Вопрос юристу

Медиадоброволец Эдуард Фурников: Звуки в мире незрячего

Медиадоброволец Эдуард Фурников: Звуки в мире незрячего

Что такое звук? Это физическое явление, распространение в виде упругих волн механических колебаний в жидкой, твёрдой и газообразной среде. Такие колебания воспринимаются органами чувств всего живого на земле, - начал свою статью ко Всемирному дню радио, который отмечается 14 февраля, незрячий медиадоброволец из Кисловодска Эдуард Фурников.

Звуки слышны всем существам -  людям, зверям, птицам, насекомым... Такое явление как звуки играют ключевую роль на протяжении жизни каждого.

Каково значение звука для всего живого? Прежде всего, это общение друг с другом. Конечно, стоит отметить, что есть звуки, которые не слышны нам, людям из-за того, что наше ухо ограничено в их восприятии. Такие звуки называются инфразвуками, то есть самыми низкими, и ультразвуками, — самыми высокими. Наверное, трудно назвать то, что было бы совсем беззвучным. Было время, когда человечество не могло в полной мере обрабатывать звуки в нашем нынешнем понимании, разве что записывали их нотами, но это подвластно лишь композиторам. Например «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова. Здесь насекомое изображается посредством музыкальных инструментов.

Настало время, когда мы научились не только записывать звуки нотами или просто их слушать, но и работать с ними: тому способствовала эра появления звукозаписи. Но если до появления компьютеров обработкой звуков занимались в преимущественно в студиях (для обладателей магнитофонов это было доступно в домашних условиях, но примитивно), то с широким внедрением компьютерных технологий, это теперь доступно любому желающему: достаточно установить подходящее приложение, обзавестись микрофоном, и тебя можно назвать творцом в мире звуков.

Звуки — моя стихия

Так уж повелось, что мы впитываем звуки с самого нашего появления на свет, слыша их, общаясь на разных этапах своей жизни.

Для меня, потерявшего способность видеть в два месяца отроду, звуки прочно вошли в жизнь. Путь незрячего человека по большей части — звуки. Слышать любой звук, вслушиваться в него, прочувствовать его своим сознанием, чтобы его понять, — это самое главное.

Впервые со звуками я соприкоснулся довольно радо (если не считать голосов людей и уличного шума). Ещё дошкольником, помимо репродуктора, имевшегося у нас на кухне и телевизора, стоявшего в одной из комнат, много слушал радиоприёмник «ВЭФ-202».

См рис.1

А если было настроение, то и радиолу «Мелодия-104», где тоже имелся радиоприёмник.

См рис.2

Ловя любую радиостанцию, жадно поглощал то, что доносилось из динамика даже тогда, когда была слышна иностранная речь или же звучали «трещотки», щебетание, о значении их я узнаю позже. И неважно, что я слушал. Главным для меня было — просто послушать звучание того или иного голоса или столь завораживающий меня очень высокий звуковой сигнал или даже… шумотрон, генерирующий помехи для глушения «вражеских голосов», который располагался, по словам моего отца, недалеко от горы Бештау, ведь, до школы я жил в посёлке Иноземцево, оттуда до этой горы было рукой подать.

Если говорить о моих самых первых экспериментах со звуками, то память уносит меня в глубину детства. В пять лет опытным путём установил, что одновременная работа и телевизора, и радиоприёмника приводит к помехам (за исключением коротких и ультракоротких волн). Каким образом я это доказал? Сначала приёмник настроил на любую радиостанцию, а после этого, оставляя звучащим сам приёмник, включал телевизор (в то время у нас был «Ладога-1» (использовался также другой вариант — «Ладога-201»),

См рис.3

ламповый, включался через стабилизатор), и вот тогда начинались «чудеса»: по мере того, как нагревались лампы телевизора, в динамике радиоприёмника стали слышаться очень интересные звуки, которые словами-то вряд ли получиться описать, но когда по телевизору уже была слышна речь, а на его экране появлялась картинка, то и звуки окончательно сливались в нечто гудяще-шумящее, в этакую помеху, из-за которой трудно было разобрать звучащие голоса на волнах радиостанции. Но когда я выключал телевизор, то эта помеха постепенно исчезала, как бы рассыпаясь на отдельные звуки, а те в течение нескольких секунд исчезали совсем. Такой своеобразной «игрой» я пытался понять, как же всё это происходит: почему во время включения телевизора при работающем радиоприёмнике эти помехи идут по нарастающей, не сразу, а как бы постепенно приходя в радиоприёмник, а когда выключаешь — постепенно уходят насовсем.

Виниловые пластинки.

Трудно назвать кого-либо, кто бы их не держал в руках. Особенно это относится к тем, чьё детство пришлось на советские годы. Не была исключением и наша семья. Популярные в то время группы и исполнители, сказки, — вот он, вполне стандартный, но в то же время и доступный набор записей, который мог позволить каждый. Если говорить о пластинках, то и тут я решил «поиграться». Каким образом? Не знаю, на всех ли проигрывателях это было или нет, но на «мелодии» по мере окончания проигрывания той или иной пластинки иногда тонарм, к которому крепится головка с иглой, не совсем корректно работал и приходилось возвращать его на место уже вручную, опустив рычажок.

