Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Конкурсная работа №5 от курсантов Нальчикского филиала КрУ МВД России

Выполнил: Курсант  2  курса о/о специальность 030501.65   Сысуненко А.И.                                              
Научный руководитель: полковник милиции  А.А. Кушхов



       ФАКТОРЫ КОРРУПЦИИ  И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.



        Дошедшие до нас правовые памятники цивилизации позволяют заключить, что коррупция – ровесник человечества. Нетрудно заметить,  что распространенность и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастает в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновременным ростом зависимости населения от произвола чиновников.  Современная Россия – не исключение. Тема коррупции длительное время находится в центре внимания российского общества. Почти 16 лет назад ( 13 июля 1992 г,) был утвержден первый официальный проект российского закона о борьбе с коррупцией, что стало формальным признанием критического обострения проблемы продажности и подкупности чиновничества в условиях глубокого социального кризиса.
     Важно видеть принципиальные различия между «первородной» причиной коррупции, которая возможно коренится в самой сущности общества, и причинами ее роста или напротив угасания.
    Борьба с коррупцией невозможна без ликвидации экономических, социальных, правовых, морально-этических и  политических условий, в которых она расцветает. Попробуем выделить факторы коррупции  в некоторых вышеуказанных областях.
Экономика. Широко распространено мнение, что корнем проблемы является бедность. Но даже, если бедность и является Причиной, то отнюдь не единственной. Если бы бедность была единственной причиной коррупции, трудно было бы объяснить, почему коррупция поражает как те страны, в которых население отчетливо разделено на две не равные по численности группы бедных и богатых, так и те, где эта грань размыта. Несмотря на тотальное имущественное равенство, Советский Союз никогда не был свободен от коррупции, как не свободны от нее те страны, которые сегодня пытаются строить более эффективные модель социализма. Вместе с тем, можно обнаружить эмпирическое подтверждение тому, что глубина дифференциации населения по уровню доходов влияют на социальную напряженность и соответственно на стабильность экономической ситуации. Таким образом, выраженное имущественное неравенство делает экономический кризис, и, как следствие, рост коррупции более вероятными.
Поэтому коррупцию во многих случаях можно рассматривать как причину бедности, а не как ее следствие.
Лица, чья коррумпированность наносит наибольший вред государству, составляют сравнительно немногочисленную прослойку, и об их деятельности простые граждане знают далеко не всегда. Что же касается так называемой низовой коррупции, с которой люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, то она, как правило, является в большей или меньшей степени следствием бедности. Среднестатистический российский милиционер, чье жалование еле покрывает минимальный прожиточный минимум, обречен на «кормление» посредством нелегальной эксплуатации своих властных полномочий.
Экономическая несостоятельность государства отчасти проявляется в неспособности платить чиновникам зарплату, обеспечивающую нормальный уровень жизни. Тем не менее, совершенно очевидно, что достигнуть полного соответствия между уровнем оплаты труда чиновников и экономическим эквивалентом цены их полномочий невозможно в принципе. Сколько же нужно платить тому, кто является распорядителем бюджета страны или наделен правом приговаривать преступников к пожизненному лишению свободы?
Анализ результатов большинства современных исследований проблемы, что определяющим стимулом роста коррупции является экономическая нестабильность, проявляющаяся, прежде всего, в неконтролируемых инфляционных скачках, которые провоцируют чиновничество искать любые источники доходов. В результате предпоследнего крупнейшего финансового кризиса в России (август 1998 г.) средний размер месячного денежного содержания сотрудников правоохранительных органов в течение двух месяцев уменьшился с суммы эквивалентной двумстам долларам США до ста. Парадокс состоит в том, что нестабильность предопределяет рост коррупции вне зависимости от своей направленности. Бурный экономический рост нередко сопровождается таким же развитием коррупции, как и стремительный спад.
Политика.
В истории человечества можно найти немало подтверждений тому, что между стремлением к власти и получением преимуществ от обладания ею существует объективная связь. Отсутствие какой бы то ни было личной заинтересованности у восходящего на Олимп представляется почти невероятным. А относительно скромно живущий правитель кажется богом. Универсальность этой формулы, к сожалению, распространяется и на диктатуры, и на демократии.
Любая форма управления делами государства не способна полностью обойтись без отчуждения большей или меньшей части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и применения законов. Это просто невозможно. Одна из наиболее привлекательных идей коммунизма (и анархизма) - каждый умеет непосредственно управлять государственными делами, т.е. без специально обученного аппарата, - в начале XXI века кажется еще более утопичной, чем в начале XX. Сохраняющаяся необходимость такого отчуждения сама по себе будет воспроизводить основания зависимости гражданина от чиновника на протяжении всей обозримой перспективы. Наиболее эффективные модели решения этой проблемы посредством современных информационных технологий все еще не очевидны. Очевидно лишь то, что число тех, кому делегировано (или кем присвоено) право управлять людьми или имуществом должно сокращаться.



