¬опрос юристу

Ќовости: ќбщество



ќѕ –‘ направила в √осдуму свое заключение с массой замечаний по результатам публичного обсуждени€ законопроекта о пенси€х

ќбщественна€ палата –‘ направила в √осдуму свое заключение по результатам состо€вшейс€ 9 июл€ общественной экспертизы (нулевого чтени€) законопроекта, предусматривающего повышение пенсионного возраста, цитирует SK-NEWS.RU публикацию ќѕ –‘.

 

”частники экспертизы обратили особое внимание на то, что при разработке законопроекта не реализованы процедуры, которые должны предшествовать разработке и прин€тию таких социально значимых решений и обеспечивать государственно-общественный диалог.

ЂЌевнимание к указанным вопросам может создать риск повышени€ социальной напр€женности и отразитьс€ на доверии граждан к органам государственного управлени€ и проводимым реформам, результативность и эффективность которых во многом зависит от уровн€ поддержки их населениемї, Ч подчеркнуто в заключении.

ќтдельной критики

удостоилась по€снительна€ записка к законопроекту: по мнению экспертов, она не содержит должного основани€ дл€ разработки законопроекта и недостаточно обосновывает прогнозы позитивных изменений в социально-экономической сфере в случае реализации предлагаемых в законопроекте мер.

Ђ¬ св€зи с этим представл€етс€ необходимым приведение ѕравительством –оссийской ‘едерации четких обоснований указанным в по€снительной записке утверждени€м и соответствующих расчетов, статистических данных, подтверждающих их реальность и исполнимостьї, Ч указываетс€ в заключении.

¬ документе также говоритс€, что информаци€, распростран€ема€ в публичном пространстве, не содержит профессиональных экспертных выводов, расчетов и исследований, что способствует неприн€тию населением и экспертными группами предлагаемых решений и подвергает сомнению возможность достижени€ сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы –оссии.

Ђќчевидными недостатками законопроекта и прилагаемых к нему материалов также €вл€ютс€ отсутствие механизмов реализации предлагаемых мер и невнимание к рискам, которым могут быть подвержены смежные отрасли социально-экономической сферы в случае реализации законопроектаї, Ч говоритс€ в заключении ќѕ –‘.

”частники общественной экспертизы выступили и с предложени€ми о дополнении законопроекта. ¬ частности, они обратили внимание на необходимость разработки комплекса мер, которые бы способствовали улучшению демографической ситуации:

Ч дифференцированный подход к определению возраста, по достижению которого возникает право на досрочное назначение страховой пенсии женщинам и мужчинам, имеющим одного, двух, трех, четырех, п€ть и более детей;

Ч установление фиксированной выплаты к страховой пенсии дл€ женщин, воспитавших трех и более детей;

Ч поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможност€ми здоровь€;

Ч изменение подходов к зачету в трудовой стаж периода ухода родителей за детьми.

ќбщественна€ палата –‘ рекомендует учесть представленные ей экспертные предложени€ и оценки при доработке проекта ‘едерального закона є 489161-7 Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации по вопросам назначени€ и выплаты пенсийї и его подготовке к рассмотрению √осударственной ƒумой ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации в первом чтении.

 

 

«аключение

ќбщественной палаты –оссийской ‘едерации

по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона є 489161Ц7

Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации по вопросам назначени€ и выплаты пенсийї

 

ќбщественной палатой –оссийской ‘едерации (далее Ц ќбщественна€ палата) проведена общественна€ экспертиза (Ђнулевое чтениеї) проекта федерального закона є 489161Ц7 Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации по вопросам назначени€ и выплаты пенсийї (далее Ц законопроект).

«аключение ќбщественной палаты подготовлено по результатам состо€вшегос€ 9 июл€ 2018 года публичного обсуждени€ законопроекта с учетом поступивших в ќбщественную палату мнений, выводов, предложений и рекомендаций членов ќбщественной палаты, общественных палат субъектов –оссийской ‘едерации, привлеченных к обсуждению общественных экспертов, в том числе членов ЌаучноЦконсультативного совета при ќбщественной палате.

