Ќовости: ¬ласть



¬ладимир ѕутин: ЂЌам нужна нова€ экономикаї

ћы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Ќикогда еще столь быстро не обновл€лись технологии. ћногое из того, что нас сегодн€ привычно окружает, казалось фантастикой лет 15-20 назад. Ќикогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. Ќикогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде. Ќо и возможности человечества никогда не были столь велики. ¬ыигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности.

¬ подобных обсто€тельствах важно обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов и вместе с тем неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хоз€йственной жизни — от материально-технической базы до подходов к экономической политике государства.

ћесто –оссии в глобальном разделении труда

ѕосле развала cоветского блока –осси€ должна была вписыватьс€ в глобальное разделение труда, где основные центры силы и пропорции сложились без нее Ч больше того, сложились в противосто€нии с ———–. –ынки развитых стран оказались огорожены множеством барьеров, возведенных дл€ защиты собственных интересов. ƒополнительной проблемой дл€ интеграции в мировую экономику оказалась разница технологических стандартов.

¬ этих услови€х мы смогли тем не менее построить экономику, котора€ стала органичной частью мировой. —могли сделать это в основном за счет наших природных ресурсов. Ѕольше четверти ¬¬ѕ –оссии Ч это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела.

—егодн€ –осси€ зависит от мировой экономики, интегрирована в нее очень сильно Ч сильнее, чем большинство других стран.

ќбщим местом стала констатаци€ сырьевого характера экономики. —оветский народнохоз€йственный комплекс, автаркический и замкнутый, был просто не приспособлен к работе в новых услови€х. ¬ процессе рыночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, св€занные с экспортом необработанного сырь€ и полуфабрикатов. ‘актически мы пережили масштабную деиндустриализацию. ѕотерю качества и тотальное упрощение структуры производства. ќтсюда крайне высока€ зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции; от колебани€ цен на основные экспортные товары Ч то есть от факторов, которые мы по большому счету не контролируем.

»меть экономику, котора€ не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благососто€ни€, Ч дл€ –оссии непозволительно. Ќам нужна нова€ экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хоз€йством. Ёкономика, работающа€ на современной технологической базе. Ќам необходимо выстроить эффективный механизм обновлени€ экономики, найти и привлечь необходимые дл€ нее огромные материальные и кадровые ресурсы.

ѕри этом в диверсификации экономики мы не можем рассчитывать на протекционистские меры. » не потому, что вступили во ¬семирную торговую организацию. ћы вступили туда именно потому, что имеем экономику, сильно зависимую от внешнего рынка и в производстве, и в потреблении.

Ќо высокие импортные пошлины оплачивают наши граждане и наши предпри€ти€. „резмерный протекционизм всегда приводит к застою, низкому качеству и высоким ценам.

ѕреодолеть технологическое отставание


Ќадо искать решени€, которые позволили бы нам преодолеть складывающуюс€ одностороннюю технологическую зависимость.

–азумеетс€, сейчас никто не будет повтор€ть опыта —оветского —оюза, который в услови€х противосто€ни€ с «ападом сформировал полностью автономную технологическую базу. ¬ итоге основна€ часть «оригинальных» технологий в услови€х изол€ции отстала от конкурентов, что вы€снилось, как только упал железный занавес.

 онечно, мы имеем в виду другой сценарий. –осси€ об€зана зан€ть максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырь€ и энергоносителей, но и как владелица посто€нно обновл€ющихс€ передовых технологий как минимум в нескольких секторах. »наче будем посто€нно тер€ть ресурсы, выплачива€ их за новые, все более сложные и дорогие технологии промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами. ѕри этом дол€ мирового валового продукта, принадлежаща€ таким технологи€м, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг Ч сокращатьс€.

ƒл€ возвращени€ технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты.  андидатами €вл€ютс€ такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологична€ хими€, композитные и неметаллические материалы, авиационна€ промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. –азумеетс€, традиционными лидерами, где мы не потер€ли технологических преимуществ, €вл€ютс€ наша атомна€ промышленность и космос. —писок не закрыт Ч все зависит от конъюнктуры мирового рынка и не в последнюю очередь от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей.

„асто высказываетс€ мнение, что –оссии не нужна промышленна€ политика. „то, выбира€ приоритеты и создава€ преференции, государство часто ошибаетс€, поддерживает неэффективных, мешает тому новому, что должно вырасти из равных условий конкуренции. — такими утверждени€ми трудно спорить, но они справедливы только при прочих равных услови€х. ћы прошли через деиндустриализацию, структура экономики сильно деформирована.  рупный частный капитал добровольно не идет в новые отрасли Ч не хочет нести повышенных рисков. Ѕезусловно, мы будем использовать налоговые и таможенные стимулы, чтобы инвесторы направл€ли средства в инновационные отрасли. Ќо это может дать эффект через несколько лет Ч а может и не дать, если в мире откроютс€ более привлекательные инвестиционные возможности. ” капитала ведь нет границ. √отовы ли мы так сильно рисковать будущим –оссии ради чистоты экономической теории?

