Вопрос юристу

Новости: PRO жизнь



Мадина Хакуашева: О причинах тесноты

В конце этого лета спросили мое мнение относительно фильма «Теснота». Я посмотрела фильм, написала статью, с тех пор она «отлежалась» несколько месяцев и теперь вряд ли ее можно рассматривать  в качестве отзыва на кинофильм, скорее как руководство для студентов, начинает статью автор, Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник КБИГИ, член Союза писателей РФ, член КПК (Клуба писателей Кавказа) Мадина Хакуашева.

 

Фабула кинофильма оказалась проста, даже незамысловата: о том, как кабардинцы украли молодую пару татов-евреев и вернули за неподъемную сумму. В результате скромной семье пришлось съезжать, подтверждая вечную тяжелую учесть народа-скитальца, – судьба, которая проистекает из-за несовершенства мира и таких людей, как в фильме…

 

Я бы и рада абстрагироваться от сути картины, да вот беда – не могу, уж слишком «центростремительная» тема.

 

И все-таки позволю себе отступление и напомню об одном из главных достоинств настоящего художественного произведения – о типологии. Подлинный мастер, разглядев какое-то значимое явление, понимает, что оно определяет сущность данного времени. Он схватывает и отражает типичное явление. Поэтому одной из важнейших характеристик идиостиля крупного автора становится типология образа или явления. Однако талант заключается в том, чтобы это специфическое явление выразить ярко, убедительно на конкретном примере. То есть суметь показать общее через частное и тем самым художественно воспроизвести сущностный знак эпохи.

Если же это одиночное, нетипичное явление, в него не верят: «такого никогда не было», – утверждают простые читатели (или зрители). А специалисты скажут: объект не типологический, то есть нетипичный.

Думаю, скептическая реакция большинства моих соотечественников кроется не в «непонимании» в результате невысокого уровня, а в интуитивном недоверии и отторжении от сути фильма, – эмоциях, которые вполне оправданы.

 

Если и был такой эпизод похищения в реальной жизни Еврейской Колонки в Нальчике, то он носил единичный характер.

 

Но было явление, которое носило массовый характер –  усыновление блокадных (русских и еврейских) детей из Ленинграда, которое каждому грозило смертью. Об этом массовом героизме простых жителей-черкесов из Бесленея (КЧР) было много написано, снят документальный фильм, получивший международное признание и пр. Известно, что детей предлагали оставить во многих местах по ходу движения тяжелого, опасного маршрута, но безоговорочно приняли их только адыги. В октябре 1942 года сразу после немецкой оккупации местные жители-черкесы понимали, что будут массовые зачистки. Приемные родители наносили слой пыли на лица детей, чтобы убрать с них «северный налет». Одна мать-черкешенка прятала своего приемного сына на протяжении всего времени на чердаке и выпускала только вечером или ночью. С тех пор усыновленные, теперь уже немолодые ленинградцы стали черкесами и носят адыгские имена и фамилии.

 

В начале ХХ века в Нальчике было три «колонки»: немецкая, осетинская и еврейская. Представители всех национальностей в КБАССР всегда имели совершенно равные права с коренными жителями. Но сразу после Великой Отечественной войны таты и европейские евреи стали скрываться в кабардинских селах. В селении Псыгансу с приходом немцев осенью 1941 года нацисты обнаружили много беглых  евреев. Чтобы найти этому факту подтверждение, они согнали большую группу детей из еврейских семей. Вызвали старшину села, и он убежденно заявил, что это — кабардинские дети. Тогда фашисты заставили детей говорить на кабардинском языке. Этот «эксперимент» им нужен был затем, чтобы жители подтвердили незнание языка еврейских детей (взрослые, как правило,  владели кабардинским хорошо). Дети стали что-то говорить на ломаном кабардинском или просто нести тарабарщину, но ни один человек, в том числе, кабардинские дети, ни улыбкой, ни жестом, ни словом не выдали ни одного ребенка. Все присутствующие кабардинцы сказали, что дети говорят на чистом кабардинском. Реально рисковали жизнью все присутствующие; недалеко от села был вырыт большой ров, в котором были погребены расстрелянные советские партизаны. Этот эпизод вспомнил один преподаватель КБГУ, который все еще работает на кафедре истории: в составе группы еврейских детей была его мать, в то время маленькая пятилетняя девочка. Случаи усыновления были в Малой Кабарде. Известный в республике преподаватель по биохимии – проф. Т.Х. Шортанова – из блокадных детей, ее удочерили и воспитали приемные родители-кабардинцы Шортановы.

