Вопрос юристу

Новости: Общество



Магистры, бакалавры, тестирование - опыт КБГУ представляет интерес для центральных вузов страны
НАЛЬЧИК, 28 апреля. Опыт Кабардино-Балкарского государственного университета во внедрении элементов Болонского процесса - балльно-рейтинговой системы и двухуровневого обучения и его сочетание с культурными традициями позволит сохранить самобытность российской высшей школы.
Свое мнение журналистам выссказали действительный член Государственной академии наук «Российская академия образования» (ГАН РАО), академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики, профессор, доктор педагогических наук Михаил Левицкий и член консультативного совета по экономике при президенте ГАН РАО, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Московского городского педагогического университета Тамара Шевченко, посетившие КБГУ.
C 1 января 2009 года вузы России переходят на двухуровневое обучение. В связи с эти меняются и формы контроля за качеством образования. Опыт функционирования в КБГУ балльно-рейтинговой системы оценки знаний представляет интерес для коллег из других вузов страны, поскольку университет одним из первых - еще в 1992 году - ввел принципиально новую форму оценивания уровня знаний.
М.Левицкий: Мы представляем интересы направления «Менеджмент», включающего три специальности - «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом». На недавно прошедшем годичном совещании учебно-методического объединения по этим специальностям в качестве одного из эталонов организации двухуровневой системы образования прозвучал Кабардино-Балкарский госуниверситет. А так как с вашим вузом и в целом с республикой нас связывает давняя дружба, то мы и направились в КБГУ, чтобы более подробно изучить опыт университета в вышеупомянутом плане.
Как выяснилось, опыт этот не «назывной», как нередко бывает, но самый что ни на есть реальный. Опыт, который можно применить на практике в любом вузе России. Балльно-рейтинговая система оценки принципиально меняет отношение между студентом и преподавателем и нацеливает студента на более глубокое включение в учебный процесс, а преподавателя - на более эффективную профессиональную деятельность.
Из 3200 дисциплин по всем специальностям и направлениям, существующих в КБГУ, по 2800 направлениям и дисциплинам разработаны тесты, как один из методов контроля и оценивания знаний. Это уникальный банк. Причем по каждой дисциплине подготовлено по несколько сотен тестов. А разработка такого огромного количества контрольных материалов предполагает совершенно иной - более высокий - уровень подготовки преподавателей. Для студентов же новая система означает, что они должны участвовать в учебном процессе не от сессии до сессии, но в течение всего семестра.
Т.Шевченко: Двухуровневая система подготовки и система внутрисеместровой аттестации в КБГУ совершенно другая - по сравнению, например, с МГПУ - с точки зрения мотивации. У вас студенты мотивированы тремя позициями: во-первых - посещать занятия, во-вторых - хорошо знать предмет, в третьих - за результат своих знаний получить соответствующую оценку. Ведь главное - то, что студент получит в плане практических навыков, потому что любой работодатель принимает на работу выпускника вуза с определенным набором практических навыков и умений. Мы были поражены, когда узнали, что магистров, которые были подготовлены в КБГУ к распределению, не хватило работодателям. Их практически всех взяли на вакантные места.
Очевидно, и мы в МГПУ должны изменить мотивационные стимулы в учебном процессе. Мотивация эта строится из двух главных компонентов - получение теоретических знаний и практических навыков и умений. Если студент получает и то, и другое, то для работодателя это находка.
Кроме того, если учитывать приоритет интересов потребителя над производителем, а в данном случае преподаватель - производитель услуги, а студент - потребитель, то, если я, как производитель, даю некачественные знания, то потребитель услуги имеет право выбрать другой вуз или другого преподавателя. И та система, которая сложилась в КБГУ, мотивирует преподавателя постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Еще нас заинтересовало, что помимо учебных часов на лекцию преподаватель обязательно должен иметь часы самостоятельной работы.
М.Левицкий: Стоит подчеркнуть еще несколько моментов. Все тесты, разработанные в КБГУ, готовят студентов к новой форме проверки знаний - к интернет-тестированию. Если нет такой постоянной подготовки, то студент может не ответить в реальном масштабе времени даже на достаточно простые вопросы не потому, что не знает предмета, а потому, что не привык к работе с тестами. Поэтому предварительное тестирование на этапах межсеместрового контроля позволяет помимо всего прочего решить и задачу психологической адаптации к этой системе оценки знаний.