»менно приоритетами промышленной политики были продиктованы наши действи€ по созданию крупных госкорпораций и вертикально-интегрированных холдингов Ч от Ђ–остехнологийї и Ђ–осатомаї до ќбъединенной авиастроительной корпорации и ќбъединенной судостроительной корпорации. ÷ель была Ч остановить развал интеллектуальных отраслей нашей промышленности, сохранить научный и производственный потенциал за счет консолидации ресурсов и централизации управлени€. Ёта цель может считатьс€ достигнутой.

ћы должны были собрать формально принадлежавшие государству разрозненно управл€емые активы, зачастую потер€вшие св€зь с научными и конструкторскими центрами.

»тогом реализации стратегий отраслевых холдингов должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций, высококапитализированных, нашедших и расшир€ющих свое место на мировом рынке. »менно такие корпорации, сочетающие де€тельность от перспективных исследований и разработки продукции до производства, поставки и обслуживани€ высокотехнологичного продукта, владеют сегодн€ мировым рынком авиастроени€, судостроени€, компьютерных технологий, фармацевтики, медицинской техники. ќни же дают заказы малым инновационным компани€м, скупают удачные стартапы.

ѕока большинство интегрированных структур не стали ни глобально конкурентоспособными, ни высококапитализированными, ни даже устойчиво прибыльными. ћы не собираемс€ бросать начатое на полдороге Ч кое-где, как в авиапроме, непростой процесс консолидации активов удалось завершить только сейчас. Ќо очевидно, что назрел аудит жизненности каждого такого проекта. —егодн€ им необходим топ-менеджмент с высокими компетенци€ми в инновационном бизнесе.

’отел бы подчеркнуть: усили€ государства были направлены на восстановление возможностей –оссии конкурировать в секторах, где на глобальном рынке всего несколько игроков. Ќи о каком подавлении частной инициативы речь не шла Ч ее в этих секторах просто не было. ќшибочно на основании нашей работы по собиранию, реструктуризации и предпродажной подготовке активов делать выводы о разрастании госкапитализма.

ѕо каждой компании у нас сегодн€ есть план по их реорганизации, выводу на рынок. „асть их будет превращена в публичные компании с последующей продажей пакетов акций. Ёто затронет Ђ–остехнологииї, Ђ–осавтодорї, Ђ–осатомї в его гражданской части и р€д других госкорпораций. Ёто работа не одного дн€, но и т€нуть ее до бесконечности мы не можем. —читаю возможным до 2016 г. снизить долю участи€ государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относ€тс€ к естественным монополи€м и оборонному комплексу.

ћы рассчитываем на активное участие российского капитала в приватизации и дальнейшем развитии высокотехнологичных активов. ќдновременно надо искать покупателей среди глобальных инвесторов, которые готовы были бы не только вкладыватьс€ в научно-производственную базу, а принести свои св€зи, свое место на крупных международных рынках.

ќпыт успешной модернизации экономики таких стран, как  оре€ и  итай, показывает, что толчок от государства нужен, что его эффект перевешивает риск ошибитьс€. Ѕез целенаправленных усилий диверсификацию осуществить будет сложно. Ќо, понима€ все риски избирательности, мы должны сделать политику выбора приоритетов и государственной поддержки максимально прозрачной, открытой дл€ оценки и дискуссий со стороны конкурирующих фирм и профессиональных сообществ.

 онкуренци€, котора€ лежит в основе современной экономики, базируетс€ на том, что корпорации Ч разработчицы и владелицы передовых технологий стрем€тс€ не допускать потребителей этих технологий к тому, что можно назвать технологическим €дром. ј это не только опытные разработки Ч это и полный цикл обслуживани€ технологий. ћы это увидели на своем примере, когда в услови€х кризиса наши российские компании пытались купить р€д активов за рубежом.  ак только речь заходила о технологических комплексах полного цикла Ч пусть даже в автомобильной промышленности, Ч наши западные партнеры немедленно включали красный свет.

ѕродава€ новейшие технологические разработки, фирма-поставщик, как правило, стремитс€ оставить за собой все сколько-нибудь сложные элементы обслуживани€ оборудовани€ и технологических процессов. ѕокупатель, таким образом, попадает не только в технологическую, но и в экономическую зависимость от поставщика. ≈сли кака€-то страна оказываетс€ аутсайдером в передовых технологических решени€х, она несет посто€нные экономические потери. ƒаже если на ее территории расположены сборочные производства Ч львина€ дол€ прибыли уходит туда, где расположены головные офисы, лаборатории и конструкторские бюро.