«аконопроект внесен в √осударственную ƒуму ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации ѕравительством –оссийской ‘едерации 16 июн€ 2018 года. —сылка на карточку документа в —истеме обеспечени€ законодательной де€тельности: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/489161Ц7.

¬ законопроекте (стать€ 4) предусматриваетс€ поэтапное повышение возраста, по достижении которого в соответствии с ‘едеральным законом от 28 декабр€ 2013 года є 400Ц‘« Ђќ страховых пенси€хї назначаетс€ страхова€ пенси€ по старости. ќбщий пенсионный возраст предлагаетс€ закрепить на уровне 65 лет дл€ мужчин (в насто€щее врем€ Ц 60 лет) и 63 года дл€ женщин (в насто€щее врем€ Ц 55 лет). ѕредусматриваетс€ переходный период с 2019 по 2034 год с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год.

 роме того, в законопроекте (стать€ 2) предусматриваетс€ повышение возраста, по достижении которого в соответствии с ‘едеральным законом от 15 2 декабр€ 2001 года є 166Ц‘« Ђќ государственном пенсионном обеспечении в –оссийской ‘едерацииї граждане признаютс€ нетрудоспособными и им назначаетс€ социальна€ пенси€.

“акже в законопроекте предлагаетс€ установить особенности назначени€ и выплаты страховой пенсии по старости и социальной пенсии нетрудоспособным гражданам отдельных категорий.

 

ѕо итогам состо€вшегос€ обсуждени€ участники общественной экспертизы отметили необходимость совершенствовани€ пенсионной системы, вследствие которого должно быть обеспечено достижение приоритетных стратегических задач, сто€щих перед социальным государством. ¬ первую очередь Ц достойный уровень жизни лиц старшего поколени€, имеющих в соответствии с действующим законодательством –оссийской ‘едерации право на пенсионное обеспечение, а также гарантии формировани€ пенсионных прав граждан трудоспособного возраста Ц будущих получателей страховых пенсий.

 роме того, разрабатываемые государственные решени€ в социальной сфере должны быть ориентированы на обеспечение достижени€ до 2024 года национальных целей развити€ –оссийской ‘едерации, определенных ѕрезидентом –оссийской ‘едерации в ”казе от 7 ма€ 2018 года є 204, а именно:

-повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году Ц до 80 лет);

- обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровн€ пенсионного обеспечени€ выше уровн€ инфл€ции;

- снижение в два раза уровн€ бедности в –оссийской ‘едерации.

 

”частники общественной экспертизы обратили особое внимание на то, что при разработке законопроекта не реализованы процедуры, которые должны предшествовать разработке и прин€тию социально значимых решений и обеспечивать государственно-общественный диалог: общественное и экспертное обсуждение концепции пенсионной реформы, ее параметров и механизмов реализации, предусматривающее рассмотрение различных моделей решени€ существующей социальноЦэкономической проблемы и изыскание наиболее оптимального решени€, а также широка€ информационноЦ разъ€снительна€ кампани€ среди населени€.

Ќевнимание к указанным вопросам может создать риск повышени€ социальной напр€женности и отразитьс€ на доверии граждан к органам государственного управлени€ и проводимым реформам, результативность и эффективность которых во многом зависит от уровн€ поддержки их населением.

ѕризнава€ необходимость обеспечени€ соответстви€ пенсионной системы современному экономическому развитию –оссийской ‘едерации, участники общественной экспертизы указали на то, что риски, св€занные с недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов и задачи по обеспечению бюджетной сбалансированности, сто€щие перед ѕравительством –оссийской ‘едерации, не должны определ€ть необходимость предлагаемых в законопроекте изменений, затрагивающих пенсионные права и оказывающих вли€ние на социальное положение граждан, и их концепцию. ѕри разработке и прин€тии таких социально значимых решений должны быть обеспечены учет всех системных взаимосв€занных факторов и оценка рисков и последствий их реализации.

ѕо€снительна€ записка содержит р€д утверждений, которые представлены в качестве оснований дл€ разработки законопроекта (неэквивалентность пенсионных прав застрахованных лиц и об€зательств по выплате им пенсий, значительное увеличение продолжительности жизни росси€н, растущий дефицит на рынке труда и проч.), а также прогнозы позитивных изменений в социальноЦэкономической сфере в случае реализации предлагаемых в законопроекте мер (создание условий дл€ повышени€ уровн€ пенсионного обеспечени€ граждан, а также дл€ ежегодной индексации пенсий выше уровн€ инфл€ции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы –оссийской ‘едерации в целом).

