Вопрос юристу

Новости: Общество



Чужие танцы не любит тот, кто не умеет танцевать свои
Сначала два анекдота 15-летней давности. Первый: мчится «новый» кабардинец на 600-м «мерседесе» по горной трассе. Навстречу пожилой балкарец на повозке с осликом везет мешки с картошкой. Столкновение. Повозку отбрасывает в сторону, мешки рассыпаны, старик получает перелом ноги, вывих руки и несколько сломанных ребер. Ослик на последнем издыхании конвульсивно дрыгает ногами. Из помятого «мерса» выбирается хозяин с пистолетом в руке. С ходу он добивает ослика, чтобы не мучился, подходит к старику и спрашивает: «Как себя чувствуете?» Старик быстрее солдата-новобранца вскакивает на ноги: «Килянус Аллахом, лучше, чем до аварии!»

Второй анекдот. Молодой балкарец останавливается на своей машине в центре поселка Кашхатау и включает громкую музыку. Слушает 5 минут, десять, полчаса… Звучат одни кабардинские песни. Прохожие возмутились, мол, чего это ты в центре балкарского поселка расшумелся со своими кабардинскими песнями, у тебя, что, балкарских песен нет? Парень наклоняется к багажнику машины и кричит: «Черим, ты балкарские песни знаешь?»

…Если бы эти анекдоты рассказывал балкарец, то в первой истории старик был бы кабардинцем, который вез кукурузу, хозяином «мерседеса» оказался бы «новый» балкарец. Во втором случае песни звучали бы в центре кабардинского села и на балкарском языке, и вопрос «крутого» кабардинца тоже был бы с «поправкой»: «Газаев, кабардинские песни знаешь».

Обычный человек, каким бы современным себя ни считал, в обыденной жизни тяготеет к своему этносу. И любой анекдот на тему межнациональных отношений или этнических особенностей того или иного народа он передает дальше, слегка «подредактировав» национальную принадлежность персонажей.

Такая практика вещей давно известна всем, и особого возражения в обществе не вызывает. Всем нам свойственно подтрунивать над своими соплеменниками и другими, чаще всего соседними народами. И это не вызывает никакой негативной реакции. Шутка она и есть шутка.

Но в моменты обострения межэтнических отношений, какими богата наша история последних 20 лет, любые мелочи могут принять гипертрофированный вид. В такие моменты даже добрая шутка на предмет этнических особенностей может вызвать неадекватную реакцию, а то и даже неприкрытую агрессию. И тогда встает вопрос, а как должны реагировать нормальные люди на проявление такой агрессии?

К сожалению, мы, обычные люди, в таких ситуациях теряемся, не знаем, как на это реагировать. Некоторые в таких случаях начинают писать в газеты, на ТВ или выплескивают свои эмоции в Интернет.

Недавно одна газета, считающая себя оппозиционной, опубликовала письмо некой нальчанки. Скорее всего, письмо сочинили в самой редакции, чтобы вызвать читательский интерес. И тем не менее, надо признать, что это письмо, опубликованное 7 сентября (все равно, подлинное оно или сочиненное) отражает существующие в Кабардино-Балкарии проблемы, связанные с недостаточной толерантностью в межнациональных отношениях:
«Нальчик праздновал вхождение Кабарды в Россию, звучали красивые слова о дружбе навеки, гремел салют. А в это время наш новый сосед, который без разрешения администрации и согласия соседей затеял пристройку, на деликатное замечание женщины, живущей этажом выше, заорал: «Я адыг, это моя земля, и я буду делать здесь все, что хочу. А вы собирайте чемоданы и уматывайте к себе в Россию». Это притом, что она родилась здесь и могилы ее родителей тут.»

После прочтения заметки невольно задаешься вопросом: зачем писать в газету, не проще ли было сразу же дать отповедь этому соседу? Почему бы не попытаться тут же объяснить, а понравилось бы ему, если бы в каком-нибудь регионе России, в ответ на самое невинное замечание, например, не материться при женщинах, ему предложили бы убираться в свой Кавказ? В качестве примера, намеренно не беру Москву, потому что для москвичей даже соседние калужане и рязанцы являются чужаками («Понаехали тут!»)

Второй момент. Зачем газете публиковать такого рода «письма»? У нас мало других поводов для межэтнических трений и недовольств? Ведь если целенаправленно повторять что-то негативное про другой этнос или тиражировать информацию, представляющий этот народ в негативном свете, то очень скоро возникнет такая лютая ненависть, что даже страшно представить ее последствия.
Не зря гласит народная мудрость, что при постоянном повторе слова имеют свойство сбываться. Повторяя слова любви или ненависти, как некую мантру, можно взрастить вполне реальное и сильное чувство любви или ненависти.

Для доказательства этого тезиса не надо обращаться даже к творчеству Шекспира. Почти за полвека до него другой великий драматург, испанец Лопе де Вега в знаменитой пьесе «Собака на сене» дал весьма ценные советы, как любовь превратить в равнодушие и даже неприязнь:

«Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще:
Девушка стройна, мы скажем: мощи!

Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой.
Ласковая – стало быть, липучка,
Держит себя строго – значит, злючка.

