Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Круглый стол в Нальчике: Непродуманное введение религиозного образования в школах может расколоть Россию по этно-конфессиональному признаку


Полемика разгорелась жаркая, - пишет www.sk-news.ru. Сам факт преподавания основ религии в общеобразовательных, а не воскресных школах, если и вызывал неприятие у ряда участников обсуждения, но не обсуждался, поскольку введение этого предмета уже определено Миннауки и образования РФ, впрочем, как и ЕГЭ.



Угрозы обществу одни выступающие видели в неминуемом разделении детей по признаку веры, что наложит отпечаток на взаимоотношения в классах, выделит доминирующую группу и группу(/ы) изгоев, а в дальнейшем приведет к расколу общества. Другие считают, что не может один учитель качественно знать сам и равно донести до учеников глубину всех четырех мировых религий. Значит, либо учитель сам предпочтет какую-то одну из них и вольно или невольно навяжет свой выбор детям, либо проскочит все «по верхам», не выходя за рамки учебников, не умея ответить на сокровенные вопросы детей. Причем, в равной степени чреваты, как равнодушие учителя к предмету, так и чрезмерное усердие, особенно, однобокое.



Между тем, «полузнание порождает фанатизм». Об опасности некачественного преподавания говорил также главный редактор издательского дома "Ладомир" Юрий Михайлов на конференции "Свобода совести и веры", прошедшей в Нальчике 27 мая.(См. статью «Некачественное преподавание основ религии несет угрозу сектантства, считает ученый» http://sk-news.ru/html/100531-20.php).



Проблема еще и в отсутствии грамотных специалистов -теологов в республике, способных распознать верно ли толкует религиозные положения тот или иной учитель, или склоняется к ереси и сектантству.
 
Выход видится в последовательном преподавании всем детям без деления классов на группы основ всех мировых религий и светской этики, как альтернативы. И вести уроки должны разные педагоги, специализирующиеся на одной из религий. И каждый из преподавателей должен быть талантлив, бескорыстен, любить и глубоко знать своей предмет.
Словом, больше походит на утопию.
 
А теперь подробнее
Руководитель комиссии Заурби Нахушев предоставил слово замминистра образования и науки КБР Лидии Дорохиной.
Она сообщила, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» экспериментально введен с апреля текущего года в 19 регионах страны.
 
По итогам года издательство «Просвещение» опросило учителей экспериментальных школ. Выяснилось отсутствие негативного восприятия курса, хотя на начало занятий пособий не было в ряде школ. Выручил электронный учебник. Учителя отметили важность первого урока, а также то, что интерес к предмету у детей не снижается от урока к уроку. По их мнению, как сказала Дорохина, предложенный материал мотивирует детей логически мыслить, рассуждать, искать дополнительную информацию. В то же время, учителя признают насыщенность курса новыми понятиями. Кроме того, стиль изложения не полностью соответствует возрасту, а иллюстрации требуют пояснений, шрифт мелкий. Общая оценка: введение курса обоснованно, но его надо совершенствовать, - подытожила Дорохина.
 
Задачи нового предмета более чем благородны. Это нравственное воспитание ребят на основе общечеловеческих идеалов и общечеловеческих ценностей, формирование уважительного отношения к разным взглядам граждан нашей большой страны, укрепление взаимопонимания и оздоровление морально-нравственного климата в обществе, более тесное взаимодействие семьи и школы.



В идеале вводимый предмет позиционируется как комплексный и включает в себя шесть модулей, все они носят светский, культурологический характер. Это: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,  «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»,
а также «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».



В комплект к каждому из модулей также входит пособие для учителя и пособие для родителей, есть надежда, что вскоре появятся рабочие тетради для детей.



Однако школьникам по существующим правилам преподаются не все эти модули, а только один из них по выбору родителей.  То есть, знания ребенка комплексными не становятся. Именно здесь, по мнению участников круглого стола, и кроется самая большая опасность.



Педагоги-практики близкой нам Карачаево-Черкесии столкнулись пока лишь с организационной проблемой, когда классы приходится делить на группы, чтобы одни дети могли прослушать основы ислама, другие – православия, третьи и четвертые – мировые культуры и этику. Таким образом, на несколько 4-х классов школа должна иметь не менее 4-х квалифицированных педагогов, ведь неквалифицированных к столь деликатной теме нельзя подпускать на пушечный выстрел.
Подушевая система оплаты труда при которой зарплата учителя зависит от числа учеников в классе, мало сочетается с этим нововведением.