ќднако по€снительна€ записка и иные материалы, прилагаемые к законопроекту, не содержат должного обосновани€.

¬ св€зи с этим представл€етс€ необходимым приведение ѕравительством –оссийской ‘едерации четких обоснований указанным в по€снительной записке утверждени€м и соответствующих расчетов, статистических данных, подтверждающих их реальность и исполнимость.

 роме того, при обосновании необходимости реформировани€ пенсионной системы не проведена (не представлена) оценка эффективности использовани€ средств ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации и управлени€ средствами пенсионных накоплений граждан –оссийской ‘едерации.

Ќе предложены иные способы увеличени€ доходности бюджета ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации, которые могли бы послужить альтернативным предлагаемому в законопроекте повышению пенсионного возраста способом решени€ социальноЦэкономической проблемы либо €витьс€ элементом предлагаемой реформы, реализуемым нар€ду с предусмотренными в законопроекте мерами.

»нформаци€, распростран€ема€ в публичном пространстве, в том числе транслируема€ официальными лицами, не содержит профессиональных экспертных выводов, расчетов и исследований, что способствует неприн€тию населением и экспертными группами предлагаемых решений и подвергает сомнению возможность достижени€ сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы –оссийской ‘едерации. ѕри этом проведение широкой информационно-разъ€снительной кампании среди населени€, позвол€ющей донести основные положени€ пенсионной реформы без искажени€ и служить опровержением недостоверным сведени€м и толковани€м, на должном уровне не осуществл€етс€.

ќчевидными недостатками законопроекта и прилагаемых к нему материалов €вл€ютс€ отсутствие механизмов реализации предлагаемых мер и невнимание к рискам, которым могут быть подвержены смежные отрасли социальноЦэкономической сферы в случае реализации законопроекта.

 

ќбщественна€ палата по итогам состо€вшегос€ обсуждени€ обращает внимание на наиболее значимые из них:

1. —одержащеес€ в по€снительной записке утверждение о значительном увеличении продолжительности жизни росси€н в целом и проектируемые в законопроекте границы пенсионного возраста не учитывают региональные особенности и существующие различи€ в продолжительности жизни населени€ в зависимости от субъектов –оссийской ‘едерации и территорий проживани€. ѕриводимые в по€снительной записке утверждени€ требуют обосновани€ и комплексного анализа с учетом отмеченных особенностей.

 

2. ѕо€снительна€ записка и иные материалы, прилагаемые к законопроекту, не содержат сведений об оценке реальной трудоспособности и заболеваемости населени€. ѕри проектировании границ пенсионного возраста необходимо учитывать состо€ние указанных показателей. ¬ св€зи с этим требуетс€ проведение оценки реальной трудоспособности и заболеваемости населени€ и представление ее итогов.

 

3. ѕо экспертным оценкам, наблюдаетс€ рост заболеваемости населени€, в том числе рост болезней системы кровообращени€, органов дыхани€, пищеварени€ и др. —ледовательно, каждое поколение при приближении пенсионного возраста имеет р€д заболеваний, которые существенно ограничивают его дальнейшую трудовую активность. Ќизкое качество и недоступность медицинских услуг и профилактических меропри€тий, лекарственных средств, серьезные экологические проблемы (качество воды, воздуха, продуктов питани€, рост неизлечимых болезней и проч.), услови€ труда и недостатки системы социальных гарантий работникам не способствуют сохранению здоровь€ и увеличению продолжительности жизни.

ѕовышение пенсионного возраста увеличит долю нетрудоспособных по состо€нию здоровь€ граждан, будет способствовать инвалидизации населени€, что потребует дополнительных затрат бюджетов бюджетной системы –оссийской ‘едерации дл€ обеспечени€ социальных об€зательств государства.

