Вопрос юристу

Новости: PRO жизнь



На восстановление уникального «шериевского колодца» в КБР нужно 50 тысяч рублей

Мало кому известен тот факт, что в Кабардино-Балкарии имеется колодец, который по многим параметрам по-настоящему уникален и своим появлением обязан мистическому старцу, являвшемуся во сне одному из братьев Шериевых, рассказал sk-news.ru издатель и краевед из Нальчика Виктор Котляров. 

Прежде всего по своей глубине – 67 метров: таких колодцев на Северном Кавказе раз-два и обчелся, но что не менее важно  –  всю гигантскую работу по его  рытью проделали по существу только два человека – братья Алисаг и Алимурза Шериевы.


Колодец, как известно, это гидротехническое сооружение для добывания грунтовых вод, представляющее из себя вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизмом подъёма воды на поверхность.

Самый глубокий колодец в мире находится в городе Вудингдин (Англия). В 1858 году его начали вручную копать заключенные исправительной тюрьмы. Спустя два года была достигнута глубина 134 метра, но вода так и не появилась. После этого решено было прокопать четыре тоннеля в разных направлениях. И вновь безрезультатно. Тогда продолжили работу в одном из тоннелей и после двух лет напряженного труда десятков человек (по 24 часа в сутки, в духоте, тесноте, при свечах!) 16 марта 1862 года добрались до воды. Тем самым вручную была выкопана штольня глубиной 392 метра.


Понятно, что на этом фоне 67 метров куда как скромная величина, тем не менее, история данного колодца достойна обнародования и доброй памяти.


Жители селения Верхний Курп (бывшее Исламово, в котором был еще один квартал –  Инароково, откуда пошло нынешнее название Инаркой) братья Алисаг и Алимурза Шериевы, как и все их односельчане, страдали от нехватки питьевой воды. Протекающие рядом с селением речки неполноводны, а летом вообще высыхают. Приходилось довольствоваться привозной водой, которую набирали в Хамбазаровском роднике и лесном озере. Но, во-первых, до них не близко – более пяти и семи километров соответственно, а, во-вторых, много ли привезешь в бочке или принесешь на коромыслах? Здесь мы процитируем строки из общественного приговора, принятого жителями селения Верхний Курп (на сходе присутствовало 637 домохозяев)  4 марта 1921 года и обнародованного в книге Анатолия Дзагалова  «Из исторического прошлого малокабардинского селения Исламово», об авторе которой мы расскажем ниже.


«Речки [наши] безводны: летом высыхают, зимой замерзают. В верховьях – воды не бывает вовсе. На протяжении семи месяцев скот приходится поить из горько-соленых колодцев, которые находятся в верхней части селения. В нижней же части, которая называется Инароковским кварталом, нет даже и этих колодцев. Они гонят свой скот в Исламовский квартал, где приходиться ждать очереди до обеда и даже до вечера. За питьевой водой приходиться ездить в лес за 5-6 верст, где зимой делаются проруби в ямах стоячей воды и возят домой эту воду. Летом воду возят из родника в лесу. Жителей нашего селения насчитывается 1600 человек мужского пола, 1602 человек женского пола и 637 дворов, которые терпят нужду в земле под пашню и воде для людей и скота. Смертность в нашем селе больше чем в других селениях округа, которая происходит от безводья и употребления грязной воды, зараженной вредными для здоровья бактериями. Мы с общего согласия единогласно постановили просить председателя Нальчикского окружного земельного отдела ходатайствовать перед высшей Советской властью о переселении нашего общества на другое место. Надеемся, что Советская власть не оставит нашу просьбу без внимания. Если последует отказ, то наше общество ждет постепенная гибель».


Одним словом, вода для верхнекурпцев всегда была проблемой номер один. Но мысль  о том, чтобы решить ее с помощью рытья колодца первой пришла к Алисагу Шериеву.


