Ќовости: ќбщество



–ежиссер јлександр —окуров: Ђя живу на родине, как на островеї
—егодн€ јлександр —окуров, один из признанных в мире российских кинорежиссеров, отмечает свой 60-летний юбилей. ќ том, почему его им€ и фильмы нежелательны ни дл€ федеральных телеканалов, ни дл€ кинотеатров, о деградации российской культуры, а также о том, почему он не снимает в своих фильмах известных артистов, јлександр —ќ ”–ќ¬ рассказал корреспонденту†"Ќовых »звестий".

- јлександр Ќиколаевич, € обратил внимание, что ваш сайт называетс€ "ќстров —окурова", а ваша студи€ - "Ѕерег". “ема побережь€ в названи€х - случайность?

- ” мен€ всегда было ощущение, и со временем оно все более основательно закрепл€етс€, что € живу на родине, как на острове. Ѕез вс€кого сомнени€, € отношусь к тем люд€м, которые у себ€ на родине не очень-то и нужны.

- „то вас окружает в таком случае?

- Ќаверное, океан.

- ќкеан чего? Ќепонимани€?

- “аких, как €, не об€зательно должны понимать. Ќо это естественно, когда труд художественного автора все же востребован. Ќенормально, когда он не востребован. Ќо это проблема автора, а не общества.

- ¬аши призы на кинофестивал€х и мировое признание говор€т об обратном…

- ћир все же большой и –оссией не исчерпываетс€ - разный уровень культуры общества в разных странах. — перестройкой общий уровень культуры в –оссии обрушилс€. ѕоэтому тем, кто живет искусством, стало т€желее. »х взаимоотношени€ с аудиторией стали сложнее.

- ¬ы открыто говорите о своей гражданской позиции, в том числе и по вопросам сохранени€ архитектурного облика ѕетербурга.  ак вы думаете, почему большинство ваших молодых коллег вообще не участвуют в жизни общества?

- ћне сложно объ€сн€ть поведение коллег, тем более молодых. Ќо возраст в данном случае не имеет значени€. —уществовать в общественном поле или отсутствовать - это выбор каждого. «десь есть три позиции.

ѕерва€ - исчезнуть и не быть. ¬тора€ - боротьс€, участвовать на стороне разумного и рационального поведени€. “реть€ - всесторонне и безогл€дно поддерживать решени€ властей.

ѕоэтому и существуют три группы, они есть и в ћоскве, и в ѕетербурге. ќсобенно заметно разделение в этих двух городах, потому что кроме них, по сути, в –оссии ничего нет, если говорить пр€мо

ћосква определ€ет все. ѕетербург глубоко провинциален, ситуаци€ в нем мало что определ€ет в политике страны и общественном мнении –оссии. √ород крайне слабый в экономическом отношении, бедный. ¬еро€тно, поведение гражданина объ€сн€етс€ и темпераментом человека, степенью понимани€ им ситуации, чистотой помыслов. ≈сли художественный автор предполагает, что не надо противодействовать деградации общества, то, на мой взгл€д, у этого автора большие проблемы с совестью.

- “о есть малодушие или равнодушие художников вернетс€ к ним бумерангом?

- Ќе об€зательно. “акие люди выживут в любой ситуации. ƒаже во врем€ потопа дл€ них найдетс€ какое-то бревнышко, и они будут тихо-тихо плавать, дрожать от страха, вокруг будут тонуть - а они и руки не прот€нут. Ёто старый вопрос о том, в какой степени человек, занимающийс€ культурой, должен быть заинтересован в жизни страны. ” мен€ нет второго паспорта, нет второй родины. ” мен€ одна родина и паспорт гражданина –оссии.   сожалению, мне не все равно, что происходит у мен€ на родине.

- ѕочему - к сожалению?

- ќбщественный труд очень отвлекает от моего призвани€, разрушает мое физическое состо€ние и очень мешает мне.  ак гражданин € живу в пространстве непрерывной борьбы, конфликтов и внутренних войн. я не вижу в –оссии мира.

¬ижу конфликты в политическом пространстве, в социальной жизни общества, в области культуры. Ќаблюдаю деградацию общества, которую усугубл€ет отечественное телевидение всех форм собственности.

¬ижу неразумность государства в отношении к образованию: введение платы за высшее образование, что дл€ –оссии губительно и недопустимо.

¬ижу деградационный признак в существовании ћосквы как столицы - она изжила себ€ как столица. Ќадо думать о новом федеративном устройстве страны и переносить столицу. Ќеобходимо готовитьс€ к решению многих старых и сложных новых проблем, ноЕ √отов€тс€ ли?  то?

