29 октября 2008

Общество

Ключевые проблемы Северного Кавказа глазами ученых

Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга был презентован в Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований (КБИГИ) на Всероссийской научно-практической конференции по этнополитическим и этноконфессиональным процессам на Северном Кавказа.
Конференция прошла в Нальчике под эгидой Минрегионразвития РФ. Участие в ней приняли более пятидесяти ученых из ведущих институтов Российской академии наук (РАН), Южного научного центра РАН и научно-исследовательских институтов субъектов Южного федерального округа. Они обсудили состояние федеративных отношений, угрозы и пути обеспечения социально-экономической стабильности на Северном Кавказе, проблемы развития культуры и образования живущих здесь народов, а также пути решения этноконфессиональных проблем.
«Национальная политика РФ в 90-е годы носила запаздывающий характер, она отвечала на те события и факты, которые уже произошли. Задача конференции - дать анализ современной этнополитической ситуации на Кавказе, показать существующие проблемы, наметить пути их решения и выработать рекомендации. Концепция государственно-национальной политики 1996 года выполнила свою роль в стабилизации этнополитической ситуации. На ее основе был принят ряд законов, в том числе «О гражданстве РФ», «О казачестве», «Об общественных объединениях», проведена реабилитация репрессированных народов, появились национально-культурные автономии, удовлетворившие запросы этнических меньшинств. Но в настоящее время концепцию необходимо корректировать, исходя из современной ситуации», - сказал замдиректора КБИГИ Алим Тетуев. 
На конференции был презентован Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России.
«Ключевыми проблемами региона являются нарастающие диспропорции в развитии регионов Южного ФО, превосходство промышленного лидера округа – Волгоградской области, над Ингушетией составляет 270 раз, а в пересчете на душу населения является 50-кратным», - заявил один из авторов Атласа замдиректора Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Левон Батиев. Он отметил, что не решены еще проблемы с границами между субъектами, в частности, в Ингушетии это не только граница с Северной Осетией, здесь не определена официально граница с Чеченской республикой(Сунженский и Малгобекский районы). Между тем, административная реформа требует завершить разграничение до 1 марта 2009 года.
«Качество проведения на местах муниципальной реформы в регионе вызвало также проблемы межселенных территорий. Власть должна была проявить максимум такта и гибкости, чтобы не обидеть проживающих здесь людей», - отметил Батиев.
По его словам, наряду с террористической активностью в ряде северокавказских республик, угрозу составляют также теневая экономика и коррупция, которые тесно взаимосвязаны.
«Коррупция уже настолько мешает жить, что в Дагестане в феврале этого года на митинг против ее проявлений в своих рядах вышли сотрудники ГИБДД. Это наглядно показывает, что людей не устраивает существующая система. На здоровое чувство справедливости у населения можно и нужно опираться», - отметил ученый.
В Атлас угроз вошли также безработица и продолжающийся отток русскоязычного населения, которое всегда играло стабилизирующую роль. Отъезд высококвалифицированных кадров крайне затрудняет модернизацию регионов.
Несомненной угрозой является также рост национализма и активности национальных движений. Серьезные исследователи предупреждали об этом еще при советской власти. «Инициаторами национальных движений чаще всего выступают представители интеллигенции первого-второго поколения. Не в селах, хранящих традиции и обычаи на бытовом уровне, а в этой среде, осознающей себя на уровне рефлексии, на уровне газет, книжек, истории, встречается очень высокий уровень национализма. Как правило, территориальные и иные претензии на Кавказе зачастую имеют давнюю историю. В этих условиях манипулирование историческим знанием превращается в оружие идеологической борьбы. Редуцированное до уровня идеологии мифологизированное историческое знание обладает мобилизующей силой и большим конфликтным потенциалом», - сказал Батиев.
Одна из острых проблем на Северном Кавказе связана с этническим квотированием представительства в органах власти. Дисбаланс представительства при слабом доверии к власти в силу ее коррумпированности и этнокланового характера также имеет большой конфликтогенный потенциал. Но и само обязательное пропорциональное этническое представительство – отнюдь не панацея. Оно как минимум консервирует этническое разделение, ведет к неэффективности власти. На практике же происходит распределение власти и собственности между этноэлитами.
«В тактическом плане такой механизм этнического представительства полезен и необходим, поскольку обеспечивает стабильность. Однако в стратегическом плане необходимо двигаться в направлении соревновательной, а не этнокомплиментарной демократии. Это будет возможно только при условии достаточно высокого качества власти и доверия населения к ней, что сделает неактуальным интерес к этнической составляющей власти», - считает разработчик Атласа угроз.
Он убежден, что по примеру развитых государств, от понятия «национальность» необходимо переходить к понятию «россияне» или «многонациональный российский народ». По его мнению, отсутствие в паспорте графы «национальность» не мешает считать себя кабардинцем, осетином ингушем.
«Осознание своего российского гражданства должно возобладать в обществе над национальной этнической и религиозной принадлежностью. В пьесе Шолом Алейхема Тевье-молочник говорит: «Я – русский человек, еврейской национальности, иудейского вероисповедания». Так вот, когда граждане России будут, на первое место ставить гражданство, затем национальную принадлежность, и потом – религиозное, тогда – сможем быть спокойны за целостность России», - считает ученый.
«Быстро и просто «разорвать» круг взаимосвязанных проблем невозможно. Необходима системная интеграция многонационального Северного Кавказа в единое экономическое и социокультурное пространство России, в том числе за счет масштабных проектов общероссийского уровня, реализуемых на Юге страны.  От дотаций нужно переходить к инвестициям», - уверен Батиев. «В то же время, простое вливание финансовых средств из федерального бюджета оказывается крайне неэффективным», - сказал он, сославшись на опыт ФЦП «Юг России.
Ученые ЮФО обеспокоены отсутствием государственной структуры, которая решала бы межнациональные и межконфессиональные проблемы и занялась вопросами патриотического воспитания в условиях новой России.
«На фоне трудностей интеграции региональных экономик и культур, в России возникли новые социальные явления: миграция, в том числе и трудовая, соотечественники, реабилитация народов, безработица, - этим нужно заниматься на государственном уровне», - сказал главный научный сотрудник Института Российской истории, РФ Николай Бугай. Массовая миграция молодежи в поисках работы рождает проблему культуры межнационального общения.
«Нужен сбалансированный, объединяющий и воспитывающий патриотизм, национальное сознание и толерантность учебник истории вместо тех 20-ти, что ныне рекомендованы к обучению. Учебники по истории республик нужно строить на российском и местном материале. На местных примерах показывать российские принципы федерализма, формирования общества, государства», - пояснил ученый. По его мнению, нужно также продолжить издание объединяющей «Истории народов Северного Кавказа», два тома которой, из четырех, уже вышли. Историк считает также важным укрепление экономического сотрудничества между соседствующими регионами, обмен технологиями, связи между университетами. «Сложные времена пройдут,  а мы были и останемся соседями», – сказал он.

© sk-news.ru

Республика:  КБР

Теги: 

Количество показов: 2010