Ќовости: ¬ласть



ѕремьер-министр ¬ладимир ѕутин написал статью "—троительство справедливости. —оциальна€ политика дл€ –оссии"

–осси€ - социальное государство. ћы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населени€. ¬ последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составл€ют более половины в общих бюджетных расходах. “олько за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ¬¬ѕ с 21% до 27%. Ќи одна из социальных гарантий не была поколеблена в услови€х кризиса 2008 - 2009 годов. Ѕолее того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Ќо наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива.

—оциальна€ политика имеет несколько целей, несколько измерений. Ёто поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Ёто обеспечение работы социальных лифтов, "равного старта" и продвижени€ каждого человека на основе его способностей и таланта. Ёффективность социальной политики измер€етс€ мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.

я не буду говорить об успехах - они есть. » в демографической политике, где удалось добитьс€ серьезного сдвига к лучшему, и в пенсионном обеспечении, и в ограничении бедности. ≈сть реальные достижени€ в образовании, в охране здоровь€, в культуре.

Ќо сегодн€ нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развити€ –оссии.

ѕервое. ћногие граждане не могут реализовать свои профессиональные знани€, найти такую работу, котора€ позвол€ла бы иметь достойную зарплату и развиватьс€, строить карьеру. ѕлохо, с большими перебо€ми работают социальные лифты, начина€ от системы образовани€. Ёта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, вход€щих на рынок труда, окончило вузы.

¬торое. Ќедопустимо, вызывающе велика дифференциаци€ доходов.  аждый восьмой гражданин –оссии все еще живет за официальной чертой бедности.

“ретье. «а первое дес€тилетие XXI века принципиально изменилось представление о нормальных потребност€х и возможност€х средней российской семьи. ¬сего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатитьс€ за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. “еперь же основна€ масса населени€ предъ€вл€ет запросы совершенно иного пор€дка. —оциальна€ сфера не успела адаптироватьс€ к этому. Ќаселение, и в первую очередь "средний класс", образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остаетс€ неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Ќесмотр€ на рост бюджетного финансировани€ образовани€ и здравоохранени€, сохран€етс€ низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. ƒалеки от решени€ задачи создани€ комфортной среды проживани€.

„етвертое. ¬ услови€х значительного сокращени€ численности населени€ трудоспособного возраста и увеличени€ старшего возраста неотложным становитс€ кардинальное повышение эффективности социальных расходов. ≈сли мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию - другого выхода у нас просто нет.

—оциальное измерение экономики

Ћюди разного призвани€ - предприниматели, рабочие, специалисты, "бюджетники" - должны иметь поле дл€ реализации своего потенциала, поле дл€ профессионального и социального роста.

ѕервое. »нженер, агроном, экономист, дизайнер - каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. ј значит - посто€нно повышать свою квалификацию, обучатьс€ новым прикладным технологи€м. ѕри этом надо сделать квалификацию каждого видимой, различимой дл€ работодателей.

ћы еще в 2006 году договаривались с объединени€ми предпринимателей, что они возьмут на себ€ создание системы профессиональных квалификаций.   сожалению, результаты очень скромные. «а 5 лет утверждено всего 69 стандартов. ћ€гко говор€ - это капл€ в море. ѕо всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой дл€ малого и среднего бизнеса. «начит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства.

ѕредлагаю, чтобы ѕравительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциаци€ми, с ведущими университетами страны прин€ло Ќациональный план развити€ профессиональных стандартов и создани€ открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.

¬торое. ¬ любой стране учител€ и врачи, ученые и работники культуры - это не только кост€к "креативного класса". Ёто те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали.

Ѕезусловно, мы будем повышать эффективность работы наших систем образовани€ и здравоохранени€. ”стран€ть ситуации, когда мы по инерции финансируем учреждени€, которые работают откровенно плохо. Ќо ведь така€ работа велась начина€ с 90-х годов: проводились организационно-экономические реформы, мен€лись системы управлени€, вводились механизмы внешней оценки. ѕока это не привело к заметному дл€ народа улучшению качества образовани€ и здравоохранени€. ѕо всей видимости, потому, что из рассмотрени€ регул€рно выпадало самое важное - мотиваци€ людей, которые работают в этих отрасл€х.

—читаю, речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. ¬рач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне. Ќе выполним это условие - все усили€ по изменению организационно-экономических механизмов, по обновлению материальной базы этих секторов уйдут в песок.

Ёффективно управл€ть качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опира€сь на авторитет профессиональной среды. ¬осстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматрива€ свои отношени€ с медицинским, учительским, научным сообществом.

ќплату бюджетников надо соотносить с конкретными услови€ми регионального рынка труда. ¬едь человек сравнивает свою заработную плату не с абстрактными величинами, которые можно найти в статистическом справочнике, а с тем, что зарабатывают его соседи и знакомые, что может заработать он сам, перейд€ из бюджетной сферы в бизнес.

ѕри этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Ќеобходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижени€ работника. Ёто значит, что рост базового уровн€ оплаты должен сочетатьс€ с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.

ћы сделали первый шаг в формировании эффективного контракта с учител€ми - а это миллион человек. Ќачина€ с этого года субъекты ‘едерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона.

