Ќовости: ¬ласть



ƒемократи€ и качество государства: ¬ладимир ѕутин о развитии демократических институтов в –оссии

”стойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. ј подлинна€ демократи€ — это непременное условие построени€ государства, нацеленного на служение интересам общества.

Ќасто€ща€ демократи€ не создаетс€ одномоментно, не копируетс€ по внешнему образцу. Ќеобходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. „тобы большинство людей почувствовали себ€ гражданами, готовы были бы на регул€рной основе тратить свое внимание, свое врем€, свои усили€ на участие в процессе управлени€. ƒругими словами, демократи€ работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать.

¬ начале 90-х годов наше общество было воодушевлено идущим на глазах распадом советской однопартийной, командно-административной системы. ѕереходом к близкому, казалось, народовластию. “ем более что образцы цивилизованной, зрелой демократии были совсем р€дом Ч в —Ўј и странах «ападной ≈вропы. ќднако введение демократических форм государства принесло практически сразу же остановку необходимых экономических реформ, а чуть позже Ч сами эти формы оказались оккупированы местными и центральными олигархическими элитами, беззастенчиво использующими государство в своих интересах, дел€щими общенародное досто€ние.

«наю по опыту, что и в тот период во власти было немало честных и умных людей, искренне стремившихс€ к народному благу. Ѕлагодар€ им государство не погибло, худо-бедно решались повседневные проблемы и, пусть непоследовательно и медленно, продвигались некоторые насущные реформы. Ќо в целом сложивша€с€ система оказывалась сильнее.

¬ результате в 90-е годы под флагом воцарени€ демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Ќе новое качество жизни, а огромные социальные издержки. Ќе справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных "элит", откровенно пренебрегавших интересами простых людей. ¬се это "отравило" переход –оссии к демократии и рыночной экономике Ч устойчивым недоверием большой части населени€ к самим этим пон€ти€м, нежеланием участвовать в общественной жизни.

–усский философ, правовед ѕавел Ќовгородцев еще в начале прошлого века предупреждал: "Ќередко думают, что провозглашение вс€ких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направл€ть жизнь на новые пути. Ќа самом деле то, что в таких случа€х водвор€етс€ в жизни, обычно оказываетс€ не демократией, а смотр€ по обороту событий, или олигархией, или анархией".

ћы в 90-х годах столкнулись и с анархией, и с олигархией. Ётот период был буквально пронизан кризисом ответственного государственного мышлени€. Ѕыло бы наивно св€зывать его причины только с корыстными действи€ми олигархов и недобросовестных чиновников.   началу 90-х наше общество состо€ло из людей, освободившихс€ от коммунизма, но еще не научившихс€ быть хоз€евами своей судьбы, привыкших ждать милостей от государства, зачастую предававшихс€ иллюзи€м и не умевших противосто€ть манипулированию. ѕоэтому и в экономической, и в политической жизни до поры срабатывал порочный принцип "кто смел, тот и съел".

Ќо общество прошло трудный процесс взрослени€. » это позволило нам всем вместе вытащить страну из тр€сины. –еанимировать государство. ¬осстановить народный суверенитет Ч основу подлинной демократии.

’очу подчеркнуть Ч мы сделали это демократическими, конституционными методами. ѕолитика, котора€ проводилась в 2000-е годы, последовательно воплощала волю народа. Ёто каждый раз подтверждалось выборами. ƒа и между выборами Ч социологическими опросами.

≈сли посмотреть на то, как наше население оценивало и оценивает приоритетные дл€ него права, то на первых местах с огромным отрывом окажутс€ право на труд (возможность трудового заработка), право на бесплатное лечение, право на образование детей. ¬озвращение, гарантирование этих насущных прав было задачей, которую решало российское государство, решали мы с ƒмитрием ћедведевым, работа€ на посту ѕрезидента страны.

—егодн€ наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов. ћногие люди станов€тс€ более обеспеченными, более образованными и более требовательными. »зменившиес€ требовани€ к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благососто€ни€ Ч это результат наших усилий. ћы на это работали.

