Сочинение 11 на тему: «Мое отношение к обычаям и традициям своего народа»

Сочинения

Сочинение 11 на тему: «Мое отношение к обычаям и традициям своего народа»

«Кабардино-Балкария не производит горючего и не строит

ракет, зато у нее есть такая драгоценность как Адыгэ Хабзэ –

знание, как жить в мире, согласии, с честью и достоинством»

В.М. КОКОВ


Можем ли мы сегодня употребить глагол «есть» в данном, несомненно, великом высказывании? Соблюдают ли сейчас люди законы и правила «Адыгэ Хабзэ»? Увы! Нет, я не говорю, что обычаи полностью исчезли. Некоторые из них еще бытуют в современном обществе. Но общество взяло на себя право вносить изменения в «Адыгэ Хабзэ». Видно люди не понимают значение этого понятия.


«Адыгэ Хабзэ» – кодекс правил, обычаев, норм и законов, неписаная система адыгских ценностей. Эта система чем-то напоминает Конституцию. Но в отличие от Конституции, которая имеет пункты и подпункты, «Хабзэ» такого не предполагает. Она дает четкие ответы на любые вопросы, которые могут возникать у человека в процессе его жизни (принципы семьи, воспитание детей, взаимоотношения между людьми, отношение к старшим, военные и политические принципы). Тем самым «Адыгэ Хабзэ» пронизывает все сферы жизни народа.


В этой системе четко отмечено: КТО? ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ должен делать?


Но люди умудряются подстраивать под себя эти правила, делать так, как им удобно. Например, мы очень часто слышим, когда кто-то собирается в гости, чтобы поздравить с каким-либо событием: «Так уже никто не делает, теперь деньги несут». Если продолжать в том же духе, то очень скоро мы будет наблюдать картину, когда люди не будут жарить лакумы и раздавать их. А что? Зачем столько хлопот? Можно же деньги раздавать…


Никто не задумывается, что за всеми этими хлопотами и проблемами есть что-то… Что-то, что не подлежит обсуждению. Что-то очень важное. Каждый шаг имеет огромный смысл.


Небезосновательны мнения тех людей, которые говорят, что жить сегодня по правилам «Адыгэ Хабзэ» очень дорого. И здесь тоже значение имеет именно человеческий фактор. Сегодня люди превращают «Хабзэ» в конкурс: кто потратит больше денег?


Так, например, рождение мальчика отмечают игрой-состязанием – «подвязыванием копченого сыра». Во дворе вкапывают два высоких, до восьми метров, столба с крепкой перекладиной. К ней привязывают копченый сыр, а рядом промасленную кожаную веревку. Соревнующиеся должны добраться по веревке до сыра, откусить кусочек и получить за это приз – кисет, чехол, уздечку. А какие же призы сейчас? Холодильник, телевизор, ключи от машины. В погоне за тем, чтобы показать всем, сколько у нас денег, мы забываем об истинных причинах того, зачем этот обряд и для кого?


Меня с детства учили, что делиться своей радостью можно и тем малым, что ты имеешь. И не важно, что подумают другие. Тот, кто должен понять - поймет.


Мое отношение к традициям и обычаям своего народа… А какое у меня может быть отношение? Я воспитывалась в такой семье, где традиции и обычаи – священные правила. Правила, которые нельзя обсуждать. Дедушка и бабушка часто повторяли: "Хабзэр бзэгупэк1э зэрахьэркъым". И именно эти люди сыграли огромную роль в моем воспитании, в воспитании моих братьев и сестер. Благодаря этим людям я с гордостью могу сказать, что наша семья живет по правилам «Адыгэ Хабзэ»:


1. Ни один член нашей семьи не принимал какое-либо решение без совета дедушки или бабушки;

2. У дедушки за столом всегда было свое место, и никто не смел туда садиться;

3. Родители никогда не обращались друг к другу по имени.

И еще много таких же правил и законов, которые мы не смели преступать.


Старомодные? В нашей семье это называют – ВОСПИТАНИЕ! Конечно, есть еще семьи, в которых соблюдают традиции и обычаи своего народа, и во многом это благодаря старшему поколению.


Дай Аллах им здоровья и долгих лет жизни, дабы от них сегодня зависит многое – судьба «Адыгэ Хабзэ»!


А нам, молодым, хочу пожелать счастья. Счастья в необычном для нас значении. Существует одна восточная притча.

Юноша приходит во дворец к мудрецу и задаёт ему свой вопрос: «Учитель, скажи мне, что такое счастье, как это можно понять?» 

Учитель дал ему маленькую ложку, наполнил её оливковым маслом и сказал: «Обойди мой дворец, осмотри все те сокровища и прекрасные творения, которые в нём находятся и, вернувшись, расскажи, что ты видел. Но сделай это так, чтобы не пролилось это масло из ложечки». 

Через некоторое время юноша вернулся и рассказал о том, что он видел во дворце, но добавил, что не смог обойти и осмотреть все сокровища, так как пока он всё это разглядывал, масло расплескалось из ложечки. Тогда мудрец вновь наполнил ложку маслом и повторил просьбу. 

Когда юноша вернулся и учитель спросил его о том, что он видел, то отрок сказал: «Я ничего не смог увидеть в твоём дворце, потому что я следил за тем, чтобы не расплескалось масло». И действительно, он принёс ложку, не пролив из неё ни капли. «Вот в этом и есть счастье, — сказал мудрец, — суметь сохранить тот дар, что у тебя есть, не растратив его впустую».


В моем понимании ложка масла – это обычаи и традиции твоего народа, а дворец – это красивейший и интереснейший мир, который нас окружает. Мир, который полон различий. Хотя при современном взаимодействии культур это довольно трудно, но нужно пытаться разглядеть всю красоту окружающего нас мира (достоинства других культур и религий), при этом, сохранить в себе ту капельку масла, которая делает нас представителями определенного этноса.

Ведь в этом и заключается истинное счастье!


Князева Альбина Султановна

НАЛЬЧИК, КБГУ, Институт Филологии

Маг. 2 года обучения

Количество показов: 16917