ѕоэтому развитые страны работают на принципах технологической кооперации. »х взаимна€ зависимость укрепл€ет экономическую и политическую стабильность.

»нновационный цикл российской экономики


√лавным условием спроса экономики на инновации €вл€етс€ обеспечение конкуренции. “олько конкуренци€ заставл€ет частные предпри€ти€ искать лучшие технологические решени€, обновл€ть продукцию. ¬ижу все вызовы дл€ р€да наших отраслей со вступлением в ¬“ќ. ’очу заверить: буду делать все, чтобы максимально см€гчить трудности переходного периода. Ќо все производители промышленных товаров должны €сно пон€ть: врем€ национальных рынков прошло. ”ютных ниш больше не будет. ¬ высокотехнологичном производстве существует только один Ч глобальный Ч рынок.

≈сть друга€ сторона медали Ч предложение инноваций. –оссийска€ экономика может не только покупать Ч она может порождать инновации. Ќаше место в будущем мире зависит от того, используем ли мы свои возможности.

¬ысокий уровень образовани€ населени€, огромное наследие фундаментальной науки, наличие инженерных школ, сохранивша€с€ во многих отрасл€х база опытного производства Ч мы об€заны задействовать все эти факторы.

«а предыдущие годы мы серьезно вложились в институты, обеспечивающие коммерциализацию прикладных разработок. –аботают Ђ–оснаної, –оссийска€ венчурна€ компани€, государство проводит конкурсы на создание инновационной инфраструктуры вузов. Ѕольшое число западных фирм уже привлек проект Ђ—колкової. Ќо мало научитьс€ продавать Ч дл€ устойчивого инновационного роста экономики нужно, чтобы в нее непрерывно поступали новые идеи, продукты фундаментальных разработок, наконец, просто креативные работники, готовые создавать технологии.

¬осстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов Ч и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развити€. ћеждународна€ конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. ћы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Ёто значит, необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный характер этих коллективов.

–оссийские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансировани€ по разделу Ђќбразованиеї Ч как их международные конкуренты. »схожу из того, что одновременно будем проводить продуманную и согласованную с экспертным сообществом и общественностью реструктуризацию всей отрасли профессионального образовани€.

ƒл€ –оссийской академии наук, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров должны быть утверждены дес€тилетние программы фундаментальных и поисковых исследований. Ќо такие программы надо будет защищать, а по ходу их исполнени€ регул€рно отчитыватьс€. Ќе перед чиновниками ћинобрнауки Ч перед налогоплательщиками и научным сообществом с привлечением авторитетных международных специалистов. ј в случае, когда речь идет об оборонных и других разработках, в которых непосредственно заинтересовано государство, Ч перед руководител€ми страны. ѕреимущественное развитие исследовательских университетов не означает пренебрежени€ ролью –оссийской академии наук и государственных научных центров. Ќаоборот, устойчивое развитие институтов –јЌ возможно только в услови€х, когда они могут выбирать себе сильное пополнение.

Ѕудет в несколько раз Ч до 25 млрд руб. в 2018 г. Ч увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. –азмеры грантов должны быть сопоставимыми с тем, что предоставл€ют своим ученым на «ападе.

Ќеобходимо продолжать усили€, направленные на включение российских научных центров, университетов и предпри€тий в международные механизмы оформлени€ и капитализации научных результатов.

Ќадо преодолеть инерцию крупного отечественного капитала, который, пр€мо скажем, отвык от инновационных проектов, от исследований и опытно-конструкторских работ. —ейчас 47 компаний с государственным участием прин€ли инновационные программы. Ќо и частные корпорации должны приучитьс€ к тому, что 3-5% их валового дохода должно направл€тьс€ в исследовани€ и разработки. Ќеобходимо разработать соответствующие налоговые инструменты, но главное Ч это понимание руководител€ми частного бизнеса, что без этого они просто не будут восприниматьс€ на глобальном рынке в качестве равных участников.

¬тора€ сторона технологической модернизации Ч это максимально быстрое освоение импортируемых технологий. ≈сть уже несколько нагл€дных примеров импорта передовой технологической культуры. ћы имеем неплохой опыт промышленной сборки автомобилей Ч сегодн€ уже половина иномарок собрана руками российских рабочих, а наши потребители забыли и думать о разнице в качестве сборки здесь и там. “еперь дело Ч за локализацией и созданием здесь, в –оссии, центров технологического развити€.