ѕолитическа€ конкуренци€ Ч это нерв демократии, ее движуща€ сила. ≈сли така€ конкуренци€ отражает реальные интересы социальных групп, она многократно усиливает "мощность" государства. ¬ обеспечении развити€ экономики. ¬ мобилизации ресурсов на социальные проекты. ¬ обеспечении защиты и справедливости дл€ граждан.

—егодн€ качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Ќаше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Ќам надо обновить механизмы нашей демократии. ќни должны "вместить" возросшую общественную активность.

ќ развитии демократии

—егодн€ в √осударственную ƒуму внесен целый пакет предложений по развитию нашей политической и партийной системы. –ечь идет об упрощении пор€дка регистрации партий. ќб отмене необходимости собирать подписи дл€ участи€ в выборах в √осударственную ƒуму и региональные законодательные органы. ќ сокращении количества подписей избирателей, необходимых дл€ регистрации в качестве кандидата на выборах ѕрезидента страны.

”слови€ регистрации, пор€док де€тельности партий, технологии выборных процедур Ч все это, безусловно, важно. "ѕолитический климат", как и инвестиционный, требует посто€нного совершенствовани€. Ќо нар€ду с этим надо обратить первоочередное внимание на то, как в политическом механизме организован учет интересов социальных групп.

”верен, нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний. Ќам не нужна ситуаци€, когда демократи€ сводитс€ к вывеске, когда за "народовластие" выдаетс€ разовое развлекательное политическое шоу и кастинг кандидатов, где содержательный смысл выхолащиваетс€ эпатажными за€влени€ми и взаимными обвинени€ми. ј насто€ща€ политика Ч уходит в тень закулисных сделок и решений, которые ни с каким избирателем не обсуждаютс€ в принципе. ¬от такого тупика, соблазна "упростить политику", создать фиктивную демократию "на потребу" Ч мы должны избежать. ¬ политике есть неизбежна€ дол€ политтехнологий. Ќо имиджмейкеры, "мастера билбордов" не должны управл€ть политиками. ƒа € уверен Ч и народ больше на такое не купитс€.

Ќадо настроить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов. ћогла обеспечивать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливости (в том числе и в тех случа€х, когда они оказываютс€ в меньшинстве).

Ќам необходим механизм выдвижени€ народом во власть на всех уровн€х ответственных людей, профессионалов, мысл€щих в категори€х национального и государственного развити€ и способных добиватьс€ результата. ѕон€тный, оперативный и открытый дл€ общества механизм выработки, прин€ти€ и реализации решений Ч как стратегических, так и тактических.

Ќам важно создать политическую систему, при которой люд€м можно и необходимо говорить правду. “от, кто предлагает решени€ и программы, несет ответственность за их реализацию. “е, кто выбирают "принимающих решени€", понимают, кого и что они выбирают. Ёто принесет доверие, конструктивный диалог и взаимное уважение между обществом и властью.

Ќовые механизмы участи€

ћы должны про€вл€ть способность реагировать на запросы общества, которые все более усложн€ютс€, а в услови€х "информационного века" Ч приобретают качественно новые черты.

ќгромное, посто€нно возрастающее число российских граждан уже привыкло получать информацию мгновенно, "нажатием кнопки". —вободна€ и уж тем более бесцензурна€ доступность информации о положении дел в стране естественным образом формирует запрос на посто€нное, а не "от выборов к выборам" участие граждан в политике и управлении.

ѕоэтому современна€ демократи€ как власть народа не может сводитьс€ только лишь к "походу к урнам" и им заканчиватьс€. ƒемократи€, на мой взгл€д, заключаетс€ как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно вли€ть на власть и процесс прин€ти€ ею решений. ј значит, демократи€ должна иметь механизмы посто€нного и пр€мого действи€, эффективные каналы диалога, общественного контрол€, коммуникаций и "обратной св€зи".

ј что есть "обратна€ св€зь" на практике? –астущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участи€, гражданского самоуправлени€ и контрол€. ѕрежде всего, это Ч общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровн€х государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применени€.