 

4. Ћица старшего возраста в насто€щее врем€ сталкиваютс€ с возрастной дискриминацией на рынке труда как при поиске работы, так и при сохранении рабочего места в предпенсионный период. ѕравовые меры, направленные на пресечение случаев возрастной дискриминации, не обеспечивают реализацию лицами старшего возраста своих трудовых прав и не гарантируют их трудоустройство.

”казанна€ ситуаци€ усугубитс€ при выходе на рынок труда лиц, в отношении которых предлагаетс€ повысить пенсионный возраст. ѕредставл€етс€ необходимым приведение ѕравительством –оссийской ‘едерации плана меропри€тий, направленных на борьбу с возрастной дискриминацией на рынке труда, по преодолению проблем с трудоустройством работников старших возрастов.

 

5. —огласно по€снительной записке к законопроекту 30 % людей пенсионного возраста продолжают работать, причем в первые 3 Ц 5 лет после назначени€ пенсии этот показатель выше. ѕовышение пенсионного возраста частично компенсирует снижение численности работников молодого поколени€ в св€зи с демографической ситуацией.

ќднако остаетс€ не€сным, каким образом будет обеспечено поддержание зан€тости части работников старших возрастов, в том числе решены вопросы профессиональной подготовки (переподготовки) таких работников, содействи€ в трудоустройстве, воссоздание об€зательного социального страховани€ на случай потери работы, планируетс€ ли обеспечить использование потенциала работников старшего возраста посредством кадрового сохранени€ преемственности их опыта, внедрени€ программ наставничества.

 

6. ¬ли€ние на рынок труда предусмотренных в законопроекте мер требует более детального исследовани€ и прогнозировани€. ѕо мнению участников общественной экспертизы, в насто€щее врем€ рынок труда не готов к повышению пенсионного возраста.

¬ бюджетной сфере продолжаютс€ оптимизации, сокращени€ работников осуществл€ютс€ и в организаци€х реального сектора экономики. ѕовышение пенсионного возраста и выход на рынок труда лиц старшего возраста косвенно окажет вли€ние на уровень зан€тости молодых людей, не имеющих опыт работы и не обладающих знани€ми и навыками, востребованными на рынке труда.

ѕрин€тие законопроекта в представленной редакции без разработки и реализации обеспечительных мер, направленных на трудоустройство лиц старшего поколени€ и молодых людей, не имеющих опыта, а также создание новых рабочих мест, приведет к увеличению уровн€ безработицы, конкуренции на рынке труда, понижению уровн€ заработной платы работающего населени€ и, соответственно, понижению уровн€ жизни.

¬ мен€ющихс€ социальноЦэкономических услови€х перед государством стоит задача по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы. ѕовышение пенсионного возраста спровоцирует увеличение доли незан€тых работников и будет способствовать, воЦпервых, удешевлению рабочей силы, а воЦвторых, росту задолженностей по выплате заработной платы. ѕриведенные риски требуют исследовани€ и разработки соответствующих контрмер.

 

7. ¬ цел€х обеспечени€ гарантий трудоустройства (сохранени€ рабочих мест) лиц старшего поколени€ целесообразно рассмотреть вопрос о разработке комплекса мер, направленных на поддержку (стимулирование) работодателей к созданию рабочих мест дл€ лиц старшего поколени€, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровн€х. “акими мерами могли бы €витьс€, например, налоговые льготы, льготы по об€зательным платежам.  роме того, в цел€х решени€ проблемы обеспечени€ рабочими местами лиц старшего возраста, а также молодых людей, не имеющих опыта работы, целесообразно обеспечить анализ рынка труда по отрасл€м экономики и территори€м (региональные особенности) с целью вы€влени€ направлений (регионов) с наивысшим дефицитом рабочей силы и переориентировани€ в них части незан€тых (невостребованных в профицитных отрасл€х) работников при условии их профессиональной переподготовки (перепрофилировани€).

 

8. ”читыва€ высокую долю теневой экономики, а также реализуемые в насто€щее врем€ программы по привлечению трудовых мигрантов, требуетс€ разработка мер по выводу из тени труда мигрантов и иных рабочих мест, которые могут быть замещены трудоустроенными лицами старшего возраста.