Ѕольша€ часть бытовой техники известных фирм производитс€ в –оссии, крупнейшие фирмы-производители пищевой продукции продают у нас исключительно продукцию местного производства. ƒл€ нас важно, чтобы лидеры мирового технологического рынка перешли от первой стадии Ч воспри€ти€ –оссии как интересного и емкого рынка Ч и второй стадии Ч инвестировани€ в локализацию производства Ч к третьей: стали бы здесь, в –оссии, создавать новые технологии и новые продукты. Ќо они придут сюда только в том случае, если увид€т конкурентоспособные на мировом уровне технические университеты и научные центры.

»нвестиру€ в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, –осси€ решает и глобальную социальную задачу: развити€ креативного класса и формировани€ пространства дл€ его реализации. Ќо есть огромные сектора, где наша технологическа€ и организационна€ культура застр€ла в прошлом веке. » не в последнюю очередь потому, что покупаем отдельные единицы оборудовани€, но забываем о производственной логистике, о контроле качества, а иногда и об элементарной технологической дисциплине. —амые крупные из таких секторов Ч это, конечно, строительство и транспорт.

√осударство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты. ¬ первую очередь Ч по обеспечению транспортной св€занности нашей страны, по обеспечению надежной св€зи с регионами —ибири и ƒальнего ¬остока. Ќе менее важное направление Ч местна€ дорожна€ сеть. —егодн€ мы имеем поистине парадоксальную ситуацию. ¬ –оссии с ее огромной территорией дефицитом €вл€ютс€ участки дл€ строительства. ѕричина Ч неразвитость инфраструктуры. ≈сли в ≈вропе, јмерике, японии и  орее вы можете построить дом или фабрику в любом месте за 50, даже за 80 километров от крупного города, то у нас уже за 20-30 километров начинаютс€ неосвоенные участки Ч без дорог, газа, воды и электричества, где земл€ ничего не стоит, потому что ее просто нельз€ использовать.

ќсвоение территории –оссии надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. –асширение агломерационного радиуса наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Ёто позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Ёто позволит значительно подн€ть и доходность пригородного сельского хоз€йства, и качество жизни работников аграрного сектора.

Ѕизнес, прежде всего малый и средний, быстро реализует новые возможности, которые по€в€тс€ с развитием инфраструктуры, в первую очередь дорожной сети. Ќо создать ее в современных услови€х способно только государство, в том числе с участием частного бизнеса (государственно-частное партнерство). ƒл€ этого нам придетс€ резко повысить эффективность расходов. —троить не дороже, чем наши соседи. ƒл€ этого мы готовы проводить международные конкурсы, широко привлекать в качестве операторов и подр€дчиков видные зарубежные компании. Ќачина€ со следующего года будет организован об€зательный публичный технологический и ценовой аудит всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием.   нему будут привлекатьс€ международные эксперты.

ќтдельна€ тема Ч сельское хоз€йство. јграрный сектор нашей экономики демонстрирует за последние годы хорошие темпы роста. ѕрактически все развитые страны в той или иной форме поддерживают, субсидируют своих сельскохоз€йственных производителей, и –осси€ здесь не исключение. ѕричины две. ¬о-первых, в услови€х неопределенности мирового рынка, значительных колебаний цен на продовольствие аграрна€ безопасность Ч способность страны самосто€тельно себ€ прокормить Ч €вл€етс€ не менее важным условием экономической и социальной стабильности, чем равновесный бюджет или надежна€ валюта. ¬о-вторых, и это оп€ть-таки важно не только дл€ –оссии, аграрный сектор выступает важным элементом сохранени€ в экономике конкурентной среды, формировани€ малого и среднего бизнеса Ч Ђподлескаї здорового капитализма.

√де вз€ть капитал?


√лавный источник создани€ новых производств, новых рабочих мест Ч частные инвестиции. «десь ситуаци€ далека от радужной. ћы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. ћы имеем значительный отток капитала из –оссии.

ƒа, во многом така€ ситуаци€ Ч следствие наших действий в конце 1990-х Ч начале 2000-х гг. Ѕорьба тогда шла между теми, кто присвоил в 1990-е основные денежные потоки (в основе которых была продажа сырь€ и энергоносителей), и теми, кто хотел вернуть их государству и использовать на благо всего общества. —читаю, что мы тогда поступили правильно, повысив вли€ние государства в сырьевых отрасл€х.

» не только потому, что кое-кто из олигархов пыталс€ продолжать впр€мую покупать политику. ¬ самом начале моего первого президентского срока мы столкнулись с настойчивыми попытками продать за рубеж ключевые активы. —охранение в частных руках нескольких человек стратегических ресурсов страны в перспективе 5-10 лет означало, что контроль за нашей экономикой будет осуществл€тьс€ извне.