√раждане, профессиональные, общественные объединени€ должны иметь возможность заранее "тестировать" все государственные документы. ”же сейчас конструктивна€ критика со стороны сообществ предпринимателей, учителей, медиков, ученых помогает избежать неудачных решений и, напротив, найти лучшие.

Ќапример, в прошлом году, в рамках "оценки регулирующего воздействи€", котора€ осуществл€етс€ совместно с предпринимательским сообществом, еще на предварительной стадии разработки был отклонен фактически каждый второй проект нормативного акта как ухудшающий услови€ развити€ экономики –оссии. ’орошо, что такой "фильтр" начал действовать. Ќадо посмотреть, полностью ли он охватывает значимые дл€ бизнеса сферы.

Ќеобходимо улучшение €зыка правотворчества. ≈го надо сделать если не благозвучным (в древнем мире законы часто писали стихами дл€ лучшего запоминани€), то хот€ бы пон€тным дл€ адресатов норм. ¬ажно создание дружественного интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти дл€ полноценного отражени€ и обсуждени€ планов и программ, результатов мониторинга их исполнени€. ’очу просить профессиональные сообщества словесников и веб-дизайнеров Ч помогите государству в этом. “акой вклад будет высоко оценен историей.

ƒалее. Ќужно понимать, что одна из главных тенденций современного мира Ч это усложнение общества. —пециализируютс€ потребности различных профессиональных и социальных групп. √осударство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности. ќдно из важных решений здесь Ч это развитие саморегулируемых организаций.  омпетенции и возможности которых должны расшир€тьс€. — другой стороны, сами —–ќ должны более активно использовать имеющиес€ у них полномочи€. ¬ частности, право разрабатывать и вносить дл€ утверждени€ технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отрасл€х и видах де€тельности.

Ќеобходимо избегать бюрократизации саморегулируемых организаций, создани€ с их помощью "саморегулируемых" барьеров (прежде всего, в тех сферах де€тельности, где отсутствует недопустимый риск, или безопасность которых уже обеспечена иными государственными методами регулировани€). ƒл€ этого требуетс€ полна€ информационна€ открытость —–ќ, их регул€рные публичные отчеты обществу и участникам рынка. –ассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в –оссии.

”же сейчас мы используем практику размещени€ проектов законов в интернете.  аждый может направить свое предложение или поправку. ќни рассматриваютс€, а лучшие и содержательные Ч учитываютс€ в финальной версии законопроекта. “акой механизм коллективного отбора оптимальных решений или, как называют его эксперты, краудсорсинг,Ч должен стать нормой на всех уровн€х.

Ќо здесь реализуетс€ только "пассивное право" Ч возможность гражданина реагировать на те или иные идеи и проекты власти, субъектов законодательной инициативы. ј нам нужно предусмотреть и "активное право" Ч дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты.

¬ этой св€зи предлагаю ввести правило об€зательного рассмотрени€ в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тыс€ч и более подписей в интернете. ѕохожа€ практика действует, например, в ¬еликобритании. –азумеетс€, дл€ этого анонимный интернет не годитс€ Ч хот€ в других случа€х он помогает вы€вл€ть настроени€ общества. Ќужно будет разработать пор€док официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы.

»нтернет-демократи€ должна быть встроена в общий поток развити€ институтов пр€мой референдумной демократии. ќсобенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. ¬ каждом муниципалитете должны проходить не только пр€мые выборы глав и депутатов муниципального собрани€. ќценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности. Ќапример, по итогам первого года работы начальника районного отдела полиции гражданам района должно быть предложено высказатьс€, хот€т ли они, чтобы этот человек и дальше трудилс€ в их районе. “очно так же можно поставить вопрос о руководителе районного центра ∆ ’. ќ мировом судье Ч в случае если он не избираетс€ гражданами.

Ќеобходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, вы€вл€ть узкие места и способы их расшить.

