Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Начали поступать работы на конкурс "Коррупция глазами молодежи"

 Коррупция в системе государственных закупок товаров (работ, услуг) : причины, последствия, методы борьбы
Коррупция как проявление теневой экономики – явление, к сожалению, не новое и вненациональное. Существование коррупции приводит не только к прямым общественным потерям, но и разлагает конституирующие основы общества. Как отметил в своем послании Федеральному Собранию Д. А. Медведев, «для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один – это коррупция».
Согласно «Национальному плану противодействия коррупции» от 31.07.2008 г. Пр- 1568, «в РФ в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в РФ в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, а также в законодательстве РФ, регулирующем вопросы государственной службы. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности РФ». [3]
В настоящее время существует множество подходов к определению коррупции. В соответствии с переводом с латинского слова «коррупция» как подкупа, взятки, ее трактуют в широком смысле как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; в узком смысле – как ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.
Как отмечается в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанной, в том числе и Россией, коррупция – это социальное явление, состоящее из совокупности этических и правовых нарушений, которые выражаются в использовании служащими своего статуса в целях незаконного получения имущественных и других благ и преимуществ. [10, 34]
Вместе с тем в мировой практике большинство исследователей (в том числе и экономисты) придерживается определения, предложенного специалистами Всемирного банка, согласно которому «коррупция – это злоупотребление властными полномочиями в личных интересах».
С точки зрения экономической теории, коррупцию можно определить как проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им. [5, 34]
Одним из основных инструментов экономического анализа коррупции является теория взаимоотношений принципала и агента. В качестве принципала выступает государство (или общество), а в качестве агента – государственный служащий, выполняющий специфические задачи. В этом контексте коррупция трактуется как использование общественной силы для личной выгоды в такой ситуации, когда общество (принципал) возлагает на государственного служащего (агента) выполнение определенных задач, а агент действует вразрез с общественными интересами. При этом для принципала данная деятельность агента плохо поддается контролю. Таким образом, агент может пожертвовать интересами принципала в угоду собственным. Стандартным примером может служить ситуация, когда фирма стремится получить правительственный контракт. Интересы правительства (принципала) представляет агент (государственный служащий), которому правительство сообщает свои предпочтения относительно таких факторов, как цена, количество и условия поставки. В соответствии с этими предпочтениями госслужащий должен решить, какой компании отдать контракт. Но агент может отдать контракт той компании, которая не удовлетворяет правительственным критериям. [8, 36]
Таким образом, выше приведенные определения коррупции делают акцент на понимании коррупции как ситуации, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе, благодаря этому решению, государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает «административную ренту».
Рассматривая коррупцию, Татаркин А. И. [10, 34] выделяет следующие ее отрицательные экономические результаты:
- рост цен за счет коррупционных накладных расходов, перекладываемых на потребителя;
- неэффективное нецелевое расходование бюджетных средств при распределении государственных и муниципальных заказов;
- снижение эффективности конкурентных механизмов рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции;
- подрыв доверия агентов рынка - субъектов хозяйственной деятельности к способности властей устанавливать и соблюдать честные правила игры.
Одной из наиболее коррупционных сфер в РФ является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1 % ВВП из-за коррупции в системе государственного заказа. [6, 11]
По мнению директора института государственных закупок Российской академии государственной службы, А. А. Храмкина [11, 2], ущерб государства и общества от коррупционных действий в процессе размещения государственного заказа можно разделить на четыре вида:
1. Финансовые потери – заключение сделок на невыгодных для государства и общества, финансовых условиях. В первую очередь, это завышение цен закупаемой продукции по сравнению с текущим рыночным уровнем;
2. Количественные потери – завышение или занижение объема поставляемых материалов или оказанных услуг по сравнению с необходимым количеством;
3. Качественные потери – заключение сделок с нарушением требуемых технических условий, таких как поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества, худшие условия гарантийного и послегарантийного обслуживания; недостаточные требования по контролю качества выполнения работ и услуг;
4. Политические потери – ухудшение инвестиционного климата в стране; потеря доверия со стороны граждан к государственным структурам и государству в целом; нарушение принципов свободной конкуренции.
На наш взгляд не менее важным являются и социальные потери общества от коррупции в системе государственных закупок товаров (работ, услуг). Так как, прежде всего, государство, размещая заказы на поставку товаров (работ, услуг), выполняет одну из своих основополагающих функций – выступает заказчиком (производителем или поставщиком) общественных благ. Результатом коррумпированности данной системы становится частичное удовлетворение государством общественных потребностей, снижение социальной эффективности его расходов.