Что нам известно о нем? Шериевы, опять же обратимся к книге Анатолия Дзагалова, общинники из простого сословия, один из самых многочисленных родов в Исламово (квартал Инаркъуей). В 1886 году в селении проживало девять семей Шериевых в количестве 75 душ мужского и женского пола. Самым старшим в роду являлся 77-летний Шериев Бляша Коготыжевич, вместе с ним проживали три сына: Ибрагим (43 года), Исхак (27), Цыкунита (19). Сыновей Ибрагима звали  Ильяс (3 года) и Алисаг (1). Исходя из этого следует, что  родился будущий копатель колодца в 1885 году. Его брат Алимурза появился на свет позже и, естественно, в означенных  документах не отмечен.


Мистический старец из сна


Итак, Алисаг Шериев задумался о рытье колодца. Почему именно он? Здесь в нашей истории появляется определенного рода мистическая составляющая. Сам Алисаг об этом впоследствии рассказывал так: по ночам к нему в сон являлся убеленный сединами старец, который давал советы. как поступить в той или иной ситуации. Вот этот самый старик  однажды и поведал Алисагу про колодец. А когда тот не отреагировал на его слова, снова напомнил. И так продолжалось несколько раз, пока Алисаг не решился приступить к рытью колодца.


Кстати, вполне понятна его нерешительность: колодцев у верхнекурпцев до той поры не было. Единичные попытки вырыть их окончились ничем. Местные жители были уверены: до влаги добраться невозможно – слишком глубоко залегает водоносный горизонт. Поэтому на решение Алисага многие отреагировали соответственно: мол, совсем  умом тронулся.


«Совсем» здесь употреблено в том смысле, что и до этого старший из братьев Шериевых (о судьбе Ильяса нам ничего не известно) отличался от односельчан. Великолепно изучил повадки зверей и птиц, что использовал в своей практике лечения домашних животных. Владел не только  навыками ветеринара, но и был большим знатоком народной медицины. Зная целебные свойства трав, заготавливал их в большом количестве; высушивал, составлял лекарственные сборы, делал отвары, настойки, которыми бескорыстно делился с сельчанами. Особенно удавалось ему лечение  колото-резаных и пулевых ран, а также переломов. Костоправ он был отменный. И когда очередной больной выздоравливал, Алисаг возносил хвалу Аллаху, но не забывал  упомянуть при этом и  своего ночного  советчика, который у многих верхнекурпцев ассоциировался с джином. Вот такая мистика, которой можно верить, можно не верить, но которая тем не менее присутствовала.


К новому, совершенно неизвестному для него  делу Алисаг подошел весьма и весьма серьезно. Он съездил в Пятигорск и Владикавказ, где нашел людей, знакомых с колодезными навыками. Ведь, судя по неудачному опыту верхнекурпцев, предстояло копать достаточно глубоко, а для этого нужны были и инженерные расчеты, и знание технологии прокладки в  грунте, обшивки внутренних стенок, а, самое главное,  найти без всяких приборов то место,  где имеется водоносный слой.


Рыть колодец Алисаг начал вблизи (в метрах 10-12) от своего дома, но углубившись в землю метров на пять-семь неожиданно круто изменил свое решение. Родным он поведал  об этом так: «Седобородый сказал, что это не то место, где протекает подземная река». А где же то? Во сне  Шериеву оно было указано: оказалось,  находится прямо под его кухней. Алисаг не раздумывая разломал ее…


…Я стою на том самом месте, где 90 лет развернулись невиданные для Верхнего Курпа работы – братья Шериевы, сменяя друг друга, несмотря на град насмешек и неверие большинства земляков, день за днем копали колодец. Односельчан Шериевых можно было понять – представить, что здесь, наверху поляны, можно добраться до воды, и сегодня сложно. По логике вещей, копать надо было отнюдь не на пригорке, а значительно ниже. Но Алисаг верил своему незримому советчику.


Одновременно с поднятой землей шла выкладка стен кирпичом. Когда было пройдено около тридцати метров, решено было соорудить боковое помещение, где оставляли инструменты, а потом и спустили кровать, на которой отдыхали копатели. И вот что интересно: со временем у Шериевых появились последователи, но никто из них не мог находиться в колодце столько времени, сколько сами братья. Помощников хватало на пару-другую часов, а весь объем работ приняли на себя Алисаг и Алимурза. Не говорит ли это о том, что они были призваны совершить это святое, не побоимся данного слова,  дело?


