Вопрос юристу

Новости: PRO жизнь



Кабинет психолога Елены Барабаш: как быть, если ребенку ставят диагноз "гиперактивность"

К психологу Елене Барабаш в Ставрополе нередко обращаются родители детей, которых в садике или в школе называют «невозможный», «недисциплинированный», «кошмарный», «ужасный» и т.д., рассказала она  SK-NEWS.RU

Общаясь с таким ребенком, обращаем внимание на то, что зачастую это очень умные дети, но расторможенные, которые не могут и минуты усидеть на месте, чем доводят своих педагогов и родителей до белого каления.

Чаще всего таким детям уже в раннем детстве ставится диагноз «гиперактивность», рассказала Елена . Мы решили разобраться в проблеме подробнее, ведь с этими же проблемами сталкиваются родители  в  других городах и селах Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана....

 

1.     Что такое «гиперактивный» ребенок

Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны взрослых, так как, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.

     Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают других детей, затрудняя проведение учебных занятий.

    По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% детей до 7 лет характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Чаще всего эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется "легкая дисфункция мозга". Есть и другие обозначения: "гиперкинетический синдром", ""двигательная расторможенность" и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка.

     В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией.

    2.     Откуда берется гиперактивность у детей

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Таким детям трудно концентрировать внимание, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и начинают обвинят друг друга в изъянах воспитания или искать причину во внешних обстоятельствах.

Опыт свидетельствует, что недисциплинированность гиперактивных детей невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следует искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать воспитательные мероприятия.

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Представьте себе машину, у которой не очень хорошо работают тормоза, а скорость движения зашкаливает за 100 км! Как водитель такой машины справляется со своим организмом и не сваливается в кювет, просто непонятно!

Вследствие различных органических нарушений мозг ребенка находиться в перевозбужденом состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.

Непосредственной причиной нарушения множество микроповреждения мозговых структур, возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин. При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют.

 

К подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены.

Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.


 3. Причины возникновения гиперактивности:

1. Наследственность

У 10-25 % гиперактивных детей, кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают наследственность. Гиперактивность больше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку).

2. Здоровье матери

Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой, экземой или мигренью.

3. Беременность и роды

Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.

4. Дефицит жирных кислот в организме

Многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).

5. Окружающая среда

Экологическое неблагополучие вносит определенный вклад в рост количества врожденных аномалий у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральной нервной системы. Увеличение содержания свинца в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей.

6. Дефицит питательных элементов

У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12.

7. Отношения внутри семьи

Две трети гиперактивных детей - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:

-с неблагополучным экономическим положением;

-с неблагоприятной демографической ситуацией;

-семьи с высоким уровнем психологической напряженности;

-семьи, ведущие асоциальный образ жизни.

Обращаем внимание на то, что причиной гиперактивности являются постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком. Причиной гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во внешне благополучных семьях.

8. Личностные характеристики матери

Сочетание доминантности и эмоциональной неустойчивости. У большинства матерей гиперактивных детей - высокий показатель фрустрированности.

 

4. Типичное поведение гиперактивных детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

 Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.


 5. Типичные проявления гиперактивности

Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности. Нарушение внимания - основной признак гиперактивности.

Всплеск гиперактивности в 12-15 лет в группе риска совпадает с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный" подросток может решиться на расставание со школой.

Среди мальчиков 7--12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с 3 - 4 лет. У девочек гиперактивность встречается реже, проявляется в виде нарушений внимания, да и поведенческие отклонения у девочек проявляются более скрыто. Гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек потому что, в качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет “бегать по потолку”.


6. Гиперактивные дети и проблемы их обучения.

    Гиперактивные дети - постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, приковывают к себе внимание педагогов, которым необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали другим. Эти «взрывпакеты» постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Педагога они “не слышат”, все теряют, все забывают.

Они неудобны взрослым в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современное образовательное учреждение – школа или детский сад представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существовании проблемы.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. Однако результативность подобной "брызжущей" активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.

    Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движения (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, "выпадают" из деятельности и из всей ситуации, т.е. "уходят" из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращаются".

При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований образовательной среды возможностям ребенка.

   

7. Проблемы гиперактивных детей в школе

1. Гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня.

2. Противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке. Схема: вопрос учителя — ответ ученика просто не работает. Гиперактивный ребенок не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

3. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Увеличение замечаний и негативных оценок со стороны учителя воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы.

4. У гиперактивных детей навыки чтения и письма ниже, чем у сверстников, что не соответствуют их интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

5. Урок требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации, предъявление учебного материала многоканальному восприятию гиперактивного ребенка.