Рассматривая последствия коррупции для государства и общества, также необходимо отметить, что до 1997 года у всех министерств и ведомств были свои бюджеты, которые распределялись их руководящим составом без проведения конкурсов. При этом не осуществлялся контроль за их использованием в силу отсутствия органа государственного финансового контроля – Счетной палаты. Таким образом, нельзя не признать очевидного: система внеконкурсного распределения средств способствовала росту коррупции, увеличению числа злоупотреблений государственными служащими. В результате к 1997 году положение с коррумпированностью чиновников стало вызывать серьезное беспокойство [7, 92]. Решением данной проблемы стало официальное внедрение в России в 1997 году конкурсной системы закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд, которая, претерпев ряд этапов реформирования, в настоящее время функционирует в большинстве субъектов РФ.
В то же время, как отмечает А. А. Храмкин, «международный опыт свидетельствует, что полностью устранить коррупцию в государственных закупках пока не удалось ни в одной стране мира, но это совсем не означает безнадежность и неэффективность мер по снижению ее уровня» [11, 6].
В России потери бюджетов всех уровней от коррупции только за 2006 год оцениваются в 303 млрд. руб., в то время, как экономия в 2006 году составила 107 млрд. руб. на федеральном и региональном уровне. По данным Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) коррупция ежегодно поглощает порядка 15-20% стоимости совокупного объема государственного заказа. Между тем при правильной организации системы государственных закупок, при существующих объемах, можно экономить не менее 150 млрд. руб. в год. [9, 9] Также, учитывая, что всего за счет государственного заказа формируется примерно 8 % от объема российской экономики, эксперты полагают: если навести порядок и исключить коррупционную составляющую при проведении закупок для государственных нужд, бюджеты всех уровней могли бы сэкономить до 1,7 % от ВВП. [4, 6]
Объясняется этот феномен несовершенством сферы государственных закупок, ее нормативно- правового регулирования.
Рассмотренные выше проблемы функционирования системы государственных закупок товаров (работ, услуг) в РФ позволяют предложить следующие пути совершенствования ее функционирования, направленные на снижение коррупции в системе государственных закупок:
1. На практике внедрить комплексную систему методов противодействия коррупции в государственных закупках, предложенную А. А. Храмкиным, которая включает ряд методов [11, 6]:
- психологические методы позволяют воздействовать на саму первопричину коррупции – стремление нанятых работников к незаконному обогащению за счет государства (проверка анкетных данных, биографии кандидата и отзывов с предыдущих мест работы; эффективная мотивация сотрудников; ротация сотрудников; формирование корпоративной этики нетерпимости к коррупции);
- технические методы- исключают или значительно уменьшают вероятность сговора представителей закупочных подразделений и продавцов, устраняя возможность личных контактов между участниками сделки. Примерами подобного инструментария могут служить оборудование переговорных комнат и рабочих мест специалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения; использование современных информационных технологий (системы электронных торгов); закупки по существующим коммерческим или специально сформированным каталогам;
- регламентация процессов - направлена на осуществление всех закупок в полном соответствии с формализованными внутренними правилами и процедурами, снижающими риск возникновения коррупции. В этом случае комплекс мер по противодействию коррупции осуществляет в двух направлениях: создание эффективной системы правил, подробно регламентирующих потенциально коррупционно– опасные этапы процедуры размещения государственного заказа, а также создание четких механизмов контроля за их точным соблюдением;
- репрессивные меры направлены на создание условий «невыгодности» коррупционных действий сотрудников, ответственных за размещение государственного заказа.
2. Необходимо разработать систему оценки сопоставления заявок на участие в конкурсе, аукционе без участия экспертов, законодательно закрепить порядок ее применения; данная система должна быть представлена приближенными к объективным показателям индексами, нивелирующими субъективные оценки заявок;
3. Создать систему аудита эффективности бюджетных расходов с публикацией в открытом доступе его результатов.
4. Обязать государственных заказчиков публиковать всю информацию о проводимых процедурах размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) в свободном доступе в сети Интернет, так как чем больше информации будет размещено в свободном доступе – тем больше шансов на то, что факт неправильно проведенной процедуры размещения заказа будет выявлен.
Несмотря на несовершенство законодательного регулирования системы государственных закупок товаров (работ, услуг), ее внедрение в 1997 году позволило снизить уровень коррупции в сфере размещения государственного заказа; будущее состояние данной системы может привести к минимизации коррупции и повышению прозрачности расходования бюджетных средств при условии применения комплекса мер противодействия коррупции, а также внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.



Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
Магистрант 2 года обучения экономического факультета Юлия Опаренко



Библиографический список



1. Указ Президента РФ от 08.04.1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»
2. ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ред. от 08.11.2007)
3. «Национальный план противодействия коррупции» от 31.07.2008 г. Пр- 1568
4. Гришанков М. Из госзаказа «утекло» 300 миллиардов// Известия, 2006, № 238. – С. 6.
5. Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории // Вопросы экономики, 2007, № 1. – С. 33-44.
6. Кимлацкий О. А., Мачульская И. Г. О состоянии борьбы с коррупцией в РФ // Актуальные проблемы противодействия коррупции. Аналитический вестник. Серия: Проблемы национальной безопасности. – М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Аналитическое управление Совета Федерации, № 6 (351), 63 с.
7. Николаев И., Калинин А. Оценка эффективности системы государственных закупок России // Общество и экономика, 2004, № 10. – С. 91-116.
8. Рябцун В. Электронный рынок государственных закупок в России // Вопросы экономики, 2005, № 4. – С. 121-131.
9. Смотрицкая И. И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы (научный доклад). - М.: 2007. – 35 с.
10. Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / Под ред. А. И. Татаркина, В. Ф. Яковлева. РАН, УрО; Институт экономики – М.: Экономика, 2004. – 280 с.
11. Храмкин Н. Н. Противодействие коррупции в государственных закупках // Бюджет, 2007, № 1. – С.1-6.




 



© sk-news.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

«Фронтовики» надеются, что она поможет жителям края в защите их прав как газовых абонентов.

Сегодня тема ресурсосберегающего земледелия - одна из ведущих и обсуждаемых в аграрной науке и сельскохозяйственной практике, ибо касается сохранения самой жизни на Земле, цитирует SK-NEWS.RU ученого-микробиолога,  генерального директора группы компаний «Биоцентр» Александра Харченко.

Актуальную для Ставрополья тему биологизации сельского хозяйства и внедрение технологии No-Till обсудили недавно земледельцы края на информационно-обучающем семинаре на предприятии «Хлебороб» в селе Шангала Петровского района, сообщили  SK-NEWS.RU в пресс-службе регионального минсельхоза.

Сеять помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобретая подсветки и этажерки для рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет настоящей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

Что такое эффективные микроорганизмы и где применяются ЭМ-технологии наглядно и коротко рассказывает мультфильм от группы ВКонтакте «Переводчики развивающих фильмов», сообщает sk-news.ru.

О влиянии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использования природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый Александр Харченко на семинаре “Новая стратегия земледелия” в Санкт-Петербурге, сообщает sk-news.ru.

Ветер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссылаясь на опыт садоводов и огородников Ставрополя и не только.

Социально ориентированные некоммерческие организации
Площадка по экономическому просвещению молодежи СКФО
Pro Ораторство для добровольцев СКФО
ProОраторство на Международном молодежном форуме "Таргим 2018"
Итоговое заседание проекта «Международный молодёжный форум»
Вебинар по основам финансовой грамотности педагогов и родителей несовершеннолетних.
Встреча с инпектором ОДН
ПРЕДМАШУКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
"Архыз 24" о проведении 3-х дневных мероприятий АНО "ИСКРА" в рамках федеральной программы "Ты предприниматель"
Финальный день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Второй день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Первый день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Июль
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25
26
27
28
29
30
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5