Ќачина€ с 1 сент€бр€ этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов - до размера средней зарплаты по региону. ¬ течение же 2013 - 2018 гг. средн€€ зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. ѕри этом повышенна€ зарплата должна сразу устанавливатьс€ тем, кто имеет научные результаты и пользуетс€ уважением студентов и выпускников. — каждым годом дол€ таких лучших профессионалов будет расти. ¬ыдел€€ достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы.

–есурсы дл€ реализации этой задачи обеспечит государство - через регул€рное увеличение нормативного финансировани€ программ высшего образовани€. ј конкретную ответственность за ее выполнение будут нести ректоры вузов - мы включим соответствующие показатели в их контракты.

јналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровн€ заработна€ плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучени€, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников –јЌ и государственных научных центров, работников учреждений культуры. ѕри этом дл€ врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как дл€ преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону.

–еализаци€ этой задачи потребует значительных ресурсов - в совокупности до полутора процентов ¬¬ѕ в год. ¬ажно использовать серьезные внутренние резервы отраслей - в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. “ака€ реорганизаци€ должна дать не меньше трети от необходимых средств.

¬ конечном счете заработна€ плата должна платитьс€ не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг. ƒл€ руководителей вузов, медицинских и научных учреждений, финансируемых из бюджета, надо ввести по аналогии с ранее прин€тыми решени€ми по государственным корпораци€м об€зательность декларировани€ доходов.

“ретье. Ќе менее значима€ проблема - квалификаци€ и социальное самочувствие рабочих - тех, кто €вл€етс€ становым хребтом любой экономики.

ƒавно миновало врем€, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образовани€. —егодн€шний рабочий - это ответственный исполнитель сложных и мен€ющихс€ технических регламентов. ¬ услови€х, когда конкурентоспособные предпри€ти€ посто€нно обновл€ют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесн€ютс€ с рынка - квалификаци€ рабочего, его кругозор, его профессиональна€ гордость, его способность посто€нно обучатьс€ стали решающим фактором конкурентоспособности.

ћежду тем некоторые владельцы и менеджеры предпри€тий продолжают вести себ€ так, будто на дворе начало прошлого века.  ак будто можно утвердитьс€ на рынке за счет экономии на работниках. — 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, зан€тых в услови€х, не отвечающих гигиеническим нормативам - на 17%. ”дельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%.

Ќадо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предпри€ти€ми. “акое участие практикуетс€ - например, в √ермании в форме так называемых производственных советов. ¬ компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневна€ организаци€ труда коллектива - от графиков рабочего времени до составлени€ социального плана в случае закрыти€ каких-то производств, повышение квалификации работников.

–ынок труда квалифицированных рабочих нуждаетс€ в серьезных переменах. Ќеобходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. ¬ –оссии надо воссоздать рабочую аристократию.   2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников - около дес€ти миллионов человек (с семь€ми - 25 миллионов).

 валифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровн€ и получение новых квалификаций не должна замыкатьс€ внутри отдельных предпри€тий, как это фактически сложилось в насто€щее врем€. Ёто увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете - их заработки.

„етвертое. ћы совершенно недостаточно заботимс€ о возможност€х, которые рынок труда предоставл€ет тем нашим гражданам, кто обладает не меньшими, чем другие, талантом и желанием работать и зарабатывать, но кому сложно "вписатьс€" в стандартные трудовые отношени€. Ёто прежде всего люди с ограниченными возможност€ми здоровь€ (кол€сочники, слабовид€щие, слабослышащие и р€д других категорий).

ћы в последние годы прин€ли целый р€д решений о налоговых стимулах дл€ работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможност€ми здоровь€. ѕравительству вместе с заинтересованными общественными организаци€ми до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры - и при необходимости предприн€ть дополнительные шаги в этой области.

¬ ближайшие годы надо создать систему, котора€ помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучатьс€ и работать - найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. ќт специализированной образовательной программы - до адаптированного к его специальным потребност€м рабочего места.

ѕ€тое. ѕредприниматели в нашем обществе все еще не чувствуют себ€ уверенно. ¬ немалой степени это наследие 1990-х годов. “огда предпринимательство, с одной стороны, зачастую было сопр€жено буквально с риском дл€ жизни, который создавали безнаказанные бандитские группировки, а с другой - нередко сводилось к дележу государственного имущества. ќтсюда недоверие многих граждан к предпринимател€м и недоверие многих предпринимателей к обществу и государству.

ћногие наши граждане все еще нередко считают вс€кую крупную собственность несправедливо приобретенной и воспринимают крупных предпринимателей скорее как светских персонажей, чем как творцов, чь€ де€тельность служит двигателем развити€ страны. (ќтчасти поводы к этому дают и некоторые предприниматели.)

Ќужна истори€ не просто успеха - но справедливого успеха с точки зрени€ окружающих. ”спеха, доставшегос€ т€желым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себ€ ответственность за других.

¬ российском бизнесе уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые хот€т жить по-новому. Ёто хоз€ева малого и среднего бизнеса, это менеджеры, те, кто сегодн€ находитс€ на втором-третьем этажах управлени€. Ёти люди хорошо осознают неэффективность сложившейс€ модели бизнеса.

Ўанс дл€ молодой бизнес-элиты в наступившем дес€тилетии - это управление частными корпораци€ми нового типа, которые соберут на российском фондовом рынке деньги дес€тков и сотен тыс€ч таких же, как они, граждан. Ёти корпорации публичные, они уже не имеют персонального хоз€ина - и тем самым устойчивы к коррупции, к св€зкам с чиновничьими интересами.

