¬опрос юристу

Ќовости: ¬ласть



—тать€ ѕутина Ђ–осси€: национальный вопросї

ћы публикуем полный текст статьи ¬ладимира ѕутина «–осси€: национальный вопрос». Ёто - втора€ стать€ в серии, €вл€ющейс€ частью предвыборной программы кандидата в президенты ѕутина.

ƒл€ –оссии – с ее многообразием €зыков, традиций, этносов и культур Ц национальный вопрос, без вс€кого преувеличени€, носит фундаментальный характер. Ћюбой ответственный политик, общественный де€тель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существовани€ нашей страны €вл€етс€ гражданское и межнациональное согласие.
ћы видим, что происходит в мире, какие здесь коп€тс€ серьезнейшие риски. –еальность сегодн€шнего дн€ Ц рост межэтнической и межконфессиональной напр€женности. Ќационализм, религиозна€ нетерпимость станов€тс€ идеологической базой дл€ самых радикальных группировок и течений. –азрушают, подтачивают государства и раздел€ют общества.

 олоссальные миграционные потоки Ц а есть все основани€ полагать, что они будут усиливатьс€, Ц уже называют новым Ђвеликим переселением народовї, способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. ћиллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности.

— Ђобострением национального вопросаї вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. ј сегодн€ Ц друг за другом объ€вл€ют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп.

Ђѕлавильный котелї ассимил€ции барахлит и чадит Ц и не способен Ђпереваритьї все возрастающий масштабный миграционный поток. ќтражением этого в политике стал Ђмультикультурализмї, отрицающий интеграцию через ассимил€цию. ќн возводит в абсолют Ђправо меньшинства на отличиеї и при этом недостаточно уравновешивает это право Ц гражданскими, поведенческими и культурными об€занност€ми по отношению к коренному населению и обществу в целом.

¬о многих странах складываютс€ замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироватьс€, но даже и адаптироватьс€ отказываютс€. »звестны кварталы и целые города, где уже поколени€ приезжих живут на социальные пособи€ и не говор€т на €зыке страны пребывани€. ќтветна€ реакци€ на такую модель поведени€ Ц рост ксенофобии среди местного коренного населени€, попытка жестко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага Ц от Ђчужеродных конкурентовї. Ћюди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаютс€ угрозы утратить национально-государственную идентичность.

¬полне респектабельные европейские политики начинают говорить о провале Ђмультикультурного проектаї. „тобы сохранить свои позиции, эксплуатируют Ђнациональную картуї Ц переход€т на поле тех, кого ранее сами считали маргиналами и радикалами.  райние силы, в свою очередь, резко набирают вес, всерьез претенду€ на государственную власть. ѕо сути, предлагаетс€ вести речь о принуждении к ассимил€ции Ц на фоне Ђзакрытостиї и резкого ужесточени€ миграционных режимов. Ќосители другой культуры должны либо Ђрастворитьс€ в большинствеї, либо остатьс€ обособленным национальным меньшинством Ц пусть даже обеспеченным разнообразными правами и гаранти€ми. ј фактически Ц оказатьс€ отлученным от возможности успешной карьеры. ѕр€мо скажу Ц от гражданина, поставленного в такие услови€, трудно ожидать ло€льности по отношению к своей стране.

«а Ђпровалом мультикультурного проектаї стоит кризис самой модели Ђнационального государстваї Ц государства, исторически строившегос€ исключительно на основе этнической идентичности. » это Ц серьезный вызов, с которым придетс€ столкнутьс€ и ≈вропе, и многим другим регионам мира.

–осси€ как Ђисторическое государствої

ѕри всей внешней схожести ситуаци€ у нас Ц принципиально ина€. Ќаши национальные и миграционные проблемы напр€мую св€заны с разрушением ———–, а по сути, исторически Ц большой –оссии, сложившейс€ в своей основе еще в XVIII веке. — неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов. — громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве.

ѕродекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты –—‘—– в запале борьбы с Ђсоюзным центромї запустили процесс строительства Ђнациональных государствї, причем даже внутри самой –оссийской ‘едерации. Ђ—оюзный центрї, в свою очередь, пыта€сь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономи€ми, обеща€ им повышение Ђнационально-государственного статусаї. —ейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Ќо очевидно одно Ц их действи€ в равной степени и неизбежно вели к развалу и сепаратизму. » у них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли Ц чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность –одины.

“о, в чем, возможно, не отдавали себе отчет инициаторы Ђзатей с суверенитетамиї, Ц все остальные, в том числе и за рубежами нашего государства, Ц пон€ли очень четко и быстро. » последстви€ не заставили себ€ ждать.— распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах Ц и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве. ќгромным напр€жением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Ќо это, конечно, не означает, что проблема сн€та.

ќднако даже в тот момент, когда государство как институт критически ослабело, –осси€ не исчезла. ѕроизошло то, о чем ¬асилий  лючевский говорил применительно к первой русской —муте: Ђ огда надломились политические скрепы общественного пор€дка, страна была спасена нравственной волей народаї.

», кстати, наш праздник 4 но€бр€ Ц ƒень народного единства, который некоторые поверхностно называют Ђднем победы над пол€камиї, на самом деле Ц это Ђдень победы над собойї, над внутренней враждой и распр€ми, когда сослови€, народности осознали себ€ единой общностью Ц одним народом. ћы по праву можем считать этот праздник днем рождени€ нашей гражданской нации.
»сторическа€ –осси€ Ц не этническое государство и не американский Ђплавильный котелї, где, в общем-то, все так или иначе Ц мигранты. –осси€ возникла и веками развивалась как многонациональное государство. √осударство, в котором посто€нно шел процесс взаимного привыкани€, взаимного проникновени€, смешивани€ народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. —отен этносов, живущих на своей земле вместе и р€дом с русскими. ќсвоение огромных территорий, наполн€вшее всю историю –оссии, было совместным делом многих народов. ƒостаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от  арпат до  амчатки.  ак и этнические татары, евреи, белорусы…

¬ одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов Ђ—лово о законе и благодатиї отвергаетс€ сама теори€ Ђизбранного народаї и проповедуетс€ иде€ равенства перед Ѕогом. ј в Ђѕовести временных летї так описан многонациональный характер древнерусского государства: Ђ¬от только кто по-слав€нски говорит на –уси: пол€не, древл€не, новгородцы, полочане, дреговичи, север€не, бужанеЕ ј вот другие народы: чудь, мер€, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, €мь, литва, корсь, нарова, ливы Ц эти говор€т на своих €зыкахЕї
»менно об этом особом характере русской государственности писал »ван »льин: ЂЌе искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую –одинуЕ всех соблюсти, всех примирить, всем дать молитьс€ по-своему, трудитьс€ по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительствої.

—тержень, скрепл€юща€ ткань этой уникальной цивилизации Ц русский народ, русска€ культура. ¬от как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытатьс€ вырвать из –оссии Ц под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о Ђрасовой чистотеї, о необходимости Ђзавершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сид€щую на шее у русского народаї. „тобы в конечном счете Ц заставить людей своими руками уничтожать собственную –одину.
√лубоко убежден, попытки проповедовать идеи построени€ русского Ђнациональногої, моноэтнического государства противоречат всей нашей тыс€челетней истории. Ѕолее того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. ƒа и любой дееспособной, суверенной государственности на нашей земле.