–ечь ведь не о каком-то заговоре специально против –оссии. ƒело совсем в другом. ѕосмотрите, как ведет себ€ международный капитал в обстановке нестабильности, турбулентности, ощущени€ близкого кризиса: дл€ спасени€ национального €дра своего бизнеса он не задумыва€сь выводит средства из развивающихс€ рынков Ч а –осси€, по их представлению, к ним относитс€ и тем более относилась в начале прошлого дес€тилети€.

”стойчивость нашего развити€ как страны обусловлена не только макроэкономическими показател€ми. ”стойчивость страны базируетс€ еще и на том, что основна€ масса людей, владеющих капиталом, принимающих инвестиционные решени€, живет в этой стране, св€зывает с нею будущее своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с ее развитием.

„то надо сделать дл€ решени€ проблемы капитала?

ѕервое Ч увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным дл€ пр€мых инвестиций. «десь мы сегодн€ делаем все, что от нас зависит. ¬первые после развала ———– мы перешли от деклараций, от за€влени€ намерений к реальной интеграции. «а последние годы сформированы “аможенный союз, единое экономическое пространство, зона свободной торговли —Ќ√. »дет гармонизаци€ технических регламентов. –осси€ последовательно пытаетс€ создать единый рынок со своими сосед€ми. –ынок, где проникновение товаров и услуг не встречало бы никаких преп€тствий, не сталкивалось бы с неопределенностью условий. –азумеетс€, при этом мы учитываем интересы партнеров, идем на компромиссы, даже уступки. Ќо очень скоро эти уступки окуп€тс€ сторицей. Ѕольшой рынок ≈Ёѕ повысит конкурентоспособность каждой из наших стран Ч мы исходим из этого.

¬торое Ч деловой климат в стране, ее привлекательность дл€ долгосрочного помещени€ капиталов все еще €вл€ютс€ неудовлетворительными. «а последние несколько лет по инициативе президента ћедведева мы начали целый р€д реформ, направленных на улучшение делового климата. Ќо заметных сдвигов пока не произошло. ћы проигрываем в конкуренции юрисдикций Ч работающий в –оссии бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей. » дело не в налоговом режиме Ч он у нас в целом конкурентоспособный Ч и не в отсутствии законодательства, отвечающего современным требовани€м (его надо, конечно, совершенствовать, оно еще недостаточно гибко и не предоставл€ет всего набора инструментов дл€ бизнеса). √лавна€ проблема Ч недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. ≈сли называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. »здержки дл€ бизнеса могут колебатьс€ Ч ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени Ђрасположени€ї к тебе определенных людей внутри государственного механизма. –ациональное поведение дл€ предпринимател€ в этом случае Ч не соблюдать закон, а найти покровителей, договоритьс€. Ќо такой Ђдоговорившийс€ї бизнес в свою очередь будет пытатьс€ подавл€ть конкурентов, расчищать себе место на рынке, использу€ возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предпри€тий.

–асчистить поле дл€ бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, Ч это фундаментальна€, системна€ задача. » решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. ћы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в –оссии. ƒемонтировать обвинительную св€зку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. »сключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознани€, все зацепки, которые позвол€ют делать из хоз€йственного спора уголовное дело на одного из участников. ¬се экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Ќадо вместе с экспертным сообществом, с судь€ми, с предпринимател€ми публично обсудить и внести до конца этого года все необходимые конкретные предложени€ на этот счет. ”верен: депутаты √осударственной думы поддержат такие поправки.

ѕоказателен пример соседнего  азахстана, с которым мы с 1 €нвар€ этого года находимс€ в режиме единого экономического пространства. —ейчас эта страна в целом по услови€м дл€ бизнеса, согласно оценкам ¬семирного банка, занимает 47-е место, тогда как –осси€ Ч 120-е. ѕредлагаю поставить задачу за несколько лет приблизитьс€ к лучшим показател€м сопоставимых с нами стран по всем показател€м, определ€ющим комфортность ведени€ бизнеса.

Ќеобходимо изменить всю идеологию государственного контрол€ за де€тельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Ќова€ стратеги€ должна основыватьс€ на презумпции добросовестности бизнеса Ч исходить из того, что создание условий дл€ де€тельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, св€занных с недобросовестным поведением.

“ретье Ч средства населени€ почти не работают на рынке капитала. Ёто означает, что население не получает своей доли дохода от экономического роста, от увеличени€ капитализации экономики. Ќужны программы вовлечени€ в инвестиции средств населени€ Ч через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестировани€. ¬ странах с развитой рыночной экономикой это значительна€ часть национального капитала.

Ќадо сформировать такие услови€, когда внутри частного сектора российской экономики возникнут длинные деньги в форме устойчиво растущих накоплений частных лиц, в том числе пенсионных.