 

9. — высокой долей веро€тности меры, предусмотренные в законопроекте, позвол€т обеспечить рост уровн€ пенсионного обеспечени€. ¬месте с тем по€снительна€ записка и материалы, прилагаемые к законопроекту, не содержат гарантий, ограничиваютс€ общим прогнозом без указани€ расчетов и конкретных показателей.  роме того, существуют определенные сомнени€ в том, что повышение пенсионного возраста будет способствовать снижению уровн€ бедности населени€ в целом, поскольку повышение размера пенсии выше уровн€ инфл€ции не способно компенсировать утрату стабильных доходов от пенсии лицам, в отношении которых предусмотрено повышение пенсионного возраста. ¬ св€зи с этим необходим анализ указанного риска.

 

10. —огласно ”казу ѕрезидента от 7 ма€ 2018 года є 204 при реализации национальной программы в сфере повышени€ производительности труда и поддержки зан€тости в 2024 году необходимо обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предпри€ти€х базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. ќчевидно, что повышение производительности труда будет св€зано в том числе с высвобождением работников. ƒополнительное внимание надзорных органов в сфере труда к работодател€м в св€зи с реализацией пенсионной реформы и высвобождением работников старших возрастов будет входить в противоречие с достижением целевых показателей по росту производительности труда, что требует дополнительного обсуждени€.

 

11. ¬ насто€щее врем€ сохран€ютс€ модели семейного устройства, характерные дл€ традиционного общества, при которых женщина выполн€ет функции ухода за детьми, а также престарелыми родственниками, нуждающимис€ в посторонней помощи дл€ организации и поддержани€ их жизни и здоровь€. ”казанные об€занности нередко св€заны с перерывами в трудовой де€тельности. ƒл€ обеспечени€ конкурентоспособности на рынке труда лиц, вынужденных затрачивать активный трудоспособный период жизни на выполнение семейных функций, требуетс€ разработка специальных социальных программ.

 

12. ќтдельного внимани€ при разработке и реализации пенсионной реформы требуют вопросы регулировани€ трудовых и пенсионных отношений с работниками социально у€звимых категорий. ”читыва€ тесную взаимосв€зь между вопросами воспроизводства населени€ и пенсионного обеспечени€ граждан, а также принцип солидарности поколений, заложенный в действующей системе пенсионного обеспечени€, когда выплату пенсий старшему поколению (родител€м) обеспечивает молодое поколение (дети), целесообразно рассмотреть меры, направленные на обеспечение устойчивости пенсионной системы, повышение справедливости при реализации принципа солидарности поколений, мотивации семей к рождению и воспитанию большего числа детей, обеспечению достойного уровн€ и качества жизни многодетных семей, семей с детьмиЦинвалидами и иных социально незащищенных категорий граждан.

 

”частники общественной экспертизы обратили внимание на необходимость разработки комплекса мер, предусматривающих:

Ц дифференцированный подход к определению возраста, по достижению которого возникает право на досрочное назначение страховой пенсии женщинам и мужчинам, имеющим одного, двух, трех, четырех, п€ть и более детей;

Ц установление фиксированной выплаты к страховой пенсии дл€ женщин, воспитавших трех и более детей;

Ц поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможност€ми здоровь€;

Ц изменение подходов к зачету в трудовой стаж периода ухода родителей за детьми.

 

ѕодвод€ итоги состо€вшегос€ обсуждени€, участники общественной экспертизы сошлись во мнении о необходимости нивелировать перечисленные в насто€щем заключении риски, св€занные с реализацией представленной ѕравительством –оссийской ‘едерации в текущей редакции законопроекта пенсионной реформы, чтобы исключить их негативное вли€ние на достижимость национальных целей развити€ –оссийской ‘едерации, определенных ѕрезидентом –оссийской ‘едерации в ”казе от 7 ма€ 2018 года є 204, а именно

- обеспечение устойчивого естественного роста численности населени€ –оссийской ‘едерации;

- повышение ожидаемой продолжительности 11 жизни до 78 лет (к 2030 году Ц до 80 лет);

- обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровн€ пенсионного обеспечени€ выше уровн€ инфл€ции;

- снижение в два раза уровн€ бедности в –оссийской ‘едерации.

