиям очень качественно. Но ведь вопрос-то не в этом – создать лабораторию или не создать? Вопрос в продолжении. Как быть дальше?

Психологи говорили на встрече о том, что в душах людей память о пропавшем без вести превращается в пустоту, если нет надежды найти человека. Это объясняет бурление эмоций в среде родственников, выплескивающееся порой и на трассы, и на площади с плакатами. Самое печальное, что начинающие затухать противоречия, когда появляются оптимистичные сигналы, что кто-то найден и идентифицирован, снова возбуждаются, превращаются в проблему – когда кажется, что государство о проблеме снова забыло.

Задевает людей и то, как персонально им отвечают чиновники и правоохранители. Порой бездушно, а порой голословно. «Если у ведомства нет денег на экспертизу, или нет указания её делать, то лучше уж вообще тогда не отвечать. Возникает сомнение в компетентности», – сказал один из участников встречи.

О результатах розыска, даже небольших успехах, надо информировать не только сотрудников правоохранительных органов, которые этим занимаются, но и общественность. Очень существенно, чтобы население знало, что работы продолжаются, и не зацикливалось на порой очень несуразных формулировках ответов.

Участники встречи обсудили многие грани этой перезревшей проблемы, но сошлись в одном – крайне важно привлечение органов власти к обсуждению проблемы. Подобные встречи, круглые столы позволяют общаться тем, кто прямо причастен к решению этой проблемы.

Только вместе можно выработать такие решения, которые позволят каждому, государственнику и общественнику, вложить частицу своего труда и приблизить результат, чтобы проблема разрешалась.

Предложения и рекомендации приняты на рабочей встрече ММГЛ, проведенной в Пятигорске 9 сентября 2011 года на средства, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 08.05.2010 г. № 300-РП. Оператор – МПОО «Сопротивление».


                                       ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
участников рабочей встречи «Гражданское содействие выполнению поручений Президента Российской Федерации №№ 1514, 1597, 1886 по розыску без вести пропавших на Северном Кавказе».
Участники расширенной рабочей встречи на тему «Гражданское содействие выполнению поручений Президента РФ №№ 1514, 1597 – 2010 гг. и № 1886 – 2011 г. по розыску без вести пропавших на Северном Кавказе», в составе которой находились руководители Комитетов родственников пропавших без вести из республики Дагестан, республики Ингушетия, республики Северная Осетия-Алания и Чеченской республики, а также представители органов исполнительной власти субъектов, правоохранительных и силовых структур регионов, учёные и сотрудники Международного Комитета Красного Креста отметили, что в 2009-2011 гг. руководители Российской Федерации, федеральные органы государственной власти приняли ряд важных решений, касающихся розыска пропавших без вести, в том числе на Северном Кавказе, а именно:
– В 2008 г. вступил в силу федеральный закон «Об обязательной геномной регистрации в РФ».
– В 2010 и 2011 г.г. Президент РФ поручил профильным министерствам и ведомствам РФ активизировать розыск пропавших без вести на Северном Кавказе с применением современных инновационных методов и технологий.
– В июне 2011 г. Указом Президента РФ № 815 воссоздана Межведомственная комиссия по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.
– В 2010 и 2011 гг. Миротворческая миссия на Северном Кавказе имени генерала А. Лебедя выиграла президентские гранты и получила финансирование для оказания гражданского содействия розыску без вести пропавшим на Северном Кавказе и поддержки ассоциаций родственников.
Вместе с тем, наряду с констатацией положительных тенденций, участники рабочей встречи обратили внимание на отсутствие в розыскной работе и установлении судеб пропавших без вести единого руководства, системного подхода и эффективного механизма решения задач розыска, внедрения в розыскной процесс современных методов молекулярно-генетических исследований, достижений в информатике, криминалистике и др.
Уполномоченные правоохранительные и силовые органы чаще всего осуществляют разовые мероприятия по эксгумации и идентификации неизвестных останков, не решая проблему в целом, несмотря на наличие официальных данных о тысячах пропавших и сотнях безымянных захоронений (например, в Чеченской республике).