Ётого не добитьс€ без устойчивого снижени€ инфл€ции. –ост цен бьет по доходам каждого человека и подрывает стимулы откладывать средства на будущее. ѕодчас нам советуют решать экономические проблемы безответственным печатанием денег или безогл€дным наращиванием государственного долга. Ќо мы хорошо знаем: в этом случае недолга€ иллюзи€ благополучи€ скоро сменитс€ скачком цен. Ќаша страна проходила это в 1990-е гг.

Ќо снижение инфл€ции не создаст автоматически дополнительного капитала. Ќадо активно помогать формированию новых институтов.

¬водить государственные механизмы обеспечени€ сохранности и даже доходности накопительных пенсионных счетов. Ќадо испробовать новые формы Ч в частности, открывать накопительные пенсионные счета непосредственно в банках. ѕоддержка формировани€ длинных денег должна стать приоритетом на ближайшие 10-15 лет. Ёто долгий процесс, и не надо бо€тьс€, что он не даст немедленных эффектов. ” нас есть главное условие его успешности: в –оссии быстро растет средний класс, готовый вкладывать свои деньги в более качественное медицинское обслуживание, в лучшее жилье, в более высокие пенсии. «адача государства Ч чтобы его деньги не сгорели.

—пециально дл€ представителей оппозиции оговариваю. ¬се сказанное не означает, что мы в какой-то степени отступим от системы бесплатного образовани€ и здравоохранени€, перестанем повышать традиционные пенсии. Ќе отступим, будем поднимать качество услуг, которые гарантированы каждому гражданину нашей страны  онституцией. Ётому будет посв€щена отдельна€ стать€.

—нижение доли государства в экономике


»скусство управлени€ экономикой в современных услови€х состоит прежде всего в точном определении необходимого соотношени€ между ролью государства и частной инициативой.

ћировой кризис добавил аргументов сторонникам государственного управлени€. Ќо мы понимаем, что –осси€ отличаетс€ от многих других стран еще достаточно большой долей государства в экономике и более серьезным вмешательством в регулирование, в то врем€ как методы такого регулировани€, наоборот, отстают от лучших аналогов. Ќаша экономическа€ политика должна корректироватьс€ в сторону снижени€ масштабов государственного регулировани€, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контрол€ Ч на страхование ответственности.

¬ыше € уже говорил о наших планах приватизации р€да ключевых активов. ’очу при этом отметить, что приватизаци€ носит не фискальный, а структурный характер. “о есть мы продаем не только дл€ того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь дл€ того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле дл€ частной инициативы. Ќо продавать по дешевке, игнориру€ конъюнктуру рынка, просто глупо. Ќи один хоз€ин так не поступит.

¬ обществе много говор€т о том, что приватизаци€ 1990-х гг., включа€ залоговые аукционы, была нечестной. » € с этим полностью согласен. Ќо отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предпри€тий и всплеску безработицы.  роме того, многие нынешние собственники этих активов формально €вл€ютс€ добросовестными приобретател€ми. ќни не нарушали прин€тых тогда законов. ћногие из них модернизируют предпри€ти€, ввод€т новые рабочие места, €вл€ютс€ эффективными собственниками. ѕоведение их в период кризиса 2009-2010 гг. показало, что существенно выросла и социальна€ ответственность бизнеса.

—ледует также сокращать присутствие крупнейших предпри€тий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включа€ Ђ√азпромї, в капитале других хоз€йствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги.

Ќадо ограничить приобретение госкомпани€ми новых активов в –оссии. Ђ итыї не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов.

ћакроэкономические услови€ роста


Ќепременное условие формировани€ у нас нормального капитализма дл€ каждого Ч это сохранение и упрочение макроэкономической стабильности. ќна, пожалуй, €вл€етс€ крупнейшим нашим достижением за последние годы. ћы научились ценить макроэкономическую стабильность и использовать инструменты ее сохранени€ в самых сложных услови€х. Ѕлагодар€ заблаговременно созданным резервным фондам мы относительно спокойно выдержали натиск первой волны мирового кризиса.

ƒл€ формировани€ длинных денег важна уверенность участников экономики в макроэкономической стабильности на годы вперед. Ёто предполагает, в частности, что бизнес понимает, как государством будут решены острые проблемы бюджетной политики, как будут обеспечены доходами уже прин€тые расходные решени€, а также те, которые необходимы дл€ задач обновлени€ экономики.

Ќами уже вз€ты немалые долгосрочные бюджетные об€зательства. ѕрежде всего в социальной сфере, и мы их намерены неукоснительно соблюдать. “акже значительные расходы предсто€т в св€зи с модернизацией наших вооруженных сил. Ѕольшие расходы потребуютс€ дл€ развити€ здравоохранени€, образовани€, дл€ строительства и ремонта дорог.  ак мы сможем их обеспечить?

