Ќовости: ¬ласть



ѕослание президента –‘ ¬ладимира ѕутина

¬ладимир ѕутин огласил 12 декабр€ ежегодное ѕослание президента –оссийской ‘едерации ‘едеральному —обранию. ¬–»ќ главы  Ѕ– ёрий  оков сразу после представлени€ его активу республики 7 декабр€ сообщил журналистам, что планировать свою работу будет, опира€сь на послание ѕрезидента, - сообщает† SK-NEWS.RU .


ѕровед€ в тот же день встречу с членами правительства  абардино-Ѕалкарии, ёрий  оков выехал в ћоскву, где провел несколько встреч в ћинрегионов и руководстве госкорпорации « урорты —еверного  авказа» по экономическому развитию  Ѕ– в рамках реализации федеральных программ, в том числе, по туркластеру.

¬–»ќ главы  Ѕ– присутствовал также на оглашении послани€ ѕрезидента –‘. Ќа церемонии, прошедшей в √еоргиевском зале Ѕольшого  ремлЄвского дворца, присутствовали члены —овета ‘едерации, депутаты √осударственной ƒумы, члены ѕравительства, руководители  онституционного, ¬ерховного и јрбитражного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов ‘едерации, главы традиционных конфессий, общественные де€тели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.

¬ этом году ѕослание было оглашено в день двадцатилети€  онституции –оссийской ‘едерации, прин€той 12 декабр€ 1993 года всенародным голосованием.

“екст послани€ президента ‘едеральному собранию 2013 года

¬ладимир ѕутин: ”важаемые граждане –оссии! ”важаемые члены —овета ‘едерации, депутаты √осударственной ƒумы!

ќбращение ѕрезидента страны с ежегодным ѕосланием ‘едеральному —обранию - это требование  онституции –оссии,  онституции, которой сегодн€ ровно 20 лет. ѕоздравл€ю вас с этой значимой дл€ нашего государства и общества датой. » конечно, с 20-летием ‘едерального —обрани€ - парламента –оссии, сформированного в соответствии с ќсновным законом страны.

 онституци€ соединила два базовых приоритета - высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, - подчеркнув их взаимную об€занность - уважать и защищать друг друга. ”беждЄн, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касаетс€ второй главы  онституции, котора€ определ€ет права и свободы человека и гражданина. Ёти положени€ ќсновного закона незыблемы.

ѕри этом, жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельз€ рассматривать как окончательно завершЄнный, мертвый. “очечные коррективы других глав ќсновного закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой - необходимы.

“ак, вы знаете, предлагаетс€ внести поправки в  онституцию, на основании которых . —егодн€ в трактовке многих законов эти суды часто расход€тс€, иногда весьма существенно, вынос€т разные решени€ по схожим делам, а то и по одним и тем же. ¬ итоге возникает правова€ неопределЄнность, а порой и несправедливость, котора€ отражаетс€ на люд€х.

ѕолагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит будет укрепл€ть гарантии реализации важнейшего конституционного принципа - равенства всех перед законом.

”важаемые коллеги!†

¬  онституции сформулированы ключевые национальные объединительные идеи.

—мысл конституционной нормы о социальном государстве - именно во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. ћы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны.

¬ том числе мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальна€ возможность принимать участие в управлении своим посЄлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определ€ют качество жизни.

—егодн€ в системе местного самоуправлени€ накопилось немало проблем. ќбъЄм ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. ќтсюда часто неразбериха с полномочи€ми. ќни не только размыты, но и посто€нно перекидываютс€ с одного уровн€ власти на другой: из района - в регион, с поселени€ - на район и обратно. ќрганы местного самоуправлени€ то и дело сотр€сают и коррупционные скандалы.

–айонный уровень фактически выхолощен. ≈го полномочи€ в сфере образовани€, здравоохранени€, социальной защиты переданы в регионы.

 роме того, местна€ власть должна быть устроена так - а ведь это сама€ близка€ власть к люд€м, - чтобы любой гражданин, образно говор€, мог дот€нутьс€ до неЄ рукой. ¬ этой св€зи обращаюсь к ¬сероссийскому совету местного самоуправлени€,  онгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам ‘едерального —обрани€, ѕравительству –оссийской ‘едерации. ƒавайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы, наконец, привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.

ѕовторю, считаю важнейшей задачей - уточнение общих принципов организации местного самоуправлени€, развитие сильной, независимой, финансово состо€тельной власти на местах. » такую работу мы должны начать и, в основном, законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году - в год 150-лети€ знаменитой «емской реформы.

 стати, именно развитие земств, местного самоуправлени€ в своЄ врем€ позволило –оссии совершить рывок, найти грамотные кадры дл€ проведени€ крупных прогрессивных преобразований. ¬ том числе дл€ аграрной реформы —толыпина и переустройства промышленности в годы ѕервой мировой войны.

”верен, и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом дл€ пополнени€ и обновлени€ кадрового потенциала страны. » конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремлЄнные, профессиональные люди, готовые ответственно исполн€ть свои об€занности. ѕотому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать услови€ дл€ их открытости и эффективности.

ѕрошедшие недавно выборы показали, что в политической жизни стало меньше официоза, заорганизованности, заранее прогнозируемых результатов. —читаю важным, что всерьЄз за€вили о себе многие новые партии. «авоевав места в муниципальных и региональных органах власти, они заложили хорошую базу дл€ участи€ в будущих федеральных избирательных кампани€х и, уверен, состав€т достойную конкуренцию политическим старожилам.

—овременной –оссии необходима широка€ общественна€ дискусси€, причЄм с практическими результатами, когда общественные инициативы станов€тс€ частью государственной политики, и общество контролирует их исполнение.

—читаю, что все законопроекты, ключевые государственные решени€, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое" чтение, с участием Ќ ќ, других институтов гражданского общества.

 ак при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы.  онечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. » самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а, порой, и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействи€ коррупции.

„тобы сформировать правовую базу дл€ такого гражданского участи€, прошу ќбщественную палату, —овет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включитьс€ в подготовку проекта закона "ќб общественном контроле".

ќдним из приоритетов в совместной работе государства и общества должна стать поддержка правозащитного движени€. –ассчитываем, что в де€тельности таких организаций не будет политической ангажированности, что она будет максимально приближена к интересам и проблемам конкретного гражданина, конкретного человека.

¬ этой св€зи возрастает и роль ќбщественной палаты. ќна должна стать площадкой дл€ выражени€ интересов различных профессиональных и социальных групп, ассоциаций и союзов. “ам должно быть побольше профессионалов. —читаю, что представители этих союзов должны составл€ть не менее половины членов ќбщественной палаты, предлагаемых ѕрезидентом. “акой подход будет обеспечивать баланс интересов разных социальных и профессиональных групп, полнее учитывать волнующие их проблемы.

¬ажнейша€ тема, котора€ требует откровенного разговора в обществе - это межэтнические отношени€. «десь фокусируютс€ многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развити€, и коррупци€, и изъ€ны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искажЄнному пониманию истинных причин межэтнического напр€жени€.

≈го провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишЄнные культуры, уважени€ к традици€м, как своим, так и чужим. Ёто своего рода аморальный интернационал, в который вход€т и распо€савшиес€, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов –оссии, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые "крышуют" этническую мафию, и так называемые "русские националисты", разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом дл€ вандализма и кровавой бузы.

