31 мая 2018

Максим Васьков: Выбор руководством Северной Осетии не популистской, а прагматичной социально-экономической политики на пользу РСО-А
Власть

Максим Васьков: Выбор руководством Северной Осетии не популистской, а прагматичной социально-экономической политики на пользу РСО-А

Северная Осетия представляет большой интерес для исследования, особенно в последние годы. Здесь социально-политические процессы стали развиваться заметно быстрее, чем в других субъектах округа, и при этом в правильном направлении с точки зрения общественных интересов. Объясняется это выбором руководством республики не популистской, а прагматичной, экономически целесообразной социально-экономической политики. Для исправления экономической ситуации, в которой она оказалась 2–3 года назад, это является единственным правильным путем.


Такое мнение политолог, доктор социологических наук, профессор Южного федерального университета, руководитель научного центра международных и межрегиональных исследований "Мир Кавказа" Максим ВАСЬКОВ высказал в беседе с журналистами, сообщает  SK-NEWS.RU

 

Прагматизм сильно отличает Северную Осетию от многих других регионов страны, руководство которых преследует лишь одну цель – добиться высокого уровня одобрения своей деятельности населением. Ведь это один из главных показателей оценки эффективности губернаторов Администрацией Президента РФ.

 

Самый очевидный и простой способ угодить населению – взять кредит в банке и нарастить темпы строительства социальных объектов, жилья. К сожалению, многие регионы выбирают этот популистский путь. Однако наращивание госдолга ведет к структурным макроэкономическим проблемам, которые не позволят даже в среднесрочной перспективе реализовать важные экономические программы. Тем не менее руководители с политическими амбициями игнорируют подобные риски.

 

В Северной Осетии качественно иная ситуация. Здесь удалось нарастить темпы строительства социальных объектов без увеличения долговой нагрузки на республиканский бюджет. Более того, в короткий срок был значительно снижен госдолг со 120 до 89% от уровня собственных доходов республиканского бюджета, при этом существенно увеличена доходная база.

 

Результат на самом деле исключительный. К примеру, даже такой более богатый субъект, как Ростовская область, не может похвастать таким управленческим результатом. На Юге России, пожалуй, только Краснодарский край добился подобного за счет резкого роста доходов в туристической отрасли, отметил Васьков.

 

Главной проблемой всего Северо-Кавказского округа эксперт назвал изменение демографической структуры населения и, в частности, трудовых ресурсов. Сегодня в СКФО наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, а планы ускоренного развития региональной экономики предполагают обеспечение новых или воссоздаваемых производств востребованными рабочими и инженерными кадрами.

 

У этой проблемы два решения – самостоятельно готовить специалистов либо приглашать из других регионов страны или зарубежных государств. Второй путь неизбежно повысит уровень социальной напряженности, так как сузит для местных жителей и без того небольшой рынок труда.

 

В Северной Осетии есть понимание необходимости переориентации системы образования на имеющиеся и на перспективные потребности экономики. Руководством РСО-А уже поставлены четкие задачи перед системой образования. Вокруг агропромышленного комплекса и сферы туризма должны быть созданы сопутствующие промышленные производства, обеспечивающие данные отрасли необходимой продукцией. Сегодня сельское хозяйство – это не крестьяне с косами, а конкурентоспособный агропромышленный комплекс, высокотехнологичная и наукоемкая отрасль, квалифицированные специалисты и современное оборудование.

 

В этом вопросе РСО-Алания выгодно отличается от других регионов округа, как и в том, что Северная Осетия всегда была родным домом для многих народов. Осетинский народ веками вырабатывал и сегодня укрепляет традиции уважения к представителям других культур и верований.

 

Учитывая, что власти СКФО намерены развивать в округе туризм и сельское хозяйство, РСО-Алания необходимо создавать предприятия по производству сельхозтехники и оборудования для перерабатывающей промышленности, где также нужны классные специалисты разных уровней.

 

Если взять туристическое направление, то под него требуются предприятия по производству и обслуживанию канатных дорог, медоборудования, спортивной экипировки…

 

В таком случае озвученная вами проблема не возникнет, но для этого нужны средства, которых на Северном Кавказе нет, и нужен стратегический подход не только на республиканском и окружном уровнях, но и на федеральном.

 

Со сменой руководства Минкавказа эксперт ожидает системности в работе. До настоящего времени процесс социально-экономического развития регионов СКФО воспринимался узко. Деньги вкладывались в мегапроекты по очень ограниченному количеству направлений, в основном в инфраструктуру туризма. Дело правильное, но существенных системных результатов такой подход не принес, успехи носили частный характер, считает он.

 

Министерство же создавалось как государственная структура, решающая проблемы на стратегическом уровне и обеспечивающая равномерное развитие всех регионов округа. Очевидно, что нужно менять стратегию и при этом видеть причины проблем СКФО не только в экономике. Есть вопросы культуры, образования, идеологии, политики, без внимания к которым невозможно обеспечить качественный уровень жизни людей.

 

Будем надеяться, что Сергей Викторович Чеботарев сможет изменить саму стратегию подходов к решению проблем регионов Северного Кавказа. У него большой опыт работы на Кавказе, прежде всего он аппаратный политик. У аппаратной политики своя логика – она не допускает резкого изменения курса. Поэтому пока не вижу причин для быстрых и кардинальных перемен в работе министерства.

 

 

Теги: Северо-Кавказский округ, Северная Осетия, РСО-А, политолог Максим Васьков

Количество показов: 4783