 

Необходимо напомнить о замечательном предложении известного журналиста-международника Генриха Боровика, который подал идею поставить памятник матери-черкешенке в одном из парков Петербурга: в этом месте находился детский дом, из которого вывезли усыновленных бесленеевцами детей.

 

Но вместо реализации благородного предложения Г. Боровика, о нем благополучно забыли, – на международное обозрение была поднята откровенная демонизация черкесов, которые в реальности заслужили прямо противоположную историческую оценку.

 

Совершенно прав Даут Налоев, который считает, что тема бесленеевских детей и есть тот реальный материал, который просится стать основой игрового фильма.

 

Я как-то присутствовала на встрече с уважаемым человеком, известным режиссером А.Н. Сокуровым, которая проводилась в КБГУ. Помню, как Александр Николаевич сказал, что нам, жителям республики, нужно ставить фильмы о любви: сына к матери, сестры к брату... Я в глубине души с готовность согласилась с этим предложением. Дети Бесленея или Псыгыгансу – чем  не тема о любви к ближнему? Чем не новая библейская история о том, как не один человек, а целый аул был готов пожертвовать своими жизнями ради любви к детям?

Я впервые с удивлением услышала о том, что после 90-х годов в Еврейской Колонке орудовали рэкетиры-кабардинцы. Чтобы не ошибиться и не согрешить против истины, я проконсультировалась с историками из КБИГИ, и мне было сказано, что во время перестройки появилась возможность выезда в Израиль, и этот шанс использовали многие жители  Колонки; чтобы форсировать отъезд, татам приходилось продавать свои дома дешево, может быть, даже даром. Этому, разумеется, способствовали представители расцветшего в то время криминалитета. Возможно, кто-то нагрел на этом руки. Рэкет в то время был тотальный и касался почти всех, независимо от национальности. И рэкет, и его жертвы были «интернациональными». Похищались люди, в том числе кабардинцы, балкарцы, русские... Криминальные группировки похищали и своих соотечественников.

 

Историки из нашего института поведали и о других интересных фактах: во время Второй мировой войны евреев выдавали во многих странах (например, в Польше, Италии, почти не выдавали во Франции), но не было зафиксировано ни одного случая предательства со стороны адыгов; они прятали беглых евреев на всей территории своего проживания, и таких случаев было множество. Не так давно об этом была статья в Газете Юга. Есть и другие свидетельства: так, к черкесам, проживающим в Израиле, относятся с большим уважением даже на государственном уровне, им доверяют настолько, что берут на службу в армию, полицию и пр. Не думаю, что это было бы возможно, если бы не безупречная в этом смысле репутация адыгов, хорошо известная израильским спецслужбам, историкам и архивистам.

 

Весьма красноречивы и более отдаленные факты редкого гуманизма и самопожертвования по отношению к представителям других народов: так, после революции 1917 года в Кабарде, в ауле Конхабле (Коново, ныне Нижний Куркужин) под патронажем Мурзабека Конова четыре месяца скрывались представители царской семьи Романовых, кузены Николая 11 – Борис и Андрей. И снова, как во время Второй мировой войны, не нашлось ни одного человека, который бы выдал вельможных гостей. Сам факт, несомненно, неординарный. Но если вспомнить, что именно четыре поколения Романовых (Екатерина 11 – Александр 1 – Николай 1 – Александ11) стояли во главе жестокой 100-летней колониальной Русско-Кавказской войны, в результате которой погибли и были насильственно депортированы 95 % черкесов, то спасение царских отпрысков вызывает как минимум недоумение. Однако все становится на свои места, если знать обычаи адыгэ хабзэ, согласно которым за любого нуждающегося в помощи человека хозяин-черкес должен был отдать свою жизнь.

 

Эти и другие многочисленные примеры будят вопросы, среди них такой: почему в критической для представителей царской семьи ситуации во всей огромной Российской империи выбор пал именно на Кабарду? По всей видимости, законы черкесов были хорошо известны дому Романовых.

 

Чем не тема самоотверженной любви и преданности Человеку, своему недавнему врагу?

Речь на самом деле не в этническом вопросе, а в исторической достоверности, которая принципиально важна, если речь заходит о настоящем произведении искусства.