Для современной России характерны:
- высокая инертность нестабильности политического устройства общества на всех уровнях, которая культивирует пренебрежительное отношение государственных и муниципальных служащих к своим обязанностям, и которую невозможно преодолеть одним лишь усилием политической воли;
- отсутствие эффективного политического механизма, который бы делал невыгодным включение в избирательные списки государственных и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения поступками, традиционно воспринимаемыми как коррупция;
- «несбывшиеся мечты» органов законодательной власти получить право непосредственного отстранения от должности функционеров исполнительной власти, совершивших коррупционные этические нарушения и правонарушения;
- подмена политической воли политическими лозунгами борьбы с коррупцией;
- периодическое проникновение в органы власти представителей преступных сообществ;
- все еще слабые ростки возрождающегося негосударственного контроля над деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Право. Если бы можно было заменить общие для всех правила поведения индивидуальными, проблема коррупции исчезла бы вместе с правовыми нормами, поскольку отпала бы необходимость их выбора, толкования и применения. Увы, но современное право (в сущности, мало изменившееся с того времени, когда был воздвигнут столп Хаммурапи) не может существовать без правоприменителя. Право энтропично (неопределенно) по своей сути. Оно нуждается в толкователе и применителе. От мудрости законодателя в значительной степени зависит поддержание оптимального уровня неопределенности правовых установлений, когда действия правоприменителя легко контролировать, а правовые нормы больше походят на рельсы, чем на бескрайнее поле.
Современное состояние и темпы развития российской правовой системы таковы, что пик ее неопределенности, по-видимому, еще не пройден. Правоприменитель всевластен везде, где у него есть выбор меры применимости нормы. Сегодня суд без каких-либо однозначно воспринимаемых оснований может назначить за получение взятки в крупном размере наказание в виде лишения свободы и на семь, и на двенадцать лет. И это не является исключительно российской спецификой. Даже меры борьбы с коррупцией могут быть коррупциогенны.
Традиционно считается, что отсутствие нормативных определений понятий коррупции, коррупционного преступления и иных коррупционных правонарушений является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией. Эта «аксиома», тем не менее, нуждается  в  уточнении.
Законодательное определение коррупционных проявлений - это лишь предпосылка к тому, чтобы «враг» был наиболее точно идентифицирован и за ним мог бы быть установлен эффективный контроль. Не всякое определение коррупции может играть эту роль, а лишь такое, которое исключает неоднозначность и для применения которого не нужно содержать армию толкователей.
Также вполне очевидно, что современная система правовых мер борьбы с коррупцией неадекватна самому явлению с той точки зрения пропорциональности. Если из каждых ста совершенных коррупционных правонарушений преступлениями будут лишь два, то из каждого десятка правовых запретов половина окажется уголовно-правовыми, т.е. обладающими наивысшей репрессивностью. В 1993 г. предложение одного из руководителей группы по разработке проекта Федерального закона о борьбе с коррупцией установить административную ответственность за получение мелкой взятки (величина которой не превышала бы одного минимального размера оплаты труда) и тем самым создать критерий для отграничения преступлений и административных правонарушений вызвала гневное неодобрение многих российских парламентариев и руководителей правоохранительных органов. В этот период последние нередко отчитывались об успехах в борьбе с коррупцией привлечением к уголовной ответственности за получение в качестве взятки бутылки коньяка или водки.
Мораль.
Очень трудно бороться с коррупцией в обществе, где законодатель почти всегда вынужден быть «праведнее» избирателя, объявляя преступлениями то, что стало социальной нормой. За завышенными карательными притязаниями
значительной части населения (главным образом наиболее обездоленного), относящимися к коррупции, нередко скрывается нежелание увидеть коррупцию в самом себе. Традиционными коррупционными предрассудками являются оправдание взятки, данной за:
- освобождение от службы в армии;
- получение лучшего ухода и большего внимания по отношению к себе или
своему близкому в медицинском учреждении;
- получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения;
- выставление положительных аттестационных оценок при отсутствии или недостатке профессиональных знаний и умений;
 - более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку;
- поступление в престижный государственный вуз;
- освобождение от наказания за преступление или его смягчение;
- освобождение от ответственности за любое правонарушение;
- получение вне очереди любых благ «причитающихся по закону»;
- попустительство по работе со стороны руководителя;
Этот список, к сожалению, может быть продолжен. В атмосфере постоянной готовности к подкупу правовые запреты мертвы. Сговор подкупающего и подкупаемого предопределяет высокий уровень неуязвимости коррупции.
Чрезвычайно негативную роль в культивировании коррупции играет психологическое явление информкоррупции. Как часто вы лично давали взятки или у вас их вымогали? А как часто вам показывали (или рассказывали) о том, как другие дают взятки или вымогают их? Различия в ответах на эти вопросы достаточно хорошо иллюстрируют разницу между объективной реальностью и ее информационным фантомом.
Сегодня большинство из нас является пассивными или активными участниками психологического эксперимента по гиперболизации в общественном сознании тотальной коррумпированности государственного аппарата и внушению бессмысленности индивидуального противодействия коррупции. Наивно видеть в этом эксперименте злой умысел СМИ (скорее речь должна идти о необходимом побочном результате, а не цели). Еще более наивно верить в то, что средства массовой информации, лишь отражают реальность. «Фабрика» по производству коррупционных стереотипов не останавливается ни на минуту.
Одним из важных психологических стимулов коррупции в негосударственном секторе является «комплекс государственного паразитизма». Значительное число родившихся в ходе приватизации коммерческих организаций, среди которых оказалось немало крупных банков, инвестиционных фондов, внешнеторговых фирм, вовсе не спешат «перерезать родительскую пуповину», связующую их с бюджетными ресурсами, поскольку в противном случае подобные псевдопредприятия будут вынуждены существовать лишь на свой экономический риск. Экономически необоснованные привилегии становятся своеобразным наркотиком, без которого они уже не могут нормально функционировать. А получить такие привилегии можно лишь за взятку.
Основные последствия   коррупции:
- коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа;
- коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;
- коррупция непосредственно ведет к снижению уровня жизни подавляющей части населения, принуждая к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для целей подкупа;
- коррупция создает угрозу демократии, поскольку население не видит нравственных стимулов к участию в выборах;
- не имеющей стойких нравственных принципов части чиновничества,  убежденной в коррумпированности правящей элиты, трудно удержаться от того, чтобы также не «поживиться с общего стола»;
- коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства;
- коррупция объективно приводит к необоснованному перераспределению бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающему финансовую основу перспективных социальных программ (прежде всего, в области образования, здравоохранения, социального обеспечения);
- коррупция резко ухудшает инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто - сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;
- коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот у кого больше денег и меньше нравственно оправданных самозапретов;
- прием за взятки в престижные государственные вузы лишает общество значительной части интеллектуального потенциала, не позволяя получить высшее образование талантливым молодым людям, которые не могут себе этого позволить или заплатить за свое обучение в негосударственном учебном заведении близкого уровня и т.д.).