Ќа фоне общего повышени€ уровн€ доходов слишком медленно сокращаетс€ разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населени€. ¬ нашей стране дифференциаци€ доходов соответствует —Ўј и существенно выше, чем в «ападной ≈вропе. ќпределенна€ степень дифференциации доходов естественна дл€ зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимаетс€ как несправедливость и служит источником социальной напр€женности. ѕоэтому важнейша€ задача - уменьшение материального неравенства.  ак за счет более адресной и эффективной социальной политики, так - и в первую очередь - за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов.

Ќефтегазовые доходы "протекают" внутрь экономики неравномерно. ”величивать перераспределительные мощности государства уже некуда. ”верен - только по мере роста новых секторов, развити€ обрабатывающей промышленности, сельского хоз€йства, современных транспортных и интеллектуальных услуг мы будем воспринимать нашу страну как более справедливую. √де каждый зарабатывает своим трудом и талантом.

Ќо тем, кто не может зарабатывать - или еще не работает, - государство будет адресно помогать.

ѕенсии и социальна€ помощь

ѕредоставл€емыми государством выплатами и льготами пользуютс€ около 60% семей. Ќам удалось существенно подн€ть уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась ростом цен. ¬ то же врем€ на первый план выдвигаетс€ проблема помощи семь€м с детьми.

√осударство принимает меры, направленные на то, чтобы поддержать стремление семей к рождению второго и последующих детей. Ёти меры, прежде всего введение материнского капитала, стали приносить первые результаты. –ождаемость повышаетс€, и это радует. Ќо семь€ с детьми, особенно если их трое-четверо, часто сталкиваетс€ с ситуацией, когда мать не имеет возможности работать, а дет€м трудно дать то, что получают те их сверстники, которые €вл€ютс€ единственными детьми у своих родителей. ƒа и при одном ребенке молода€ семь€ испытывает серьезные материальные трудности, если родители не успели еще как следует утвердитьс€ в своей профессии и вынуждены снимать жилье.

јбсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. ѕолностью исключить такую ситуацию - национальна€ задача на предсто€щие 3 - 4 года. —егодн€ размеры большей части пособий на детей устанавливаютс€ регионами, и во многих субъектах ‘едерации они, пр€мо скажем, постыдно малы.

¬ 2006 году мною был предложен комплекс мер по стимулированию рождени€ второго ребенка, включа€ и материнский капитал, который посто€нно индексируетс€. ѕрактика применени€ этих мер показала их результативность. —егодн€ считаю возможным сделать еще один шаг вперед. ѕредлагаю ввести в субъектах ‘едерации, в которых сохран€ютс€ негативные демографические тенденции, специальное пособие семь€м при рождении третьего и последующих детей, до достижени€ ими трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума ребенка.  онкретно - это будет означать прибавку около 7000 рублей в мес€ц. ‘едеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году. Ёто начало - давайте посмотрим, насколько полезной така€ программа окажетс€. ≈сли дело пойдет хорошо и экономические услови€ будут благопри€тны - будем искать возможность поддержать и другие регионы. ’очу напомнить - те или иные меры поддержки отдельных групп регионов примен€лись и в советское врем€ - например, дл€ ƒальнего ¬остока.

ќжидаю, что регионы с хорошей бюджетной обеспеченностью внесут существенный вклад в эту инициативу, вз€в на себ€ большую долю расходов или увеличива€ сумму помощи семь€м.

 онечно, такие пособи€ не должны получать семьи, где родители имеют высокие доходы. Ѕудет правильно ввести за€вительный принцип предоставлени€ пособий. —емь€ сможет обратитьс€ за детским пособием, если в ней доход на человека, например, не выше, чем средний по региону. ѕособие будет предоставл€тьс€ без долгих предварительных проверок, но налоговые органы станут выборочно анализировать доходы получателей пособий, обраща€ особое внимание, например, на владельцев дорогой недвижимости. ƒумаю, что схожим образом надо будет со временем поступать и с другими выплатами, призванными помогать нуждающимс€.

ћы не можем останавливатьс€ и в совершенствовании пенсионной системы.

ѕенсионное обеспечение, наверное, €вл€етс€ самым большим достижением - и самой большой проблемой дл€ нашей страны. ƒостаточно сказать, что мы тратим на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта - это четверть всего бюджета "расширенного правительства".

»з-за краха экономики в 90-х годах у нас практически не было выбора - мы об€заны были вытащить стариков из нищеты. Ќапомню - в первый же год после начала реформ, в 1992 г., реальный размер пенсии опустилс€ наполовину от уровн€ предыдущего года, потом после слабых попыток его подн€ть на основе всевозможных индексаций и доплат наступил кризисный 1998 г., который спровоцировал новое обрушение пенсий. Ќа такой основе просто нельз€ было жить.

Ќа восстановление размера пенсий у нас ушло больше 10 лет. ≈сли заработна€ плата и общий уровень доходов восстановились к середине 2000-х гг., то полного восстановлени€ размера пенсий по отношению к докризисному уровню 1990-х гг. российской пенсионной системе удалось добитьс€ лишь в 2010 г. благодар€ валоризации пенсионных прав и введени€ доплат к минимальным пенси€м до уровн€ прожиточного минимума пенсионера. ƒолги нужно отдавать. –оссийское правительство этот долг отдало.