ћы вместе должны справитьс€ с этим вызовом, должны защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность –оссийского государства.

”важаемые коллеги!

¬ майских указах 2012 года были обозначены конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах. ѕо сути, указы составили единую программу действий, аккумулировав волю миллионов людей, стремление народа –оссии к лучшей жизни. ѕорой приходитс€ слышать, что на реализацию всех за€вленных планов и целей не хватает средств, что нужно снизить планку, упростить задачи.

”важаемые коллеги, € перехожу к очень важной и ответственной теме. —читаю, что нельз€ строить политику по формальному принципу. ƒа, конечно, мы с вами хорошо знаем, экономическа€ конъюнктура может мен€тьс€, она и мен€етс€. Ќо это не повод говорить о ревизии целей. Ќужно заниматьс€ делом и искать решени€, чЄтко расставл€ть бюджетные и другие приоритеты. ѕрошу актуализировать все государственные программы.

”же в течение ближайших двух лет на программный принцип должны перейти бюджеты всех уровней. Ёто не означает механического переписывани€ всего. Ёто значит - закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижение результата. Ќацелить ресурсы на содержательные изменени€ в конкретных секторах - вот что нужно.

“ак, мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учител€, преподавател€, врача вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Ќо достойна€ оплата труда, как мы и договаривались, должна обеспечиватьс€ не только исключительно за счЄт бюджетных вливаний, а благодар€ реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное - качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как мен€етс€ к лучшему работа наших школ, университетов, поликлиник и больниц.

ѕоэтому нар€ду с повышением зарплат, что, разумеетс€, нужно делать, и мы это будем делать, но все-таки нужно реализовать целый комплекс других мер, чтобы все задачи-то были выполнены. Ёто что за меры? Ёто переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, это внедрение подушевого финансировани€, когда преимущества получают те учреждени€ (причем как государственные, так и негосударственные, что очень важно), которые предоставл€ют услуги наилучшего качества. Ёто развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы дл€ Ќ ќ и социально ориентированного бизнеса. », безусловно, это оптимизаци€ бюджетной сети за счЄт сокращени€ неэффективных расходов и звеньев, сн€тие барьеров дл€ самосто€тельности бюджетных учреждений.

√де все эти меры? — издани€ указов прошло полтора года. ¬ы знаете, что € отмечаю? “о ли делаетс€ так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делаетс€.  онечно, при такой работе мы не достигнем поставленной цели.

ѕроведение преобразований зат€нулось, и зат€нулось недопустимо. ¬ результате люди, потребители услуг кардинальных изменений не чувствуют. ћы выдел€ем огромные ресурсы, но если не проводить реформы, вместо качества будут расти только неэффективные расходы, раздуватьс€ управленческий аппарат, что и происходит часто на практике. ќбращаю на это внимание и федеральных органов власти, и руководителей регионов –оссийской ‘едерации.

¬ажнейша€ задача - создание системы независимой оценки качества социальных учреждений. Ётот механизм позволит ув€зать их финансирование с результатами работы, а значит провести эффективную оптимизацию бюджетной сети.

—читаю, что нужны законодательные нормы пр€мого действи€, которые определ€т единые подходы, стандарты и критерии, а также об€зательства всех уровней власти по созданию системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. » прошу прин€ть соответствующий закон уже в ходе ближайшей весенней сессии. ќбращаюсь с насто€тельной просьбой к вам, уважаемые коллеги.

¬ последние годы нам многое удалось сделать дл€ развити€ здравоохранени€. ¬ыросла продолжительность жизни. —нижаетс€ смертность от сердечнососудистых и р€да других заболеваний. Ќо мы по-прежнему далеки от нужных показателей.

Ѕазовый вопрос - это реальный переход к страховому принципу в здравоохранении. —егодн€ функци€ ќћ—, по сути, сводитс€ к "прокачке денег" до получател€, но только не через бюджет, а через внебюджетный фонд. «адача - совершенно друга€. «адача заключаетс€ в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за своЄ здоровье, по€вились финансовые стимулы к здоровому образу жизни, а страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждени€ предоставл€ли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше.

—истема ќћ— должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказани€ бесплатной медицинской помощи. Ёто касаетс€ и общего объЄма средств, и их доведени€ до конкретной больницы или поликлиники. ѕри этом пациент должен точно знать, какую помощь ему об€заны предоставить бесплатно, а врач - понимать, по каким принципам оплачиваетс€ его работа.

ќсобый акцент необходимо сделать на развитии системы профилактики. ”же начина€ с 2015 года все дети и подростки должны ежегодно проходить об€зательную бесплатную диспансеризацию, а взрослые - один раз в три года.

ѕон€тно, что в ходе регул€рных медицинских осмотров возрастЄт и число вы€вл€емых заболеваний, возрастЄт и потребность в высокотехнологичной медицинской помощи. «а последние годы мы создали целую сеть федеральных центров, поддерживали те, которые наход€тс€ в столичных городах, но и создали новую федеральную сеть таких центров, способных оказывать медицинскую помощь на самом передовом уровне. Ќам нужно сохран€ть и развивать их потенциал. ѕри этом услуги таких центров должны быть доступны не только дл€ жителей городов, где они расположены, но и дл€ граждан из других регионов. Ќеобходимые дл€ этого финансовые источники должны быть предусмотрены.

¬ целом, в течение трЄх лет нам надо сформировать услови€, чтобы делать в полтора раза больше высокотехнологичных операций, чем сейчас. ¬полне достижима€ задача. ѕри этом нельз€ отставать и от мировых тенденций. ¬едущие страны уже сто€т на пороге внедрени€ лечебных технологий, построенных на био- и генной инженерии, на расшифровке генома человека. Ёто будет, действительно, революци€ в медицине. —читаю, что ћинздрав и –оссийска€ академи€ наук должны сделать приоритетными фундаментальные и прикладные исследовани€ в сфере медицины.

Ќужно серьЄзно усилить роль профессионального сообщества в управлении системой здравоохранени€. «наю, что идеи на этот счЄт уже сформулированы и заслуживают поддержки. ѕрошу ћинздрав вместе с ведущими объединени€ми медицинских работников внести конкретные предложени€.

Ќам нужно возрождать и традиции милосерди€. ѕредлагаю организовать в –оссии широкое движение добровольцев, готовых работать в системе здравоохранени€, оказывать посильную помощь. ѕри этом убеждЄн, волонтЄры, на деле проработавшие несколько лет в учреждени€х здравоохранени€, должны иметь преимущества при поступлении в медицинские вузы.

”важаемые коллеги!

Ќаступающий 2014 год объ€влен в –оссии √одом культуры. ќн призван стать годом истинного просветительства, обращени€ к нашим культурным корн€м, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

ћы знаем всеохватывающую, объедин€ющую роль культуры, истории, русского €зыка дл€ нашего многонационального народа и с учЄтом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образовани€.

Ќам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. √раждан страны - впитавших еЄ ценности, историю и традиции. Ћюдей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самосто€тельно мыслить.

”же дано поручение, начина€ со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. ≈стественно, что его результаты должны нар€ду с ≈√Ё учитыватьс€ при поступлении в вузы и другие учебные заведени€.