Особую трудность представляла выемка выкопанного грунта. Для этих целей использовали деревянный барабан, который вращали мулы, ходящие по кругу и поднимающие  со дна  ведра с землей. Сколько их точно было поднято, неизвестно, но то, что речь идет о многих-многих  кубометрах –  однозначно. Впрочем, давайте проведем элементарный подсчет. Диаметр колодца – 124 см. Он выложен кирпичами длинной стороной по радиусу, значит, еще 50 см в ширину. Если примем диаметр шурфа равным двум метрам (хотя на самом деле он был куда большим), то объем выработки при 67-метровой глубине колодца составит не менее 200 кубометров.


Заодно можно подсчитать и количество уложенных кирпичей, которые, кстати, возили из Моздока. Они уложены плоской стороной; в одном ряду около 50. При означенной глубине получается 1000 слоев или 50 000 кирпичей. В народной памяти сохранилась другая цифра – 72 тысячи, и это, учитывая отходы, скорее всего так и есть.


Поистине, колоссальный подвижнический труд, который, был начат в 1926 году и продолжался ни много ни мало, а пятьдесят месяцев! Зимой и летом, в жару и холод.  Впрочем, жарко бывало только наверху, а в глубине земли температура постоянно оставалась низкой, почему братья спускались в колодец всегда в зимней одежде. Кстати, одна необычная деталь – во время рытья колодца наткнулись на нечто странное. Подняли на поверхность – оказалось, камышовый сноп. Как он оказался на глубине в десятки метров, никто объяснить и понять не мог, но сноп долго не выбрасывали, дивясь причудам природы.


…Трудно сказать, какую гамму чувств испытал Алисаг, когда спустя четыре года и два месяца после начала работ земля под его ногами провалилась и он оказался по пояс в стремительно несущимся по подземному руслу потоке. Радость от достигнутого пересилила страх перед неизведанным, и эхо донесло до находящихся вверху радостный крик Шериева.


Подземная речка, заключенная в своеобразный пещерообразный канал метровой ширины и глубины, уходящий на северо-восток, оказалась не просто полноводной. Ее суточный водоток достигал 120 тысяч кубометров!


Были посрамлены все неверующие. Воду из колодца, которую доставали при помощи вращения того же деревянного барабана, позволявшего поднимать одновременно до 12 ведер, стали использовать для полива, в бытовых целях, давали скоту и птицы. Пили ее и братья Шериевы, хотя другим односельчанам Алисаг запретил это делать. Свой запрет он снял только после того, как вернулся в конце лета 1931 года после трехмесячного отсутствия. Оказывается, прихватив с собой несколько бутылок с водой из подземной реки, за это время он побывал в Баку, Ростове, Ленинграде, где по его просьбе осуществили анализ воды  и признали ее не только годной для питья, но и не нуждающейся в очистке. Об этом свидетельствовали документы, которые Алисаг привез в родное селение.


С того времени колодец заработал на полную мощность. Им пользовались верхнекурпцы; к нему проторили дорогу жители соседних селений. Инициативу Шериева заметила и советская власть. По просьбе  тогдашнего руководителя Кабардино-Балкарии Бетала Калмыкова в 1932 году из Лениграда было доставлено и смонтировано оборудование для подъема воды; сооружен накопительный бассейн емкостью в 100 кубометров.


Следить за функционированием колодца поручили Алисагу, для чего в его дом провели провод на конце которого закрепили патрон с электрической лампочкой. Последняя постоянно горела, питаясь от дизельного двигателя, подававшего воду в бассейн. Когда  же лампочка гасла, это означало остановку дизеля и необходимость его нового запуска. Вот такая тогда  была техника.


Но вот сам колодец вызывал в те времена, как впрочем и сейчас, удивление  всех, кто узнавал его глубину, систему функционирования, а главное то, что  проделали столь грандиозную работу по существу два человека. В памяти старожилов  отложился тот факт, что  колодец заинтересовал даже  немцев, оккупировавших осенью 1942 года на короткое время Верхний Курп. Рассказывают, что немецкое начальство выдало Шериеву благодарственное письмо, в котором признавало его выдающиеся заслуги в колодезном мастерстве. Это письмо Алисаг  порвал прилюдно сразу после ухода захватчиков.