Но организационные проблемы меркнут перед перспективой взросления детей, которых в столь нежном возрастете из самых благих побуждений (!) разделяют по признаку веры (между строк читай – национальности).
Как считает Дорохина, спасти ситуацию могут действительно комплексные модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Главное, чтобы их выбрали родители.   
Еще одна практическая проблема - отсутствие часов для преподавания нового предмета, и необходимость выделения их за счет других предметов. По санитарным нормам нельзя увеличивать нагрузку на детей 4-5 классов сверх положенных 25 часов в неделю, значит, чем-то нужно жертвовать.



Так, в КЧР в 4-й четверти в четвертых классах преподавание велось за счет предмета «Окружающий мир» и продолжится в 1-й четверти в пятых классах за счет истории.
В КБР, очевидно пойдут по такому же пути, но, как сказала Дорохина, время на обсуждение и принятие разумных решений еще есть. В КБР новый предмет начнут преподавать пробно не ранее 2011 года, причем, начнут со школ, где изучение религиозной тематики уже идет в курсах «История КБР» и «Культура народов КБР». Кроме того, в 14-ти школах четырех районов республики читаются факультативные курсы.



Лидия Дорохина ситает, что каждая из мировых религиозных культур должна быть показана школьникам в полном объеме, единстве и взаимосвязи. Не должна преподаваться только одна культура, даже если ее выберут родители. «Иначе это будет навязывание единственной формы самоидентификации и резко обострит опасность противопоставления в дальнейшем по сценарию «свои-чужие», - сказала замминистра.
«Нужно знать и свою, и чужую религию, показать детям их общечеловеческие ценности и нормы, а также выявить специфические для каждой культуры особенности. Нужно обсудить место светской этики, берущей начало в религиозной культуре. Она также должна быть представлена в качестве альтернативы самоопределения», - считает Дорохина.
«Нужны также социологические исследования, разъяснительная работа с родителями, подготовка тренеров-преподавателей. Нужны подготовленные учителя и не только историки, более 200 человек из которых уже прошли курсы повышения квалификации, но также учителя начальных классов, учителя для преподавания в 5-х классах, - сказала она и добавила, - хорошо бы ознакомиться с содержанием новых учебников, прежде чем их обсуждать, но в республике в наличии пока лишь один такой комплект».



Важно также, чтобы религиозное образование не мешало школе формировать у детей научную картину мира. Преподавание религиозных основ должно носить познавательный, а не нравоучительный характер. Государство не должно ни насаждать, ни запрещать религиозных верований.
«Предмет рассчитан на педагогическое партнерство учителей и родителей.
Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются основой основ нравственного становления ребенка, поэтому столь важно согласовать совместные усилия всех взрослых. Каких детей мы воспитаем, в такой стране будем жить завтра», - подчеркнула Дорохина.



Озадачивающая статистика
Доктор исторических наук, сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Светлана Аккиева привела данные соцопроса 850 старшеклассников, проведенного в 2006 году по заданию Минобразования и науки республики, т.е всего через год после нападения на Нальчик 13-14 октября 2005-го.
По ее словам, к числу верующих отнесли себя 68,8% старшеклассников. Колеблется между верой и неверием – 10,2%; неверующие, но уважают чувства верующих – 9,3%, неверующие – 1,3%, затруднились ответить – 10,4%. При этом девочки оказались более религиозны, чем мальчики. В Баксанском и Зольском районах дети оказались более религиозны.
 
На вопрос о ваххабизме 10,2 % молодых людей сказали, что поддерживают это течение. «Это большой процент, потому что многие, возможно, не ответили на вопрос, - сожалеет Аккиева. На вопрос «почему?» молодежь отвечала: «это круто», «это возможность занять себя». Среди причин ваххабизма отмечались материальная неустроенность, отсутствие ориентиров.
Знания о религии дети получают, в основном, в семье. На следующей позиции – телевидение, потом – друзья, на четвертом месте ответ – «люди говорят».