¬ажна€ задача Ч изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. ¬ насто€щее врем€ их работа, скажу пр€мо, носит формальный или показной характер. Ќеобходимо отказатьс€ от ведомственного подхода к формированию таких советов Ч их состав должна утверждать, например, ќбщественна€ палата –оссии, а дл€ региональных органов Ч соответствующие общественные палаты. ќбщественные советы должны перестать быть удобными дл€ руководителей ведомств. Ќадо обеспечить участие в них по-насто€щему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. ”становить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть прин€ты без предварительного и публичного обсуждени€ на ќбщественном совете. ¬ компетенцию ќбщественных советов может войти паритетное с самим ведомством участие в де€тельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов.

Ќесколько слов о перспективах развити€ проекта "электронное правительство". —ейчас нашим гражданам доступна люба€ информаци€ о политических дебатах в парламенте, о состо€нии мировых рынков, о браках и разводах голливудских звезд. ј вот получить информацию о своих платежах за услуги ∆ ’ или посмотреть свою больничную карточку онлайн, или узнать о своем участковом полицейском в интернете они чаще всего вообще не могут.

ќфициальный сайт с информацией о госзакупках уже стал мощным антикоррупционным механизмом, многие госуслуги также уже переведены в электронный формат. Ёто хорошо. Ќо большинству людей нужна насущна€ информаци€ о своем доме, придомовой территории, соседнем парке, школе, своем муниципалитете. Ќадо обратить особое внимание на фундамент электронной власти Ч сайты муниципалитетов и субъектов ‘едерации.

ѕредлагаю, чтобы в течение этого года ќбщественна€ палата и —овет по гражданскому обществу и правам человека при ѕрезиденте –оссии разработали, провели публичное обсуждение и внесли проекты перечней об€зательно размещаемой на сайтах образовательных и медицинских учреждений информации дл€ клиентов.

Ќужно точнее нацелить проект "электронное правительство" на нужды и запросы граждан. ћаксимально полно раскрыть информацию о де€тельности органов государственной и муниципальной власти. „ерез электронные технологии сделать государственный механизм пон€тным и доступным дл€ общества.

ћестное самоуправление Ч школа демократии

јлександр —олженицын писал о роли местного самоуправлени€: "“олько в таком объеме люди безошибочно смогут определить избранцев, хорошо известных им и по деловым способност€м, и по душевным качествам. «десь Ч не удержатс€ ложные репутации, здесь не поможет обманное красноречие или партийные рекомендации... Ѕез правильно поставленного местного самоуправлени€ не может быть добропрочной жизни, да само пон€тие "гражданской свободы" тер€ет смысл".

¬ этих словах заложена очень точна€ мысль: демократи€ большого государства складываетс€ из "демократии малых пространств". ћестное самоуправление Ч это школа ответственности граждан. ¬ то же врем€ это Ч "профессионально-политическое училище", которое формирует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариватьс€ с разными социальными и профессиональными группами, пон€тно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей. —читаю, что "профессиональную закалку" политики и государственные администраторы должны получать именно в системе местного самоуправлени€.

„то касаетс€ конкретных направлений по повышению действенности местного самоуправлени€, то, во-первых, оно должно оставатьс€ властью "шаговой доступности" Ч т. е. муниципалитеты не должны бездумно укрупн€тьс€. ј во-вторых Ч муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состо€тельными и автономными. »меть достаточные источники дл€ исполнени€ своих полномочий, дл€ решени€ повседневных людских проблем. Ќадо преодолеть зависимость от "подачек сверху", которые подавл€ют самосто€тельность и ответственность, порождают иждивенчество. ј по сути Ч лишают смысла само существование муниципального уровн€ власти.

¬ этой св€зи предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в услови€х специальных налоговых режимов.  онечно, при этом необходимо будет сбалансировать полномочи€ между субъектами ‘едерации и муниципалитетами. ≈сли у последних по€витс€ больше ресурсов, то и объем их об€зательств перед гражданами может быть увеличен.

”силение экономической самосто€тельности особенно необходимо крупным и средним городам. «десь в основном сосредоточен экономический потенциал страны и наиболее активные граждане. √орода выступают источниками экономического роста и очагами гражданских инициатив. ѕередава€ сейчас в руки региональных властей от ‘едерального центра многие полномочи€ и финансовые ресурсы, важно позаботитьс€, чтобы это не обернулось беззащитностью городов перед руководител€ми регионов.