 огда начинают кричать: Ђ’ватит кормить  авказї, Ц ждите, завтра неизбежно последует призыв: Ђ’ватит кормить —ибирь, ƒальний ¬осток, ”рал, ѕоволжье, ѕодмосковьеЕї. »менно по таким рецептам действовали те, кто привел к распаду —оветский —оюз. „то касаетс€ пресловутого национального самоопределени€, которым, бор€сь за власть и геополитические дивиденды, не раз спекулировали политики самых разных направлений Ц от ¬ладимира Ћенина до ¬удро ¬ильсона, Ц то русский народ давно самоопределилс€. —амоопределение русского народа Ц это полиэтническа€ цивилизаци€, скрепленна€ русским культурным €дром. » этот выбор русский народ подтверждал раз за разом Ц и не на плебисцитах и референдумах, а кровью. ¬сей своей тыс€челетней историей.

≈диный культурный код

–оссийский опыт государственного развити€ уникален. ћы многонациональное общество, но мы единый народ. Ёто делает нашу страну сложной и многомерной. ƒает колоссальные возможности дл€ развити€ во многих област€х. ќднако, если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно тер€ет силу и прочность. » мы должны понимать, какие далеко идущие последстви€ может вызвать попустительство попыткам разжечь национальную вражду и ненависть к люд€м иной культуры и иной веры.

√ражданский мир и межнациональное согласие Ц это не один раз созданна€ и на века застывша€ картина. Ќапротив, это посто€нна€ динамика, диалог. Ёто Ц кропотлива€ работа государства и общества, требующа€ очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить Ђединство в многообразииї. Ќеобходимо не только соблюдение взаимных об€зательств, но и нахождение общих дл€ всех ценностей. Ќельз€ насильно заставить быть вместе. » нельз€ заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивани€ выгод и затрат. “акие Ђрасчетыї работают до момента кризиса. ј в момент кризиса начинают действовать в обратном направлении.

”веренность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности, опираетс€ на нашу культуру, историю, тип идентичности.

ћожно вспомнить, что многие граждане ———–, оказавшиес€ за рубежом, называли себ€ русскими. ѕричем сами считали себ€ таковыми независимо от этнической принадлежности. »нтересен и тот факт, что этнические русские нигде и никогда, ни в какой эмиграции не составл€ли устойчивых национальных диаспор, хот€ и численно, и качественно были представлены весьма значительно. ѕотому что в нашей идентичности Ц другой культурный код.

–усский народ €вл€етс€ государствообразующим Ц по факту существовани€ –оссии. ¬елика€ мисси€ русских Ц объедин€ть, скрепл€ть цивилизацию. языком, культурой, Ђвсемирной отзывчивостьюї, по определению ‘едора ƒостоевского, скрепл€ть русских арм€н, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татарЕ —крепл€ть в такой тип государства-цивилизации, где нет Ђнацменовї, а принцип распознани€ ЂсвойЦчужойї определ€етс€ общей культурой и общими ценност€ми.

“ака€ цивилизационна€ идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Ёто тот культурный код, который подвергс€ в последние годы серьезным испытани€м, который пытались и пытаютс€ взломать. » тем не менее он, безусловно, сохранилс€. ¬месте с тем его надо питать, укрепл€ть и беречь.

ќгромна€ роль здесь принадлежит образованию. ¬ыбор образовательной программы, многообразие образовани€ Ц наше несомненное достижение. Ќо вариативность должна опиратьс€ на незыблемые ценности, базовые знани€ и представлени€ о мире. √ражданска€ задача образовани€, системы просвещени€ Ц дать каждому тот абсолютно об€зательный объем гуманитарного знани€, который составл€ет основу самоидентичности народа. » в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский €зык, русска€ литература, отечественна€ истори€ Ц естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.

¬ некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона.  аждый уважающий себ€ студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. ¬ некоторых университетах —Ўј эта традици€ сохранилась и сегодн€. Ќаша наци€ всегда была читающей нацией. ƒавайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Ќе вызубрить в школе, а именно самосто€тельно прочитать. » давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. »ли по крайней мере дадим молодым люд€м возможность про€вить свои знани€ и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах.
—оответствующие требовани€ должна задавать и государственна€ политика в области культуры. »меютс€ в виду такие инструменты, как телевидение, кино, »нтернет, массова€ культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.