К источникам знания о ваххабизме относят, в первую очередь, телевидение и СМИ, на втором месте  - друзья, на третьем – «затрудняюсь ответить».
 
О событиях 13-14 октября слышали и относятся к ним негативно 80% опрошенных. Но 10,5% ответили, что относятся положительно.
 
Причины событий, по мнению 40% опрошенных, кроются в том, что «кто-то заплатил участникам нападения». 30% усмотрели в нападении «желание сепаратистов из соседнего региона дестабилизировать ситуацию в КБР», 20% - не знали, как ответить.



К введению обязательного религиозного образования 40% учащихся относятся положительно, 20% - отрицательно, 40% - не знают.
 
Только 30% школьников хотят, чтобы это был обязательный предмет. Около 60% считают, что преподавание не должно идти в пределах школы, 11% заявили, что готовы изучать этот предмет в воскресной школе.



Как сказала Аккиева, вопросы задавались по несколько раз в разной форме, чтобы получить более точные ответы.
Преподавать этот предмет, по мнению 80% опрошенных, должны школьные учителя, и ставить отметки.



Аккаева считает, что проводись опрос в настоящее время, отношение к такому явлению, как ваххабизм, было бы более негативным. «Исследования желательно повторить», - сказала ученая.
 
По ее словам, в этом году только в одной школе опросили родителей в отношении преподавания основ религии: «За» высказались 65%, но полноценного исследования не проводилось и распространять этот показатель на всю республику нельзя.



Мнение специалистов
Директор 29-й гимназии Нальчика Татьяна Смирнова отметила организационные сложности нововведения: отсутствие подготовленных преподавателей и денег на достойную оплату их труда в условиях подушевого финансирования. Она считает, что преподавание только одной из религий, даже если этот предмет выбрали родители, несет угрозу раскола России по этно-религиозному признаку. Все религии нужно изучать в равной степени и, желательно, в старших классах, - считает Смирнова.



В 29-й гимназии, в частности преподается курс «Религии мира» по учебнику Кулакова для 9-10 классов, читают его историки. «За все годы преподавания курса у нас не было ни одной конфликтной ситуации, но из-за введения ЕГЭ дети выбирают предметы, по которым нужно сдавать экзамен», - отметила Смирнова. Она считает, что этот предмет можно преподавать в 8-9 классах, только где взять необходимые часы? Об их отсутствие разбились хорошие планы введения в школах 3-х часов физкультуры, футбольных классов.



На примере своей семьи она рассказала о необходимости преподавания религиозных знаний и пользе воскресных школ.
«Экспериментировать нужно в части методов и форм преподавания, подготовки учителя, содержания учебников, но нельзя думать, что только школа справится с проблемой духовно-нравственного кризиса в обществе, - заявила Смирнова. - В дореволюционной России изучали Закон Божий, но это не спасло страну от революций и кровавого террора. Главное – это привить чувство уважения к человеку».
Смирнова считает также важным вернуть в школы преподавание этики и психологии семейной жизни.



Директор средней школы с.Атажукино Баксанского района Алла Нахушева рассказала, что даже в селе нередки многонациональные классы и вводить преподавание одной религии нельзя. По ее словам, молодежь исповедует не традиционный ислам, а увлекается таким течением, как ваххабизм. Поэтому в школе ввели курс «Религии мира», который позволяет рассказать, что мировые религии несут добро и мир. Родители также заинтересованы в этом предмете.
Нахушева считает вполне приемлемым раннее преподавание многообразие религий, но на доступном ребенке языке.



Резко против эксперимента по введению религиоведения в школе выступил директор из сел.Бабугент Черекского района Даниял Мокаев.



«Мы должны давать детям знания, прививать умения и навыки. Обучать, развивать и воспитывать должен на каждом уроке каждый учитель. Курс знаний о религиях уместен будет в курсе мировой художественной культуры», - считает он.



«Появилась молодежь, которая более жестко придерживаются религиозных требований, религиозные обряды отправляют иначе, чем родители, но не называет себя ваххабитами. Не побоюсь назвать это молодежной модой. Мы в свое время собирались с гитарами на скамейках по вечерам, а они собираются по религиозным интересам. У них свой путь, отличный от нешего. Сегодня это порождает проблемы, и вопрос стоит остро», - сказал также Мокаев.