 

Совсем нетипична и ситуация с языком, чтобы подключать бегущую переводную строку с кабардинского. В фильме отражена городская среда, но городские кабардинцы, как правило, говорят на русском и плохо знают родной язык.  (В этом отношении гораздо более типичен пример самого молодого режиссера, который как один из многих горожан плохо говорит на родном языке или вовсе не знает его). Поэтому складывается ощущение, что перевод был необходим для конкретизации национальной принадлежности виновников киднеппинга.

Отчего же эта реальная теснота, о которой так хорошо написала Зухра Кучукова, отражая удушающую атмосферу фильма и нашей реальности? Совсем не хочется мешать политику с культурой, но они оказываются в тесной связке без каких бы то ни было усилий с нашей стороны.

 

Речь идет не только о метафорической духовной тесноте, но о «тесноте» физической, об эффекте «шагреневой кожи», постигшей черкесов в связи с резко сократившейся территорией, народонаселением и крушением основ национальной жизни, потерянным с тех пор ощущением этнической цельности, необходимой для представителей любого народа.  Несомненно, что эти факты на эпигенетическом уровне сформировали эффект сильнейшей массовой психотравмы и длительной дезадаптации с широким веером всевозможных деструктивных проявлений, – это обстоятельство несомненно усугубляет ощущение «тесноты».

 

Невозможно избежать объективного «сегодня», например, того факта, что из КБР ежегодно уезжает масса молодых людей в поисках работы или просто приемлемого заработка (местная профессорская зарплата равна зарплате московского дворника), отчего республика все больше обескровливается. Низкий прожиточный уровень обусловливает стойкую стагнацию во всех сферах жизни, в первую очередь – духовной. Не хочется касаться других негативных характеристик, которые всем хорошо и давно известны. «Теснота» имеет под собой слишком очевидные объективные причины.

 

Фильм показывает «патогенез», то есть признаки общего тяжелого «заболевания» общества, но не показывает этиологию, то есть причину. Поэтому остается ощущение незавершенности, недосказанности. Тем не менее, так смело натуралистически-достоверно показать признаки духовного недуга  – большой труд,  мужество, которые вызывают уважение.

 

Однако вряд ли можно говорить об идейной новизне: в фильме используются две одиозных установки: о «вечно гонимых» евреях и «порочных» кавказцах. Именно так, персонажей-кабардинцев с иной характеристикой в фильме нет.

 

Говоря о местной ситуации, необходимо сказать о тяжелой форме дискредитации, которой в настоящее время подвергаются выходцы с Северного Кавказа. Эти низкопробные идеологические штампы фильм вольно или невольно усиливает и тиражирует, причем уже на международном

 

Полная изоляция национальных культур Северного Кавказа после 90-х привела к формированию «благодатной» почвы для рассады ксенофобии и шовинизма с помощью целого оснащенного отряда пропагандистов и специальных клеветнических и продажных СМИ. Нет популяции, которая до такой степени не знала о кавказских культурах и истории, как россияне за пределами Кавказа. Уже не касаясь простых людей, известные общественные деятели и специалисты из Москвы и Питера продолжают говорить о нации «кабардино-балкарцев». На этом фоне полной информативной стерильности и негативно-мифологизированных представлений о Кавказе и кавказцах фильм несет определенную угрозу, так как раздувает инициируемые, выгодные определенным кругам идеи межнациональной розни и нетерпимости.

 

Почему ныне, в новые российские времена благополучно забыли все факты редкой преданности и гуманизма адыгов?  Почему не отдают дань законам адыгэ хабзэ и его носителям, благодаря которым было спасены члены царской семьи Романовых, множество жизней представителей всех народов, которые только посещали землю адыгов? Этих немых подвигов было непредсказуемо много, так как черкесы никогда не озвучивали их, пока не находился невольный свидетель... Разве не заслуживают целой серии фильмов всесильные когда-то законы, которые реально работали в течение долгой истории адыгов и были способны поднять на негласные удивительные подвиги во имя любви к ближнему? За ними стоит целый набор редких ныне качеств, который определяет действия носителей адыгского этикета как проявление подлинного редкого величия.  Ныне же говорят, пишут, ставят фильмы о чем-то противоположном, не просто искажая историческую реальность, а преступно предавая память о ней. Неужели степень общей деградации зашла так далеко, что теперь можно с легкостью позволить замолчать, предать, продать знаковые, судьбоносные исторические факты, которые определяли будущее целых народов?