¬опросы отчетливы и €сны, € их понимаю, но с тревогой отмечаю, что к их решению никто не приступает.  ак гражданин € все врем€ живу в пространстве непрерывного и посто€нно возрастающего числа кризисов. Ќикогда перед обществом в –оссии не сто€ло такого количества конфликтных и чрезвычайно опасных дл€ будущего проблем, как сегодн€. Ќи в дев€тнадцатом веке, ни перед государственным переворотом в семнадцатом году. ƒа и при —талине не накапливалось столько нерешенных вопросов.

- “ем не менее в дев€ностые вы были дружны с властью и могли говорить с ≈льциным на разные темыЕ

- я не скрываю, что у мен€ с ≈льциным были очень близкие отношени€ - человеческие, доверительные. ћои точка зрени€ и позици€, высказываемые по разным проблемам, не могли оказывать радикального вли€ни€ на президента ≈льцина. ¬ли€ние других людей было несопоставимо сильнее. » сегодн€ € уверен, что не было в –оссии руководител€, адекватного сложившимс€ и возникавшим проблемам. Ќи специалисты, ни элита экономическа€, ни народ не были готовы к новому времени. —итуаци€ была настолько сложной, что т€желых ошибок было не избежать.   сожалению.

- ¬ы совершили мужественный поступок, когда открыто выступили против строительства газпромовской башни в ѕетербурге. Ќеужели у вас не было мыслей: "ћожет, промолчать? ¬друг урежут финансирование?"

- я подписал общественный документ - воззвание против разрушени€ города, в том числе и газпромовской башней. ¬след за этим закрыли спектакль, который € ставил в ћихайловском театре, и был уволен. Ёто была опера “анеева, ни разу не ставивша€с€ в –оссии. ≈сли бы € отозвал свою подпись, то, конечно, ничего этого не было бы.  ое-кто из подписавшихс€ все-таки отозвали подписи - им были звонки, предложили альтернативу. я человек закаленный. Ќи один фильм, который € сделал при советской власти, не был разрешен к показу. “олько после перестройки мои фильмы стали выходить. ѕоэтому мен€ не испугать. ¬заимоотношени€ с людьми, у которых есть больша€ власть, - это часть и моей жизни, к сожалению.

- ¬ одном из интервью вы говорили, что гражданское общество не страшно государству. ќднако получаетс€, что наше государство его боитс€.  ак вы думаете, почему?

- ќт неразумности людей, в руках которых больша€ административна€ власть. √ражданское общество всегда будет принимать только разумные решени€. Ќа самом деле гражданское общество и интересы государства - во многом неразделимы.

„то такое гражданское общество? Ёто мнени€ людей, тенденци€, котора€ укрепл€ет общую жизнь, но защищает и индивидуальные права и достоинство. ѕроще говор€, неразрывность св€зи общей жизни и жизни отдельно вз€того человека. √ражданское общество находит разумный компромисс между интересами общества и правом отдельно вз€того человека.

“о есть обеспечивает мир в обществе и указывает государству на его место, потому что у государства, на мой взгл€д, только одна задача - укрепление и развитие культуры.

¬се инструменты, какие есть у него, - деньги, арми€, системы управлени€, партийные "механизмы" - это все только инструменты. Ќо не дл€ того, чтобы увеличивать ¬¬ѕ или что-то в этом роде.

«адача общества и государства заключаетс€ в развитии культуры. ≈сли в жизни народа будут определены цивилизованные рамки, будет защищена культура, тогда будет существовать государство - разумное и устраивающее всех. ≈сли государство не будет защищать культуру, оно будет раздираемо противоречи€ми - религиозными, материальными, экономическими, социальными, культурными, классовыми.

√ражданское общество в состо€нии помогать тем люд€м, которые нанимаютс€ им же на управление страной. √ражданское общество - это главный механизм соблюдени€ баланса интересов демократического государства.

-  ак вы можете объ€снить страх диалога с обществом нынешней власти –оссии?

- — одной стороны правители, конечно, вид€т общий уровень культуры населени€ страны - и политической и социальной, он очень низкий. ¬опрос: каким образом к этому пришли? «ачастую люди, у которых в руках государственна€ власть, не знают, есть ли в стране люди, которые могут исполн€ть важную работу.

¬о всех област€х жизни нашего общества чрезвычайна€ нехватка способных и честных людей. ¬ любой школе могут рассказать, что не хватает хороших учителей, инженеры скажут, что нет хороших инженеров, редакторы - про дефицит хороших журналистов, директоры не могут найти управленцевЕ†

Ёто результат падени€ качества народного труда, он сказываетс€ на всем. Ќа теперь уже посто€нных встречах с губернатором ѕетербурга, мы (группа градозащитников) обсуждаем разные темы, в том числе и управленческие проблемы. ћатвиенко несколько раз говорила мне: "я согласна, что такой-то человек работает несоответствующим образом. я вижу это! Ќо найдите и предложите мне людей, которых можно было бы рассматривать в качестве альтернативы этому чиновнику".