Ну, а бережлива? – Окрестим
в сквалыгу!
Если маленькая? – Ростом с фигу!
Если рослая? – Тогда верзила!
Через день, глядишь, любовь остыла!!!»

Неприязнь, как правило, выражается в виде острой реакции на проявление национальной идентичности другого этноса в одежде, пище, поведении, песнях и танцах.

Она (неприязнь) подпитывается еще одним сильным чувством – комплексом собственный неполноценности. Например, если какие-нибудь казахи, туареги, бушмены, алеуты, финны или папуасы будут устраивать свои танцы в Нальчике, лично меня, да и подавляющее большинство нальчан, это не заденет. Мы ведь тоже не лыком шиты: почти любой представитель молодежи или даже старшего поколения может принять такой вызов и в ответ станцевать лезгинку или более плавный «уорк кафэ» или «тюз тепсеу». Принцип тут простой, они нам свои танцы, мы им свои.

Вопрос: почему москвичи так реагировали на исполнение лезгинки во дворах и площадях столицы? Из-за шума? Нет. Шум, особенно, в ночное время, когда люди отдыхают, никто не любит. Острое неприятие чужих танцев проявляется у тех, кто не умеет танцевать свои!

Кто-нибудь может себе представить, чтобы на обычной московской свадьбе, будь то в ресторане или в загородном доме, танцевали народное: чтобы кто-то водил хороводы, устраивал бы пляски-переплясы, состязался бы, у кого лучше получится «барыня», «цыганочка», «кадриль» и т.д.? Вот и я не видел, не слышал.
А нацикам, что в Москве, что в Кабардино-Балкарии, легче и проще «клеймить» чужие танцы, чем выучить свои народные.

Несомненно были неправы участники нашумевшей «дагестанской» свадьбы в Москве. За хулиганство надо отвечать. Но не правы и те, включая и бывшего вице-премьера Рамазана Абдулатипова, кто утверждает, что на Кавказе на свадьбах никогда не стреляют и не стреляли. Пусть перечитают М. Лермонтова, Л. Толстого и Р. Гамзатова. Уж они-то точно знали, стреляли на свадьбах или нет.
Обидно другое. Как только дело получило общественный резонанс, появился и социальный заказ, и, как следствие, через три дня появились пострадавшие от той стрельбы. Оказывается, от стрельбы в воздух из травматического пистолета в центре проезжей части Тверской улицы, пострадал ребенок, которого зацепило осколком от разбитого зеркала автомобиля. Где находился ребенок, а где автомобиль – неизвестно. Авто, видимо, шло на бреющем полете над Тверской…

Ясно одно: теперь в Москве не скоро полюбят не только кавказские свадьбы, но и лезгинку, хотя она и менее травматична для зрителей, чем стрельба в воздух из «травматики». А вот неприязнь ко всему инородному, скорее всего, усилится, поскольку в столице все меньше и меньше от исконно русской культуры, и все больше и больше «модернизма», «андерграунда», «инсталляций», «перформенса» «панк-молебней» и прочей дребедени. Но это уже тема другого разговора.

Газета "Нальчик"

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

ВТБ запустил новый процесс оформления кредитов наличными во всех офисах банка.

Клиенты ВТБ в СКФО за восемь месяцев года оформили почти 3 тыс. ипотечных сделок на 6 млрд рублей, что на 35% выше результата аналогичного периода прошлого года.

ВТБ улучшил условия по программам автокредитования на новые автомобили.

ВТБ первым из российских банков начал разработку единой цифровой платформы имущественных торгов.

О том, что в нашем теле живет огромное количество полезных микроорганизмов, наверняка слышал каждый. Также почти все в курсе, что нарушения состава этой микрофлоры называются дисбиозами. Наконец, те, кто всерьез заботится о своем здоровье, знают, что эти бактерии не только помогают нам переваривать пищу, но еще и оказывают целый спектр воздействий на жизнедеятельность наших клеток и тканей, пишет медицинский портал НеБолеем

Последнее время часто слышу из разных источников о пользе полипренолов для здоровья человека. А что такое полипренолы? Откуда их взяли и как они действуют?

По примеру Белгородской области на Ставрополье будет разработана краевая программа перевода сельского хозяйства на биологизированное земледелие.

Студенты КБГУ приглашены к участию в образовательном проекте «Ростелекома»
Оформление установления отцовтсва
Действия ИГ с просроченным паспортом на территории РФ
В КБГУ отметили 100-летие со дня образования органов безопасности в КБР
Эксперты ФоРГО: Поддержка президента – залог успеха ЕР на выборах
Пандемия, обновление, мобилизация – основные факторы выборов-2021
Мастер-класс по плетению коврика из тканевых полосок «Уютное рукоделие»
В КБГУ поставили задачи перед заместителями директоров учебных подразделений по научной деятельности
В КБГУ прошла конференция по вопросам инфекционной патологии Северо-Кавказского региона
КБГУ присоединился к Всероссийской акции «Семейный день»
Аллея «Тропа здоровья» вдохновила незрячего писателя на создание нового творения!
Творческая встреча «Свидание с талантом слова»

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Сентябрь
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
31
4
5
19
25
26
27
28
29
30
1
2
3