Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Конкурсная работа №2 от курсантов Нальчикского филиала КрУ МВД России

Студент  2 курса СЭФ Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России,
Шхагапсоева К.З.
Научный руководитель:Доцент кафедры экономических дисциплин Нальчикского филиала Крас-нодарского университета МВД России, А.Н. Бжедугова.



Выдавливание  коррупционных элементов  национальной экономики 
Среди множества острейших социально-экономических и политических проблем, стоящих перед современной Россией, приоритетное место занимает коррупция, которая в последние годы превратилась в явление, представляющее особую угрозу национальной безопасности государства
Социально-экономический кризис в России, обусловленный ломкой  прежней системы государственного управления и отсутствием адекватной переходному периоду законодательной базы, активизировал такое явление, как коррупция, которая в настоящее время стала реальной угрозой не только экономической, но и национальной безопасности страны.
Для России и, особенно, республик Южного Федерального Округа, коррупциогенность общества является проблемой, которая в последнее время приобретает особую значимость и актуальность.  В бывшем СССР (в условиях тотального партийного режима) такой проблемы не существовало, т.к. по идеологическим причинам отрицалось наличие в стране коррупции, разветвленной теневой экономики, что, тем не менее, не могло не наносить огромный экономический и нравственный ущерб.
Это усугубляется еще и тем, что в отечественной литературе отсутствуют фундаментальные антикоррупционные исследования. Определение содержания понятия «коррупция» имеет сложную внутреннюю структуру и является на сегодня проблемой полемической. В исследованиях отдельных аспектов данной проблемы отсутствует комплексный подход ко всей совокупности взаимосвязанных элементов понятия «коррупция».
На наш взгляд, наиболее обобщенная и логичная характеристика антикоррупционного механизма включает три важнейших элемента: - экономическая независимость;
- стабильность и устойчивость национальной экономики;
- способность к саморазвитию и прогрессу.



Предметом нашего исследования являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур.
Производной коррупции в силовых структурах являются сопутствующие ей различные угрозы, среди которых, на наш взгляд, наибольшую опасность представляют: - моральное разложение общества,
- продолжающийся спад производства и его технического уровня,
- ухудшение структуры регионального производства и его деиндустриализация,
- кризис инвестиционной сферы,
- разрушение научно-технического потенциала,
- уход из республики предпринимателей и высококвалифицированных специалистов,
- нарастание социальной напряженности,
- информационная незащищенность.