6. Отсутствие игрового пространства в школе, гиперактивные дети строят его там, где они считают это возможным. Для гиперактивных детей нужно организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.

  

8. Воспитание гиперактивного ребенка

“Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

 

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

– проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

–постановки завышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

    Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.


Рекомендации

 1.     Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

2.     Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

3.     Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

4.     Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

 

В семье:

1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”).

2. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций.

3. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

4. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

5. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.


9. Критерии гиперактивности


Дефицит активного внимания

1.Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2.Не слушает, когда к нему обращаются.

3.С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4.Испытывает трудности в организации.

5.Часто теряет вещи.

6.Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7.Часто бывает забывчив.

 

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

 

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).


10. Памятка родителям, имеющим гиперактивных детей

 1. Прежде всего обратиться к невропатологу, который поможет избавиться от последствий перинатальной патологии.

 2. Мальчикам надо предоставить возможность выплескивать энергию, но в то же время приучать их к осмысленным двигательным занятиям: плаванию, танцам, бегу, игре в мяч.

 3. Главное – с таким ребенком правильно обращаться. Не надо его усаживать: он может слушать сказку и на ходу. Не нужно ставить в угол, для него это ужасное наказание. Физически наказывать тоже бесполезно. Ругань, крики, подзатыльники на детей с СДВГ не действуют. Наоборот, они будут вести себя еще хуже.

 4. Стараясь удержать его внимание, используйте простые поощрения: конфетку, кусочек печенья. Награда должна быть символической, но она нужна.

Гиперактивный ребенок не умеет предвидеть последствия своих поступков.

Ребенок должен чувствовать, что взрослый как бы играет с ним в хорошее поведение.

 5. Постепенно от материальных поощрений надо переходить к словесным. Дети с СДВГ плохо управляемые, но эмоционально не тупые, наоборот, чувствительные. Они способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению, принятому в обществе.

6. В школьном возрасте гиперактивным детям необходима спортивная нагрузка. Полезны занятия, помогающие тренировать волю: карате, ушу. Командные виды спорта типа футбола тоже хороши, но для ребенка постарше. В младшем школьном возрасте гиперактивные дети плохо усваивают командные правила.

 7. Подросткам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим больший родительский контроль, чем их здоровым сверстникам. И в то же время такой ребенок должен чувствовать себя в семье любимым.


Прогноз на будущее

Возможные профессии:

1. связанные с беготней: курьер, коммивояжер, рекламный или страховой агент.

2.связвнные с повышенным вниманием окружающих: актер, танцор…

3. связанные с путешествиями: фотокорреспондент…

4. Они могут стать хорошими организаторами.


Обратиться к психологу Елене Барабаш можно по телефону в Ставрополе: тел. +7-968-266-89-68



Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

«Фронтовики» надеются, что она поможет жителям края в защите их прав как газовых абонентов.

Сегодня тема ресурсосберегающего земледелия - одна из ведущих и обсуждаемых в аграрной науке и сельскохозяйственной практике, ибо касается сохранения самой жизни на Земле, цитирует SK-NEWS.RU ученого-микробиолога,  генерального директора группы компаний «Биоцентр» Александра Харченко.

Актуальную для Ставрополья тему биологизации сельского хозяйства и внедрение технологии No-Till обсудили недавно земледельцы края на информационно-обучающем семинаре на предприятии «Хлебороб» в селе Шангала Петровского района, сообщили  SK-NEWS.RU в пресс-службе регионального минсельхоза.

Сеять помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобретая подсветки и этажерки для рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет настоящей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

Что такое эффективные микроорганизмы и где применяются ЭМ-технологии наглядно и коротко рассказывает мультфильм от группы ВКонтакте «Переводчики развивающих фильмов», сообщает sk-news.ru.

О влиянии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использования природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый Александр Харченко на семинаре “Новая стратегия земледелия” в Санкт-Петербурге, сообщает sk-news.ru.

Ветер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссылаясь на опыт садоводов и огородников Ставрополя и не только.

Pro Ораторство для добровольцев СКФО
ProОраторство на Международном молодежном форуме "Таргим 2018"
Итоговое заседание проекта «Международный молодёжный форум»
С 14 по 16 мая 2018 года на базе Пятигорского государственного университета проходил «Международный молодёжный форум»
Вебинар по основам финансовой грамотности педагогов и родителей несовершеннолетних.
Встреча с инпектором ОДН
ПРЕДМАШУКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
"Архыз 24" о проведении 3-х дневных мероприятий АНО "ИСКРА" в рамках федеральной программы "Ты предприниматель"
Финальный день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Второй день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Первый день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
В Пятигорске вышел из печати путеводитель по площадкам молодежного досуга «Пятигорский кораблик»

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Июль
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25
26
27
28
29
30
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5