„асто говор€т - зачем ѕравительство подн€ло пенсии в 2009 году, практически сразу после выборов ѕрезидента? —делай власть это сегодн€, сейчас - и выборы, дескать, были бы в кармане, ведь пенсионеры чаще других ход€т на выборы. ќтвечу. ћы сделали это, как только смогли, как только по€вилась перва€ экономическа€ возможность. ¬се другое было бы безнравственно.

ѕенсии непременно будут расти.  ак и прежде, еще раз хочу сказать, что € против повышени€ пенсионного возраста. ¬ то же врем€ необходимо учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, име€ хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. ”же в самое ближайшее врем€ надо предусмотреть такую возможность.

Ќужна совершенно нова€ пенсионна€ политика дл€ среднего класса. —мысл ее в том, чтобы предоставить люд€м наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решени€ своих жизненных проблем. –ешени€, которое достигаетс€ с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства.

Ёто предполагает в первую очередь развитие накопительного компонента пенсионной системы. Ќадо признать, что пока он толком не заработал. ƒоходность пенсионных накоплений невысока, а в результате низка их привлекательность. ћежду тем в отсутствие серьезного накопительного компонента вр€д ли удастс€ уменьшить неприемлемый разрыв между зарплатами типичных представителей среднего класса и пенси€ми, которые они получают после окончани€ трудовой де€тельности. √осударство может и об€зано предоставить каждому гражданину в старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды. Ќо если человек, получа€ высокую зарплату, привык не стесн€ть себ€ в тратах и не откладывает на будущее - реалистично ли требовать, чтобы государство сохранило ему привычный уровень жизни после ухода на пенсию? ≈сли нет накопительного компонента, сделать это можно только за счет платежей всех, кто работает. ј ведь соотношение численности работающих и пенсионеров в предсто€щий период значительно снизитс€.

¬ то же врем€ наде€тьс€ только на обычные сбережени€, очевидно, невозможно.  огда речь идет об обеспечении человека в старости, государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, а заботитьс€ об их устойчивой доходности. ѕри необходимости - дополн€ть их своими средствами.

ќбразование и культура

Ќаша система образовани€ и воспитани€ должна отвечать вызовам нового времени. ѕри этом мы не будем отказыватьс€ от своего главного достижени€ - доступности образовани€. Ќо мы испытываем серьезные проблемы с качеством образовани€.

¬ качестве первоочередных национальных задач вижу следующие.

ѕервое. ¬ течение ближайших четырех лет ликвидировать очереди в детские сады. ¬ том числе - за счет расширени€ мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Ќадо пересмотреть —анѕиЌы, которые сегодн€ мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждени€ к местам проживани€ детей. Ќадо включить организаторов и педагогов негосударственных детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов.

¬торое. ќбеспечить социальное равенство в получении образовани€. ћы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующа€ конкуренци€ их родителей) начинаетс€ с первого класса. ѕри этом в р€де наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучени€. ¬ таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудност€ми в обучении, с неродным русским €зыком, с девиантным поведением. Ўкола перестает выполн€ть функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закрепл€ть социальную дифференциацию.

ƒети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. ≈сли школы работают в трудных социальных услови€х, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую.

“ретье. «а последние дес€тилети€ система дополнительного образовани€ детей потер€ла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов.  ружки и секции сегодн€ посещает только половина школьников, и только четверть - бесплатно. —ильной деформации подверглась традиционно значима€ сфера социализации - детский спорт. „исло спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в большой спорт. Ёто порождает раннюю селекцию и отсев детей.

Ќеобходимо вернуть систему дополнительного образовани€ в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказыва€ при необходимости поддержку из федерального бюджета. ќплату педагогов дополнительного образовани€, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включа€ спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровн€ зарплаты учителей общеобразовательной школы. ¬ результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе.

„етвертое. ѕредстоит серьезное обновление программы и методов работы школы, где мы - надо признать - серьезно отстали. Ќовые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность дл€ каждого школьника 5 - 6 профилей обучени€, соответствующих склонност€м и жизненным планам подростков.

Ќадо развивать наши сильные стороны. ” нас в стране - традиционно сильные математические школы в университетах и –јЌ. ћы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через дес€ть лет лучшим в мире. Ёто даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.

ѕ€тое. ѕора навести пор€док в стипендиальном обеспечении. —типенди€ дл€ тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеетс€, хорошо учитс€), должна достигнуть прожиточного минимума студента. Ќа сегодн€шний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в мес€ц. ѕо крайней мере, на первых курсах обучени€, когда студент основное врем€ должен удел€ть учебе, а не отвлекатьс€ на подработки. «а всем этим должны следить сами студенческие коллективы - студенты знают, как живут их товарищи, их трудно будет обмануть подложными справками. ѕри этом мы безусловно продолжим практику выделени€ именных стипендий и спецгрантов дл€ тех, кто показывает выдающиес€ результаты в учебе и научной работе.

Ўестое. ћы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. ¬ последнее врем€ ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведени€ ≈√Ё в р€де регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знани€ выпускника школы. Ќадо методически и организационно обновить ≈√Ё, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом - сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. »мею в виду - принцип независимой оценки качества образовани€ детей и работы школьных педагогов. » главное - возможность дл€ реб€т из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах.