Кроме того, результаты тестирования независимы, по крайней мере, от преподавателя, проводившего занятия. А значит, это есть объективная оценка качества работы преподавателя. И при этой системе преподаватель больше заинтересован в положительных результатах студентов, которых он обучал, нежели сами студенты, обучавшиеся у него.
Кстати, вузы, которые не принимают участие в интернет-тестировании, ухудшают свои шансы на этапе аттестации и аккредитации, так как теперь при оценке деятельности вуза учитываются и результаты данной формы тестирования. Существует и проверка по тестам, разрабатываемым специально созданными в РФ центрами.
Все тесты в КБГУ разрабатываются не индивидуально каждым преподавателем в свободном формате, а по определенной схеме. Есть электронная оболочка, позволяющая упаковывать тесты в один формат, унифицировать тестовые задания, - система АСТ. В противном случае тесты будут несводимы. В МГПУ недавно приобрели данную электронную оболочку. Наши преподаватели только начинают формировать базы тестов. А их ведь надо мотивировать к этому. Удивительно, как в КБГУ удалось активизировать деятельность преподавателей таким образом, чтобы они написали такое огромное количество тестов. Думаю, руководитель любого уровня понимает, насколько это сложно. Но в КБГУ эта проблема решена. И, возможно, в недалеком будущем это станет элементом здоровой коммерциализации. Правда, цена неадекватна затратам. Для многих удобнее приобрести, чем это сделать. Вряд ли московский профессор, который ведет лекции в нескольких вузах, найдет время на разработку тестов.
В КБГУ аттестация по дисциплине составляет 100 баллов. Если же студентом не получены все баллы, то он имеет возможность посещать занятия по той или иной дисциплине в следующем семестре - в группах, в которых еще идет изучение дисциплины. Если таких групп нет, то они организуются - для так называемого повторного обучения. Это исключительно щадящая система, которая и гуманна и в то же время позволяет довести студента до соответствующего уровня.
Еще один момент из опыта КБГУ, который мы хотим внедрять у себя в практику, - возможность самостоятельного выбора студентом траектории обучения, получения высшего образования. Подобная гибкая система полностью соответствует требованиям Болонского процесса. Построить подобную систему очень непросто - учебные планы надо подготовить таким образом, чтобы они корреспондировали с соответствующими траекториями. Кроме того, все те, кто идет по направлению, составляют индивидуальные рабочие учебные планы. И эта непростая задача уже решена в КБГУ.
Т.Шевченко: Интересно, что в КБГУ выбор этой траектории можно сделать не на первом курсе, а лишь после второго, когда студент решает либо остановиться на получении степени бакалавра, либо продолжить обучение в магистратуре. Кстати, примерно к окончанию второго курса и приходит более или менее четкое понимание того, что нужно.
М.Левицкий: Таким образом, и мотивация работы студента, и мотивация работы преподавателя, и выбор студентом траектории своего обучения, и индивидуальные планы студентов - все это элементы Болонского процесса.
КБГУ - один из университетов, который приступил к внедрению двухуровневой системы обучения, которая предполагает и переход на кредитно-модульную схему, когда студент выбирает себе совокупность модулей, за каждый из которых получает определенные баллы - кредиты. В течение семестра он должен набрать определенное количество кредитов-модулей. Причем модули он может набрать не только в своем вузе, но и в других. Таким образом, вузы окажутся в условиях конкуренции. И в перспективе КБГУ будет недосягаем в этом плане.
Модуль - это не механическое объединение каких-то дисциплин. Представьте, что все дисциплины разложены на отдельные логические и дидактические линии, а потом увязаны по совершенно иному, чем нынешний, принципу. Так формируется модуль. Задача эта революционна для сложившейся системы образования. А на целом ряде факультетов КБГУ эта работа уже ведется. Причем и на медицинском факультете, который опередил ведущие медицинские вузы страны по проекту государственного образовательного стандарта третьего поколения. В МГПУ к реализации вышеназванной системы еще и не приступали, и в этом плане мы надеемся на ваш опыт.
Если же говорить о стандартах третьего поколения, то в рабочих группах по разным направлениям немало представителей менеджмента КБГУ.
Т.Шевченко: Наверное, именно та система, которая складывается в КБГУ по внедрению элементов Болонского процесса, в большей степени отвечает российским условиям. Сейчас хозяйственные связи в мире достаточно тесны, велика и востребованность наших специалистов на Западе. В будущем, когда мы придем к нострификации дипломов, сможем наших специалистов направлять работать на Запад или оставлять в России. Выпускники КБГУ уже получают приложения к дипломам европейского образца. Но это не значит, что все отправятся за границу. Традиции, обычаи, язык - все это играет немаловажную роль. Я думаю, что новая система образования, наоборот, немного оттянет наших выпускников от отъезда за рубеж. Они предпочтут оставаться в более комфортной среде, где все знакомо - и язык общения, и культура. Тем более что более гибкая система контроля за качеством образования позволит повысить качество образования в российских вузах. Стоит особо отметить, что необходимо постоянно заниматься самообразованием.