ѕервое. Ёффективность расходов. „еткий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. ∆есткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках. ј по сути Ч ликвидаци€ откатов при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровн€х. ћы должны с этим справитьс€, и это позволит нам сэкономить, по оценкам, как минимум 5%, а возможно, и 10% бюджета Ч от 1 до 2% ¬¬ѕ ежегодно.

¬ проекте закона о ‘едеральной контрактной системе предусмотрено об€зательное предварительное публичное обсуждение формата государственной закупки и стартовой цены. —читаю необходимым, не дожида€сь введени€ в действие нового закона, применить такую процедуру ко всем крупным закупкам Ч допустим, превышающим 1 млрд руб. ƒавайте задействуем на пользу обществу частный интерес фирм-поставщиков. ѕусть они вместе с журналистами, вместе с заинтересованными общественными организаци€ми привыкают обсуждать, современно ли заказываемое техническое решение, кто, какие фирмы могут успешно выполнить такой проект, наконец, за какие минимальные деньги это можно сделать.

¬ бюджетной сфере требуетс€ решительный отказ от инерции, когда мы продолжаем финансировать учреждени€ Ч вместо социальных услуг, которые они должны предоставл€ть. ¬езде, где это возможно, надо перейти на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги закрепл€ютс€ за гражданами, которые обращаютс€ за услугами. Ёто еще 10-15% внутренней экономии, за счет которой мы, не изыма€ этих средств из социальных секторов, сможем повысить зарплаты учител€м, врачам, профессорам университетов, обеспечить больных лекарствами.

¬торое. Ќужна сбалансированна€ пенсионна€ система, что снизит уровень трансфертов из бюджета в ѕенсионный фонд.

“ретье. ѕонадобитс€ определенный налоговый маневр. ћы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора Ч это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Ќо у нас есть резерв роста налоговых доходов по р€ду направлений: дорога€ недвижимость, потребление люксовых товаров, алкогол€, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. ѕрежде всего Ч то, что называетс€ дополнительным налогом на богатство, а точнее, на престижное потребление. ќсновные решени€ должны быть прин€ты уже в этом году, с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов. ѕри этом важно не увлекатьс€, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса.

Ѕольшой резерв Ч в наведении пор€дка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. ќт этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придетс€ конкурировать с теми, кто процветает на махинаци€х и обмане государства.

Ќар€ду с этим нам необходимо раз и навсегда отказатьс€ от соблазна подстраивать налоговую систему под растущие расходные об€зательства. “ака€ политика усиливает неопределенность экономической среды дл€ бизнеса, серьезно ухудша€ тем самым инвестиционную привлекательность нашей экономики.

«адача номер один Ч восстановление долгосрочного соответстви€ между величиной государственных доходов и расходов. —в€зь между ними ослабла в период кризиса, когда значительные ресурсы выдел€лись на см€гчение внешних шоков. Ёто произошло в большинстве стран, сильно затронутых кризисом. ќднако именно негативный опыт стран ≈вросоюза и —Ўј €сно показывает, насколько опасно нарушение бюджетной сбалансированности и с экономической, и с социальной, и с политической точки зрени€. ¬ –оссии проблема усложн€етс€ высокой зависимостью доходов государства от цен на нефть и газ.

 роме того, мы должны очень аккуратно проводить бюджетные заимствовани€, посто€нно помн€ несколько уроков из недавней мировой и российской экономической истории.

¬о-первых, значительный долг Ч это всегда отказ от части независимости страны. ќн создает ситуацию, когда любое ухудшение экономической конъюнктуры ставит страну в зависимость от инвесторов, международных организаций, стран-кредиторов, которые диктуют правительству, какие меры оно должно принимать. — этой точки зрени€ –осси€ сегодн€ находитс€ в выгодном положении по сравнению с другими странами, име€, например, самый низкий уровень государственного долга среди всех стран Ђдвадцаткиї. » мы должны сохран€ть это свое преимущество как залог макроэкономической безопасности.

¬о-вторых, когда люди дают своему государству в долг Ч это всегда вычет из финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на частные инвестиции. » если мы хотим наращивать их уровень, то не должны поддерживать значительный бюджетный дефицит.

–осси€ сегодн€ уступает развитым экономикам по производительности труда в три-четыре раза. ј что это значит? ¬ масштабах страны низка€ производительность труда Ч это глобально неконкурентоспособна€ экономика. ƒл€ конкретного человека низка€ производительность труда Ч это плоха€ работа, котора€ не может обеспечить хорошую зарплату. » дело не в том, как об этом говор€т некоторые умники, что наши люди не умеют, не хот€т работать или мало труд€тс€, Ч это не так. ј в том, что они зан€ты на устаревших, неэффективных рабочих местах.