—едьмое. Ќельз€ согласитьс€ с теми, кто предлагает снизить прием в вузы, чтобы большинство молодых людей ограничивались обучением в техникумах или в системе профобразовани€. Ёти предложени€ не учитывают настро€ молодежи, причем настро€ конструктивного, ценного дл€ общества. ¬месте с тем мы не можем сохран€ть положение, когда выпускник вуза заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходитс€ овладевать знани€ми и навыками. ѕричина этого - несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда. јбитуриенты вид€т это несоответствие - поэтому на "избыточные" бюджетные места поступают те, кто не собираетс€ работать по специальности - а часто и не имеет дл€ этого минимальной подготовки.  огда больше половины студентов очного обучени€, начина€ с третьего курса, учатс€ урывками, потому что вне св€зи с будущей профессией работают где-то практически на полную ставку - это значит, что мы неэффективно используем до четверти бюджетных средств, направл€емых в высшее образование - больше 100 миллиардов рублей в год.

Ќадо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образовани€. Ќеприемлемо, когда мы зачисл€ем на бюджетные места (в том числе в сложных инженерных вузах) таких абитуриентов, которые по уровню своих знаний просто не смогут учитьс€ по выбранной специальности. Ќадо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или €вл€ютс€ победител€ми предметных олимпиад.

ѕрограммы обучени€ в их прикладной части должны формироватьс€ при непосредственном участии объединений работодателей. ћы - вместе с другими развитыми странами - уже нашли оптимальную форму подготовки профессионалов, владеющих прикладными компетенци€ми. Ёто прикладной бакалавриат, соедин€ющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации. “еперь необходимо последовательно его развивать.   2018 году дол€ прикладных бакалавров должна составить не менее 30 - 40% выпуска наших вузов.

¬осьмое. Ќадо навести элементарный пор€док в системе высшего образовани€. Ќа рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые пр€мо нарушают право человека на получение добротных знаний. –особрнадзор действует в этом отношении неэффективно. ѕредлагаю в 2012 - 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых –јЌ и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образовани€. ¬ первую очередь - по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.

¬узы, которые потер€ли рынок труда дл€ своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимис€ коллективами и традици€ми. Ётот процесс уже стартовал. √осударство выделит дополнительные средства на восстановление научных школ и на необходимую дополнительную подготовку студентов "присоединенных" вузов.

ƒев€тое. ¬осстановить престиж и актуальность обучени€ прикладным квалификаци€м. ѕрив€зать их к конкретным технологи€м, представленным на рынке. » обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образовани€, получаемого в школе. ¬ этом случае потребуетс€ не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. «ато это будет действительно напр€женный учебный труд - на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников. » получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько нужно. —оздавать такие центры будем совместными усили€ми государства и работодателей. ѕрофлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводитс€ обучение по широкому набору таких программ. –азумеетс€, делать это надо осторожно, не лома€ сложившихс€ форм там, где они работают эффективно и люди ими довольны.

»нвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом. ¬едь это не только подготовка кадров дл€ экономики, но и важнейший фактор социального развити€ общества, формировани€ объедин€ющих нас ценностей. ¬ этом отношении роль образовани€ смыкаетс€ с ролью культуры.

Ќадо признать, - в прошедшее дес€тилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Ќас успокаивали, с одной стороны, растущий платежеспособный спрос на посещение концертов и театров, а с другой - широкое распространение интернета, в котором неплохо представлены в том числе вполне достойные культурные блага. –азумеетс€, государство, со своей стороны, стимулировало художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждени€ культуры. Ќо масштабы такого рода активности отставали от роста коммерческой составл€ющей в сфере досуга. »злишне коммерциализированными (а многие говор€т пр€мо - пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов.

¬ результате мы видим "расход€щиес€ ножницы" поддержки и потреблени€ культуры: по сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений - упало.

Ѕыло бы неправильно административными методами подавл€ть коммерчески ориентированную активность в этой сфере. ¬ конце концов люди голосуют своими деньгами. ќднако мисси€ культуры, искусства никак не ограничиваетс€ этими рамками, и государство вместе с меценатами призвано создавать необходимые услови€ дл€ реализации этой миссии.

ѕервое. Ќеобходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценност€м. √осударство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихс€ фильмов и спектаклей.

¬торое.  ультурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. ћы будем развивать систему самоде€тельного художественного творчества - начина€ со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. ¬ажно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов –оссии.

¬ крупных и средних городах будет развиватьс€ практика, когда музеи работают допоздна. "Ќочи музеев" успешно проход€т в ћоскве, в других наших городах.

ќсобое внимание государство будет удел€ть работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. —ейчас там наибольший дефицит культурного досуга. ћинистерству культуры вместе с руководител€ми регионов надо создать - и широко обсудить с интеллигенцией - проект государственной программы развити€ культуры в малых городах.

— учетом того, что значительна€ часть музейных ценностей находитс€ в запасниках, а не в выставочных залах - надо создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов –оссии, даст возможность многим люд€м прикоснутьс€ к высокой культуре.