–ешающее значение дл€ будущего российской школы приобретает профессиональный рост учител€. ќн должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможност€ми по здоровью. ѕрошу подготовить комплексную программу обновлени€ кадров дл€ школ. «наю, что ћинистерство образовани€ этим уже занимаетс€, включа€ развитие системы непрерывной подготовки и повышени€ квалификации учителей. Ќужно завершать эту работу по подготовке этой программы.

≈сть ещЄ одна проблема, которую нужно решать безотлагательно. ”же сейчас зан€ти€ идут во многих школах в две смены: почти четверть российских школ, а в городах почти половина работает по такой системе. ј в ближайшие 5-6 лет благодар€ позитивной демографической динамике число школьников возрастет на миллион.

¬ –оссии очередь в детсады сократилась на 100 тыс€ч мест

ќбращаюсь к ѕравительству, ‘едеральному —обранию, региональным власт€м - нам нужно оценить масштаб этой проблемы. ѕредусмотреть эффективные решени€, в том числе надо так строить детские сады, чтобы в перспективе их можно было использовать под начальную школу.

Ёто не должно привести к удорожанию проектов детских садов. » как вариант можно рассмотреть возможность строительства школы и детского сада под одной крышей, в едином комплексе.

 онечно, оговорюсь, что это не федеральный уровень ответственности, а региональный и даже местный, но нам нужно пон€ть масштаб проблемы. Ќельз€ отмахиватьс€. ≈сли он имеет огромное значение дл€ страны и приобретает такие формы, то, думаю, что без федеральной поддержке здесь не обойтись.

» конечно, мы должны продолжить развитие инфраструктуры массового детско-юношеского спорта. ƒелать всЄ, чтобы повышалс€ престиж активного образа жизни. —обственно, в этом главна€ иде€ успешно прошедшей ”ниверсиады в  азани и ќлимпийских игр в —очи, которые откроютс€ уже совсем скоро.

”верен, на высоком уровне мы организуем и ќлимпиаду в —очи, и чемпионат мира по футболу, и зимнюю ”ниверсиаду в  расно€рске.

”важаемые коллеги!

ѕо последним данным статистики за €нварь-окт€брь текущего года в –оссии зафиксирован естественный прирост населени€. “акие результаты мы имеем впервые с 1991 года. Ёто очень хороший показатель.

–ождаемость превысила смертность почти в половине субъектов –оссийской ‘едерации. ѕричЄм во всех регионах ”рала и —ибири, в большинстве регионов ѕоволжь€ и ƒальнего ¬остока она опережает среднероссийские показатели.

Ќо нужно понимать и другое. —ейчас свои семьи начинает создавать поколение 90-х годов, когда спад рождаемости был самым глубоким, он был катастрофическим. » потому необходимы особые усили€ дл€ того, чтобы позитивный демографический поворот в –оссии был необратим.

’очу напомнить, что один из лучших показателей рождаемости в нашей стране фиксирован в конце 80-х годов. » тогда же был достигнут пик жилищного строительства. —егодн€ жилищна€ политика вновь должна стать одним из решающих факторов демографического развити€.

ѕравительство уже определило подходы к реализации программы строительства доступного жиль€. ¬ еЄ рамках до конца 2017 года планируетс€ дополнительно построить не менее 25 миллионов квадратных метров жиль€ со всей социальной инфраструктурой. „тобы семьи со средним достатком могли улучшить свои жилищные услови€. я предлагаю назвать эту программу "∆ильЄ дл€ российской семьи", чтобы концентрировать внимание на этой проблеме.

¬ целом по стране к 2016 году нужно преодолеть отметку в 75 миллионов квадратных метров жиль€, что выше рекордного показател€ 1987 года. “огда было построено 72,8 миллиона квадратных метров. —овременные технологии позвол€ют строить много, недорого относительно и качественно. Ќо при этом нужно решить несколько задач.

ѕрежде всего, прин€ть наконец все изменени€ в законодательство, которые разблокируют наконец процесс предоставлени€ земельных участков под застройку, сделать это в течение ближайших мес€цев. ћы посто€нно обсуждаем эту тему, за последние несколько недель многократно возвращались к этой теме.

ќрганы местного самоуправлени€ будут об€заны выставл€ть все свободные участки под застройку на торги, по прозрачным и €сным процедурам. ќдновременно должна возрасти ответственность застройщика: получил решение, но не начал воврем€ строить - верни землю.

—ледующий барьер, который сдерживает стройку - это дефицит средств на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Ќужно создать специальные инструменты дл€ решени€ этой проблемы, определитьс€ с финансовыми источниками и организационной формой.

«наю, что по инициативе фискальных органов ѕравительство готовит предложени€ по упор€дочению интернет-торговли. Ёто тоже могло бы стать одним из источников средств дл€ развити€ инженерной инфраструктуры. я прошу сделать предложени€ на этот счет.

», наконец, нужно навести пор€док с разрешительными процедурами. ќни до сих пор не унифицированы. ѕрошу установить единый, исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур, и сделать это уже до конца марта 2014 года.

 оллеги прекрасно понимают, почему так происходит, почему до сих пор не решаетс€. ќчень коррумпированна€ сфера потому что. ¬ этом вс€ проблема.

”важаемые коллеги!

ћы понимаем, что базовое условие дл€ решени€ задач социального развити€ - это возобновление устойчивого экономического роста. ѕо сути, € перехожу к сердцевине всей нашей работы.

ƒа, конечно, мы испытываем последстви€ глобального кризиса. Ќо нужно пр€мо сказать, основные причины замедлени€ нос€т не внешний, а внутренний характер.

ѕо объЄмам ¬¬ѕ –осси€ - это, конечно, хорошо - вошла в п€тЄрку крупнейших экономик мира. ќднако по такому ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаЄм от ведущих стран в два-три раза. Ќеобходимо форсированно преодолеть этот разрыв.

ƒл€ этого - в полную силу задействовать новые факторы развити€.  акие факторы? ќни тоже хорошо всем известны. Ёто высокое качество профессионального образовани€ и гибкий рынок труда, благопри€тный инвестиционный климат и современные технологии.

ѕоручаю ѕравительству совместно с –оссийской академией наук провести корректировку перспективных направлений развити€ науки и техники. ¬ соответствии с этими приоритетами должен строить свою работу и недавно созданный –оссийский научный фонд. ќн призван сосредоточитьс€ на финансировании фундаментальных исследований и программ с длительным горизонтом реализации. –ассматриваю эту работу как общенациональную задачу.

—овсем недавно, уважаемые коллеги, руководители всех фракций, представленных в парламенте, на встречах в ходе подготовки к сегодн€шнему ѕосланию высказывали свои предложени€ по участию в инновационном развитии страны. ¬ы все проголосовали за закон, которым создан был –оссийский научный фонд. ѕредлагаю всем фракци€м парламента направить своих представителей в ѕопечительский совет –оссийского научного фонда.

„то касаетс€ прикладных исследований, то эта работа должна быть сосредоточена на базе технологических платформ. ѕредлагаю переориентировать на поддержку таких исследований средства соответствующих целевых программ, в первую очередь, такой программы, как "»сследовани€ и разработки по приоритетным направлени€м развити€ научно-технологического комплекса". ѕри этом важно, чтобы работал принцип софинансировани€ проектов и со стороны государства, и со стороны бизнеса.