Ќе менее важно обеспечить партнерский характер взаимодействи€ губернаторов и мэров, региональных и городских заксобраний. Ќе секрет, что их отношени€ зачастую конфликтны, и в услови€х выборности губернаторов могут обостритьс€. ќсобенно если в субъекте ‘едерации у власти окажетс€ одна парти€, а в городе Ч друга€.

Ќадо прекратить устанавливать с регионального уровн€ показатели дл€ местного самоуправлени€ и ув€зывать с ними предоставление финансовых ресурсов. –уководство муниципальных образований должно отчитыватьс€ перед своими избирател€ми.

ќтдельна€ проблема, и больна€,Ч судьба малых городов, в которых живет значительна€ часть наших граждан. „асто они не имеют нормальных доходных источников, вынуждены жить на трансферты из регионального бюджета. ¬ то же врем€ малый город Ч это в р€де случаев лучша€ площадка дл€ муниципальной демократии. Ћюди здесь хорошо знают друг друга, работа всех служб не анонимна, на виду. —читаю, надо обеспечить долгосрочный, устойчивый характер доходов таких муниципалитетов (что предполагает стабильный, известный заранее размер регионального трансферта). »сключить ситуацию, когда де€тельность мэра сводитс€ к более или менее успешному выбиванию денег наверху, а его оценка зависит от начальства, а не от собственных граждан. “огда мы сможем рассчитывать здесь на по€вление нового поколени€ политиков и эффективных социальных менеджеров.

ќ российском федерализме

ќдной из главнейших задач начала 2000-х годов было преодоление как открытого, так и латентного, "ползучего" сепаратизма, сращивани€ региональной власти с криминалом, националистическими группами. Ёта проблема в основном решена.

—егодн€, на новом этапе развити€, мы возвращаемс€ к пр€мым выборам губернаторов. ѕри этом за ѕрезидентом страны останутс€ инструменты контрол€ и реагировани€, в том числе право отстранени€ от должности губернатора. Ёто обеспечит сбалансированное сочетание децентрализации и централизации.

÷ентр должен уметь отдавать и перераспредел€ть полномочи€. » не только полномочи€, но и источники финансировани€ местных и региональных бюджетов. ќднако при этом нельз€ потер€ть управл€емость страной. Ќельз€ "разбрасыватьс€" государственной силой. Ќедопустимо механически перетасовывать ресурсы и полномочи€ между уровн€ми власти. Ќе должно быть "фетиша" централизации или децентрализации.

–аспределение государственных полномочий по различным уровн€м власти должно осуществл€тьс€ по €сному критерию Ч функци€ должна исполн€тьс€ на том уровне власти, где это будет сделано с наибольшей пользой дл€ граждан –оссии, их предпринимательской активности, дл€ развити€ страны в целом.

“акже очевидно, что потенциал укрупнени€ субъектов федерации далеко не исчерпан. Ќо действовать в этой сфере надо разумно и взвешенно. ќпира€сь на мнение граждан.

Ќужно учитывать и тот факт, что территории –‘ наход€тс€ на разном уровне социально-экономического развити€. ј также Ч в разных социокультурных плоскост€х, которые нельз€ сравнивать по шкале "лучше-хуже". ќбраз жизни людей определ€ют разные традиции, обычаи, модели поведени€. ѕоэтому безусловной ценностью дл€ нас €вл€ютс€ интеграторы, мощные скрепл€ющие факторы Ч русский €зык, русска€ культура, –усска€ православна€ церковь и другие традиционные российские религии. », конечно, многовековой опыт совместного исторического творчества разных народов в одном, едином –оссийском государстве. Ётот опыт со всей очевидностью говорит и о том, что стране необходим сильный, дееспособный, пользующийс€ уважением федеральный ÷ентр Ч ключевой политический стабилизатор баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений. ѕри этом наша историческа€ задача Ч в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы дл€ де€тельного, активного развити€ всех регионов страны.