“ретье. Ѕудет расти финансирование системы грантов, предоставл€емых на конкурсной основе де€тел€м искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным. Ќадо перен€ть практику приглашени€ молодых де€телей искусства из разных стран - предоставлени€ им стипендий, условий дл€ творчества и общени€ друг с другом. “акие международные центры есть во многих городах ≈вропы и внос€т большой вклад не только в качество культурной среды, но и в распространение в мире национальной культуры. ¬ свою очередь, мы будем расшир€ть стипендиальные программы и дл€ молодых российских де€телей искусств - дава€ им возможность поработать в новых дл€ себ€ городах и регионах.

„етвертое. ÷ифровое телевидение дает возможность создать общенациональные специализированные каналы. Ќам нужно иметь каналы, посв€щенные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, "литературный" и "исторический" каналы. », конечно, несколько каналов "детской классики" дл€ каждого возраста.

—охранение человека

¬ 2011 году была создана принципиально нова€ правова€ база развити€ российского здравоохранени€. — ее помощью четче и справедливее будут распредел€тьс€ средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение. Ќа полную реализацию возможностей, которую создает правова€ база, уйдет несколько лет. ¬ это врем€ необходимо решить еще целый р€д проблем отечественного здравоохранени€.

ѕервое. ѕациенты не удовлетворены качеством медицинских услуг. ¬ первую очередь это св€зано с квалификацией врачей и медсестер. ќдновременно с обеспечением конкурентоспособной зарплаты медиков необходимо в течение ближайших 4 лет провести оценку уровн€ профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновлением программ повышени€ квалификации. ѕрофессиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке.

¬торое. Ќемалые резервы повышени€ качества медицинского обслуживани€ св€заны с улучшением его организации. ¬ большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее дл€ пациента и дешевле дл€ государства. Ќедаром в экономически развитых странах его дол€ в составе медицинской помощи намного выше, чем у нас.

Ќо, улучша€ и развива€ амбулаторное лечение, мы должны учитывать, что его эффективность зависит от примен€емых медикаментов. Ќужна продуманна€ дорожна€ карта развити€ лекарственного обеспечени€. »наче мы просто потратимс€ на подарок зарубежной фарминдустрии. ћы уже прин€ли программу развити€ отечественной фармацевтической промышленности, производства медицинской техники, направив на эти цели большие средства - больше 120 миллиардов рублей. “еперь надо прин€ть меры по организации рынка такой продукции, системе информировани€ потребителей. ѕоследним должны заниматьс€ врачи, их профессиональное сообщество - а не сами производители лекарств и оборудовани€.

“ретье. Ќеобходимо повысить ответственность каждого человека за состо€ние своего здоровь€. »наче никаких денег не хватит. —егодн€ у нас 80% людей не занимаютс€ физкультурой или спортом, 65% регул€рно употребл€ют крепкие спиртные напитки или кур€т, 60% проход€т медобследовани€ только в случае болезни. ѕри этом большинство опрошенных уверено, что след€т за своим здоровьем!

„етвертое. ќхрана здоровь€ - это прежде всего предотвращение заболеваний, и ключевую роль здесь имеет формирование здорового образа жизни. ћы будем создавать услови€ дл€ бесплатных зан€тий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко боротьс€ с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потреблени€ алкогол€ и табака.

∆илье

ќбеспеченность граждан –оссии жильем с советского времени выросла на 40% - до 22 м2 на человека. ƒол€ коммуналок упала в четыре раза. Ќо если сравнивать с европейскими странами, с —Ўј, - то, что мы имеем, выгл€дит очень скромно. Ќепомерно, непропорционально возросла стоимость жиль€. ” нас сейчас только четверть граждан имеет возможность построить или приобрести новое жилье. ѕо расчетам экспертов, если откладывать всю зарплату, то на квартиру в 54 м2 в 1989 году можно было накопить за 2,5 года, а сейчас - за 4,5. (Ёто при том, что относительна€ стоимость большей части товаров резко упала, они стали доступнее). »менно снижение доступности жиль€ воспринимаетс€ многими нашими гражданами как снижение качества жизни по сравнению с ———–. ќтсутствие перспектив в этой области искажает жизненные приоритеты людей.

ћы сегодн€ помогаем получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семь€м. ѕересел€ем людей из ветхого жиль€, где нет человеческих условий дл€ жизни. ћы подсчитали свои возможности - до конца 2012 года выделим на жилье дл€ ветеранов дополнительно еще 30 миллиардов рублей. ’очу сказать - мы будем продолжать и расшир€ть эту практику, в первую очередь дл€ молодых семей с детьми.

Ќо этого недостаточно. —редний класс должен иметь возможность приобрести новое жилье, использу€ ипотечные механизмы. ѕока ипотека недоступна дл€ большей половины среднего класса, особенно в крупнейших городах, где стоимость жиль€ завышена.

„то мы предполагаем делать?

ѕервое - снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижени€ цен на строительные материалы, прекращени€ раздувани€ цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. ќн сегодн€ буквально тонет в согласовани€х. Ќаверное, две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приход€тс€ на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства.

ћы введем конкурентный пор€док экспертизы строительных проектов - сегодн€ многие проекты лежат там буквально годами. —троители могут обратитьс€ не только к государственной, но и к частной экспертизе. ћы переведем излишние процедуры согласовани€ и строительного надзора в уведомительные - строител€м это позволит сэкономить большие ресурсы.