¬спомним, как американцы с помощью √олливуда формировали сознание нескольких поколений. ѕричем внедр€€ не худшие Ц и с точки зрени€ национальных интересов, и с точки зрени€ общественной морали Ц ценности. «десь есть чему поучитьс€.

ѕодчеркну: никто не покушаетс€ на свободу творчества Ц не о цензуре речь, не о Ђказенной идеологииї, а о том, что государство об€зано и имеет право и свои усили€, и свои ресурсы направл€ть на решение осознанных социальных, общественных задач. ¬ том числе и на формирование мировоззрени€, скрепл€ющего нацию.

¬ нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданска€ война, где прошлое крайне политизировано и Ђраздерганої на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонка€ культурна€ терапи€.  ультурна€ политика, котора€ на всех уровн€х Ц от школьных пособий до исторической документалистики Ц формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок Ђкрасного комиссараї или Ђбелого офицераї, видел бы свое место. ќщущал бы себ€ наследником Ђодной дл€ всехї Ц противоречивой, трагической, но великой истории –оссии.

Ќам необходима стратеги€ национальной политики, основанна€ на гражданском патриотизме. Ћюбой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Ќо он должен прежде всего быть гражданином –оссии и гордитьс€ этим. Ќикто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. ќднако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности.

—читаю, что в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развити€, межнационального благополучи€, взаимодействи€ этносов. —ейчас эти проблемы наход€тс€ в ведении ћинистерства регионального развити€ и за ворохом текущих задач вытесн€ютс€ на второй, а то и третий план, и такую ситуацию надо исправить.

Ёто не должно быть стандартное ведомство. —корее речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочи€. Ќациональна€ политика не может писатьс€ и реализовыватьс€ исключительно в кабинетах чиновников. ¬ ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные, общественные объединени€.

», конечно, мы рассчитываем на активное участие в таком диалоге традиционных религий –оссии. ¬ основе православи€, ислама, буддизма, иудаизма Ц при всех различи€х и особенност€х Ц лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Ёти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укрепл€ть.

”бежден, государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий –оссии в системе образовани€ и просвещени€, в социальной сфере, в ¬ооруженных силах. ѕри этом должен быть, безусловно, сохранен светский характер нашего государства.

Ќациональна€ политика и роль сильных институтов

—истемные проблемы общества очень часто наход€т выход именно в форме межнациональной напр€женности. Ќужно всегда помнить, что существует пр€ма€ зависимость между нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве. ≈сли посмотреть на историю всех недавних межнациональных эксцессов Ц практически везде мы обнаружим этот Ђспусковой крючокї:  ондапога, ћанежна€ площадь, —агра.

¬езде обостренна€ реакци€ на отсутствие справедливости, на безответственность и бездействие отдельных представителей государства, неверие в равенство перед законом и неотвратимость наказани€ дл€ преступника, убеждение, что все куплено и правды нет.
 огда речь заходит о том, что в –оссии, а в особенности на исторических русских территори€х, ущемл€ютс€ права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполн€ют своих пр€мых задач Ц не защищают жизнь, права и безопасность граждан. » поскольку большинство этих граждан Ц русские, то возникает возможность паразитировать на теме Ђнационального угнетени€ русскихї и облечь обоснованный общественный протест в самую примитивную и вульгарную форму межнациональных беспор€дков. » одновременно по вс€кому поводу голосить про Ђрусский фашизмї.

Ќужно отдавать отчет, какие риски и угрозы заключены в ситуаци€х, чреватых переходом в стадию национального конфликта. » соответствующим, самым жестким образом, без огл€дки на чины и звани€, оценивать действи€ или бездействи€ правоохранительных структур, органов власти, которые привели к межнациональному напр€жению.