По его мнению, религиозные институты, как в исламе, так и в православии,  за последние 20 лет набрали силу и могут сами справиться с преподаванием религий в воскресных школах. «Лучше вас этого никто не сделает, а школа пусть делает то, что умеет», - сказал он, обратившись к священнослужителям.
Мокаев подверг сомнению истинность результатов анкетирования и отнес его результаты на счет юношеской бравады. «Взрослые не знают, как отличить ваххабитов от просто верующих, как это могут сделать дети?», - отметил он.



Благочинный православных церквей Кабардино-Балкарии протоирей Валентин Бобылев целью преподавания религии в школах назвал знание детьми фундаментальных основ своих религий, чтобы противостоять разного рода сектантам.
«Ребенок должен знать во имя чего и как жить, какие поступки совершать во имя Бога, а какие деяния богопротивны», - сказал отец Валентин. На примере участников православно-исламского молодежного лагеря, прошедшего недавно в Нальчике, он рассказал, как важно, что молодые люди знают основы своих национальных религий и гордятся ими.
По словам священника, церковь помогла готовить учителей. По его мнению, важно, чтобы преподаватель «не перегибал палку в усердии по отношению к той или иной религии» и не выходил за рамки культурологии.



Благочинный призвал провести глубокий мониторинг этого вопроса с участием родителей, преподавателей, дети ищут сами правильных ответов на свои вопросы.



Священник из Баксана Михаил Самохин подчеркнул, что священнослужители не заставляют в школе учить детей религии.
«Это антиконституционно. Школа и государство у нас светские, и это предполагает равноудаленность от любой религии. Но в обществе бытует полное религиозное невежество, тиражируемое СМИ», - сказал он и обратил внимание на отсутствие квалифицированных кадров. Практически у всех преподавателей за плечами научный атеизм. Нет в республике кафедры религиоведения, нет квалифицированных экспертов, повсеместно не хватает специалистов.
 
«Возраст для начала преподавания определили московские психологи. В 4-5 классе интерес к религии у детей уже зародился, а возможность конфликтовать в коллективе еще нет», - пояснил отец Михаил. Проблема, на его взгляд, в сложности учебного материала, рассчитанного на детей постарше.



«Вводимый предмет способен привить ребенку культуру философского и самостоятельного мышления, которая в школе давно утеряна. В школе сейчас нет предмета, который развивал бы умение мыслить логически», - считает отец Михаил.
В то же время он отмечает нехватку учебного времени в короткой и полной праздников 4-й четверти. Как можно квалифицированно рассказать, например, о христианстве и дать ответы на возникающие вопросы?



По его мнению, кажущаяся простота смешанного курса имеет много подводных камней. «Поверхностность и полузнание в вопросах религии крайне опасны. Полузнание порождает фанатизм. Педагогу очень сложно говорить о четырех религиях компетентно. Вопрос беспристрастности не рассматриваю вообще, хотя он стоит», - сказал отец Михаил и призвал не бояться кажущегося разделения. Он считает, что разделение на «свой»- «чужой» происходит в более раннем возрасте.



По мнению Самохина, который до принятия сана успел поработать в школе учителем истории, педагогу проще специализироваться на одной религии, тогда он сам глубже освоит предмет и сможет рассказать о главном  коротко. Если обо всех религиях будет рассказывать один учитель, он вряд ли выйдет за пределы учебника, а это хватание «по верхам», кроме того, учитель не сможет равно преподавать все основные религии, крен будет в ту или иную сторону.
 
Самохин считает, что названные модули нужно преподавать последовательно и раздельно для всего класса, но вести их должны разные и компетентные учителя. Кроме того, надо проверять преподавание на соответствие религиозным нормам, поскольку под предлогом религии могут излагаться разные вещи. «Кто это проверит и сможет остановить, если в Минобрнауки нет религиоведов?», - обеспокоен отец Михаил.