—егодн€ у нас в среднем из 265 полученных научных результатов только один - только один - становитс€ объектом правовой охраны. ¬клад добавленной стоимости, котора€ образуетс€ от оборота интеллектуальной собственности, в ¬¬ѕ –оссии - менее одного процента. Ёто не просто мало, это очень мало. ¬ —Ўј этот показатель 12 процентов, в √ермании - 7-8, а у наших соседей в ‘инл€ндии - 20. ѕоэтому техплатформы должны быть нацелены на конкретный результат, на получение патентов и лицензий, на практическое внедрение разработок.

Ќам необходимо формировать внутренний спрос на высокие технологии. Ёто чрезвычайно важное обсто€тельство - внутренний спрос нужен на эти технологии. »спользовать дл€ этих целей необходимо систему государственных закупок, инвестиционные программы госкомпаний. Ёто огромные деньги, триллионы рублей.

“акже надо провести серьЄзную инвентаризацию институтов развити€. ¬ последнее врем€ их де€тельность рассыпалась на множество разрозненных проектов, порой напр€мую не св€занных с инноваци€ми. ћы не дл€ этого создавали эти институты развити€. ѕроекты, может быть, и хорошие. Ќо создавались эти институты дл€ поддержки именно инновационного развити€ экономики. Ќужно восстановить в их работе стратегический вектор на технологический прорыв.

„тобы очистить экономику от устаревших, неэффективных, вредных технологий, необходимо, наконец, отстроить современную систему технического и экологического регулировани€. ќчень сложный, очень чувствительный дл€ экономики вопрос. –ассчитываю, что ѕравительство, совместно с бизнесом, с нашими коллегами по “аможенному союзу энергично проведЄт эту работу.

 роме того, предлагаю создать систему статистической оценки уровн€ технологического состо€ни€ отраслей экономики, чтобы иметь объективную картину нашей конкурентоспособности. ¬ советский период така€ система работала. Ћиквидирована, ничего на этой базе не создано. Ќужно ее воссоздать.

—ледующа€ задача - поддержка несырьевого экспорта. “ака€ система в полном объЄме так и не заработала. —охран€етс€ много административных барьеров. ѕолучение разрешени€ на экспорт занимает более двадцати дней. ƒл€ сравнени€ тоже скажу, что в Ўтатах это шесть дней, в  анаде и, скажем, в ёжной  орее - восемь. ¬се эти вопросы надо учесть в новой "дорожной карте" по поддержке экспорта. ѕрошу ѕравительство совместно с јгентством стратегических инициатив разработать еЄ к 1 марта 2014 года.

”важаемые коллеги, принципиальна€ роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. ќни должны задать требовани€ к квалификации каждого специалиста. Ќо они сработают только в том случае, если будут востребованы самим бизнесом. ѕоэтому их подготовка должна идти с участием самих профессиональных сообществ. я предлагаю создать Ќациональный совет профессиональных квалификаций. » не при каком-то ведомстве, а как действительно независимый орган. ¬ его работе должны прин€ть участие ведущие деловые объединени€ и профессиональные ассоциации. «а два года —овет должен утвердить весь пакет новых профессиональных стандартов.

ѕрошу наших коллег из бизнеса, из упом€нутых мною объединений не уклон€тьс€ от этой работы. Ёто, в конце концов, в ваших интересах.

ѕод требовани€ стандартов следует перенастроить всю систему профессионального образовани€. ќчень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. »мею в виду что? Ёто и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений - втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предпри€тий. √лавный принцип - обучение на реальном производстве, когда теори€ подкрепл€ет практические навыки.

ќтдельно хотел бы сказать и о высшей школе. Ѕольшинство юношей и девушек стремитс€ получить высшее образование.  ачество университетов и вузов должно соответствовать этому запросу. “олько тогда "образовательный драйв" молодЄжи станет мощным стимулом развити€ страны. ќднако сегодн€, как в столицах, так и в регионах, много вузов, которые не отвечают современным требовани€м.

—читаю, что дл€ обновлени€ всей системы высшего образовани€ нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочи€ по оценке качества образовани€, в том числе с их помощью добитьс€ того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачу.

Ќи в коем случае нельз€ создавать барьеры дл€ образовательной мобильности наших граждан. Ёто касаетс€ и платы, кстати говор€, за студенческие общежити€. ÷ены здесь не должны братьс€ "с потолка", а должны пр€мо зависеть от условий проживани€ и объЄма предоставл€емых услуг. ѕрошу ћинобрнауки и органы студенческого самоуправлени€ жЄстко контролировать эту ситуацию. Ќевозможно до небес задирать цены на общежити€ дл€ студентов.

’очу обратить внимание ректоров университетов. —коро дело придет знаете, к чему? ћинфин будет учитывать ваши доходы и будет занижать соответствующие нормативы. ¬ы дождетесь этого. ѕострадают образование, студенты и сами вузы.

ћы также должны значительно нарастить экспорт качественных образовательных услуг, создать услови€ дл€ получени€ образовани€ в российских вузах дл€ иностранных граждан и наших соотечественников, прежде всего из государств —Ќ√. Ёто очень серьЄзный инструмент укреплени€ культурного, интеллектуального вли€ни€ –оссии в мире.

¬ ближайшее врем€ нужно обеспечить взаимное признание документов о школьном образовании со всеми странами —одружества, а также проработать вопрос (это как предложение) о создании пунктов проведени€ ≈√Ё по российским стандартам, например, в странах —Ќ√ на базе центров русского €зыка. “акие экзамены должны проводитьс€ в одно врем€ со сдачей ≈√Ё в наших школах. ¬сЄ это должно дать возможность талантливым молодым люд€м из стран —одружества поступать в наши высшие учебные заведени€.

», наконец, следует ускорить прин€тие правовых актов, которые позвол€т российским вузам активно развивать массовое дистанционное образование, также ориентированное, прежде всего, на наших соотечественников и граждан —Ќ√.

—овершенству€ профессиональное образование, надо помнить, что рынок труда становитс€ более гибким. » граждане в случае необходимости должны иметь возможность пройти переподготовку, вз€ть новый профессиональный старт. Ќадо создать услови€ и дл€ тех, кто готов переехать на другое место работы, в другой город, в другой регион. ≈стественно, делать это с учЄтом задач территориального развити€, привлека€ бизнес.

Ќужно оказать люд€м информационную поддержку, включа€ создание общефедеральной базы вакансий, чтобы каждый человек мог увидеть, в каком регионе он может найти хорошую работу. «десь необходим целый комплекс решений. ѕрошу его разработать. »мею в виду и арендное жилье, и так далее. ¬ы сами знаете, что это такое. —писок большой. ≈го можно и нужно сделать как можно быстрее.

¬ажна€ задача - повысить привлекательность сельских территорий дл€ жизни и работы. ћы уже вложили очень серьЄзные средства в развитие јѕ . ќтрасль демонстрирует очень хорошую динамику. ¬ результате мы по многим позици€м полностью обеспечили себ€ отечественными товарами. Ѕольшое спасибо сел€нам за эту работу и за ее результаты.

“еперь на первый план выходит задача закреплени€ людей на селе, формировани€ современной, комфортной инфраструктуры в сельских территори€х. ѕрошу обратить на это особое внимание при внесении изменений в государственную программу развити€ јѕ .