- Ќе наход€тс€?

- Ёто действительно очень сложно. ѕытаемс€ найти. я сейчас в съемочную группу не могу найти хорошего ассистента. Ќо есть и опасени€, что корпоративные интересы чиновников не позвол€т вз€ть на работу во власть народных выдвиженцевЕ

- ѕри этом везде успешные менеджерыЕ

- я не знаю, чем занимаютс€ люди в этих бесконечных бизнес-центрах. я знаю, что процветает торговл€, посредничество и вс€кого рода промежуточна€ де€тельность. –уководитель крупнейшего банка ѕетербурга сказал мне: "” нас т€желейшее положение в стране. ƒеньги делают деньги.  лассическа€ формула "товар-деньги-товар" не работает. ћы крутим деньги, не можем найти ни одного серьезного инвестиционного проекта". Ёто реальность. ћожно произносить любые политические лозунги, но никуда не детьс€ от проблемы качества человеческого труда, качества человеческой жизни.

- » все же, почему власть боитс€ общени€ с обществом?

- ћожет, и в обществе существует страх перед властью?

- ћожет, власть боитс€ услышать правду?

- Ќе то, что правдуЕ  акую правду мы ждем от президента, премьер-министра, губернатора? ¬се всЄ прекрасно знают. Ќазовите мне ту правду, которую должен знать премьер-министр, или ту, о которой не сказал ћедведев.

- ¬ дев€ностые годы на "–адио-Ѕалтика" вы вели с психологом ночной эфир. ” вас не было желани€ повторить это на телевидении, на федеральных каналах? Ќаверн€ка это имело бы спросЕ

- я не фигура дл€ федеральных каналов. ћои фильмы не разрешено показывать даже по "–оссии".

- ¬ы в черном списке?

- ¬озможно. —колько мы ни предлагали показать мои фильмы, даже "Ѕлокадную книгу" не вз€л ни один федеральный канал дл€ показа. Ќи один!

- » чем объ€сн€ли?

- ƒело в моей фамилииЕ я нежелателен дл€ общероссийского эфира.

- ¬  абардино-Ѕалкарском университете вы набрали группу из двенадцати человек дл€ своей мастерской. ѕочему именно там?

- Ёто самый крупный университет на —еверном  авказе, в нем обучаютс€ тыс€чи человек. ”ниверситет предложил мне открыть свою мастерскую - курс режиссеров кино, телевидени€, театра и радио. Ќа нем учатс€ реб€та из разных республик «акавказь€, есть и из „ечни.  роме того, этот университет возглавл€ет выдающийс€ де€тель высшего образовани€ –оссии  арамурзов. Ётот ректор - гарант решени€ многих организационных и профессиональных проблем. Ќам ведь никто не помогает - ни глава республики, ни ’лопонин.

- Ќо в этих республиках не было и нет своего киноЕ

- Ёто не совсем так. ≈сли € не ошибаюсь, двадцать лет назад была попытка выпуска фильмов во ¬ладикавказе. Ќо особого резонанса это почему-то не вызвалоЕ†

ќсуществл€ть обучение кинопрофессионалов, конечно, не просто. ѕриобретены технические средства, педагоги прилетают из ћосквы и ѕетербурга, сам € часто бываю у своих студентов.†

Ќа первом курсе они сделали уже самосто€тельные киноработы, чего не делаетс€ в киновузах так рано. –еб€та очень способные, цен€т контакты с мастером, возможности, которые им предоставлены, чего не может быть в ÷ентральной –оссии.†

я не набрал бы мастерскую в –оссии, потому что здесь не найти таких людей, которые так самоотверженно работали бы, как реб€та с  авказа. ќтношение к мастеру, уважение к нему - часть менталитета.†

я вынужден был отказыватьс€ от предложений ¬√» а и других институтов, вел курсы за пределами страны.  онечно, мне сложно, нужно посто€нно летать в  абардино-Ѕалкарию, физически мне это не просто. Ќо дл€ мен€ —еверный  авказ - часть моей родины –оссии, и € хочу быть полезным на свой родине, даже если € сам ей не очень нужен.

- ¬аши студенты знают “арковского?

- Ѕольша€ часть поступивших учитьс€ ко мне не знали, кто такой —окуров, никогда не смотрели мои фильмы. ѕолагаю, сейчас они уже знают и кто такой “арковский - их серьезно учат истории кино. я просто та тележка, котора€ подвезет их к культуре, к кинопрофессии.

- „то они снимают - художественное или документальное кино?

- ќни будут режиссерами и осваивают все формы - телевидение, кинематограф, театр и радио. ќни должны уметь снимать и игровые, и документальные фильмы, ставить спектакли, заниматьс€ радиовещанием.