Ќовое поколение российских граждан Ч те, кто только начал работу, и те, кто еще учитс€, Ч имеет очень высокие ожидани€, очень высокие требовани€ к своей работе. Ќаша страна еще никогда не встречалась с таким образовательным и культурным вызовом. » это позитивный вызов Ч € глубоко убежден в этом.

≈стественное, логичное решение проблемы низкой производительности труда Ч массовое создание высокопроизводительных Ч а потому высокооплачиваемых Ч рабочих мест дл€ образованных и амбициозных людей.  ак за счет модернизации существующих, так и за счет открыти€ новых производств.  ак в традиционных, так и в принципиально новых секторах экономики.

Ќова€ экономика –оссии Ч это экономика диверсифицированна€, где кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. ƒол€ высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ¬¬ѕ должна к 2020 г. увеличитьс€ в 1,5 раза. ѕри этом высокотехнологичный экспорт –оссии вырастет вдвое.

Ёто Ч эффективна€ экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью. ћы должны значительно сократить отставание от стран-лидеров. Ёто значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в два раза, а в ключевых секторах Ч выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. ¬ противном случае у нас просто не будет надежды на успех в глобальной конкуренции.

Ёто Ч высокопроизводительные рабочие места с высокой оплатой. —редн€€ заработна€ плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6-1,7 раза, почти до 40 000 руб. в ценах 2011 г. Ќоминально она, конечно, будет выше.

Ёто Ч экономика посто€нно обновл€ющихс€ технологий. ƒол€ предпри€тий, внедр€ющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза к концу дес€тилети€ с нынешних 10,5 до 25%, то есть достигнуть сегодн€шнего среднеевропейского уровн€.

Ёто Ч экономика, где малый бизнес представл€ет не менее половины рабочих мест в экономике. ѕри этом значительна€ часть малого бизнеса 2020 г. Ч это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги.

«а каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет –оссии, как это изменит качество зан€тости, а значит, и качество жизни людей.

ќбновленна€ экономика должна дать перспективу реализации каждому Ч и предпринимател€м, и работникам бюджетной сферы, инженерам и квалифицированным рабочим. ¬ этом Ч смысл социального измерени€ экономики, о котором € предлагаю поговорить в следующей статье.
Ёта† стать€ опубликована в газете Ђ¬едомостиї от 30.01.2012


 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

ќ том, как люди начали болеть болезн€ми растений, как "научить" почву поглощать атмосферную влагу и об удивительных способност€х микроорганизмов рассказал sk-news.ru јлександр √енрихович ’ј–„≈Ќ ќ, руководитель јгротехнологического комитета Ќациональной технологической палаты –‘, академик ћеждународной академии наук экологии и безопасности жизнеде€тельности (ћјЌЁЅ)

ѕроект ќбщероссийского народного фронта Ђ«а честные закупкиї представил вторую часть всероссийской Ђ арты картелейї на јнтикоррупционном форуме ќЌ‘ в –остове-на-ƒону, сообщили sk-news.ru в пресс-службе ќЌ‘.

√руппа ¬“Ѕ реализовала возможность осуществлени€ денежных переводов между ¬“Ѕ и ¬“Ѕ24 без комиссии.

— 5 окт€бр€  абардино-Ѕалкарский госуниверситет им. ’атута Ѕербекова вот уже в четвертый раз стал площадкой эффективного диалога и местом встречи ключевых специалистов –оссии на —еверо- авказской школе-семинаре по актуальным вопросам детской хирургии и нейрохирургии, сообщили sk-news.ru в пресс-службе вуза.

ƒанилу требуетс€ в ближайшее врем€ провести сложное протезирование модульным протезом правой голени. ѕосле лечени€ мальчик сможет самосто€тельно ходить

„лен ќбщественной палаты  Ѕ–, известна€ альпинистка из Ќальчика  арина ћезова в составе экспедиции  луба Ђ7 ¬ершинї подн€лась на восьмитыс€чник ћанаслу (8156 м), расположенный на севере центральной части Ќепала, где водрузила флаг  абардино-Ѕалкарии, сообщили sk-news.ru в  пресс-службе ќбщественной палаты  Ѕ–.

22 сент€бр€ состо€лс€ рабочий визит руководител€ департамента корпоративной сети Ц старшего вице-президента банка ¬“Ѕ –услана ≈ременко в  абардино-Ѕалкарскую республику.

ѕрофессиональна€ переподготовка. ÷енообразование и сметное нормирование
 оррупцияпротив:  оррупционные риски и угрозы в сфере образовани€
Ђћес€чник ЂЅела€ трость-2017ї стартовал!

¬идео лента

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

Ќовости портала " абардино-Ѕалкари€. ћир и мы" за последние сутки

 алендарь новостей

ќкт€брь
2017
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
25
26
27
28
29
30
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5