–ецептов дл€ таких ситуаций не очень много. Ќе возводить ничего в принцип, не делать скоропалительных обобщений. Ќеобходимо тщательное вы€снение сути проблемы, обсто€тельств, урегулирование взаимных претензий по каждому конкретному случаю, где замешан Ђнациональный вопросї. Ётот процесс там, где нет каких-то специфических обсто€тельств, должен быть публичным, потому что отсутствие оперативной информации порождает усугубл€ющие ситуацию слухи. » здесь исключительно важное значение имеют профессионализм и ответственность средств массовой информации.

Ќо никакого диалога не может быть в ситуации беспор€дков и насили€. Ќи у кого не должно возникнуть малейшего соблазна Ђпродавить властьї на те или иные решени€ с помощью погромов. Ќаши правоохранительные органы доказали, что с пресечением таких попыток они справл€ютс€ быстро и четко.

» еще один принципиальный момент Ц мы, конечно, должны развивать нашу демократическую, многопартийную систему. » сейчас готов€тс€ решени€, направленные на упрощение и либерализацию пор€дка регистрации и работы политических партий, реализуютс€ предложени€ по установлению выборности глав регионов. ¬се это Ц нужные и правильные шаги. Ќо нельз€ допустить одного Ц возможностей дл€ создани€ региональных партий, в том числе в национальных республиках. Ёто Ц пр€мой путь к сепаратизму. “акое требование, безусловно, должно предъ€вл€тьс€ и к выборам глав регионов Ц тот, кто попытаетс€ опиратьс€ на националистические, сепаратистские и тому подобные силы и круги, должен быть незамедлительно, в рамках демократических и судебных процедур, исключен из выборного процесса.

ѕроблема миграции и наш интеграционный проект

—егодн€ граждан серьезно волнуют, а скажем пр€мо Ц раздражают, многие издержки, св€занные с массовой миграцией Ц как внешней, так и внутрироссийской. «вучит и вопрос Ц не приведет ли создание ≈вразийского союза к усилению миграционных потоков, а значит, и к росту существующих здесь проблем. —читаю, что надо четко обозначить нашу позицию.
¬о-первых, очевидно, что нам надо на пор€док повысить качество миграционной политики государства. » мы будем решать эту задачу.
Ќелегальна€ иммиграци€ никогда и нигде не может быть исключена полностью, но она должна и может быть, безусловно, минимизирована. » в этом плане Ц вн€тные полицейские функции и полномочи€ миграционных служб необходимо усилить.
ќднако простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. ¬о многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции.  ритерий миграционной политики заключаетс€ не в ее жесткости, а в ее эффективности.

¬ св€зи с этим должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции Ц как посто€нной, так и временной. „то, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благопри€тствовани€ в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости. “ака€ Ђположительна€ селекци€ї и конкуренци€ за качество миграции существуют во всем мире. »злишне говорить и о том, что такие мигранты интегрируютс€ в принимающее общество намного лучше и легче.

¬торое. ” нас достаточно активно развиваетс€ внутренн€€ миграци€, люди едут учитьс€, жить, работать в другие субъекты ‘едерации, в крупные города. ѕричем это полноправные граждане –оссии.

¬месте с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традици€ми, должен с уважением относитьс€ к местным обыча€м.   обыча€м русского и всех других народов –оссии. ¬с€кое другое Ц неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное Ц поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодн€ часто просто бездействуют. Ќадо посмотреть, все ли необходимые дл€ контрол€ такого поведени€ людей нормы содержатс€ в јдминистративном и ”головном кодексах, в регламентах органов внутренних дел. –ечь идет об ужесточении права, введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации. »ногда достаточно предупредить. Ќо если предупреждение будет опиратьс€ на конкретную правовую норму, оно будет более действенно. ≈го правильно поймут Ц не как мнение отдельного полицейского или чиновника, а именно как требование закона, одинакового дл€ всех.