Умер Шериев  в середине пятидесятых годов прошлого века, но еще десять лет (а всего 35) верой и правдой служил людям его  колодец. И только в 1965 году, когда верхнекурпцы из речной долины переселились в верхнюю часть селения, куда подвели водовод из Верхнего Акбаша, данное гидротехническое сооружение перестали использовать. Без ухода и заботы, брошенный людьми, колодец был обречен на умирание. Тут постарались дети, нашедшие себе забаву – бросать вниз камни и считать, через сколько секунд они достигнут воды. За камушками последовали  ветки, и за короткое время вниз было спущено столько мусора, что даже перестал доносится шум подземной реки. Поэтому шахту прикрыли бетонной плитой, которая и лежит сейчас на ней.


Рукопись Анатолия Дзагалова


Здесь мы сделаем небольшое отступление и расскажем о том, откуда у автора  этих строк интерес к Верхнему Курпу. В 2001 году в нашем издательстве появился скромный улыбчивый парень – Анатолий Дзагалов. Оказалось, в свободное от работы время он пишет книгу по истории родного селения Верхний Курп.


В результате напряженного поиска из-под руки человека искренне и глубоко любящего свою землю, вышла рукопись, каждая строка которой проникнута болью и печалью. Ведь малокабардинское селение вошло в историю республики не только активным участием его выходцев в Русско-японской и Первой мировой войнах в составе Кабардинского конного полка Кавказской туземной дивизии, но и небезызвестным Верхнекурпским восстанием 1929 года и последовавшими за ним жесточайшими репрессиями. Анатолий, получив с разрешения родственников доступ в закрытые ранее архивы, собрал уникальные материалы, позволившие восстановить имена и судьбы десятков его односельчан.


Работа над рукописью книги «Исламово: забытые предки» для Анатолия не прошла бесследно, он решил посвятить себя научной деятельности. Вскоре переехал в Украину, получил возможность работать в архивах, где, кстати говоря, нашел неизвестные материалы о Владимире Кудашеве, авторе знаменитой книги  «Исторические сведения о кабардинском народе» (1913). В Киеве Дзагалов окончил  аспирантуру Института истории Национальной Академии наук  Украины (кабардинцев аспирантов в ее практике еще не было), защитился на публичном  заседании Ученого совета, выучил украинский язык, стал научным сотрудником  НАН Украины. Но дальнейшее пребывание в Киеве, где стали преобладать откровенно антироссийские настроения, посчитал невозможным и в начале 2015 года выехал в Россию.


Анатолий надеется, что его знания, наработки пригодятся на родине. Ведь в украинских архивах он собрал огромный, совершенно неизвестный материал. В частности, о 175-й стрелковой дивизии, которая была сформирована в Прохладном и Моздоке и обороняла Киев; о формировании и переселении малороссийских казачьих полков на территорию Терской области 1832-1875 гг.; документы из фонда бывшего начальника Терской области в 1860-61 годах Святополка-Мирского с записками о Терской области,  жизни на Кавказе,  характеристиками высших офицеров Кавказского отдельного корпуса и т.д.


В поисках хлеба насущного оказался в Санкт-Петербурге, устроился в одной из коммерческих структур. Но  по-прежнему ведет научные изыскания. Только что в петербургском издательстве «Северная звезда» вышла его объемная работа «Из исторического прошлого малокабардинского селения Исламово», которую мы уже процитировали выше. Это книга настоящего патриота своей родины, ставящего общественные цели выше личных.


Колодец сейчас


Но вернемся к колодцу. Несколько лет назад мне его показал местный егерь Джабраил Куважоков, рассказал о строителе колодца. Впрочем, на что было смотреть – железобетонная панель прикрывала какую-то дыру. Но желание узнать, где правда в этой истории, а где выдумка подвигло на поиски людей, которые могли бы внести ясность. Таким оказался Руслан Орсаев, уроженец Верхнего Курпа, очень ответственный, добропорядочный, светлый человек. И вот вместе с ним и преподавателем КБГУ Олегом Молокановым, который обеспечивает научное сопровождение нашей экспедиции,  мы выехали в Терский район. Вот то самое место, где некогда располагался дом Алисага Шериева. Плита по-прежнему прикрывает колодец. На пригорке сиротливо притулился заброшенный, похожий на дзот, накопительный бассейн. Родственники Руслана – Владимир, Вячеслав, Анзор, такие же как и он патриоты своей малой родины,  пригнали трактор.