Все это приводит к дальнейшей криминализации экономики.
В качестве аргументации выдвигаемых утверждений можно привести десятки примеров.  Так, например, с целью восстановления горнолыжной зоны Приэльбрусье из федерального бюджета в 2002-2003 гг. были выделены 139 млн. рублей на строительство канатно-кресельной дороги. Эти деньги были перечислены обратно в Москву одной коммерческой московской фирме, и с тех пор ОБЭП республики занимается поиском этих денег («Газета Юга»№37 от 15 сентября  2005г.)
Любая ошибка в управлении государственных органов в сфере экономики или нормотворческой деятельности, явные отрицательные изменения в окружающем нас экономическом пространстве приводят к всплеску одного -двух из разобранных нами явлений: «теневая экономика», «коррупция», «организованная экономическая преступность». При увеличении одного из них наблюдается резкий всплеск остальных, т. к. они взаимоувязаны и взаимообусловлены, что уже показывалось в первой главе.
В условиях нестабильности экономики, отсутствия надежного механизма зашиты собственности, предупреждение является одним из важнейших средств воздействия на экономическую преступность. Между ним, как видом общественной практики, и экономикой, как совокупностью определенных общественных отношений, имеется тесная, существенная связь. Можно сказать, что диспропорции и деформации в системе экономики, будучи детерминантами экономической преступности, порождают не только причины преступлений, но одновременно предопределяют формы и методы их предупреждения. Формы связаны с самой сердцевиной - рыночными отношениями, методы - с системой контроля и управления в целом.
В настоящее время в Кабардино-Балкарской республике существует объективная необходимость пересмотра подходов к обеспечению экономической, физической и политической безопасности региона. Требуется разработка стратегической программы -  концепции антикоррупционной деятельности, опирающейся на долговременные национально-государственные интересы.
Сущность и стратегия национальной безопасности не исчерпываются проблемами экономического роста на основе новой структурной политики, расширении потребительского и инвестиционного спроса, создании конкурентной среды, оптимизации отношений собственности, создания эластичной системы государственного регулирования рыночного типа. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы приоритетные задачи борьбы с коррупцией в отдельных сферах и, прежде всего, в силовых структурах, составляющих базис любого государства.
По нашему мнению, основой государственной стратегии экономической, политической и в целом национальной безопасности должна быть идеология развития, которая учитывает национальные интересы, стратегические приоритеты с целью сведения угроз безопасности к минимуму. Без идеологии развития, без культивирования антикоррупционного мировоззрения не возможны ни промышленный, ни научно-технический,  ни культурный подъем общества, т.к. даже если придут в регион миллионы долларов, то для набора скорости и верного курса экономике КБР  нужны не только крепкие паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования, в первую очередь, с политической волей, не допускающей коррупционную деятельность.
Деятельность органов внутренних дел, как и других правоохранительных и контролирующих органов, направленная на предупреждение экономических преступлений в регионах, будет успешной только в том случае, если она учитывает факторы социального, экономического, политического характера на местах. Причем, как отмечалось, меры общесоциального предупреждения играют решающую роль в нормализации криминологической обстановки в сфере экономики.
Предупреждение преступлений на уровне регионов должно являться одним из приоритетных направлений деятельности в борьбе с преступностью. Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это деятельность по выявлению причин и условий преступлений, принятию мер к их устранению, позитивному корректирующему воздействию на лиц с противоправным поведением (профилактика), а также по предотвращению замышляемых и подготавливаемых или пресечению начатых и длящихся преступных деяний.
Несмотря на принимаемые меры, в условиях становления рынка в экономике региона сложилась весьма непростая ситуация. В настоящее время чрезвычайно малы возможности противодействия преступным формам накопления капитала. Под видом рыночных операций зачастую идет «перекачка» государственных средств на счета предпринимательских структур. Деятельность органов внутренних дел до сих пор затруднена из-за отсутствия механизма проверки законности образования первоначального капитала негосударственных предприятий.
Исходя из сложившихся реалий ситуация и дальше будет способствовать усилению тенденции современной преступности, связанной со стремлением криминальных структур проникнуть и закрепиться в экономике. Они будут стремиться «отмыть» незаконно нажитые денежные средства путем их пропуска через предприятия, совершенно очевидно занимающиеся законной предпринимательской деятельностью, что обосновывалось в теории «криминального денежного обращения». Конечной целью этой операции является возвращение денег обратно в сферу денежного обращения при помощи «законных способов».
Из-за отсутствия системы контроля со стороны государства за происхождением и движением капиталов работа в этом направлении становится малоэффективной. По нашему мнению, четким контролем на разных стадиях оборота денежных средств в регионах должны быть охвачены доходы, как юридических лиц, так и отдельных граждан.
Чтобы влиять на криминологическую ситуацию в регионе в негосударственном секторе экономики, необходима комплексная отработка конкретных объектов путем проведения, прежде всего, экономико-правового анализа с использованием в процессе получения исходной информации специальных сил, средств и методов.
В литературе справедливо отмечается, что в результате применения экономико-правового анализа можно получить ценную информацию для:
• выявления на основе изучения и оценки различных экономических процессов, происходящих в народном хозяйстве, факторов, оказывающих отрицательное влияние на сохранность материальных ценностей и денежных средств, уровень хищений, должностных и хозяйственных преступлений;
• выявления причин и условий преступлений на основе изучения состояния финансово-хозяйственной   и   производственной   деятельности   конкретных объектов народного хозяйства;
• криминологического   прогнозирования   и   установления   тенденций   в развитии преступности, определения главных направлении предупредительной работы;
• разработки экономически обоснованных рекомендаций, предложений по устранению  причин  и  условий  преступлений,  по  ликвидации  возможных каналов хищений материальных ценностей и денежных средств.
Экономический анализ (внешний и внутренний) должен стать одним из приоритетных методов предупреждения экономических преступлений. Исследование различных косвенных экономических показателей (особенно, в новых коммерческих структурах) может дать сотруднику милиции не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные действия. Все это актуализирует необходимость организации в рамках органов внутренних дел криминологического мониторинга предпринимательства. По форме он должен представлять собой систему постоянного сбора и анализа социологической и экономической информации. По содержанию криминологический мониторинг сводится к экономико-правовому анализу, а по сущности — носит криминологический характер. Информационной базой для проведения криминологического мониторинга помимо результатов опросов экспертов должна служить статистическая и финансовая отчетность по предпринимательству.
Действующее финансовое, хозяйственное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство постепенно устаревает и не обеспечивает эффективную правоприменительную практику в интересах экономических реалий. Имеются многочисленные законодательные пробелы, не учитывающие качественных изменений в характере преступности.
Более эффективному выполнению поставленных перед органами по борьбе с экономической преступностью задач по предупреждению экономических преступлений, по нашему мнению, могло бы способствовать решение таких проблем, как:
• отсутствие    практического    опыта    и    необходимых    методик    по предупреждению не имевших прежде аналогов экономических преступлений;
• трудности в идентификации противоправной деятельности, так как методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются теми же, что приняты в правомерной практике. Это, с одной  стороны,  приводит  к  бездействию  при  получении  информации  о готовящемся преступлении, а с другой — к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий;
• слабая профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел   и   их   объективная   неготовность   работать   в   условиях   стихийно складывающихся     договорных     отношений,     полной     самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательства;
• трудности    в    назначении    и    проведении    проверок    финансовой деятельности негосударственных предприятий и документальных ревизий.
Проблема криминализации экономики волнует все страны, осуществляющие реформы, направленные на создание полноценных рыночных отношений. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений, а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся в криминализации экономической системы государства. Организация борьбы с коррупцией требует не столько изобличения взяточников, сколько развития государственной системы, направленной на предотвращение злоупотребления полномочиями должностных лиц.
Решение вышеперечисленных проблем на правительственном и ведомственных уровнях приведет к решению вопроса о снижении показателей экономической преступности и коррупции
Использованная литература
1. Бинецкий А.И. Коррупция, -М: Известия, 2005
2. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Экономическая и социальная безопасность России. — М: МГУК, 1999.
3. Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификация. Научно-практическое пособие. — М., 1995.
4. Попов В.И. Противодействие организованной преступности, корруп-ции, терроризму в России и за рубежом – М.: СГУ, 2008
5. Скобликов П.А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России –М.: Норма, 2007