 онкурентоспособное государство

–еальность глобального мира Ч это конкуренци€ государств за идеи, людей и капитал. ј фактически Ч за будущее своих стран в сформировавшемс€ глобальном мире.

Ќам необходимо новое государственное сознание. ¬ центре которого Ч создание в –оссии лучших, наиболее конкурентоспособных условий дл€ жизни, творчества и предпринимательства. ¬ этой логике должна быть построена де€тельность всего государственного аппарата. ћы посто€нно должны исходить из того, что граждане –оссии и тем более российский капитал вид€т, как все организовано в других странах,Ч и имеют право выбирать лучшее.

¬ажно сконцентрироватьс€ на следующих основных приоритетах.

ѕервое. –азорвать св€зку "власть-собственность". ƒолжны быть четко установлены границы государства, пределы его вмешательства в экономическую жизнь Ч € уже писал об этом в "экономической" статье.

¬торое. Ќадо широко внедр€ть лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров.  ритерий заимствовани€ Ч доказанна€ эффективность, котора€ будет выражатьс€ дл€ каждого гражданина –оссии в комфорте и удобстве получени€ госуслуг, в снижении финансовых и временных затрат. Ќа этой основе может быть обеспечена гармонизаци€ стандартов обслуживани€ с международными нормами.

“ретье. ћы будем развивать конкуренцию государственных администраторов Ч губернаторов, мэров, функционеров Ч на всех уровн€х и во всех случа€х, когда это целесообразно. ƒл€ этого Ч наладим мониторинг, вы€вление и широкое внедрение лучших практик госуправлени€. » дл€ собственных решений на федеральном уровне, и дл€ сведени€ избирателей Ч на региональном и городском.

„етвертое. Ќадо переходить к стандартам госуслуг нового поколени€ Ч основанным не на позиции исполнител€, а на позиции потребител€ этих услуг Ч фирмы, котора€ проводит груз через таможню, гражданина, который получает справку, автовладельца, оформл€ющего ƒ“ѕ.

 аждый человек должен €сно понимать из информации на государственных сайтах, что и как он может получить от того или иного ведомства и за что спросить с конкретного чиновника.

ѕ€тое. “олько что прин€т закон, устанавливающий реальную оценку работы и ответственность чиновников за несоблюдение стандартов оказани€ госуслуг населению и предпринимател€м. «а отклонение от стандартов Ч штрафы. ѕредлагаю пойти дальше, внести в законодательство, что за грубое или неоднократное нарушение стандартов полагаетс€ дисквалификаци€. ѕлохо работающий чиновник должен быть не просто уволен, а на несколько лет лишен права быть государственным или муниципальным служащим.

Ўестое. ƒл€ качественного решени€ сложных задач государственного управлени€ необходим адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных служащих. ѕотребуетс€ внедрение системы оплаты труда государственных служащих, позвол€ющей гибко учитывать состо€ние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам. Ѕез этого наивно рассчитывать на качественное улучшение корпуса чиновников, привлечение в его состав ответственных и эффективных менеджеров.

—едьмое. ƒальнейшее развитие получит институт омбудсменов Ч уполномоченных по защите прав. ћы будем идти по пути специализации и профессионализации этого института. —читаю, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей должен по€витьс€ в каждом субъекте ‘едерации.

ћы должны победить коррупцию

јдминистративные процедуры, бюрократи€ исторически никогда не были в –оссии предметом национальной гордости. »звестен разговор Ќикола€ I с Ѕенкендорфом, в котором царь грозилс€ "каленым железом искоренить мздоимство", на что получил ответ: "— кем останетесь, государь?"

–азговоры о коррупции в –оссии банальны. ≈сть исторический соблазн победить коррупцию путем репрессий Ч борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер. “ем не менее проблема здесь принципиально глубже. Ёто проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства (о чем € говорил выше) и проблема мотивации чиновников Ч людей на службе государства. » с этим, на наш взгл€д, существуют огромные трудности.

