Вопрос юристу

Новости: Общество



Urbi et orbi: Что показал городской конкурс «Учитель года-2011»
Подходит к концу городской этап конкурса «Учитель года-2011», который должен выявить лучших из лучших. Они, в свою очередь будут представлять свои школы на республиканском и, возможно, всероссийском этапе. Однако конкурс – не только возможность увидеть лучших учителей города, но и возможность задуматься о проблемах, с которыми сталкивается школа.

В своей статье я хочу поделиться личными впечатлениями как человек, никогда не работавший в школе и не претендующий на профессиональную оценку конкурса учителей, поэтому, возможно, кто-то со мной не согласится. А как журналисту мне будет интересно услышать и полярные мнения, потому что конкурс неожиданно для меня оказался захватывающим.
Итак…

Среди учителей есть по-настоящему одаренные люди

Радует, прежде всего, то, что есть люди, не только беззаветно преданные своему делу, но по-настоящему яркие, талантливые, харизматичные, внушающие любовь и уважение. Есть те, кто счастливо соединяет в себе природное дарование и способность к саморефлексии, они в 20 минут вмещают вселенную и делают это так искусно, что, как в хорошем спектакле, возникает иллюзия спонтанности, экспромта и в то же время чувствуется большая работа актера над собой. Такой учитель равновелик гениальному художнику, музыканту, актеру, а его урок – произведению искусства. Дети при этом не пассивные зрители, а его полноправные соавторы. Филологи показали себя на высоте – прежде всего в том, что не нужно спрашивать, какой предмет они ведут, – на них достаточно взглянуть. Когда учитель русской словесности Лейла Мусукова пишет прекрасные стихи, стимулирует к творчеству учеников и сама при этом похожа на поэта Серебряного века, это дорогого стоит. Настоящим откровением стал урок кабардинского языка Марины Апажевой – не только безупречно выстроенный с лингвистической, дидактической, нравственно-философской точек зрения, но и вдохновенный. Не могут не восхищать и преподаватели естественных наук Елена Щербань, Наталья Величко, Галина Кузьмина, преподаватель математики Римма Оршокдугова, которая скучную (стереотип!) дисциплину делает интересной; полные задора и энтузиазма молодые учителя начальных классов Залим Кочесоков, Радима Пшенокова и Наталья Киреева, с чьих уроков дети не хотят уходить (!). Педагоги дополнительного образования – отнюдь не «кружковые» руководители, а профессиональные хореографы Зарема Унажокова и Валентина Камышинец, сильный и успешный тренер Игорь Горностаев и талантливый художник Наталья Фетисова.
  
Может ли школа ответить на вопросы времени?

Но есть и другая сторона, которая открылась наблюдателю во время выступления конкурсантов. Это в первую очередь вопрос, готова ли современная российская школа решить проблемы, остро стоящие перед обществом сегодня. Например, способна ли школа вносить свою лепту в решение проблемы агрессии, особенно в среде подростков, равнодушия и бездуховности, роста экстремизма. У автора статьи создалось впечатление, что школа находится в замешательстве. Этому есть свое объяснение – после 1991 года в стране наступил кризис, общество потеряло нравственные ориентиры, и воспитательная функция школы перестала быть приоритетной. Разрыв между устоявшимися методами воспитания и потребностями времени ощущался уже в годы перестройки. И проблема ведь не в педагогах, не в их компетентности, а в реалиях времени, которые проступают совершенно явственно именно в школе. Можно сказать, что школа является индикатором общественных настроений и наиболее характерной моделью современного состояния общества.

Можно ли выстоять перед философией успеха?

Этим вопросом задаешься, когда видишь, как на некоторых уроках то ли игнорируются, то ли умалчиваются «трудные темы». К примеру, когда на одном уроке речь зашла о людях без определенного места жительства, на реплику учащегося «Я бы помог, если бы он опрятно выглядел» у учителя не нашлось достойного ответа. На другом уроке, посвященном теме «Есть такое слово – выстоять...» – безупречно выстроенном с профессиональной точки зрения и очень информативном, с примерами не только из отечественной истории, но из повседневности, из истории семьи – тема словно «раздваивалась» и «водоразделом» служила Великая Отечественная война. «Великое прошлое», не вызывающее у современного обывателя сомнений, так как в нем акценты давно расставлены, словно бы теряется при сопоставлении с современностью. Что значит «выстоять», совершенно ясно, когда речь заходит о Сталинградской битве, о блокаде Ленинграда и других великих событиях, о выживших узниках лагерей смерти. Но перед чем должны выстоять современные люди? Ответ времени на этот вопрос – нужно выстоять перед трудностями ради достижения своих целей, ради самореализации. Прекрасный ответ, когда речь заходит об индивидуальном преодолении тяжелой болезни или трудностей в личностном становлении, особенно если разговор подкреплен яркими примерами современников – тех, кто выстоял, но как быть, если цель – социальное самоутверждение, а препятствие к ее достижению – чья-то жизнь и судьба? Все ли средства хороши для достижения цели?