 

Для молодого талантливого режиссера очень важно, чтобы он научился ощущать основные силовые линии своего времени (примерно так, как птицы ощущают электромагнитные поля и безошибочно ориентируются по ним). Они чаще всего «немые» и находятся в зоне умолчания. Можно было бы дерзнуть, к примеру, сорвать жалкое и в общем-то преступное клише с кавказцев, развенчать ходульный стереотип и показать уникальную правду, которая еще не прописана, которой владеет лишь народ в регионах, и то про себя. Вместо того, чтобы еще раз продемонстрировать одиозный художественный дискурс метрополии, который и так хорошо известен.

 

Кантемир не нуждается в защите, одобрении или неодобрении, потому что он талантлив. И резонанс, который вызвал фильм, говорит о том, что он затронул очень важную тему, но разговор выходит не столько на него, сколько на опасную идеологическую систему координат, в которой был реализован кинематографический проект.

 

Это первая проба молодого режиссера, и впереди – открытие своей боли – своей темы.

 

Если не следовать конъюнктуре, как правило, не будет официального успеха… – сиюминутного. Но обязательно вам будут как минимум благодарны за трудную правду, которую всегда ждут от настоящего художника: когда правда под запретом, он может сказать ее особым «эзоповым языком». Ведь она, правда, всегда нужна как воздух. Однако настоящий фильм, книгу, картину можно создать, на мой взгляд, лишь тогда, когда в основе творчества лежит безусловная, порой ничем объективно не подкрепленная,  неукротимая любовь и вера в свой народ, в человека.

 


Мадина Хакуашева

http://zapravakbr.com/index.php/analitik/967-2013-08-06-10-24-30-2108766


Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Активный популяризатор природного земледелия Борис Андреевич Бублик в условиях Харьковской области, когда был жив, сажал чеснок в интервале с 15 по 25 сентября, пересказывает  SK-NEWS.RU видеосюжет, прикрепленный ниже.

Международный научно-образовательный проект «Искусство ведения переговоров, дебатов, публичных выступлений в мультикультурной среде» - ProОраторство, реализуемый общественной организацией из Невинномысска, назван в числе наиболее успешных, и медийных проектов из поддержанных Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, сообщает SK-NEWS.RU .

ЭМ-препараты Стимикс и Фитостим, родом из Невинномысска, закладывают базу здоровья нашего сада и огорода, но тонкости их применения плохо знакомы дачникам и владельцам личных подсобных хозяйств, констатирует SK-NEWS.RU и старается исправить ситуацию.

В этом году празднование Дня государственности в Кабардино-Балкарии сопровождают странности. Праздничной датой вроде бы осталось 1 сентября, при этом все развлекательные мероприятия для жителей республики решили провести….в рабочий день, 6 сентября. НО! - поделилась с SK-NEWS.RU возмущением заслуженный журналист КБР Ольга Мальбахова.

В этом году дорога, проходящая по красивейшей Суканской теснине в Кабардино-Балкарии, наконец-то была восстановлена после схода мощного селя, снесшего бетонные мосты, рассказал  SK-NEWS.RU постоянный автор – издатель и краевед из Нальчика Виктор Котляров.

Август. Пришла пора подводить итоги моих огородных экспериментов-2018. Первый из них по сверхранней посадке (5 апреля) рассады под укрывной материал в надежде на южную весну не оправдал себя совершенно, признается автор SK-NEWS.RU .

Дачники Северного Кавказа немалую часть урожая теряют из-за повреждения гусеницами, утверждает SK-NEWS.RU . Срываешь зарозовевший, закрасневший красавец-помидор, а его уже начал кушать противный зеленый червяк.

Примите участие во всероссийской акции «На работу на велосипеде»
Готова 3D модель памятника Фёдору Григорьевичу Волкову
«Пустырь когда-то был на этом месте…»
Делимся профессиональным опытом
Форум «Миграция. Интеграция. Межэтнический диалог»
Единственный, кто решился провести операцию…
Глава ФоРГО подвел итоги региональных выборов-2018
Председатель ФоРГО о победе "Единой России" на выборах-2018
Ждём всех на нашей интерактивной площадке «Литературный терренкур на ощупь»
Я дарю вам свой мир
Новости в области тифлологии
Когда в мире есть Толстой...

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Сентябрь
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27
28
29
30
31
24
25
26
27
28
29
30