М.Левицкий: Система формирования единого образовательного пространства, несомненно, гуманна и демократична. Надо думать не о противодействии ей, а о том, как наилучшим образом ее внедрить. Ведь к Болонскому соглашению вольны присоединиться или не присоединиться любые страны мира. Это дело добровольное.
Более того - мы говорим о формировании единого европейского пространства образования и научных исследований. Кто из нас верил, что будет создано единое экономическое пространство? Кто верил в создание единого пространства евро? Как видим, эти идеи реализованы. И теперь создать единое пространство образования и научных исследований гораздо проще.
Тем более, когда начинаешь анализировать принципы Болонской декларации, то думаешь - какие вообще могут возникнуть проблемы? Один из принципов - сохранение традиций национальной высшей школы. Так кто нам мешает это осуществить? Лучше сделать это самим, чем это сделают за нас.
В ноябре в КБГУ запланирована конференция с участием представителей высшей школы Европы при поддержке Национального фонда подготовки кадров. На данном форуме и можно будет зафиксировать ситуацию на уровне процессов в России и Европе, сравнить, сделать выводы.
Один из часто возникающих вопросов - будут ли востребованы бакалавры. В настоящее время отрабатывается законодательство, в соответствии с которым будет определена номенклатура должностей, которые смогут занимать люди, имеющие диплом бакалавра, и квалификационные характеристики к ним. В прессе появляются различные публикации, некоторые из которых любопытны по мотивам высказываний самих же авторов и сторонников идеи двухуровневого образования.
Т.Шевченко: Не стоит забывать, что сейчас формируется совершенно иная структура экономики. На крупных предприятиях, к примеру, мы уже видим четкую градацию по инженерам: линейный инженер и инженер-исследователь. Соотношение это примерно один к десяти. Примерно такое же, как на производстве, соотношение планирует Минэкономразвития в плане подготовки бакалавров и магистров.
Кроме того, сейчас идет реформа школьного образования, формируется другая схема образовательного процесса. Значит, сама система образования перестраивается структурно. Подобный процесс наблюдается и в промышленности. Другое дело, что Минсоцтруда и Минэкономразвития опоздали в понимании всего этого и не успели пересмотреть в соответствующей части Трудовой кодекс, в то время как все можно достаточно просто и логично выстроить.
М.Левицкий: Это нормативно-правовой аспект. Что же касается содержания, то сейчас образовательный стандарт включает четыре блока: социально-гуманитарные дисциплины; общеобразовательные дисциплины; дисциплины естественнонаучного цикла; блок общепрофессиональных и специальных дисциплин.
На мой взгляд, система образования требует оптимизации. Мы все время ставили задачу, которую японцы пытаются время от времени поставить, - введение всеобщего высшего образования. Но, если, к примеру, технологу в прошлом необходим был, как воздух, сопромат в том объеме, в котором он давался, то теперь - совсем иначе.
Что касается того, не утратит ли российская высшая школа своей фундаментальности, то, на мой взгляд, больший акцент дисциплин общеобразовательной подготовки необходимо отнести на школу, которая теперь будет 12-летней. Российская академия образования в настоящее время и занята разработкой новых стандартов, как одной из своих приоритетных своих задач. Необходимо обеспечить взаимоувязку стандартов общеобразовательной подготовки и высшей школы. И тогда не будет возникать вопроса, почему мы якобы лишаем наших выпускников гуманитарной подготовки. Образование становится более ориентированным на практику.
Т.Шевченко: В этой новой системе достаточно хорошо будут адаптированы студенты вузов в регионах. Разница в мотивации ваших и наших студентов колоссальная. И провинциализм, периферийный вуз - это уже отжившие понятия. Условия, традиции, культура - все это настолько самобытно у вас, ваши студенты воспитываются на уважении к старшим, а отсюда возникает и уважение к изучаемому предмету. Ведь образование состоит из двух компонентов - воспитания и обучения. Большую роль в обучении играет духовность. А все это наилучшим образом могут дать лишь вузы в регионах.
Газета «Университетская жизнь», №13, 26 апреля 2008 г.
> © www.sk-news.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Сеять помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобретая подсветки и этажерки для рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет настоящей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