Руководство созданного в январе 2010 г. Северо-Кавказского федерального округа и окружные правоохранительные структуры, по всей видимости, не считают проблему пропавших без вести приоритетной. Поручения Президента РФ выполняются формально, действия аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО не обеспечивают решения проблем по розыску без вести пропавших. Бездействие отдельных сотрудников правоохранительной системы федерального и регионального уровней способствует росту межэтнического противостояния, общественного недовольства и негативно влияет на отношение к власти в целом. Так, в частности:

1. В 2000 г. по инициативе Комитета родственников по содействию поиску заложников и без вести пропавших Ингушетии следственными органами прокуратуры РИ были эксгумированы и направлены на экспертизу останки 8 тел погибших в 1992 году. Результаты судебно-медицинских исследований не были обнародованы, и лишь в 2010 г. были найдены заключения экспертов и место перезахоронения останков на Западных кладбищах г. Владикавказа. Десять лет родственники обращались в различные инстанции, обвиняя осетинскую сторону. В настоящее время ГСУ СК СКФО безосновательно отказывает в проведении молекулярно-генетических исследований этих останков.

2. В течение 2009-2011 г.г. различные ведомства решают вопрос об эксгумации и идентификации останков из захоронения в с. Катыр-Юрт Чеченской республики, вероятнее всего принадлежащих военнослужащим. Неурегулированность взаимодействия между военными и гражданскими следователями, розыскными подразделениями МО РФ, отсутствие средств на проведение современной идентификации и другие трудности требуют единого подхода и руководства, чёткой организации процесса.
Участники рабочей встречи отметили, что в условиях, когда возможности подразделений розыска, следствия и судебной медицины значительно расширены, когда в соответствующих поручениях Президента РФ продемонстрирована политическая воля, необходимо объединить и централизовать усилия государственных органов и гражданского общества в решении вопросов розыска без вести пропавших на Северном Кавказе.

Участники рабочей встречи предложили следующие меры, перспективные и неотложные, по установлению судеб пропавших без вести на Северном Кавказе:

1.Создание условий для проведения масштабных эксгумационных и идентификационных работ на Северном Кавказе (перспективные меры).
1.1. Сформировать на основании Указа Президента РФ № 815 – 2011 г. и утверждённого Положения о Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести Подкомиссию по розыску без вести пропавших на Северном Кавказе. Наделить Подкомиссию функциями органа, координирующего розыскную работу в регионе и контролирующего выполнение решений руководства страны. Для выполнения работы Подкомиссии по розыску без вести пропавших на Северном Кавказе предусмотреть формирование рабочей группы.

1.2. Поручить экспертной группе юристов Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести подготовить изменения и дополнения в федеральное законодательство с учётом современных методов идентификации и использования достижений в информатике, криминалистике для проведения масштабных и затратных розыскных работ на Северном Кавказе. Предусмотреть бесплатную геномную регистрацию родственников пропавших без вести, создание единого банка данных геномных паспортов, порядок проведения высокотехнологичных молекулярно-генетических экспертиз и др.

1.3. Создать с учётом роста в Российской Федерации числа без вести пропавших и неопознанных трупов и отсутствия в стране единой системы судебно-медицинской экспертизы и идентификации специальную федеральную структуру на базе Российского центра судмедэкспертизы Минздравсоцразвития РФ. Подчинить РЦ СМЭ все региональные Бюро с целью объединения всех учётов судебно-медицинских и, в первую очередь, молекулярно-генетических исследований и проведения высокотехнологичных экспертиз.

1.4. Организовать в Чеченской республике бесплатную геномную регистрацию родственников пропавших без вести, учитывая их коллективную просьбу. Сбор, хранение и систематизацию материалов для молекулярно-генетических исследований поручить Бюро СМЭ ЧР. Исследования провести силами РЦ СМЭ и на базе Центра сформировать единый банк данных молекулярно-генетических экспертиз по Северному Кавказу.

1.5. Создать централизованную систему комплексной материальной и социальной поддержки родственников погибших и пропавших без вести в ходе антитеррористических операций в субъектах РФ СКФО, а также в осетино-ингушском конфликте, предусматривающую выплату денежных компенсаций, реализацию программ медицинской, социальной и психологической реабилитации. Использовать для осуществления данной системы средства федерального центра, средства соответствующих субъектов РФ СКФО, а также благотворительную помощь.

1.6. Признать неэффективной, а в большинстве случаев и контрпродуктивной, распространенную в республике Дагестан, Кабардино-Балкарии и некоторых других регионах СКФО практику невыдачи родственникам тел погибших участников НВФ, чьё участие в террористической деятельности не подтверждается в судебном порядке. Невыдача тел погибших родственникам вызывает в республиках распространение слухов о похищениях граждан силовыми и правоохранительными органами, пытках в местах их содержания и преднамеренных убийствах.