ќтдельно хотел бы сказать о ситуации в моногородах. Ёто непростое наследие, которое досталось нам еще из советской экономики. «десь проживает более 15 миллионов человек. ƒа, немало моногородов и посЄлков находитс€ в сложном положении. Ќо здесь есть база: социальна€ инфраструктура, жильЄ, профессиональные кадры. Ќужно посмотреть, чего не хватает бизнесу, какие преференции ему нужно создать и создать какие услови€, чтобы инвестор шЄл в эти моногорода не из-под палки, а видел реальную выгоду. ѕоверьте, лучше нам это сделать таким образом, чем вкладывать потом дес€тки миллиардов в трудоустройство напр€мую из бюджета. ј придетс€ это делать при известном развитии ситуации.

“акже прошу представить предложени€ по комплексному развитию моногородов, по реализации здесь инвестиционных проектов с предложени€ми по источникам финансировани€, по сн€тию напр€жени€ на рынке труда и адресному содействию малому и среднему бизнесу.

¬ этой св€зи хочу обратитьс€ к руководител€м всех субъектов –оссийской ‘едерации. ћы, конечно, знаем о состо€нии региональных бюджетов. Ќо нельз€ жить только текущими заботами.

”же неоднократно звучала иде€, которую €, разумеетс€, поддерживаю: все регионы страны могут предоставл€ть двухлетние налоговые каникулы дл€ новых малых предпри€тий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. (јплодисменты.) Ќаверное, не все губернаторы аплодируют, но хочу вам сказать, что завтра это окупитс€ дополнительными поступлени€ми в казну регионов и муниципалитетов. Ёто же новые предпри€ти€, их просто ведь пока нет, а значит, нет и не будет выпадающих доходов бюджета. » наоборот: создадим услови€ дл€ таких предпри€тий - такие доходы по€в€тс€.

 роме того, надо предусмотреть дл€ малых предпри€тий и индивидуальных предпринимателей возможность платить налоги и страховые взносы по принципу "одного окна". Ёто разные платежи. Ќужно просто свести их в одно место и чтобы в одно врем€ можно было платить.

» ещЄ одна сложна€ проблема, св€занна€ с состо€нием рынка труда. Ёто иностранна€ трудова€ миграци€. ќтсутствие должного пор€дка не только деформирует структуру зан€тости, но и вызывает дисбалансы в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостр€ет криминогенную обстановку.

Ќужно упор€дочить приЄм на работу иностранных граждан, прибывающих в –оссию в безвизовом пор€дке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников. » конечно, если они живут и работают в –оссии, пользуютс€ системами образовани€ и здравоохранени€, они должны нести соответствующие об€зательства, платить налоги и другие платежи.

” нас здесь непроста€ задача. ћы не можем порвать наши особые св€зи с бывшими республиками —оветского —оюза, но и пор€док нужно наводить. ¬ этой св€зи следует изменить действующую патентную систему. —ейчас иностранный работник должен приобретать патент, если он работает у физического лица. ѕредлагаю, чтобы юридические лица и индивидуальные предприниматели также имели возможность нанимать иностранного работника на основе патента. —тоимость патента будет определ€ть сам субъект ‘едерации в зависимости от ситуации на региональном рынке труда и от среднего уровн€ дохода населени€ на этой территории. —истема патентов должна быть дифференцированной и стимулировать приток в –оссию прежде всего профессиональных, образованных специалистов, знающих русский €зык, близких к нашей культуре. ѕодчеркну, патент должен действовать только в том регионе, где он приобретЄн.

–ассчитываю на то, что если грамотно организовать эту работу, то это будет экономический инструмент регулировани€ миграционных потоков. ѕонимаете? Ёкономический инструмент - имею в виду стоимость этого патента в разных регионах –оссийской ‘едерации.

», наконец, нужно усилить контроль за цел€ми въезда иностранных граждан. “ак делают все цивилизованные страны. √осударство должно знать, зачем и на какой срок приезжает иностранец в –оссию. ѕри этом надо решить вопрос с иностранцами, которые въехали в страну в безвизовом пор€дке и длительное врем€ наход€тс€ в –оссии без определЄнной цели. якобы без определенной, у них, наверное, кака€-то цель есть, но государство об этом ничего не знает. —рок их пребывани€ в стране должен быть ограничен, а дл€ тех, кто нарушает правила пребывани€, въезд в –оссию будет запрещЄн. ¬ зависимости от т€жести нарушени€ на срок от 3 до 10 лет.

Ёти меры постав€т дополнительный барьер дл€ иностранных граждан, которые, если говорить пр€мо, занимаютс€ теневой, а то и криминальной де€тельностью, или работают нелегально, зачастую в нечеловеческих услови€х и сами, к сожалению, станов€тс€ жертвами преступников.

”важаемые коллеги!

ƒва года назад вместе с бизнес-сообществом мы начали системную работу по улучшению делового климата в –оссии. –езультаты, пр€мо скажу, есть и хорошие. ћожет быть даже мало кто ожидал, что состо€тс€ эти результаты, но они есть, повтор€ю. Ќужно идти дальше.   2015 году должна быть в основном сформирована нормативно-правова€ база дл€ благопри€тного ведени€ бизнеса.

ѕоэтому уже со следующего года мы запустим национальный рейтинг состо€ни€ инвестиционного климата в регионах –оссии. ѕо сути он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте ‘едерации.

ќдновременно мы должны создать стимулы дл€ тех регионов, которые развивают свою экономическую базу, дл€ тех, кто сделал смыслом своей работы поддержку деловой инициативы и создание новых производств и рабочих мест.

—ейчас скажу очень при€тную новость дл€ руководителей регионов –оссийской ‘едерации. —читаю, что если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трЄх лет поступ€т от размещЄнных там предпри€тий, должны возвращатьс€ в субъект ‘едерации в форме межбюджетных трансфертов. ¬нимание - в пределах затрат региона на создание инфраструктуры таких площадок.

Ќичего смешного! ѕредложение хорошее. ќно выстрадано в изнурительной дискуссии с ћинистерством финансов. » € прошу ћинистра финансов не размывать эти договоренности. —амым внимательным образом прошу к этому отнестись и исполнить.

ѕо-прежнему чувствительна€ тема дл€ предпринимателей - это избыточное внимание со стороны разного рода контролЄров.  онтрольна€ работа нужна, но работа по изменению принципов де€тельности контрольно-надзорных структур должна быть продолжена.

ќна ведетс€ и должна быть продолжена, а чтобы дополнительно повысить открытость в этой сфере - предлагаю создать единый федеральный портал, на котором кажда€ проверка будет иметь индивидуальный номер. » сразу будет видно - кто еЄ инициировал, в отношении кого она проводилась, какие мотивы были у провер€ющего органа, и самое главное - какие результаты получены в ходе этой проверки.

’отел бы обратить внимание ещЄ на одну проблему - механизмы разрешени€ хоз€йственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьЄзно повысить авторитет третейских судов.

ѕрошу ѕравительство совместно с –—ѕѕ и “оргово-промышленной палатой в короткие сроки разработать и внести в √осдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства.

¬ прошлом году в ѕослании € говорил о задачах по деофшоризации экономики. ≈ще одна тема, на которую € хотел бы обратить ваше внимание и к которой считаю необходимым вернутьс€ и сегодн€.