…Отодвигается бетонная плита и глазу открывается круглое, сравнительно небольшое отверстие, уходящее в темноту. О том, что его глубина составляет многие десятки метров, свидетельствует громогласное эхо, повторяющее все наши возгласы. Возгласы восхищения. И сегодня, спустя почти 90 лет как был выкопан колодец, кирпичи, которыми выложены его стенки, выглядят словно новенькие. Удивительно, особенно если вспомнить о прочности нынешних стройматериалов, но они не повреждены, не рассыпались.


Пытаемся определить глубину бассейна с помощью лазерного счетчика, но он почему-то не срабатывает. Приходится довольствоваться элементарной бечевкой. Соединяем один двадцатиметровый моток с другим, третьим и начинаем опускать вниз камеру. На глубине чуть более сорок метров камера упирается в грунт. Следовательно, оставшиеся до воды 27 метров засыпаны мусором.


Можно ли его очистить? Без сомнения. Нужно ли его убирать? Конечно же! Ведь помимо  того, что колодец как и раньше  может снабжать жителей Верхнего Курпа водой (ее по-прежнему не хватает), перед нами удивительный объект, который будет привлекателен и интересен для многих.


Но помимо так сказать практической стороны, есть еще одна, не менее важная – моральная. Колодец – своеобразный памятник подвижничеству братьев Шериевых. Восстановить его – святой долг потомков. Они, кстати, и занимаются этим сейчас. Разработана специальная конструкция, позволяющая вытаскивать мусор. Имеются энтузиасты, готовые спуститься в колодец.


Что нужно еще? Средства (кстати, не такие уж и большие), чтобы приступить к реанимации колодца. Неужели среди жителей Кабардино-Балкарии, Терского района не найдется тех, кто пожертвует около пятидесяти  тысяч рублей на это поистине богоугодное дело?!

Я в это не верю. И знаю точно: шериевскому колодцу жить!


Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

«Фронтовики» надеются, что она поможет жителям края в защите их прав как газовых абонентов.

Сегодня тема ресурсосберегающего земледелия - одна из ведущих и обсуждаемых в аграрной науке и сельскохозяйственной практике, ибо касается сохранения самой жизни на Земле, цитирует SK-NEWS.RU ученого-микробиолога,  генерального директора группы компаний «Биоцентр» Александра Харченко.

Актуальную для Ставрополья тему биологизации сельского хозяйства и внедрение технологии No-Till обсудили недавно земледельцы края на информационно-обучающем семинаре на предприятии «Хлебороб» в селе Шангала Петровского района, сообщили  SK-NEWS.RU в пресс-службе регионального минсельхоза.

Сеять помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобретая подсветки и этажерки для рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет настоящей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

Что такое эффективные микроорганизмы и где применяются ЭМ-технологии наглядно и коротко рассказывает мультфильм от группы ВКонтакте «Переводчики развивающих фильмов», сообщает sk-news.ru.

О влиянии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использования природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый Александр Харченко на семинаре “Новая стратегия земледелия” в Санкт-Петербурге, сообщает sk-news.ru.

Ветер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссылаясь на опыт садоводов и огородников Ставрополя и не только.

Социально ориентированные некоммерческие организации
Площадка по экономическому просвещению молодежи СКФО
Pro Ораторство для добровольцев СКФО
ProОраторство на Международном молодежном форуме "Таргим 2018"
Итоговое заседание проекта «Международный молодёжный форум»
Вебинар по основам финансовой грамотности педагогов и родителей несовершеннолетних.
Встреча с инпектором ОДН
ПРЕДМАШУКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
"Архыз 24" о проведении 3-х дневных мероприятий АНО "ИСКРА" в рамках федеральной программы "Ты предприниматель"
Финальный день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Второй день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Первый день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Июль
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25
26
27
28
29
30
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5