И вот тогда уже начинались «чудеса»: из-за опущенного рычажка я мог пластинку вращать руками в обе стороны. Но самое интересное начиналось тогда, когда я крутил винил в обратную сторону, не в ту, в которую его вращает механизм для нормального воспроизведения. С каким же интересом я вот так, реверсом, слушал сказки, в которых герои говорили уж очень как-то необычно, у меня это вызывало смех. Так интересно было слушать и песни, поворачивая диск в другую сторону.

Поскольку «Мелодия» имела три скорости воспроизведения (33, 45 и 78 оборотов в минуту), то я нет-нет да менял скорости чтобы воспроизводимое слышалось совсем не так, как было записано на пластинку. Скажу, пластинок с записью на 33 оборота было больше, чем «сорокопяток», а на 78 у нас ничего не было.

Значительные перемены произошли тогда, когда у меня появились магнитофоны: ведь тогда не просто слушал компакт-кассеты или записи на бобинах, но и сам записывал либо себя в любой доступной обстановке, если позволяла возможность, либо что-то из передач какой-нибудь радиостанции, на которую настраивал радиоприёмник.

С магнитофоном «Весна-207», производившимся в Запорожье, произошёл как-то забавный случай, напоминающий вращение винила в обратную сторону. Случился сбой с головкой и стала отчётливо слышаться записанное на другой стороне кассеты, но в этом случае воспроизводившееся наоборот. Благодаря такому изъяну у меня появилась возможность что-либо записать, после чего, перевернув кассету, воспроизвести это в обратном порядке, реверсом. Правда, через какое-то время тот дефект устранили и магнитофон ещё какое-то время мне прослужил верой и правдой в хорошем состоянии.

См рис.4

С записью с двумя микрофонами, да ещё и на два канала, я познакомился тогда, когда у своих знакомых увидел катушечный магнитофон серии «Орбита-106», к которому можно подключать два микрофона что давало возможность, например, петь дуэтом, и каждый голос будет слышан в своём канале.

См рис.5

Какое-то время у меня был кассетный магнитофон «Россия М-315», в котором разъёмов для микрофона тоже два, как на «Орбите».

См рис.6

С появлением бобинного магнитофона «Эльфа 201-3» возможности записи немного расширились: всё это было оттого, что на панели управления там имелись две таких кнопки, а это означало, что можно записать как на два канала, нажав на обе кнопки, или на какой-либо один, используя какую-либо одну кнопку, в этом случае можно было слушать нетронутую запись другого канала. Думается, на «Эльфе» можно было монтировать простейшим способом то, что желаешь записать сам.

См рис.7

С этим магнитофоном у меня связано несколько воспоминаний с записью: «репортаж» о встрече известного художественного деятеля, прилетевшего на самолёте. Это запись голоса, похожего на Буратино, с нормально звучащим инструментом (в данном случае баяном), эксперименты со скоростью звучания записанного… Отдельно стоит сказать о «репортаже»: для достижения подходящего эффекта мы с одним моим одноклассником в качестве микрофона использовали… большого размера советские головные телефоны, или попросту говоря, наушники и в этом случае каждое такое «ухо» использовалось как микрофон и каждое — в отдельный канал.

См рис.8

Чтобы изобразить звук приближающего самолёта, мы использовали некогда у меня имевшуюся механическую бритву «Спутник-67».

См рис.9

Получалось так, что в один наушник мы говорили, к другому удачно подставляли «самолёт», по звуку походивший на «Сесну» нежели на «Ту-154», а когда начиналось «интервью», то каждому отводился свой наушник и поэтому было разделение на каналы.

В 1993 году на школьных каникулах я прочитал очень интересную книгу «Мой друг магнитофон», автор которой Михаил Згут. Несмотря на, казалось бы, узкую специфику тематики (магнитофон), книга адресована широкому кругу читателей, ведь автор доступным языком рассказывает не только о магнитофоне как таковом, но и старается привести пример самого простейшего способа монтирования записи, сделанной в домашних условиях. Шрифтом Брайля это книга была издана в 1976 году со второго плоскопечатного издания 1973 года (в целом вышло три таких издания — 1969, 1973 и 1982 гг.).

Из этой книги я узнал, например, что цокот лошадиных копыт можно изобразить стуком пластмассовых блюдечек друг о друга, хруст под ногами свежевыпавшего снега в книге предлагается сымитировать ватой, для пулемётной очереди подойдёт пишущая машинка, одновременно работающая бытовая техника (пылесос и что-либо ещё гудящее) сгодится для звука ракеты, запущенной с космодрома, ну, а стук паровозных колёс можно передать с помощью накачивающего велосипедного насоса, а для звука марша солдат применяют радиоприёмник с быстрым прибавлением и убавлением громкости, разумеется, он не должен быть настроен на радиостанцию. Возможно, данная книга в настоящее время устарела, но любителей окунуться в столь манящий мир звуков, над которыми очень хочется экспериментировать, найдется, думаю, еще превеликое множество.