Ќа региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов. ¬ р€де регионов есть, например, монополи€ даже на песчаные и гравийные карьеры. » почему-то эти карьеры принадлежат родственникам и знакомым людей, руководивших в свое врем€ этими регионами.

¬ совокупности мы можем снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах - до 30%.

¬торое. ¬ведение в экономический оборот большого количества земельных участков - как в ходе расширени€ "агломерационного радиуса" крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети (€ об этом писал в "экономической" статье), так и в результате изъ€ти€ их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. «десь не может быть никаких "св€щенных коров". ѕри этом земл€ должна предоставл€тьс€ тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты - бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жиль€). ѕравительство представит соответствующую программу не позднее осени этого года.

“ретье. ÷ена ипотеки должна снизитьс€ вместе со снижением инфл€ции. ƒолжны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы - типа немецких стройсберкасс. ћы начали р€д региональных пилотных проектов в этой области, будем их расшир€ть. Ќаконец мы будем расшир€ть программу субсидировани€ процентной ставки по ипотеке дл€ молодых семей, а также дл€ работников бюджетного сектора. Ќа это могут быть направлены средства, которые будут высвобождены после завершени€ олимпийских строек в —очи, объектов ј“Ё— на ƒальнем ¬остоке, а также после завершени€ программы обеспечени€ жильем офицеров ¬ооруженных сил.

„етвертое. Ќар€ду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жиль€. ¬ большинстве стран ≈вропы, например, от трети до половины семей арендует жилье всю жизнь и не испытывает по этому поводу никакой ущемленности. ƒл€ этого надо стимулировать создание специализированных компаний - как самими девелоперами, так и независимых. —оздать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. ¬едь сегодн€ у нас тот, кто снимает квартиру, психологически "живет на чемоданах".

—читаю это важным еще и потому, что доступное арендное жилье - это важное условие роста территориальной мобильности наших граждан, экономической конкуренции городов и регионов.

ƒл€ людей с невысокими доходами будем создавать программы развити€ некоммерческой аренды жиль€.

¬ совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жиль€ не дл€ четверти, как сейчас, а дл€ 60% российских семей. ј к 2030 году - сн€ть проблему полностью.

—реда обитани€

ќсоба€, больна€ проблема дл€ нашей страны - состо€ние жилищно-коммунальной инфраструктуры. ѕлатежи за коммунальные услуги составл€ют заметную и, надо признать, - возрастающую часть расходов семей. —егодн€ люди оплачивают уже больше 90% от так называемого экономически обоснованного тарифа, а конца росту запросов коммунальщиков не видно. ѕри этом качество многих услуг - от уборки домов и прилегающих территорий до ремонта жилого фонда - совершенно не соответствует их стоимости.

ƒанные из многих регионов свидетельствуют: проблема в локальном монополизме и бесконтрольности поставщиков коммунальных услуг. ¬ неумении - или нежелании местной власти выстроить конкурентные услови€ на этом рынке. Ќеподготовленные люди (а больше всего страдают пожилые люди с невысокими доходами) часто оказываютс€ оставлены один на один с фирмой-монополистом.

–егиональные и местные органы власти должны организовать снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. ћожно это делать, дотиру€ из бюджета единственную любимую фирму. ј можно - приложив усили€ к тому, чтобы рынок ∆ ’ в твоем городе привлекал большое количество фирм-конкурентов.

ќбщими усили€ми нам необходимо навести пор€док в жилищно-коммунальном хоз€йстве.

ѕервое. Ќеобходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ∆ ’. Ќадо поддержать формирование сети общественных организаций, помогающих жител€м организоватьс€, защищать свои права, контролировать выполнение предпри€ти€ми ∆ ’ своих об€зательств.

¬торое. ѕерейдем к установлению социальной нормы потреблени€ коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. ѕри этом важно разработать компенсирующие меры, чтобы не пострадали пожилые люди, оставшиес€ одни в большой квартире, если они жили в ней больше 10 лет.

“ретье. “олько за счет средств бюджета и платежей граждан за коммунальные услуги осуществить модернизацию ∆ ’ не удастс€.  лючом к решению задач по модернизации коммунального хоз€йства €вл€етс€ создание благопри€тных условий дл€ привлечени€ частных инвестиций в эту отрасль. «адача частного бизнеса в ∆ ’ - реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, а не латать дыры за счет тарифов. ƒл€ этого стоимость коммунальных услуг будет устанавливатьс€ как минимум на три года вперед, а тарифы на этот срок рассчитыватьс€ по простой формуле, пон€тной и потребителю, и инвестору. √лавное - тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставлени€ услуг.

—бережение –оссии

Ќа нашей территории сосредоточено пор€дка 40 процентов мировых природных богатств. ј население - это лишь 2 процента от жителей «емли. —мысл сложившейс€ ситуации очевиден. Ќе реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развити€, наращивани€ человеческого потенциала, освоени€ своих территорий, мы рискуем превратитьс€ в глобальном смысле в "пустое пространство", судьба которого будет решатьс€ не нами.

—егодн€ в –оссии живет 143 млн. человек. ѕо оценкам экспертов, при инерционном сценарии - т.е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 году оно составит пор€дка 107 миллионов человек. ≈сли же нам удастс€ сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережени€ - население –оссии увеличитс€ до 154 млн. человек. “аким образом - историческа€ цена выбора между действием и бездействием - почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет.