ѕочему, пр€мо скажу, результаты пока мало заметны. Ќапомню о масштабной сделке текущего года с объЄмом более 50 миллиардов долларов. ѕродажа долей в компании “Ќ -BP прошла вне российской юрисдикции, хот€ продавцы известны - это российские граждане, и покупатель хорошо известен - одна из крупнейших российских компаний.

ѕо оценкам экспертов в прошлом году через оффшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов - это п€та€ часть всего нашего экспорта. ѕоловина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. «а этими цифрами - выводы капиталов, которые должны работать в –оссии, пр€мые потери бюджета страны.

ѕоскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у мен€ есть предложени€. ¬от они.

ƒоходы компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагатьс€ по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. » нужно продумать систему, как эти деньги изъ€ть.

ќни есть, кстати говор€, такие способы, здесь ничего такого, знаете, необычного нет. ¬ некоторых странах уже вводитс€ така€ схема: хотите в оффшорах - пожалуйста, но деньги сюда. ¬вод€тс€ в странах с развитой рыночной экономикой. » работает така€ схема.

ƒалее.  омпани€м, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельз€ будет пользоватьс€ мерами государственной поддержки, включа€ кредиты ¬ЁЅа и госгарантии. »м, этим компани€м, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.

ƒругими словами: хочешь пользоватьс€ льготами, господдержкой и получать прибыль, работа€ в –оссии, регистрируйс€ в российской юрисдикции.

—ледует повышать прозрачность экономики. «а предоставление заведомо недостоверных, неполных сведений о реальном положении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансовых организаций необходимо ввести уголовную ответственность в отношении их руководства.

Ќужно продолжить принципиальную и твЄрдую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода "отмывочных контор" или как еще говор€т - "прачечных". ѕри этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надЄжно защищены.

Ѕорьба с размыванием налоговой базы, с разного рода оффшорными схемами - сегодн€ мирова€ тенденци€. Ёти темы широко обсуждаютс€ и в формате "восьмЄрки", и "двадцатки". » –осси€ будет проводить такую политику как на международном, так и на национальном уровне.

“ребовани€ ответственности в полной мере касаютс€ не только частного бизнеса, но и руководителей наход€щихс€ под контролем государства компаний и институтов развити€. ѕредлагаю ѕравительству кардинально изменить принципы их работы, здесь не должно быть зон "управленческого уюта". ќни получают очень хорошие деньги. ћы не добьемс€ большого эффекта дл€ экономики, если у них там все поотрезаем, кадры не получим там нужные. Ќо контроль за их работой должен быть налажен, и налажен должным образом.

¬се такие структуры должны разработать свои долгосрочные стратегии, в них обозначить чЄткие цели и показатели персональной ответственности руководства. ¬ трудовых договорах менеджмента необходимо предусмотреть ответственность за невыполнение поставленных задач, в том числе и материальную ответственность.

ѕрограммы компаний, включЄнных в список стратегических предпри€тий, должны утверждатьс€ ѕравительством –оссийской ‘едерации, а их реализаци€ - проходить внешний аудит. я посмотрел вчера: это несколько дес€тков компаний. ” нас несколько списков, но список стратегических - это несколько дес€тков всего.  онечно, это дополнительна€ нагрузка, но ѕравительство, конечно, справитс€ с этой задачей.

¬новь подчеркну: ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Ќапример, таких, как подъЄм —ибири и ƒальнего ¬остока. Ёто наш национальный приоритет на весь XXI век. «адачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит и наши шаги должны быть нестандартными.

ћы уже прин€ли решение по льготной ставке налога на прибыль и р€ду других налогов дл€ новых инвестпроектов на ƒальнем ¬остоке. —читаю целесообразным распространить этот режим на всю ¬осточную —ибирь, включа€  расно€рский край и –еспублику ’акаси€.

 роме того, на ƒальнем ¬остоке и в ¬осточной —ибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развити€ с особыми услови€ми дл€ организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. ƒл€ новых предпри€тий, размещЄнных в таких зонах, в таких территори€х, должны быть предусмотрены - и дальше то, что, собственно, предлагаетс€, - должны быть предусмотрены п€тилетние каникулы по налогу на прибыль, Ќƒѕ» (за исключением нефти и газа, это доходна€ отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно дл€ высокотехнологичных производств, - льготна€ ставка страховых взносов.

» что также важно, здесь будут созданы услови€ ведени€ бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами ј“–, должны быть созданы такие услови€, включа€ процедуры разрешени€ на строительство, подключени€ к электросет€м, прохождени€ таможни. ј чтобы решить вопрос с инфраструктурой в таких территори€х, активно задействуем возможности ‘онда развити€ ƒальнего ¬остока.

ƒо 1 июл€ 2014 года следует определить, где конкретно будут организованы такие территории, а также выпустить все правовые нормативные акты, необходимые дл€ их работы, име€ в виду важность и масштабность этой задачи. ѕрошу ѕредседател€ ѕравительства вз€ть эту работу под личный контроль.

¬ дальнейшем, с учЄтом опыта и практики де€тельности таких территорий, полученного эффекта, примем решение об их будущем развитии.

ћы продолжим и те проекты, которые сегодн€ уже реализуютс€. “ак, на острове –усский, как вы знаете, построен новый университет. ќн должен наладить глубокую научную экспертизу программ развити€ ƒальнего ¬остока, обеспечить потребность региона в кадрах, прежде всего по таким направлени€м, как космос, биотехнологии, робототехника, дизайн, инжиниринг, океанологи€ и использование морских ресурсов.

”верен, что разворот –оссии к “ихому океану, динамичное развитие всех наших восточных территорий не только откроет нам новые возможности в экономике, новые горизонты, но и даст дополнительные инструменты дл€ проведени€ активной внешней политики.

”важаемые коллеги, мировое развитие становитс€ всЄ более противоречивым и более динамичным. ¬ этих услови€х возрастает историческа€ ответственность –оссии. » не только как одного из ключевых гарантов глобальной и региональной стабильности, а как государства, которое последовательно отстаивает свои ценностные подходы. ¬ том числе, в международных отношени€х.

Ќакал военно-политической, экономической, информационной конкуренции в мире не снижаетс€, а только усиливаетс€. » другие центры вли€ни€ внимательно след€т за усилением –оссии.

ћы всегда гордились своей страной. Ќо мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или региональную гегемонию, не покушаемс€ ни на чьи интересы, никому не нав€зываем своЄ покровительство, никого не пытаемс€ учить жить. Ќо мы будем стремитьс€ быть лидерами, защища€ международное право, добива€сь уважени€ к национальному суверенитету, самосто€тельности и самобытности народов. » это абсолютно объективно и объ€снимо дл€ такого государства, как –осси€, с еЄ великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства.

—егодн€ во многих странах пересматриваютс€ нормы морали и нравственности, стираютс€ национальные традиции и различи€ наций и культур. ќт общества теперь требуют не только здравого признани€ права каждого на свободу совести, политических взгл€дов и частной жизни, но и об€зательного признани€ равноценности, как это не покажетс€ странным, добра и зла, противоположных по смыслу пон€тий. ѕодобное разрушение традиционных ценностей "сверху" не только ведЄт за собой негативные последстви€ дл€ обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводитс€ в жизнь исход€ из абстрактных, отвлечЄнных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происход€щей перемены и предлагаемой ревизии.