–аньше национальные мастерские организовывались в ћоскве, в Ћенинграде в театральных вузах. ¬ результате больша€ часть тех, кто училс€, не возвращались или вообще не работали в полученной профессии. ћо€ принципиальна€ установка: учить нужно на родине, чтобы люди развивали национальную культуру, потому что положение с культурой в кавказских республиках гораздо хуже, чем в ÷ентральной –оссии или северо-западной части страны.

- √ерои вашего цикла короткометражек "»нтонации" - композитор, судь€, строитель, ученый - пон€тны и объ€снимы. Ќо как среди них оказалс€ якунин?

- я этого хотел. ћне никто не нав€зывал этого собеседника. ћы с ним из одного времени, а судьбы такие разныеЕ ѕросто хотелось обратить внимание на историю его жизни.†

Ёто человек, который получил право управл€ть важнейшей монополией в стране. Ётот человек имеет опыт дипломатической и, возможно, разведывательной де€тельности. ¬ фильме пр€мо сказано, кем он был и чем занималс€.†

ћоей задачей в "»нтонаци€х" было показать зрителю, кто эти люди, что у них есть. ” одного - его собственный талант. я имею в виду выдающегос€ композитора —ерге€ —лонимского, блест€щего филолога Ѕориса јверина, председател€  онституционного суда ¬алери€ «орькина, президента  абардино-Ѕалкарии, где все тихо-тихоЕ Ѕыло.†

ћен€ интересовало, что это за люди, каково их мировоззрение, каков уровень культуры и как они ведут диалог с гражданином-соотечественником. я мог задавать любые вопросы. «а исключением тех, которые могут поставить человека в сложное, унизительное положение.†

¬ документальном жанре есть вещи, которых делать нельз€. Ќельз€, например, публично оскорбл€ть человека, ставить его в двусмысленное положение, потому что он не сможет никогда ответить.†

—егодн€ последнее слово за газетой или телеизданием. ¬ общественных акци€х всегда должны соблюдатьс€ корректность и деликатность. ѕредполагалось, что фильмов в цикле будет значительно больше, но вышло только шесть. ѕланировались и другие персонажи, но, к сожалениюЕ

- ¬ свое врем€ вы предлагали ≈льцину пригласить на должности управленцев, по примеру ѕетра ѕервого, немцев или голландцев. ¬ы думаете, это что-то исправило бы в нашем обществе? ѕринесло бы пользу?

- јбсолютно уверен в этом. я и ¬алентине »вановне предлагал это.

- » что она ответила?

- ќна сме€лась. Ќо € уверен, что это возможно. ƒл€ этого нужна политическа€ вол€. ќб этом мало говор€т, но крупного руководител€, политического или экономического, отличает в первую очередь политическа€ вол€. ќна была у ≈льцина.

я уверен, что начальниками или руководител€ми комитетов в правительстве ѕетербурга совершенно спокойно могли быть немцы, голландцы или англичане.  ак и руководител€ми ѕетербургской полиции.

≈сли мы пошли по пути европеизации и начали строить европейское государство, то нужно понимать, что со вс€ким национальным российским своеобразием управлени€ нам надо расставатьс€. ƒолжен быть единый принцип: европейский и демократический. „еловек, который чем-то управл€ет, должен быть профессионалом - честным, пор€дочным и следующим законам.

–ешение ѕетра о приглашении специалистов и архитекторов было не капризом ненормального человека, тирана. Ќа самом деле решение было не глупое.

“олько серьезные политические решени€ могут качественно изменить работу в обществе. Ќичего в –оссии не переменитс€, если не будут прин€ты серьезные политические решени€ - все прочие ресурсы исчерпаны.

ћы прекрасно понимаем, что в течение длительного времени в стране не удалось создать разумного государства. ¬се попытки что-то изменить заканчиваютс€ разговорами, возней.

–аздражение людей растет, уровень социальной культуры падает. —ейчас уже нет социального института, который не был бы задет падением уровн€ культуры. ћы знаем, в каком состо€нии находитс€ арми€, полици€, догадываемс€, в каком состо€нии спецслужбы, образование. “олько самые честные, смелые и открытые меры могут спасти от деградации и падени€. ¬округ мен€ много людей, которые говор€т: "Ќадо уезжать. Ќас ничто не ждет впереди".

- ¬ы тоже планируете уехать?

- Ќет! Ќо если мен€ лишат возможности работать в стране, буду вынужден уехать. Ќадо работать, если у мен€ еще есть силы на это.

- ¬аш фильм "ћолох" вызвал разные оценки - от многих слышал негативные отзывы: " ак он мог сн€ть такой фильм про √итлера? ” мен€ дед погиб под —талинградомЕ ” мен€ бабушка умерла в блокаду, а он из него человека делаетЕ"  ак бы вы ответили этим люд€м?

