Вопрос юристу

Новости: Общество



Общественная экспертиза должна стать в КБР действенным механизмом продвижения общественных интересов
Недавно экспертное сообщество Юга России собралось в Лазаревском для изучения механизмов общественной экспертизы, как действенного механизма продвижения общественных интересов, - сообщает sk-news.ru.

Участие в конференции «Общественная экспертиза как инструмент социальной модерации», проведенной «Южным региональным ресурсным центром» (г.Краснодар), приняли представители общественных организаций Краснодарского и Ставропольского края, Ростовской области, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Дагестана, Ингушетии, Чечни.

«Общественная экспертиза – это важнейший инструмент общественного участия в местном самоуправлении», - подвел итоги нескольких дней занятий в  беседе с руководителем проекта "Кабардино-Балкария. Мир и мы"  Мариной Чернышевой  директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра, профессор кафедры связей с общественностью и социальных коммуникаций, кафедры государственной службы и государственного управления Кубанского государственного университета, доктор политических наук, кандидат социологических наук Михаил Валентинович Савва ( на фото - слева).

«Общественная экспертиза - это квалифицированное исследование того или иного законодательного акта на предмет соответствия законам общества. Это очень важно, поскольку в нашей стране весьма слабы механизмы ведомственного контроля. В частности, в сфере борьбы с коррупцией. 

Сколько об этом ни говорят, но справиться с этой бедой чиновники сами не в силах: никто не готов пилить сук, на котором сам сидит. Поэтому обязательно необходим внешний участник. Он может выступать партнером, подставляя чиновнику свое плечо, подсказывая, где власть не доработала, или быть контролером, привлекая к недоработкам общественное внимание, а при необходимости, внимание прокуратуры», - уточнил профессор.

В самом деле, законодатели, политики и государственные чиновники часто подходят к рассмотрению проблем общества, не имея детальной информации и не чувствуя конфликт «изнутри». Много ли рассмотришь из окна, мчащегося на курьерской скорости кортежа? Как оценишь размер детского пособия или пенсии, не ходя по магазинам, и не выкраивая из скудных получек деньги на ЖКХ? Как понять проблемы малокомплектных школ и сельских больничек жителю мегаполиса? Или земельные отношения в регионе, где землю меряют не верстами, а сотками?

Вот и получаем законы, по которым невозможно жить, потому что они далеки от реалий бытия. И чего тогда удивляться, что законы повсеместно не исполняются, мало того, они разводят власть и общество по разные стороны баррикад?
Избежать этого можно только при участии общества в принятии решений, которые затрагивают интересы граждан. Особенно при решении местных проблем, касающихся, например, здравоохранения, состояния окружающей среды, образования и т. д.

Общественная экспертиза – это инструмент самозащиты гражданского общества и гарантия принятия качественных законов, которые будут соответствовать реалиям жизни и легче исполняться. Она наполняет закон жизнью, превращает его из догмы в средство регулирования жизненных процессов. И в то же время способствует консолидации власти и общества, повышению уровня доверия к власти.

Ряд федеральных законов прямо предписывают проведение общественной экспертизы. Например, закон «О противодействии коррупции», экологические законы. ФЗ «О рассмотрении обращений граждан» определяет, куда идти гражданину с результатами экспертизы. По этому закону ответ на свое обращение в органы власти мы должны получать в месячный срок.

Существует сеть экспертов, аккредитованных Минюстом, которые имеют право проведения экспертизы на выявление коррупционных факторов. Их экспертное заключение прикладывается при рассмотрении проекта закона, в отличие от результатов, полученных неаккредитованными экспертами.

Но в условиях слабости гражданского общества в России, кто может выступить заказчиком общественной экспертизы, оплачивать этот труд?

«В тех немногих российских законах, где идет речь об общественной экспертизе, ясно сказано, что она не оплачивается за счет государства, и это - правильно, - убежден Михаил Савва. - Эксперт не должен зависеть от органов власти, когда их экспертирует».

При этом общественная экспертиза может быть вполне профессиональной. Во-первых, есть профессиональные эксперты, которые ощущают себя еще и гражданами, во-вторых, есть бизнес-структуры, заинтересованные в проведении экспертиз, есть средства некоммерческих организаций, которые готовы в это вкладывать.

«Не такое уж и слабое у нас гражданское общество. Если для нас что-то очень важно, мы сумеем сорганизоваться. Дело, скорее, в неосознанности этих общих интересов.
Не нужно думать, что наши проблемы кто-то будет решать за нас - чиновники или депутаты. Патернализм достался нам с советских времен, когда государство заявляло, что оно все решает за граждан. В СССР не было благотворительности, социальных сетей, потому что задачи социальной помощи решало государство. Много чего не было, что в других государствах крепло и развивалось. Но страна догоняет мир и очень быстро», - считает Михаил Савва.

Савва обратил наше внимание, что гораздо больше жизненно важных для конкретного человека документов принимаются на муниципальном уровне. На уровне местного самоуправления, где решается вопросы жизнеобеспечения. Ведь человек может совершенно не интересоваться политикой, но для него важно – есть ли у него вода, работает канализация. И на этом уровне общественная экспертиза так же нужна власти, как и гражданам, поскольку оберегает власть от ошибочных решений, недовольства людей, социального напряжения.

Обширное поле для общественной экспертизы предоставляет закон, принятый в июле 2010 года и обязывающий муниципалитеты иметь регламенты предоставления услуг. Т.е. конкретные процедуры, по которым каждый житель муниципалитета может получить от местных властей государственные услуги, например, в сфере образования, организации уличного освещения, дорожного строительства. В регламенте должно быть четко сказано: какого качества услуга предоставляется, в какие сроки, каковы механизмы ликвидации очередей. Сколько ждать мы не должны, куда жаловаться, если услуга нас не устраивает.