Что такое эффективные микроорганизмы и где применяются ЭМ-технологии наглядно и коротко рассказывает мультфильм от группы ВКонтакте «Переводчики развивающих фильмов», сообщает sk-news.ru.

О влиянии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использования природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый Александр Харченко на семинаре “Новая стратегия земледелия” в Санкт-Петербурге, сообщает sk-news.ru.

Ветер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссылаясь на опыт садоводов и огородников Ставрополя и не только.

Пятигорский городской суд приостановил деятельность торгово-развлекательных центров (ТРЦ) «Вершина Плаза» и «Галерея» до устранения выявленных нарушений противопожарного режима, сообщает sk-news.ru со ссылкой на ставропольский краевой суд.

Отечественный стиральный порошок «Аист» оказался одним из лучших, при щадящей цене, сообщает sk-news.ru со ссылкой на результаты экспертизы Роскачества.

В конце февраля - начале марта в Ростове-на-Дону состоялся Второй Агротехнологический форум Юга России, поднявший важнейший вопрос развития отечественного АПК - необходимость смены технологий, сообщает sk-news.ru.

Спортивный марафон "Гто в села". Село Надежда. (Ставрополь)
С Днём Победы!
На Ставрополье открылась Малая экологическая тропа
Патриотическая акция «Вахта Памяти»
Приглашаем на наши мероприятия в мае 2018 г.
Интегрированное библиотечное обслуживание на Ставрополье развивается
Инвапутешествие по-английски с Тони Джайлзом
29 апреля 2018 год. Встреча "Знамени Победы" в Демино. (Ставрополь)
УНИКАЛЬНЫЙ ЗАБЕГ - УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ. ВОЛОНТЕРЫ МЕДИКИ . KAVKAZ.RUN.
ВОЛОНТЕРЫ-МЕДИКИ СТАВРОПОЛЬЯ ПОЕДУТ В " АРТЕК"!
ВОЛОНТЕРЫ-МЕДИКИ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ. РАБОТА ИДЕТ В САМЫХ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ СТАВРОПОЛЬЯ.
НЕРАВНОДУШНЫЙ ПЯТИГОРСК.

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Май
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3