- я могу задать этим странным люд€м встречный вопрос: они думают, что √итлер занесен к нам с Ћуны? » он, и нацизм порождены людьми. ѕросто так относитьс€ к √итлеру нельз€. ¬ свое врем€ за него проголосовали миллионы его соотечественников. » это случилось в √ермании, котора€ долгое врем€ была опорой дл€ мировой культуры. Ёто как в больнице. ¬ы врач, вам привоз€т больного человека, но вы узнаете, что он мерзавец. Ћечить его все равно надо. ѕоставить диагноз и лечить, пусть его потом осуд€т люди и бог. »скусство не €вл€етс€ судьей. я не прокурор.

- ¬ас не обижает такое непонимание?

- Ќе обижает, потому что € не истина в последней инстанции. ћогу ошибатьс€ и, может быть, ошибаюсь даже больше остальных. Ќо € абсолютно уверен в своей правоте в данном случае.  ак и в случае с Ћениным в "“ельце" и ’ирохито в "—олнце". я говорю о люд€х, а не просто функци€х, € не математик. ќб€зан искать человеческие особенности в тех люд€х, которые оказали вли€ние на общество, историю, только тогда станет пон€тно, почему все так сложилось. —тановитс€ очевидным, что человек, к сожалению, способен на все. Ќет низшей границы, куда бы он ни опустилс€.

≈сли посмотреть, сколько людей погибло от стихийных бедствий, то это будет капл€ по сравнению с тем, сколько людей было убито людьми. ¬спомните преступлени€, например, католической церкви, кошмар инквизиции, походы крестоносцев, сталинизм. –азве от этого можно просто так отмахнутьс€? Ѕездомный брод€га дурно пахнет, но врачи его все равно лечат. »скусство и медицина в этом смысле близки.

- ¬ы все верно говорили про падение уровн€ культуры. — другой стороны, нас убеждают, что возрождение духовности и нравственности в усилении вли€ни€ –ѕ÷ в обществе.  ак вы думаете, насколько справедливо такое утверждение?

- ѕравославна€ церковь должна декларировать и следовать деполитизации в своей де€тельности. Ќе должно быть никакого сращивани€ с госаппаратом, с интересами государства. Ёто в интересах самой церкви. ќдин раз православна€ церковь получила очень серьезный и большой урок - после государственного переворота в 1917 году. ћиллионы людей участвовали в разрушении церквей, физическом истреблении монахов. ћногие церковные служители были погублены собственным народом, который до этого разбивал лбы в храмах и плакал от умилени€, гл€д€ на иконы.

Ёто произошло потому, что православна€ церковь к началу страшных событий в семнадцатом году, была сращена с государством и несла объединенную ответственность вместе с самодержавием за катастрофические экономические и социальные проблемы. Ќарод уже не раздел€л светскую и церковную власть.†

” православной церкви есть мессианска€ задача - сделать все, чтобы рассто€ние между российскими мусульманами и православным миром было сокращено минимально. Ќужно проводить консолидирующую миролюбивую совместную работу, уговорить на это лидеров мусульман. » еще быть скоромнее во всех смыслах.

 ак-то в ≈катеринбурге наблюдал потр€сшую мен€ картину. ¬ыхожу из храма, построенного на месте »патьевского дома. ¬друг вижу - подъезжает к нему роскошнейший Ѕћ¬. »з храма выбегает монах, открывать дверцу. “ут же к машине подбежали еще какие-то бритые, совершенно пон€тно, какой репутации молодые люди, стали целовать ручки сановному св€щеннику. –€дом сто€ли местные жители, они сказали мне, что это приехал местный архиепископ.

Ёто что? „то за пиршество? ¬опросы, которые сегодн€ существуют перед русским обществом, настолько критичны и остры, что без освобождени€ от имущественного, материального €рма, которое взваливает на себ€ церковь, их не решить.

ƒолжно быть очищение. ≈сли они, конечно, хот€т быть частью этого великого фильтра, который нужен дл€ очищени€ легких народа. ѕодальше от государства. —делать все дл€ консолидации с российскими мусульманами и убедить их включитьс€ в борьбу с терроризмом.

- ¬ ваших фильмах нет звездных актеров - они либо малоизвестные, либо вообще неизвестные. ¬ы принципиально не работаете с попул€рными артистами?

- ѕримером дл€ мен€ €вл€етс€ литература. ћожно ли себе представить, чтобы писатель “олстой брал напрокат дл€ создани€ своего художественного образа персонажей у „ехова или ƒостоевского? »ли ƒостоевский использовал, что было у —алтыкова-ўедрина?†

ѕерсонаж, который существует на экране, - это отдельна€ самость, отдельна€ человеческа€ натура, котора€ должна быть неповторимой. ¬ каждом фильме - свои персонажи, свои лица, свои характеры. ≈сли это художественное произведение, оно должно быть самосто€тельным. ≈сть много русских театральных актеров, к которым € отношусь с огромным уважением. Ќо, скорее всего, никогда не буду их снимать, потому что на них есть короста уже сделанного. ќни бесконечно повтор€ют то, что уже делали. ќни €вл€ютс€ просто матрицами дл€ каких-то усилий режиссеров.