¬о внутренней миграции также важны цивилизованные рамки. ¬ том числе это необходимо дл€ гармоничного развити€ социальной инфраструктуры, медицины, образовани€, рынка труда. ¬о многих Ђмиграционно привлекательныхї регионах и мегаполисах эти системы уже сейчас работают на пределе, что создает достаточно сложную ситуацию как дл€ Ђкоренныхї, так и дл€ Ђприезжихї.
—читаю, что следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. ≈стественно, не ущемл€€ конституционных прав граждан на выбор места жительства.

“ретье Ц это укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов. Ёто принципиально важно не только дл€ внешней иммиграции, но, в нашем случае, и дл€ внутренней, в частности миграции из регионов —еверного  авказа. Ѕез этого никогда не могут быть обеспечены объективный арбитраж интересов различных сообществ (как принимающего большинства, так и мигрантов) и воспри€тие миграционной ситуации как безопасной и справедливой.

Ѕолее того, недееспособность или коррумпированность суда и полиции всегда будут вести не только к недовольству и радикализации принимающего мигрантов общества, но и к укоренению Ђразборок по пон€ти€мї и теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов.

Ќельз€ допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода Ђпон€ти€ї. » в первую очередь нарушаютс€ права самих мигрантов Ц как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти.

»менно на коррупции расцветает этническа€ преступность. — правовой точки зрени€ преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Ќо в наших услови€х этническа€ преступность €вл€етс€ проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. » к ней надо соответствующим образом относитьс€.

„етвертое Ц это проблема цивилизованной интеграции и социализации мигрантов. » здесь вновь необходимо вернутьс€ к проблемам образовани€. –ечь должна идти не столько о нацеленности образовательной системы на решение вопросов миграционной политики (это далеко не главна€ задача школы), но прежде всего о высоких стандартах отечественного образовани€ как такового.

ѕривлекательность образовани€ и его ценность Ц мощный рычаг, мотиватор интеграционного поведени€ дл€ мигрантов в плане интеграции в общество. “огда как низкое качество образовани€ всегда провоцирует еще большую изол€цию и закрытость миграционных сообществ, только теперь уже долгосрочную, на уровне поколений.

Ќам важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироватьс€ в обществе. ƒа, собственно, элементарным требованием к люд€м, желающим жить и работать в –оссии, €вл€етс€ их готовность освоить наши культуру и €зык. —о следующего года необходимо сделать об€зательным дл€ приобретени€ или продлени€ миграционного статуса экзамен по русскому €зыку, по истории –оссии и русской литературе, по основам нашего государства и права. Ќаше государство, как и другие цивилизованные страны, готово сформировать и предоставить мигрантам соответствующие образовательные программы. ¬ р€де случаев требуетс€ об€зательное дополнительное профессиональное обучение за счет работодателей.

», наконец, п€тое Ц это тесна€ интеграци€ на постсоветском пространстве как реальна€ альтернатива неконтролируемым миграционным потокам.

ќбъективные причины массовой миграции, и об этом уже говорилось выше, Ц колоссальное неравенство в развитии и услови€х существовани€. ѕон€тно, что логичным способом если не ликвидации, то хот€ бы минимизации миграционных потоков, было бы сокращение такого неравенства. «а это ратует огромное количество разного рода гуманитарных, левых активистов на «ападе. Ќо, к сожалению, в глобальном масштабе эта красива€, этически безукоризненна€ позици€ страдает очевидным утопизмом.

ќднако нет никаких объективных преп€тствий дл€ того, чтобы реализовать эту логику у нас, на нашем историческом пространстве. » одна из важнейших задач евразийской интеграции Ц создать дл€ народов, миллионов людей на этом пространстве возможность достойно жить и развиватьс€.

ћы понимаем, что не от хорошей жизни люди уезжают за тридев€ть земель и зачастую далеко не в цивилизованных услови€х зарабатывают себе и своей семье возможность человеческого существовани€.