 

¬ св€зи с этим ќбщественна€ палата особо отмечает необходимость:

1) сопоставлени€ предлагаемых в законопроекте мер с положени€ми ”каза ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 7 ма€ 2018 года є 204. ѕовышение пенсионного возраста и параметры пенсионной реформы не должны входить в противоречие с решени€ми, которые будут разработаны дл€ достижени€ национальных целей и задач развити€ –оссийской ‘едерации, определенных ѕрезидентом –оссийской ‘едерации в ”казе от 7 ма€ 2018 года є 204;

2) разработки комплекса государственных решений, в том числе нормативных правовых, которые должны обеспечить эффективную реализацию изменений, предлагаемых в законопроекте. –ассмотрение параметров пенсионной реформы, предлагаемых ѕравительством –оссийской ‘едерации в законопроекте, должно осуществл€тьс€ во взаимосв€зи с иными изменени€ми социальной направленности.

Ќа основании вышеизложенного ќбщественна€ палата рекомендует учесть представленные в насто€щем заключении экспертные предложени€ и оценки при доработке проекта федерального закона є 489161Ц7 Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации по вопросам назначени€ и выплаты пенсийї и его подготовке к рассмотрению √осударственной ƒумой ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации в первом чтении.


 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

ћикробиолог из Ќевинномысска јлександр ’арченко 28 но€бр€ в –ј≈Ќ (ћосква) удостоен международной премии ЂEcoWorld-2018ї за создание эффективного микробного препарата от фитофтороза ‘итостим  +“, сообщает SK-NEWS.RU .

 ак получить хороший урожай картошки без колорадского жука, избавить помидоры от фитофторы, а деревь€ от разных хворей при помощи —тимиксов Ц эффективных микроорганизмов из Ќевинномысска, рассказывает автор этих препаратов, ученый-микробиолог јлександр ’арченко.

ѕроисходит это, по словам представител€ ќЌ‘, в основном до обеда, когда жители республики едут на учебу и работу или бегут на обед.

Ѕлаготворительный проект Ђƒари еду!ї ищет партнеров в —таврополе среди Ќ ќ дл€ помощи продуктами питани€ люд€м в сложной жизненной ситуации.

јктивный попул€ризатор природного земледели€ Ѕорис јндреевич Ѕублик в услови€х ’арьковской области, когда был жив, сажал чеснок в интервале с 15 по 25 сент€бр€, пересказывает  SK-NEWS.RU видеосюжет, прикрепленный ниже.

ћеждународный научно-образовательный проект Ђ»скусство ведени€ переговоров, дебатов, публичных выступлений в мультикультурной средеї - Proќраторство, реализуемый общественной организацией из Ќевинномысска, назван в числе наиболее успешных, и медийных проектов из поддержанных ‘ондом поддержки публичной дипломатии им. ј.ћ. √орчакова, сообщает SK-NEWS.RU .

Ёћ-препараты —тимикс и ‘итостим, родом из Ќевинномысска, закладывают базу здоровь€ нашего сада и огорода, но тонкости их применени€ плохо знакомы дачникам и владельцам личных подсобных хоз€йств, констатирует SK-NEWS.RU и стараетс€ исправить ситуацию.

 руглый стол на межведомственном уровне с представителем субъекта профилактики
—еминар "ћедиадоброволец" 10.12.2018г.
ѕриветствуем!
ќбжалование отказа в рассмотрении за€влени€ по вопросам гражданства
7 декабр€ состо€лись очередные зан€ти€ с психологом √Ѕ”—ќ Ђѕетровский ÷—ќЌї “.». »льиной
»рина ћарь€ш: секрет успеха Ц знание закона!
—делай шаг навстречу активной жизни!
 ак избежать депортации и запрета на въезд в –оссийскую ‘едерацию
3 декабр€ проведен круглый стол по пропаганде здорового образа жизни
ќдин день на  авказских ћинеральных ¬одах
Ќа базе центра сопровождени€ детей и родителей Ђ¬местеї состо€лось праздник, приуроченный ко ƒню ћатери.
“ворческий  авказ-2018

¬идео лента

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

—еверо- авказские новости

 алендарь новостей

ƒекабрь
2018
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
26
27
28
29
30
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6