Ќапример, все, кто пыталс€ снимать —олоницына, получали в своих картинах матрицы “арковского. ќн не смог сн€ть ее с себ€. –ежиссеры не знали, что им делать с бедным —олоницыным, потому что вли€ние “арковского было так велико на него, что он в фильмах смотрелс€, как вставленна€ фигура. ƒл€ мен€ важнее не актерска€ способность человека, а его личностное своеобразие. ≈го личность даже важнее его мастерства.

≈встигнеев был как личность выше, чем актер. Ћеонов был грандиозной личностью и только потом актером. ¬еликий товстоноговский актер ≈вгений Ћебедев как личность был совершенно грандиозен и только потом актером-гением. »звестные американские актеры, их немного (может, п€ть-шесть человек), - тоже личности, а уж потом актеры. Ѕыть личностью с актерским дарованием - это божий подарок, он даетс€ единицам.

- Ќеужели у вас ни разу не возникало желани€ пригласить в фильм суперзвезду?

- ” мен€ есть желание поработать с одной американской актрисой, € знаком с ней. ѕока ничего сказать не могу, нужно найти характер, образ дл€ нее.

- ¬ы не опасаетесь, что у нее может быть шлейф проб?

- ƒл€ мен€ достаточно того, что € знаю ее лично. Ќаверное, мои замыслы не кинематографичны. я не в полной мере занимаюсь кинематографом, поэтому способы, которые существуют в кино, мне неинтересны.

- ¬аше первое образование - историческое. Ёто помогает вам?

- ѕомогает, но € совершил ошибку, выбира€ первое образование. Ќадо было учитьс€ филологии. я же слишком приближен к историческому течению времени. Ќа самом деле мен€ интересует характер, культура и жизнь.  огда € был совсем молодым человеком и выбирал образование, мне казалось, что истори€ - это огромное пространство, филологи€ казалась только частью чего-то. —ейчас понимаю, что ошибалс€.

≈сли бы € училс€ сейчас, то получил бы еще меньше, чем в советский период. Ќаверное, даже не смог бы нигде учитьс€, семь€ наша была бы не в состо€нии платить за высшее образование. ≈ще раз хочу сказать, что введение платы за высшее образование - колоссальна€ ошибка современного государства.

- —егодн€ власть призывает творческую интеллигенцию быть патриотами, подразумева€ под родиной, прежде всего, себ€. ƒолжен ли художник быть патриотом в понимании патриотизма властью?

- ѕатриотизм - это гордость за свою –одину, как за страну.

√ордитьс€ можно только по-умному созданным государством, где работают законы и есть баланс между законом и жизнью. —оздайте разумное государство, и иде€ патриотизма сама по себе куда-то уйдет, растворитс€.  огда € говорю, что люблю –оссию, то имею под этим одно.† огда "я люблю –оссию" говорит, например, ћихалков, то он имеет в виду абсолютно другое. ѕод одним и тем же термином мы имеем в виду противоположное.

ƒа, € горжусь страной, где есть смелые, талантливые люди. я могу гордитьс€ качеством труда, социальной системой, отношением к пенсионерам, докторам, учител€м или военным. Ќо € не могу гордитьс€ страной, где процветает казарменный бандитизм. Ќе могу, не хочу и не буду. я понимаю, что прекратить это безобразие ничего не стоит, увер€ю вас. Ёто не стоит ни копейки. ƒл€ этого нужна политическа€ вол€. ƒл€ того чтобы военачальники исполн€ли свои об€занности.

Ќельз€ отправл€ть мальчишку в армию и получать его обратно с увечь€ми или в гробу. Ёто не арми€. „ем € тут могу гордитьс€? я могу гордитьс€ культурой, не современной, а той, что мне оставили предки. ћогу гордитьс€ уникальным, удивительным русским €зыком, какими-то отдельными периодами жизни страны, которые дл€ мен€ обладают особым очарованием.

ѕолитика - не предмет гордости. ≈сли € говорю о том, что плохо, это значит, что у мен€ есть интерес к тому, что происходит в стране. ¬ы же понимаете, в каком положении находитс€ современное общество. я не о политике говорю, а о нравственном состо€нии. ƒл€ мен€, как человека художественной среды, в первую очередь важно нравственное состо€ние моего народа.

≈сли мой народ начинает опускатьс€ все ниже и ниже, € становлюсь одиноким. ” мен€ нет зрителей в моей стране. Ёто правда!