«Философия успеха», которую ежедневно впрыскивает в наше сознание телевидение и массовая культура, освоена современными подростками так основательно, что никакой другой системе ценностей в их мировоззрении просто нет места. В этой «философии» конечная цель чаяний и ожиданий – достижение самореализации и социального благополучия. Но правомерно ли ставить вопрос о самореализации, минуя формирование в сознании этических понятий, наконец, минуя человеческую природу, которая гораздо сложнее в экзистенциальном смысле, чем проекция «я» в социальной иерархии? Как писал известный философ и психолог, автор книги «Человек в поисках смысла» (1960-е годы) Виктор Франкл, в свое время выстоявший в Дахау, самореализация не может быть целью, целеполагание должно быть обращено на поиск смысла, именно он дает силы для преодоления трудностей в повседневности. Самореализация – это побочный продукт поиска смысла, а не цель, в противном случае она, как это ни парадоксально, все более удаляется от человека, порождает состояние тревоги и становится причиной неврозов. Примеры тому в наши дни – общественный невроз вокруг ЕГЭ, подростковый суицид – в том числе и по причине провала на ЕГЭ.
  
Так что же значит «выстоять» в современном мире? И есть ли сегодня место для преодоления коллективного? В стремлении избавиться от пресловутого советского коллективизма мы так преуспели, что ударились в другую крайность – индивидуализм, неспособность человека адекватно воспринимать свое «я» в общественном контексте. Как совместить долг перед собой и долг перед страной, сочувствие к ближнему, который может оказаться не так удачлив? И какое место отводится нравственному выбору? Современная школа эти вопросы не задает. А ответы как никогда нужны нестандартные – не нравоучения и не примеры из прошлого, не единичные акции общественных организаций, а обсуждение «трудных тем» и поиск ответов на них.
  
О «гуманитарной составляющей» образования

В последние несколько лет очень активно обсуждается необходимость усиления гуманитарной составляющей образования, но поражает то, как методично эта самая составляющая из нашей системы образования вытесняется. Речь идет не только о нововведениях в систему школьного образования, но и о кризисе гуманитарных наук в системе вузовского образования – по крайней мере, в нашей стране. Гуманитарная культура способствует построению мировоззрения и прививает основы критического мышления, при наличии которого человека трудно сбить с толку, он менее подвержен какому бы то ни было воздействию, будь то различные формы экстремистской  пропаганды, оккультизм или популярная психология. Но как быть, когда у учителя все меньше к тому возможностей? Вот и получается, что вся ответственность в руках каждого конкретного учителя, его педагогического такта и… таланта вмещать вселенную в 20 минут.

Юлия Бекузарова
juliabekuzarova@gmail.com




Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

С 24 сентября ВТБ улучшает условия по ипотеке с господдержкой, снижая ставку до 5,75% годовых, и семейной ипотеке, ставка по которой теперь составит от 4,7%.

ВТБ запустил новый процесс оформления кредитов наличными во всех офисах банка.

Клиенты ВТБ в СКФО за восемь месяцев года оформили почти 3 тыс. ипотечных сделок на 6 млрд рублей, что на 35% выше результата аналогичного периода прошлого года.

ВТБ улучшил условия по программам автокредитования на новые автомобили.

ВТБ первым из российских банков начал разработку единой цифровой платформы имущественных торгов.

О том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверняка слышал каждый. Также почти все в курсе, что нарушения состава этой микрофлоры называются дисбиозами. Наконец, те, кто всерьез заботится о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнедеятельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал НеБолеем

Последнее время часто слышу из разных источников о пользе полипренолов для здоровья человека. А что такое полипренолы? Откуда их взяли и как они действуют?

Приглашаем в нашу электронную библиотеку «StavТифло»
Психологическое зеркало или как подружиться со своим отражением
Студенты КБГУ приглашены к участию в образовательном проекте «Ростелекома»
Приглашаем в виртуальный экотур «Тайны Сенгилея»
Оформление установления отцовтсва
Действия ИГ с просроченным паспортом на территории РФ
В КБГУ отметили 100-летие со дня образования органов безопасности в КБР
Читатели библиотеки посетили краеведческий музей
Буктрейлер по рассказу А. Беляева "Хойти-Тойти"
Эксперты ФоРГО: Поддержка президента – залог успеха ЕР на выборах
Пандемия, обновление, мобилизация – основные факторы выборов-2021
Мастер-класс по плетению коврика из тканевых полосок «Уютное рукоделие»

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Сентябрь
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
31
4
5
19
28
29
30
1
2
3