»звестны социологические данные: подростки, в "лихие 90-е" мечтавшие делать карьеру олигарха, теперь массово выбирают карьеру госчиновника. ƒл€ многих она представл€етс€ источником быстрой и легкой наживы. — такой доминирующей мотивацией любые "чистки" бесполезны: если госслужба рассматриваетс€ не как служение, а как кормление, то на место одних разоблаченных воров придут другие.

ƒл€ победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. ѕолитическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозици€.

Ѕыло бы правильно законодательно закрепить новый пор€док выдвижени€ кандидатур на должности ѕредседател€ и аудиторов —четной палаты, формировани€ списка назначаемой части ќбщественной палаты.  андидаты должны выдвигатьс€ не ѕрезидентом, как сейчас, а —оветом √осударственной ƒумы на основе согласи€ с кандидатурой всех фракций.

—читаю, что парламентари€м надо подумать над наполнением реальным содержанием заложенной в законе процедуры парламентских расследований.

Ѕорьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекул€ций, полем дл€ популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений Ч например, призывов к массовым репресси€м. “е, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в услови€х коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. » еще каким. ћало никому не покажетс€.

ћы предлагаем реальные, системные решени€. ќни позвол€т нам с гораздо большим эффектом провести необходимую санацию государственных институтов. ¬недрить новые принципы в кадровой политике Ч в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждени€. ¬ итоге мы должны добитьс€, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной.

ѕредлагаю выделить коррупционно опасные должности Ч как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций, занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашатьс€ на абсолютную прозрачность, включа€ расходы и крупные приобретени€ семьи. ¬ключить в рассмотрение еще и такие вопросы, как место фактического проживани€, источники оплаты отдыха и пр. «десь полезно посмотреть на антикоррупционные практики стран ≈вропы Ч они умеют отслеживать такие вещи.

Ќа "вопрос Ѕенкендорфа" мы сегодн€ можем дать ответ: мы знаем, с кем мы останемс€. “акие люди есть, их немало Ч и в госаппарате, и за его пределами.

¬ государственных, муниципальных органах и сегодн€ работает множество профессионалов, которые всю жизнь живут на одну зарплату. »х оскорбл€ет, когда журналисты бездумно став€т их на одну доску с коррупционерами. ј скольких честных и эффективных людей мы таким образом отталкиваем от работы на государство?

ƒумаю Ч общество, —ћ» об€заны восстановить справедливость в отношении честных государственных работников. ‘окус общественного внимани€ должен сосредоточитьс€ на доказательных обвинени€х в коррупции. Ёто поможет доводить такие дела до конца.

ѕереход от слов к делу в борьбе с "большой" коррупцией поможет преодолеть коррупцию и в тех сферах, с которыми граждане встречаютс€ в своей повседневной жизни Ч в полиции, судебной системе, в управлении жилищным фондом и ∆ ’, медицине и образовании.

ћы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. ”стран€€ фундаментальные причины коррупции и кара€ конкретных коррупционеров. —оздава€ мотивацию дл€ тех людей, которые готовы служить –оссии верой и правдой. “аких людей у нас в стране традиционно много. ќни будут востребованы.

ћы справились с олигархией, справимс€ и с коррупцией.

ќ развитии судебной системы

√лавный вопрос Ч €рко выраженный обвинительный, карательный уклон в нашей судебной системе.

ћы должны решить эту проблему и предлагаем конкретные шаги.

ѕервое. ћы сделаем правосудие доступным дл€ граждан. ¬ том числе введем практику административного судопроизводства не только дл€ бизнеса, но и дл€ специального рассмотрени€ споров граждан с чиновниками. ƒух и смысл практики административного судопроизводства исход€т из того, что гражданин у€звимее чиновника, с которым он спорит. „то брем€ доказывани€ возлагаетс€ на административный орган, а не на человека. » потому практика административного судопроизводства изначально ориентирована на защиту прав граждан.

¬торое. ќбщественные объединени€ получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников. Ёто даст возможность гражданину отстаивать свои права, например, спорить с губернатором не в одиночку, а от лица крупной общественной организации. ћы расширим сферу применени€ коллективных исков, которые могут предъ€вл€ть граждане.