» мы знаем, что в мире всЄ больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тыс€челети€ми составл€ли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообрази€ мира.

 онечно, это консервативна€ позици€. Ќо говор€ словами Ќикола€ Ѕерд€ева, смысл консерватизма не в том, что он преп€тствует движению вперЄд и вверх, а в том, что он преп€тствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состо€нию.

¬ последние годы мы видели, как попытки нав€зать другим странам €кобы более прогрессивную модель развити€ на деле оборачивались регрессом, варварством, большой кровью. “ак было в целом р€де стран Ѕлижнего ¬остока, —еверной јфрики. “ака€ драматическа€ ситуаци€ складывалась и вокруг —ирии.

Ќа сирийском направлении международному сообществу совместно пришлось делать судьбоносный выбор: либо скатыватьс€ к дальнейшему размыванию основ миропор€дка, к торжеству права силы, к кулачному праву, к умножению хаоса, либо коллективно принимать ответственные решени€.

—читаю общим успехом, что выбор был сделан именно на основе фундаментальных принципов международного права, здравого смысла и логики мира. ”далось избежать, во вс€ком случае на сегодн€шний день, внешнего военного вмешательства в сирийские дела и распространени€ волн конфликта далеко за пределы региона.

–осси€ внесла в этот процесс весьма существенный вклад. ћы действовали твЄрдо, продуманно и взвешенно. Ќи разу не поставили под угрозу ни свои собственные интересы и безопасность, ни глобальную стабильность. Ќа мой взгл€д, так и должна действовать зрела€ и ответственна€ держава.

¬ результате, вместе с партнерами нам сообща удалось развернуть ход событий от войны к налаживанию общесирийского политического процесса и достижени€ гражданского согласи€. ѕод международный контроль поставлены химические арсеналы —ирии. »х ликвидаци€ - важный шаг в укреплении режимов нераспространени€ оружи€ массового уничтожени€.

—ирийский прецедент, подтвердил центральную роль ќќЌ в мировой политике.

 ак показала ситуаци€ вокруг —ирии, а теперь уже и вокруг »рана, люба€ международна€ проблема может и должна решатьс€ исключительно политическими средствами, не прибега€ к силовым акци€м, которые не имеют перспективы и вызывают отторжение у большинства стран мира.

ѕо иранской €дерной программе в этом году сделан прорывной, но лишь первый шаг. Ќеобходимо и далее вести терпеливый поиск более широкого решени€, гарантирующего неотъемлемые права »рана на развитие мирной €дерной энергетики и безопасность, хочу это подчеркнуть, всех стран региона, включа€ »зраиль.

 стати, именно иранска€ €дерна€ программа в своЄ врем€ служила, пожалуй, главным аргументом развЄртывани€ систем противоракетной обороны (это так, между прочим скажу). “еперь что получаетс€? »ранска€ €дерна€ проблема уходит, а система ѕ–ќ - остаетс€. » не просто остаетс€, а получает свое дальнейшее развитие. Ќо об этом скажу чуть позже.

≈щЄ раз хочу подчеркнуть: –осси€ готова к совместной работе со всеми партнЄрами в интересах обеспечени€ общей, равной и неделимой безопасности.

Ќа решение острых мировых проблем, укрепление режимов нераспространени€, противодействие международному терроризму и борьбу с наркоугрозой будет направлено наше председательство в "восьмЄрке" в наступающем году. “акже мы будем действовать и намерены этими же принципами руководствоватьс€ при подготовке саммитов Ѕ–» — и Ўќ—, которые –осси€ примет в 2015 году.

—ейчас мы входим в решающую стадию подготовки ƒоговора о ≈вразийском экономическом союзе. –ассчитываем, что к 1 ма€ 2014 года согласование текста ƒоговора будет завершено, и он поступит в парламенты –оссии, Ѕелоруссии и  азахстана. ѕрошу вас, уважаемые коллеги, рассмотреть и поддержать этот документ в приоритетном пор€дке.

ƒобавлю, что уже сейчас действуют рабочие группы, которые готов€т "дорожные карты" по присоединению к “аможенному —оюзу  иргизии и јрмении. ”верен, реальные достижени€ евразийской интеграции только повыс€т интерес к ней со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнЄров.

≈ще до всех этих событий, которые сейчас мы видим в  иеве, а € очень рассчитываю, что всем политическим силам страны в интересах украинского народа удастс€ договоритьс€ и решить все накопившиес€ проблемы, но еще до всех этих проблем, начина€ с ма€ текущего года ”краина изъ€вила желание и присутствует на всех встречах "тройки" в качестве наблюдател€, участвует в дискусси€х и неоднократно за€вл€ла ранее о своей заинтересованности в присоединении к отдельным соглашени€м “аможенного союза.

ћы ничего никому не нав€зываем. Ќо если у наших друзей есть желание совместно работать, мы готовы к продолжению этой работы на экспертном уровне.

Ќаш интеграционный проект основан на равноправии, на реальных экономических интересах. Ѕудем последовательно продвигать евразийский процесс, не противопоставл€€ его другим интеграционным проектам, в том числе, разумеетс€, и такому зрелому интеграционному проекту, как европейский, будем исходить из нашей взаимодополн€емости и, конечно, будем продолжать работу с нашими европейскими друзь€ми по подготовке нового базового соглашени€.

”важаемые коллеги, несколько слов о наших действи€х по дальнейшему укреплению ¬ооружЄнных —ил.

”же упоминал только что о проблеме противоракетной обороны, и вот что хотелось бы в этой св€зи сказать. ћы прекрасно отдаЄм себе отчЄт в том, что система противоракетной обороны только по названию €вл€етс€ оборонительной, а на самом деле это существенна€ часть стратегического наступательного потенциала. ¬ызывает озабоченность и разработка новых систем вооружений, таких как €дерные взрывные устройства малой мощности, стратегические ракеты в не€дерном исполнении, гиперзвуковые не€дерные высокоточные системы, предназначенные дл€ нанесени€ ударов в короткий промежуток времени и на большую дальность.

ћы внимательно следим за развитием так называемой концепции "обезоруживающего мгновенного глобального удара", есть така€ концепци€, и активно развиваетс€ в некоторых странах. –еализаци€ всех этих планов может иметь крайне негативные последстви€ дл€ региональной и глобальной стабильности.

”величение зарубежными странами потенциала стратегических высокоточных систем в не€дерном исполнении, в сочетании с наращиванием возможностей систем ѕ–ќ может свести на нет все ранее достигнутые договорЄнности в области ограничени€ и сокращени€ стратегических €дерных вооружений, привести к нарушению так называемого стратегического баланса сил.

ћы это прекрасно понимаем. » знаем в этой св€зи, что нам нужно делать. (јплодисменты.) Ќи у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добитьс€ военного превосходства над –оссией. ћы этого никогда не допустим. –осси€ ответит на все эти вызовы: и политические, и технологические. ¬есь необходимый потенциал у нас дл€ этого есть.

Ќаша военна€ доктрина и перспективные образцы вооружени€, которые поступают и будут поступать в войска, позвол€ют нам, безусловно, обеспечить безопасность российского государства.