- „то планируете снимать после "‘ауста"?

- —ледующий мой фильм, который €, возможно, буду делать во ‘ранции, - о Ћувре. ‘ранцузы обратились ко мне с предложением реализовать давнюю мою мечту.

- Ёто будет "‘ранцузский ковчег"?

- Ќет, это будет более сложна€ по содержанию картина. ѕо форме она не будет повтор€ть "–усский ковчег", он неповторим. Ёто великий подвиг ѕиотровского. ѕрофессионально, конечно, € сделал все, что мог. Ќо ни один руководитель ни одного крупного музе€ никогда не смог бы пон€ть и проникнуть в этот замысел так, как это сделал ѕиотровский. Ѕез его участи€, его помощи, понимани€ нельз€ было сделать этот фильм.

- ¬ советское врем€ была строжайша€ цензура, идеологический контроль, особенно в искусстве. “ем не менее именно в то врем€ родилось множество талантливых художников. —егодн€ в –оссии относительна€ свобода, но где таланты?

- “оталитарное государство заинтересовано в существовании культуры и искусства. ƒемократическим государствам, в общем, это все равно. ¬ —оветском —оюзе вкладывались огромные средства в культуру - это делалось систематически, и в итоге были созданы фундаментальные культурные институты.

Ќапример, развитие филармонической де€тельности по всей стране. ¬ любом крупном городе были сво€ филармони€ и оркестр. Ѕыло всестороннее и разнообразное развитие библиотечного дела. ¬о всех крупных городах, а также в средних и малых были кинотеатры. ќни были даже в селах. “ам, где их не было, работали передвижные киноустановки.  инематографисты делали картины и должны были делать их таким образом, чтобы была возможность тиражировать их даже на восемь миллиметров. Ёто означало, что фильмы попадут в армию, на флот, в села, где не было 35-миллиметровых проекторов. ¬ каждой республике были крупные киностудии - и документального, и игрового кино.

¬ каждой республике были министерства культуры, все виды театров - и оперный, и драматический, и детский, и музыкальный. ¬ √орьком, откуда родом мо€ мама, были очень сильный драматический, оперный, “ё« и театр музыкальной комедии. ¬ не очень большом городе было четыре театра и, кроме этого, театральное училище, филармони€ с великолепным оркестром, с которыми выступали –остропович, Ўнитке, Ўостакович.

¬ советское врем€ было развитие радиовещани€ с большим объемом исполн€емой классической музыки и радиоспектаклей. ¬ы представл€ете, какое было огромное вли€ние, и большей частью классической культуры.  онечно, идеологическа€ составл€юща€ была очень велика: сочинени€ Ћенина и ћаркса выходили миллионными тиражами. ѕри этом огромными тиражами издавались “олстой, ƒостоевский. ¬ области кинематографа были киновузы, в стране существовали четыре фабрики, производ€щие кинопленку, кинооборудование. Ѕыла цела€ кинопромышленность.

- —ейчас даже пудру закупают за границейЕ

- Ќе только. »гровых киностудий было много, было большое количество документальных студий. я не говорю сейчас о телевидении, которое развивалось, и там тоже было свое кинопроизводство. ¬от так вы можете сравнить присутствие культуры в жизни общества в советское врем€ с тем, что происходит сейчас, когда кроме "ћосфильма" не осталось ни одной киностудии.† анал " ультура" существует еле-еле.

¬  абардино-Ѕалкарии театры погибают, во всех кавказских республиках большие трудности с развитием радиовещани€ на родных €зыках, там практически нет серьезной прессы, погибают библиотеки, закрываютс€ школы, в том числе и в аулах. ¬се это вызывает тревогу.

 ультура должна оказывать давление на народ. ѕотому что процесс воспитани€ и школьного образовани€ невозможен без элемента принуждени€.

- Ќо как же пробивались в советское врем€ такие таланты, как “арковский,  лимов? “алантливых мастеров тогда, кажетс€, было большеЕ

- ƒа, крупных имен было много. —ейчас можем назвать три, четыре, от силы п€ть имен. » еще неизвестно, пройдут ли они испытание временем. “огда было тотальное вли€ние культуры на народ. —реди этого и могло возникнуть такое количество художественных авторов. ¬едь были еще и писатели. ќткуда мог по€витьс€ наш великий писатель –аспутин из »ркутска? ѕлатонов, јстафьев,  азаковЕ

—ейчас, чтобы учитьс€ во ¬√» е, надо иметь деньги. Ќо талантливый человек, как правило, не может оплатить обучение. ” мен€ на курсе несколько человек, к сожалению, учатс€ на платной основе. я возмущен этим.  ак можно платить за обучение сто тыс€ч в год?  ак? “ем более, где человек на  авказе возьмет столько денег? ќткуда? ≈сли бы у мен€ были деньги, € сам платил бы за них, но у мен€ нет таких денег.