© sk-news.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Актуальную для Ставрополья тему биологизации сельского хозяйства и внедрение технологии No-Till обсудили недавно земледельцы края на информационно-обучающем семинаре на предприятии «Хлебороб» в селе Шангала Петровского района, сообщили  SK-NEWS.RU в пресс-службе регионального минсельхоза.

Сеять помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобретая подсветки и этажерки для рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет настоящей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

Что такое эффективные микроорганизмы и где применяются ЭМ-технологии наглядно и коротко рассказывает мультфильм от группы ВКонтакте «Переводчики развивающих фильмов», сообщает sk-news.ru.

О влиянии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использования природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый Александр Харченко на семинаре “Новая стратегия земледелия” в Санкт-Петербурге, сообщает sk-news.ru.

Ветер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссылаясь на опыт садоводов и огородников Ставрополя и не только.

Пятигорский городской суд приостановил деятельность торгово-развлекательных центров (ТРЦ) «Вершина Плаза» и «Галерея» до устранения выявленных нарушений противопожарного режима, сообщает sk-news.ru со ссылкой на ставропольский краевой суд.

Отечественный стиральный порошок «Аист» оказался одним из лучших, при щадящей цене, сообщает sk-news.ru со ссылкой на результаты экспертизы Роскачества.

15 июня на базе центра сопровождения детей и родителей «Вместе» прошла встреча с инспектором ОДН.
Квест-игра: «Здоровым быть модно» в рамках акции «Добровольцы детям» и Международного дня борьбы с наркоманией
Формирование патриотических чувств у детей
Первый совместный праздник наставников и детей
Ребят из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поздравили с Днем защиты детей
В последний день весны прошли первые занятия для наставников и специалистов центра поддержки детей и родителей «Вместе»
Состоялось заседание рабочей группы по реализации инновационного социального проекта Петровского городского округа «Вместе»
В Петровском городском округе Ставропольского края началась реализация инновационного социального проекта "Вместе"
Лекция от Центра прикладной урбанистики" Зачем городская среда нужна для бизнеса"
Вниманию болельщиков ЧМ-2018!
Творческая встреча с поэтессой Ольгой Семёновой
Маршрутами Солженицына

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Июнь
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28
29
30
31
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1