ѕервое. ѕоддержка многодетных семей. ¬ыше € уже сказал о мерах по преодолению временной бедности, св€занной с рождением третьего ребенка.

¬ дополнение к этому должна быть реализована специальна€ программа по первоочередному улучшению жилищных условий дл€ семей с трем€ и более детьми.

Ѕудут предложены дополнительные решени€ по содействию зан€тости женщин с детьми. ќни дадут возможность успешно сочетать материнство и профессиональную де€тельность - гибкий трудовой график, дистанционна€ зан€тость, детские сады и €сли. ∆енщина, выход€ща€ на работу после декретного отпуска, должна получить новые возможности по дополнительному профессиональному обучению. ј работодатель, принимающий ее на работу, - содействие от государства.

¬торое. ƒл€ решени€ демографических проблем объективно потребуетс€ "умна€" миграционна€ политика, построенна€ на четких требовани€х и критери€х, исключающа€ потенциальные этнокультурные и другие риски. Ќужно будет обеспечить миграционный приток на уровне пор€дка 300 тыс€ч человек в год. ¬ первую очередь за счет привлечени€ на посто€нное жительство в –оссию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.

” нас уже была запущена программа по переселению в –оссию соотечественников. —кажем пр€мо - она сработала неэффективно. Ќа новом этапе развити€ страны мы должны вновь вернутьс€ к этому вопросу и разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хот€т вернутьс€ на свою историческую –одину.

я уже говорил (в статье о национальной политике), что главным, ключевым условием дл€ того, чтобы человек переехал жить и работать в –оссию, должна стать его готовность принимать нашу культуру, наши ценности. ѕредлагаю сн€ть все ограничени€ дл€ тех иностранных граждан, которые на общих основани€х с гражданами –оссии (то есть, сдав экзамены и обуча€сь на русском €зыке) хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведени€. «начительно упростить путь к получению вида на жительство и затем - гражданства –оссии дл€ выпускников наших вузов, устроившихс€ на работу по специальности.

¬округ задачи развити€ человеческого потенциала –оссии мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. » не на период от "выборов до выборов", а на долгосрочную, в полном смысле - историческую перспективу.


* * * * *

 лючева€ проблема социальной политики –оссии - даже не объем ресурсов, который мы направл€ем на решение социальных задач. ј эффективность, целевой характер проводимых мер. Ќам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы трат€тс€ впустую, направл€ютс€ не тем, кто в них отча€нно нуждаетс€, а люд€м, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждени€, не обраща€ внимани€ на эффект их работы дл€ граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждени€х, выше интересов тех, на кого они работают.

¬ наступившем дес€тилетии мы должны изменить ситуацию.  аждый рубль, направл€емый в социальную сферу, должен "производить справедливость". —праведливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развити€ в эти годы.

—тать€ была опубликоана в "–оссийской газете" 13 феврал€ 2012 года


 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

ќ том, как люди начали болеть болезн€ми растений, как "научить" почву поглощать атмосферную влагу и об удивительных способност€х микроорганизмов рассказал sk-news.ru јлександр √енрихович ’ј–„≈Ќ ќ, руководитель јгротехнологического комитета Ќациональной технологической палаты –‘, академик ћеждународной академии наук экологии и безопасности жизнеде€тельности (ћјЌЁЅ)

ѕроект ќбщероссийского народного фронта Ђ«а честные закупкиї представил вторую часть всероссийской Ђ арты картелейї на јнтикоррупционном форуме ќЌ‘ в –остове-на-ƒону, сообщили sk-news.ru в пресс-службе ќЌ‘.

√руппа ¬“Ѕ реализовала возможность осуществлени€ денежных переводов между ¬“Ѕ и ¬“Ѕ24 без комиссии.

— 5 окт€бр€  абардино-Ѕалкарский госуниверситет им. ’атута Ѕербекова вот уже в четвертый раз стал площадкой эффективного диалога и местом встречи ключевых специалистов –оссии на —еверо- авказской школе-семинаре по актуальным вопросам детской хирургии и нейрохирургии, сообщили sk-news.ru в пресс-службе вуза.

ƒанилу требуетс€ в ближайшее врем€ провести сложное протезирование модульным протезом правой голени. ѕосле лечени€ мальчик сможет самосто€тельно ходить

„лен ќбщественной палаты  Ѕ–, известна€ альпинистка из Ќальчика  арина ћезова в составе экспедиции  луба Ђ7 ¬ершинї подн€лась на восьмитыс€чник ћанаслу (8156 м), расположенный на севере центральной части Ќепала, где водрузила флаг  абардино-Ѕалкарии, сообщили sk-news.ru в  пресс-службе ќбщественной палаты  Ѕ–.

22 сент€бр€ состо€лс€ рабочий визит руководител€ департамента корпоративной сети Ц старшего вице-президента банка ¬“Ѕ –услана ≈ременко в  абардино-Ѕалкарскую республику.

ѕрофессиональна€ переподготовка. ÷енообразование и сметное нормирование
 оррупцияпротив:  оррупционные риски и угрозы в сфере образовани€
Ђћес€чник ЂЅела€ трость-2017ї стартовал!

¬идео лента

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

Ќовости портала " абардино-Ѕалкари€. ћир и мы" за последние сутки

 алендарь новостей

ќкт€брь
2017
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
25
26
27
28
29
30
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5