“ретье. ¬ системе арбитражных судов сегодн€ создана едина€, открыта€, доступна€ база всех судебных решений. ћы должны создать такую базу и в системе судов общей юрисдикции. Ќадо подумать о возможности интернет-трансл€ции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них. —разу будет видно, кто как работает.  акие решени€ принимают по аналогичным делам, но с разным составом участников. √де мотивировка судьи продиктована не совсем пон€тной и прозрачной логикой.  роме того, своеобразный элемент "прецедентного права" послужит фактором непрерывного совершенствовани€ суда.

„етвертое. Ќеобходимо возрождение "судебной" журналистики, что позволит шире и глубже обсуждать правовые проблемы общества, повышать уровень правосознани€ граждан.

«аверша€, хочу подчеркнуть Ч мы предлагаем конкретные решени€. »х практическа€ реализаци€ делает власть народа Ч демократию Ч подлинной. ј работу государства Ч ставит на службу интересам общества. » все вместе Ч это обеспечивает –оссии, российскому современному обществу устойчивое и успешное развитие.

—тать€ опубликована в газете " оммерсантъ" 6 феврал€ 2012 года



 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

”частие в дискуссионном семинаре-тренинге, который расширит ваше представление о коррупции, приглашает прин€ть общественников и журналистов »нформационно-ресурсный центр Ђ√ражданское партнерствої в рамках реализации социального проекта Ђћолодежь: прививка от коррупцииї по гранту ѕравительства —тавропольского кра€, сообщает sk-news.ru.

¬озрождение российского села невозможно без создани€ самоокупающейс€ и саморазвивающейс€ экономики, которой не требуютс€ государственные дотации и льготные кредиты. ќсновой такой экономики €вл€етс€ высокорентабельное земледелие, построенное на новых технологи€х биологизации, рассказал эксперт sk-news.ru јлександр ’арченко, в своей публикации Ђћетани€ ћинсельхоза в поисках путей повышени€ урожайностиї на »ј REGNUM

 оординатор ÷ентра гражданских инициатив — ‘ќ, известный блогер ¬алерий Ћедовской делитс€ с sk-news.ru своим воспри€тием коррупции.

¬сех, кому не все равно, sk-news.ru приглашает прин€ть участие в опросе на тему отношени€ общества к коррупции, разработанном доктором политических наук из —тавропол€, экспертом, аккредитованным ћинюстом –‘ на проведение независимой экспертизы на коррупциогенность “ать€ной √олубевой.

¬ рамках поддержанного правительством —тавропольского кра€ проекта Ђћолодежь, прививка от коррупцииї общественной организации »нформационно-ресурсный центр Ђ√ражданское партнерствої портал www.sk-news.ru станет площадкой дл€ продвижени€ антикоррупционных идей в широких сло€х общества, а сотрудничающие с организацией ученые вз€лись разработать методики и стандарты антикоррупционного поведени€ и показать их обществу.

ѕрименение производительных, но слишком т€желых колесных тракторов на пол€х не только —таврополь€, но и всего —еверного  авказа, –остовской области,  раснодарского кра€, ѕоволжь€, јлта€ стало серьезной ошибкой, ведущей к потере плодороди€ и по€влению новых болезней почвы и хлеба, рассказал sk-news.ru председатель агрокомитета Ќациональной технологической палаты –оссии јлександр ’арченко.

»нтересу€сь вопросами здорового образа жизни, а соответственного, здорового питани€ и способами его получени€ на собственных сотках, с любопытством читаю, да и примен€ю на практике, дачно-огородные советы известного попул€ризатора Ђумной агрономииї Ќикола€  урдюмова.

ƒомашний банк

Firefox готовит конкурента Skype
Ђ—ильнее забвени€ї: к 150-летию ƒ. √олсуорси
ёридическа€ клиника Ђ¬иды страховани€ї

¬идео лента

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

Ќовости портала " абардино-Ѕалкари€. ћир и мы" за последние сутки

 алендарь новостей

јвгуст
2017
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
31
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3