 ЛИТЕРАТУРА:
1.  Материалы конференции  «Россия и мировой опыт противодействия коррупции. Москва, 23-24 июня 1999г.
2. С.В. Максимов. Коррупция в России. Уфа. 2000г.
3. С.В. Максимов, В.Е. Эминов, В.А. Ванцев. Борьба с коррупционной преступностью. Москва 2005г.
4. Уголовный кодекс РФ 1997г.
5. А.В. Гыскэ. Современная Российская преступность и проблемы безопасности общества. (Политический анализ). Москва 2000 г.
6. Актуальные проблемы борьбы  с преступностью на Северном Кавказе. Сборник статей. Нальчик 2002 г.



 



 



 



 



© sk-news.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

«Фронтовики» надеются, что она поможет жителям края в защите их прав как газовых абонентов.

Сегодня тема ресурсосберегающего земледелия - одна из ведущих и обсуждаемых в аграрной науке и сельскохозяйственной практике, ибо касается сохранения самой жизни на Земле, цитирует SK-NEWS.RU ученого-микробиолога,  генерального директора группы компаний «Биоцентр» Александра Харченко.

Актуальную для Ставрополья тему биологизации сельского хозяйства и внедрение технологии No-Till обсудили недавно земледельцы края на информационно-обучающем семинаре на предприятии «Хлебороб» в селе Шангала Петровского района, сообщили  SK-NEWS.RU в пресс-службе регионального минсельхоза.

Сеять помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобретая подсветки и этажерки для рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет настоящей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

Что такое эффективные микроорганизмы и где применяются ЭМ-технологии наглядно и коротко рассказывает мультфильм от группы ВКонтакте «Переводчики развивающих фильмов», сообщает sk-news.ru.

О влиянии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использования природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый Александр Харченко на семинаре “Новая стратегия земледелия” в Санкт-Петербурге, сообщает sk-news.ru.

Ветер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссылаясь на опыт садоводов и огородников Ставрополя и не только.

Социально ориентированные некоммерческие организации
Площадка по экономическому просвещению молодежи СКФО
Pro Ораторство для добровольцев СКФО
ProОраторство на Международном молодежном форуме "Таргим 2018"
Итоговое заседание проекта «Международный молодёжный форум»
Вебинар по основам финансовой грамотности педагогов и родителей несовершеннолетних.
Встреча с инпектором ОДН
ПРЕДМАШУКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
"Архыз 24" о проведении 3-х дневных мероприятий АНО "ИСКРА" в рамках федеральной программы "Ты предприниматель"
Финальный день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Второй день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Первый день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Июль
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25
26
27
28
29
30
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5