Ќам еще многое нужно сделать по развитию современных высокоточных боевых комплексов. ¬ то же врем€ уже сейчас по р€ду качественных параметров современных стратегических €дерных сил сдерживани€ мы успешно и по плану выходим на новые рубежи, и нашим партнерам некоторым нас еще догон€ть придетс€.

ƒл€ дальнейшего усилени€ нашей €дерной триады ведетс€ разработка новых ракетных систем стратегического назначени€ наземного, морского и воздушного базировани€. ѕродолжим укрепление –¬—Ќ, строительство атомного подводного флота. Ќачинаем работу и над перспективным комплексом дальней авиации.

Ќа очереди формирование глобальной системы разведки. „резвычайно важна€ вещь - формирование глобальной системы разведки и целеуказани€, котора€ будет работать в едином информационном пространстве и реальном масштабе времени в интересах ¬ооруженных —ил –оссийской ‘едерации. Ёто св€зано и с укреплением нашей космической группировки.

ћы продолжим развитие сил общего назначени€: авиации, флота, —ухопутных войск. ¬ текущем году в соответствии с планами до 220 тыс€ч человек возросло число р€довых и сержантов-контрактников. ѕри этом мы должны думать, как создать подготовленный мобилизационный резерв.

» в этой св€зи тоже есть предложение: не отказыва€сь от отсрочек дл€ студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах; дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность.

ƒанный механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего техническим воинским специальност€м, при этом не призыва€ их в ¬ооруженные —илы. я прошу ѕравительство и —овет Ѕезопасности представить конкретные предложени€ по организации такой системы.

ƒалее. —редства, которые мы выдел€ем на перевооружение армии и флота, на модернизацию оборонно-промышленного комплекса, как вы знаете, беспрецедентны. ќни достигают цифры 23 триллиона вместе, 23 триллиона рублей.

¬ ближайшее дес€тилетие предпри€ти€ ќѕ  страны будут полностью загружены заказами. —могут обновить свою производственную базу, создать качественные рабочие места. Ќапомню, что в отрасл€х ќѕ  у нас труд€тс€ пор€дка двух миллионов человек. ¬месте с членами семьи это почти семь миллионов человек. » у специалистов этой отрасли будет стабильна€, высокооплачиваема€ работа, а значит, и достаток в семь€х.

”же сейчас мы должны думать, как будут загружены предпри€ти€ ќѕ  после выполнени€ гособоронзаказа, после 2020 года. Ќельз€ допустить, чтобы эти предпри€ти€ оказались переразмеренными и невостребованными.

Ќужно укрепл€ть наши позиции на мировом рынке. » прошу ¬оенно-промышленную комиссию представить предложени€ на этот счет, чтобы наши предпри€ти€ могли своевременно переключитьс€ на выпуск востребованной на нашем и на внешнем рынке продукции гражданского назначени€.

≈ще один момент хотел бы особо отметить. ћы говорили, что все военнослужащие ћинобороны, вставшие на очередь до 1 €нвар€ 2012 года, будут до конца текущего года обеспечены посто€нным жильем. ¬ ближайшее врем€ эта задача должна быть полностью решена. “ак и будет. ќбращаю на это внимание ћинистра обороны, и прошу разбиратьс€ с каждым конкретным случаем, помога€ люд€м выбрать наиболее удобный вариант.

”важаемые коллеги! ¬первые за всю историю страны мы закрываем вопрос с посто€нным жильем дл€ военнослужащих армии и флота –оссии. » теперь можем сконцентрироватьс€ на завершении создани€ современного фонда служебного жиль€ и комфортных военных городков.

”важаемые коллеги! „увство ответственности за страну - это лейтмотив, это нерв и стержень  онституции –оссии, это призыв к каждому из нас.

—тратегическа€ повестка развити€ страны известна, в ѕослании конкретизированы основные направлени€ работы, пути и методы достижени€ поставленных целей.

¬се, что за€влено, должно исполн€тьс€ без вс€ких оговорок, ссылок и ведомственных толкований. ¬ этом главна€, сама€ весома€ задача власти.

Ќаш долг укрепл€ть доверие людей. “олько в этом случае будет расти активность граждан, по€витс€ стремление внести свой вклад в развитие страны.

ѕовторю, если решение прин€то, оно должно быть реализовано. —читаю такой подход концентрированным выражением ответственности, и предлагаю сделать его девизом наступающего года, девизом дл€ всех: дл€ власти, дл€ общества, дл€ граждан.

я абсолютно убежден в том, что опира€сь на лучшие традиции нашего народа, использу€ самые современные идеи и эффективные способы развити€, мы решим все сто€щие перед нами задачи и об€зательно добьемс€ успеха.

—пасибо за внимание.

“екст послани€ публикуетс€ по материалам официального сайта ѕрезидента –‘.


 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

¬ысшее руководство страны, наконец, озаботилось плодородием сельхозугодий. ƒа так озаботилось, что в комитете по аграрным вопросам √осударственной ƒумы –‘ в конце окт€бр€ состо€лись парламентские слушани€ на тему Ђ«аконодательное обеспечение воспроизводства плодороди€ земель, используемых дл€ ведени€ сельского хоз€йстваї, Ц отмечает sk-news.ru.

ќ том, как люди начали болеть болезн€ми растений, как "научить" почву поглощать атмосферную влагу и об удивительных способност€х микроорганизмов рассказал sk-news.ru јлександр √енрихович ’ј–„≈Ќ ќ, руководитель јгротехнологического комитета Ќациональной технологической палаты –‘, академик ћеждународной академии наук экологии и безопасности жизнеде€тельности (ћјЌЁЅ)

ѕроект ќбщероссийского народного фронта Ђ«а честные закупкиї представил вторую часть всероссийской Ђ арты картелейї на јнтикоррупционном форуме ќЌ‘ в –остове-на-ƒону, сообщили sk-news.ru в пресс-службе ќЌ‘.

√руппа ¬“Ѕ реализовала возможность осуществлени€ денежных переводов между ¬“Ѕ и ¬“Ѕ24 без комиссии.

— 5 окт€бр€  абардино-Ѕалкарский госуниверситет им. ’атута Ѕербекова вот уже в четвертый раз стал площадкой эффективного диалога и местом встречи ключевых специалистов –оссии на —еверо- авказской школе-семинаре по актуальным вопросам детской хирургии и нейрохирургии, сообщили sk-news.ru в пресс-службе вуза.

ƒанилу требуетс€ в ближайшее врем€ провести сложное протезирование модульным протезом правой голени. ѕосле лечени€ мальчик сможет самосто€тельно ходить

„лен ќбщественной палаты  Ѕ–, известна€ альпинистка из Ќальчика  арина ћезова в составе экспедиции  луба Ђ7 ¬ершинї подн€лась на восьмитыс€чник ћанаслу (8156 м), расположенный на севере центральной части Ќепала, где водрузила флаг  абардино-Ѕалкарии, сообщили sk-news.ru в  пресс-службе ќбщественной палаты  Ѕ–.

 ак голосует альтернативный электорат
∆изнь в новом звучании
∆дЄм ¬ас на наших меропри€ти€х в декабре 2017 г.!

¬идео лента

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

Ќовости портала " абардино-Ѕалкари€. ћир и мы" за последние сутки

 алендарь новостей

ƒекабрь
2017
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
27
28
29
30
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31