С 30 июля 2010 до 1 августа 2012 года муниципалитеты должны принять регламенты по 150-200 направлениям в каждом муниципальном образовании, в зависимости от объема услуг - это 2-3 регламента в неделю. Это огромная работа. Делают ли ее?

Пошаговая инструкция лишает чиновника возможности манипуляции. Он уже не может водить граждан за нос, объясняя – вы не тогда пришли или не туда обратились. Вернее, он уже будет отвечать за обман, поскольку мы сможем четко сказать – какую статью регламента он нарушил.

Эксперты отмечают, что нормативная база в республиках Северного Кавказа слабее, чем в краях и областях Юга России, включая СКФО. При этом на муниципальном уровне нормативная база еще слабее, чем на республиканском. У народа просто нет точки отсчета, действия власти не с чем сравнивать.
Кстати, в КБР работа по подготовке республиканских регламентов была налажена лучше, чем в любой другой республике Северного Кавказа, - отметил Савва.

Регламенты должны быть размещены на официальных сайтах муниципалитетов. Они должны не менее месяца висеть в открытом доступе на стадии проектов, чтобы люди могли подать свои предложения. Но если общественная инициатива не проявлена и замечаний по проекту никто не подал, регламент все равно принимается.

«И это правильно, - считает Савва. - Нельзя нерасторопностью гражданского общества мешать работе и затягивать до бесконечности. Если люди сами не включатся в их экспертизу, опять получим муниципальные услуги такого качества, что будем ругать власть, скрежетать зубами. А виноваты будем сами».

Политолог подчеркнул, что любой нормальный глава администрации заинтересован в сотрудничестве с общественностью, чтобы его подчиненные работали эффективно в интересах потребителя услуг, а не на себя. Заинтересован, потому что люди оценивают его работу, голосуют на выборах. Главе важно быть хорошим в глазах общественного мнения.

Если глава надеется на административный ресурс, то должен понимать, что отвечает перед органами госвласти.
Закон предписывает органам местного самоуправления (ОМСУ) создавать людям условия для участия в процессах местного самоуправления. Контролируют их главы субъектов, которые могут отстранять главу администрации по единственному основанию – за необеспечение доступа к участию в местном самоуправлении.

У наших глав субъектов у самих не очень высокая мотивация следить за этим сектором. Закон говорит – это важно, а у губернатора - руки не доходят. Но каждый год в мае делается специальный доклад, который обнародуется на специальном сайте. Там есть показатели, которые прямо формируются на основе опросов населения. Люди выставляют оценку качеству образования, медицинского обслуживания, уровню безопасности, качеству муниципальной власти.

Оценка самого главы будет зависеть от мнения людей. Инструментов зависимости главы от людей много, на федеральном уровне они созданы. Они плохо работают. Но это проблема гражданского общества. Не готово пока общество ими воспользоваться, значит, живите как живете, если вас это устраивает.

«Лишь тот достоен жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой», - процитировал Савва гетевского Фауста итожа разговор.


Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Между проявлениями депрессии и состоянием иммунной системы существует тесная связь, поэтому ваше душевное состояние напрямую влияет на иммунитет.

Научное определение - Митохо́ндрия — двумембранная сферическая или эллипсоидная органелла диаметром обычно около 1 микрометра. Характерна для большинства эукариотических клеток, как автотрофов (фотосинтезирующие растения), так и гетеротрофов (грибы, животные).

Мы знаем, что наша здоровье на 10-15% зависит от экологии. Частью окружающего мира в последние годы стали такие явления, как «пластиковое загрязнение» и «микропластик». К сожалению, эти термины уже не новы, - собрал для  SK-NEWS.RU информацию с просторов Интернет врач методист ГБУЗ СК «Ставропольский краевой центр медицинской профилактики» Игорь Долгошеев.

Оздоровить тело поможет комплекс упражнений "Восемь отрезков парчи", который участникам Долгоздрав.Клуба показал мастер Цигун и айкидо, руководитель общественной организации «Центр общемировой физической культуры» (г.Пятигорск) Евгений Парамонов.

Цигун – достояние китайского народа и культурный феномен. Первые упоминания о Цигун относятся к 1 тысячелетию до нашей эры первые записи ко 2 веку нашей эры. Придворный лекарь с их помощью лечил императорскую семью и знать

Ковид-«Сюрприз» нашу семью подстерег вечером, 15 октября. Днем мы приехали из Сочи, а вечером пришла племянница и между делом пожаловалась, что накануне слегка простыла.

Как образ жизни и стиль питания влияют на здоровье рассказала на V Международном экологическом форуме «ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ» руководитель Долгоздрав.Клуба Марина Чернышева, сообщает SK-NEWS.RU.

Find Out About America's Pastime By Using These Baseball Ideas
Affiliate marketing With The Very Best Of Them And Then Make Some Money In The Process
«Тифлоквант» набрал обороты!
Смотреть чемпионат Англии онлайн
Примите участие в социальном проекте Тотальный тест «Доступная среда»
Баскетбол онлайн
Топ-9 постов блога «Доступное чтение» за ноябрь 2020 года
Знаете ли вы, как понять самого себя?
Медиадоброволец 2020: Рандеву с осенним парком подарила подопечной соцработник Георгиевского ЦСОН
«Казачий кладезь Витислава Ходарева»: уникальное издание выложено в открытый доступ
Осенняя пора в стихотворениях Василия Гаазова
Школа медиадобровольчества поможет специалистам Георгиевского ЦСОН писать яркие материалы для интернет-ресурсов

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Декабрь
2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3