-  акой критерий нужен вам дл€ общени€ с людьми?

- я человек не жестокий и многое могу простить человеку. Ќаверное, даже предательство. Ќа "Ћенфильме" есть люди, которые писали на мен€ доносы в советское врем€. я видел эти записки. Ёти люди и сейчас работают. ƒумаю, что они не знают, что мне все известно. Ѕог им судь€. ƒл€ мен€ важно, чтобы у человека были душевные качества. Ќо если вижу, что он талантлив, но при этом подлец подлецом, то от мен€ никогда не дождетс€ помощи. ¬ общем-то, в профессиональной среде у мен€ очень мало контактов.

- “о есть можно предположить, что вы можете общатьс€ даже с простым д€дей ¬асей?

- ” мен€ самые близкие друзь€ не из кинематографа, и они, наверное, даже не очень понимают, чем € вообще занимаюсь. ћне с ними легко общатьс€. ѕотому что кино мен€ не интересует в той степени, как это может показатьс€. я не фанатик кино. я читатель, слушатель, люблю музеи, живопись, механизмы. √енетически и по характеру € не кинематографический человек. ѕоэтому не имею никакого вли€ни€ в киноиндустрии и не очень уютно чувствую себ€ в русском кино. ” мен€ вообще нет чувства, что € часть русского кино. я понимаю, что в русском кино мен€ не люб€т. ѕочему-то.

 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

¬торой јгротехнологический форум ёга –оссии состоитс€ в –остове-на-ƒону 28 феврал€ Ц 1 марта 2018 года в рамках выставки Ђ»нтерагромаш Ц агротехнологииї при поддержке ћинистерства сельского хоз€йства –оссийской ‘едерации, ћинистерства сельского хоз€йства и продовольстви€ –остовской области, –оссийской академии естественных наук (–ј≈Ќ), Ќациональной технологической палаты (Ќ“ѕ), —оюза казаков-воинов –оссии и «арубежь€ (— ¬–и«), ћеждународной академии наук экологии и безопасности жизнеде€тельности (ћјЌЁЅ) и Ќаучно-производственного объединени€ ЂЅиоцентрї, сообщает  sk-news.ru.

≈Є организовал крупнейший независимый финансовый интернет-портал ЂЅанки.руї.

∆изнь одиннадцатилетней Ќасти ѕоповой из —тавропол€ Ц сплошна€ борьба за право жить нормально.  ак все ходить в школу, как все чувствовать себ€ на улице, как все посещать кружки и радовать маму успехами, - рассказывает sk-news.ru.

¬“Ѕ в —еверо- авказском федеральном округе за 2017 год с использованием инструментов государственной поддержки заключил с компани€ми — ‘ќ 54 кредитных соглашени€ на общую сумму пор€дка 5 млрд рублей, из которых уже предоставлено денежных средств на сумму около 4 млрд рублей.

Ѕанк ¬“Ѕ в —таврополе увеличил до 7 млрд рублей кредитный лимит крупнейшему многоотраслевому промышленному холдингу юга –оссии Ц јќ Ђ онцерн Ёнергомераї.

¬сех нас, здесь собравшихс€, объедин€ет одна цель Ц создать услови€ дл€ широкого производства экологически здоровых продуктов. Ѕез √ћќ, без применени€ химических средств, без обмана потребител€ псевдо-экологическими брендами, Ц так начал свое выступление эксперт sk-news.ru јлександр √енрихович ’ј–„≈Ќ ќ на круглом столе  в —овете ‘едерации ‘— –‘ на тему Ђќб органическом сельском хоз€йстве –оссийской ‘едерацииї, который состо€лс€ 5 декабр€ 2017 года.

Ќиколай ћихайлович ¬довкин - действительный член –оссийской академии художеств, заслуженный художник –‘. ¬озглавл€ет √ильдию эмальеров –оссии. Ќагражден золотыми медал€ми –ј’, —’–, “—’– и другими. ќткрытие его юбилейной выставки "‘орма. ƒвижение.ќбраз" состо€лось в краеведческом музее им. Ўпаковского г. ≈ссентуки.

Firefox готовит конкурента Skype
‘орум Ќ ќ —тавропольского кра€ "√ражданска€ активность" на "ура" прошел на лучшей площадке в ѕ€тигорске - в ѕ√”
„то почитать?
»мре  альман - король оперетты
»нформационно-ресурсный центр Ђ√ражданское партнерствої и — ќќ Ђ—лав€нский —оюз —таврополь€ї подписали соглашение о сотрудничестве
ћеропри€тие —троитель –оссии 2018

¬идео лента

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

—еверо- авказские новости

 алендарь новостей

‘евраль
2018
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
29
30
31
25
26
27
28
1
2
3
4