1.7. Информировать население через СМИ и Интернет-ресурсы, прежде всего, родственников пропавших без вести о проводимых государственными структурами мероприятиях по розыску. В первую очередь, следует ознакомить граждан с Комплексной программой по борьбе с похищениями людей и розыску без вести пропавших на 2011 – 2014 гг., разработанной Управлением Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.
2. Выполнение срочных мероприятий по эксгумации захоронений, костные останки которых возможно идентифицировать (неотложные меры).

2.1. Главному следственному управлению СК РФ по СКФО принять решения на проведение молекулярно-генетических экспертиз по 8 останкам, эксгумированным в 2000 году на Восточных кладбищах г. Владикавказа и Назрановском городском кладбище, а так же на проверку информации о предполагаемых захоронениях в Пригородном районе РСО-Алания «Ногир», «Сунжа-1» и «Сунжа-2».
2.2. Руководству 24-й лаборатории судмедэкспертизы СКВО (Ростов-на-Дону) проинформировать граждан Республики Ингушетия и РСО-Алании о ходе идентификационных работ с 15 останками погибших в конфликте 1992 года, которые были эксгумированы на Назрановском городском кладбище в 2008 году.
2.3. Следственному управлению СК по Чеченской республике с учётом наличия оснований провести эксгумацию четырех тел на кладбище села Старый Замай-Юрт, Ножай-Юртовского района ЧР для проведения молекулярно-генетических экспертиз и установления личности погибших.
2.4. Урегулировать взаимоотношения между гражданскими и военными следственными подразделениями в Чеченской республике, а также розыскными группами МО РФ. Осуществить эксгумацию двух тел на кладбище в селе Катыр-Юрт ЧР, предположительно погибших военнослужащих.

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, пл. Ленина, 13. Тел. 7 (8793) 33-85-81. Время приёма граждан: пн. – пт. 9-17 часов.



Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Алексей Фитисов помогает людям с ограниченными возможностями здоровья найти себя в жизни. Несмотря на то, что сам является инвалидом по зрению I группы, ведёт весьма активный образ жизни.

В сентябре Адыгейская республиканская общероссийская общественная организация инвалидов Всероссийского общества слепых отметила 20-летие образования. За плечами большой опыт работы, но представители организации всегда стремятся учиться чему новому, перенимать передовые методы общественной деятельности, подчеркивая, что в этом и есть залог успеха и продвижения к новым достижениям.

Союз инвалидов-колясочников республики Адыгея и дирекция Концертного зала "Нальмэс" реализовали в этом году уникальный творческий проект. В конце августа на сцене "Нальмэса" театральная студия "Per aspera…", участниками которой являются люди с ограниченными возможностями здоровья, представили на суд зрителей свою первую театральную постановку «Фрагмент жизни в рамке рампы».

Общественная организация Институт молодежных инициатив реализует в Кабардино-Балкарии молодежный проект «Куначество», поддержанный грантом президента РФ

В августе 2003 года был создан Комитет семей погибших военнослужащих в Чеченской Республике по РСО-Алании. В 2008 году - Комитет семей военнослужащих. Наконец, в июле 2011 года была создана Северо-Осетинская Региональная общественная организация по защите прав военнослужащих, членов их семей и семей погибших военнослужащих в локальных войнах и вооруженных конфликтах «Комитет Солдатских Матерей». Основной состав - родители погибших военнослужащих при прохождении воинской службы. В девизе организации заключен смысл создания организации и между тем смысл жизни членов организации - « Нет чужих судеб и детей – все дети наши».

В числе несомненных успехов Карачаево-Черкесского регионального отделения общественной организации «Союз журналистов России» в 2014 году  - участие и победа в конкурсе Министерства труда и социального развития КЧР на получение финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию проекта «Социальная журналистика как инструмент развития гражданской активности населения Карачаево-Черкесской Республики».

Добровольчество рядом
Осознанная помощь
ВОЛОНТЁРСТВО – СТИЛЬ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ
Жизнь – Бумеранг
Крылья надежд
Елка Желаний
✨ЧЕТВЁРТАЯ ДАРИТ СЧАСТЬЕ✨
Добровольчество рядом
Музыка в наших руках
Продолжаем публиковать материалы о добровольчестве, как явлении, о добровольцах и их добрых делах, несущих свет и облегчение людям, нуждающимся в помощи.
Мы мечтаем о времени, когда добрые дела станут повседневной жизнью каждого.
Помогать не стыдно

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Январь
2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3