— этой точки зрени€ задачи, которые мы ставим и внутри страны (создание новой экономики с эффективной зан€тостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны), и задачи евразийской интеграции Ц это ключевой инструмент, благодар€ которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. ѕо сути, с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напр€жение. ј с другой Ц чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себ€ нормально и комфортно. Ќадо просто дать возможность люд€м работать и нормально жить у себ€ дома, на родной земле, возможность, которой они сейчас во многом лишены. ¬ национальной политике нет и не может быть простых решений. ≈е элементы рассыпаны во всех сферах жизни государства и общества Ц в экономике, социалке, образовании, политической системе и внешней политике. Ќам надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности с таким устройством, котора€ была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична дл€ всех, кто считает –оссию своей –одиной.

ћы видим направлени€ предсто€щей работы. ѕонимаем, что у нас есть исторический опыт, которого нет ни у кого. ” нас есть мощна€ опора в менталитете, в культуре, в идентичности, которой нет у других.
ћы будем укрепл€ть наше Ђисторическое государствої, доставшеес€ нам от предков. √осударство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий.

ћы веками жили вместе. ¬месте победили в самой страшной войне. » будем вместе жить и дальше. ј тем, кто хочет или пытаетс€ разделить нас, могу сказать одно Ц не дождетесьЕ

—тать€ опубликована в "Ќезависимой газете" 23 €нвар€ 2012


 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

Ђ‘ронтовикиї надеютс€, что она поможет жител€м кра€ в защите их прав как газовых абонентов.

—егодн€ тема ресурсосберегающего земледели€ - одна из ведущих и обсуждаемых в аграрной науке и сельскохоз€йственной практике, ибо касаетс€ сохранени€ самой жизни на «емле, цитирует SK-NEWS.RU ученого-микробиолога,  генерального директора группы компаний ЂЅиоцентрї јлександра ’арченко.

јктуальную дл€ —таврополь€ тему биологизации сельского хоз€йства и внедрение технологии No-Till обсудили недавно земледельцы кра€ на информационно-обучающем семинаре на предпри€тии Ђ’леборобї в селе Ўангала ѕетровского района, сообщили  SK-NEWS.RU в пресс-службе регионального минсельхоза.

—е€ть помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобрета€ подсветки и этажерки дл€ рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет насто€щей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

„то такое эффективные микроорганизмы и где примен€ютс€ Ёћ-технологии нагл€дно и коротко рассказывает мультфильм от группы ¬ онтакте Ђѕереводчики развивающих фильмовї, сообщает sk-news.ru.

ќ вли€нии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использовани€ природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый јлександр ’арченко на семинаре УЌова€ стратеги€ земледели€Ф в —анкт-ѕетербурге, сообщает sk-news.ru.

¬етер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссыла€сь на опыт садоводов и огородников —тавропол€ и не только.

—оциально ориентированные некоммерческие организации
ѕлощадка по экономическому просвещению молодежи — ‘ќ
Pro ќраторство дл€ добровольцев — ‘ќ
Proќраторство на ћеждународном молодежном форуме "“аргим 2018"
»тоговое заседание проекта Ђћеждународный молодЄжный форумї
¬ебинар по основам финансовой грамотности педагогов и родителей несовершеннолетних.
¬стреча с инпектором ќƒЌ
ѕ–≈ƒћјЎ” » —“ј¬–ќѕќЋ№— ќ√ќ  –јя
"јрхыз 24" о проведении 3-х дневных меропри€тий јЌќ "»— –ј" в рамках федеральной программы "“ы предприниматель"
‘инальный день реализации федеральной программы "“ы предприниматель" дл€ школьников  „–
¬торой день реализации федеральной программы "“ы предприниматель" дл€ школьников  „–
ѕервый день реализации федеральной программы "“ы предприниматель" дл€ школьников  „–

¬идео лента

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

—еверо- авказские новости

 алендарь новостей

»юль
2018
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
25
26
27
28
29
30
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5