Компьютер открыл новые возможности


С появлением компьютера, это произошло в 2007, стало понятно, что появляется больше возможностей для всего доступного и звук — не является исключением. Я много слышал о том, что с помощью компьютера можно записывать свой голос. Самое первое приложение, которое освоил, было встроенной программой для записи голоса.

Существенным её недостатком было ограниченное время записи. В качестве отдельного приложения, которое можно назвать полноценным инструментом для записи, было «#1 Sound Recorder», в базовой версии которого были такие важные функции как запись с микрофона и конвертирование формата волны (wav) в mp3. Этой программой со мной охотно поделилась одна моя хорошая знакомая, для которой звук не был пустым местом.  Про себя «Sound Recorder» я назвал «Магнитофоном», потому, что здесь было всё как на магнитофонах, — запись, пауза, стоп и воспроизведение, и всё это поддерживалось соответствующими «горячими» клавишами, что было очень удобно для пользователей с нарушением зрения.

От моего знакомого, который когда-то работал на нашей местной радиостанции, я узнал, что с редактированием звуков безупречно справляется программа «Cool Edit Pro». Можно перевести на русский как «Холодное редактирование». Когда это приложение было установлено на мой компьютер, я с большим интересом старался ознакомиться с его функционалом, даже несмотря на то, что интерфейс был полностью англоязычный. Но это меня никак не пугало.

В дальнейшем я не раз общался с теми, кто использовал разные программы для работы со звуком. По мере того, как я запоминал названия, то и дело хотел попробовать поработать и с чем-нибудь ещё: “AudaCiti”, ”GoldWave””, ”Sound Forge”…

Зачем же люди расстаются?


Первая, в моём понимании, серьёзная запись, над которой пришлось потрудиться около трёх недель, была сделана в мае 2010. Это была песня «Зачем же люди расстаются?», музыка Бориса Емельянова, слова Михаила Рябинина. В то время у меня имелся очень простенький синтезатор серии «Techno KB», который располагал небогатыми своими возможностями: 99 разновидностей музыкальных инструментов, набираемых цифрами, ударными, звук которых достигался путём нажатия располагавшихся полукругом кнопок, и кое-чем ещё. Так, подключив эту вещь к компьютеру (использовал миниджек 3.5 мм), я отдельными партиями записывал то, что слышал в оригинальном звучании песни, после чего всё смикшировал в единую мелодию, под которую спел, как под готовую фонограмму. Несмотря на то, что я над этим работал довольно долго (подбирал наиболее подходящее звучание в соответствие с оригиналом), остался доволен, воплотил в реальность то, о чём думал. Откровенно признаюсь, эта первая запись оставляла желать лучшего, но то, над чем трудился, прочно вошло в историю моей работы со звуком.

После этого я пытался начитывать небольшие произведения свои или взятые из журналов, кропотливо стараясь работать над теми изъянами, которые имели место быть в самом процессе записи.

Сейчас я искренне рад, что появилась возможность ознакомиться на вебинарах по ведению блога и, если говорить о моей любимой теме, работе со звуком. Считаю, что занятия принесут огромную пользу тем, кто желал бы постичь столь необычный, но прекрасный, манящий нас мир, — мир звуков, составляющих нашу жизнь.

МедиадоброволецЭдуард Фурников в рамках проекта «Медиадобровольцы – содружество поколений», поддержанного Фондом президентских грантов.

Рис. 1. Радиоприёмник «Вэф-202»

Рис. 2. Транзисторная радиола «Мелодия 104»

Рис 3. Ламповый телевизионный приёмник чёрно-белого изображения «Ладога 1» («201»)

Рис. 4. Портативный транзисторный магнитофон «Весна-207».

Рис. 5. Катушечный магнитофон «Орбита-106».

Рис. 6. Транзисторный стереофонический магнитофон «Россия-М315».

Рис. 7. Катушечный магнитофон «Эльфа-201.3».

Рис. 8. Сижу с надетыми головными телефонами (наушниками) советского типа.

Рис. 9. Советская механическая бритва «Спутник-67».

Фото:

Молодым – дорога! В КБГУ наука выходит на приоритетные позиции
Проведите космические Библиосумерки в Маяковке!
Услуги мерчандайзинга
Библиотека имени В. Маяковского приглашает совершить погружение в уникальное информационно-тактильное экопространство!
РОЗ и КБГУ выпустили первых «Цифровых кураторов»
Медиадоброволец 2020: Профессия социального работника остаётся одной из самых нужных и востребованных
Врио ректора КБГУ Юрий Альтудов: цифры, озвученные в Послании Президента России Федеральному собранию, внушают оптимизм
В КБГУ состязались юные айтишники
Сотрудники КБГУ приняли участие в патриотическом проекте
В учебном плане ИСиЧЛХ КБГУ будет реализован ноосферный подход
Студенты КБГУ могут стать участниками Всероссийского форума «Таврида 2021»
О социально значимых эндокринных заболеваниях говорили на медицинском факультете КБГУ

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Апрель
2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29
30
31
24
25
26
27
28
29
30
1
2