«Мы все хотим одного – вырастить наших детей умными, здоровыми и порядочными, чтобы они нашли свое место, предопределенное Всевышним. Но у всех нас свои страхи. Умный и грамотный эгоист никогда не станет порядочным членом общества, прежде всего, человек должен быть милосердным. Государство и религия у нас отделены друг от друга, но государство не отделено от общества, а общество многоконфессионально. У каждого в душе есть вера во что-то», - заметила советник председателя ДУМ КБР Анджела Амшукова.
 
Она сказала, что в советское время уповали на партию, а перестройка лишила людей ориентиров. Дети начинают различать, что хорошо и плохо очень рано, и чем раньше им объяснять, что такое нравственные принципы, тем лучше. А это, по мнению Амшуковой, можно только через познание религий, причем начинать курс религиоведения в 8-м классе уже поздно. Она выразила согласие с представителями православия в том, что каждый блок нужно давать по отдельности, а учителя должны пройти очень глубокую переподготовку, чтобы уметь дать разъяснения по всем вопросам сверх программы, и не растить фанатиков.
«Ребенок тянется к этим знаниям, он должен их получить от нас, а не на улице, для глубокого изучения ислама в мечетях работают воскресные школы.



Северо-Кавказский Исламский университет, работающий в Нальчике, с этого года будет готовить кадры по светской специальности «теология» с правом преподавания в школах», - сообщила она.



«Нравственное начало есть не только в религии, но и в адыгском этикете, и просто в культурном обществе, почему бы не ограничиться изучением светской этики», - возразил лидер Координационного Совета адыгских общественных организаций Желяби Кумехов. Его поддержал председательствующий Заурби Нахушев.



Ректор КБГУ Барасби Карамурзов сказал, что ввиду отсутствия в республике предложенных к изучению учебников, он – один из немногих, кто ознакомился с предложенными в них материалами.
«Они так далеки от учебных – волосы дыбом встают. Школа по определению должна давать основы научного мировоззрения. Мы же хотим  изъять то, что нельзя изымать, например, курс природоведения и ввести преподавание религиозных знаний вместо «Окружающего мира», - заявил ректор.
 
Он убежден, что нельзя подменять функции и полномочия: «Все, о чем мы говорим, лежит в поле деятельности воскресной школы. Нельзя рисковать и в условиях, когда во всем мире идет агрессивная экспансия исламского фундаментализма, нельзя изменять систему образования, которая работает на целостность государства.
«Нужно найти решение, безопасное для общества и государства», - подытожил он.





© sk-news.ru


Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Сеять помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобретая подсветки и этажерки для рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет настоящей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

Что такое эффективные микроорганизмы и где применяются ЭМ-технологии наглядно и коротко рассказывает мультфильм от группы ВКонтакте «Переводчики развивающих фильмов», сообщает sk-news.ru.

О влиянии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использования природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый Александр Харченко на семинаре “Новая стратегия земледелия” в Санкт-Петербурге, сообщает sk-news.ru.

Ветер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссылаясь на опыт садоводов и огородников Ставрополя и не только.

Пятигорский городской суд приостановил деятельность торгово-развлекательных центров (ТРЦ) «Вершина Плаза» и «Галерея» до устранения выявленных нарушений противопожарного режима, сообщает sk-news.ru со ссылкой на ставропольский краевой суд.

Отечественный стиральный порошок «Аист» оказался одним из лучших, при щадящей цене, сообщает sk-news.ru со ссылкой на результаты экспертизы Роскачества.

В конце февраля - начале марта в Ростове-на-Дону состоялся Второй Агротехнологический форум Юга России, поднявший важнейший вопрос развития отечественного АПК - необходимость смены технологий, сообщает sk-news.ru.

Спортивный марафон "Гто в села". Село Надежда. (Ставрополь)
С Днём Победы!
На Ставрополье открылась Малая экологическая тропа
Патриотическая акция «Вахта Памяти»
Приглашаем на наши мероприятия в мае 2018 г.
Интегрированное библиотечное обслуживание на Ставрополье развивается
Инвапутешествие по-английски с Тони Джайлзом
29 апреля 2018 год. Встреча "Знамени Победы" в Демино. (Ставрополь)
УНИКАЛЬНЫЙ ЗАБЕГ - УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ. ВОЛОНТЕРЫ МЕДИКИ . KAVKAZ.RUN.
ВОЛОНТЕРЫ-МЕДИКИ СТАВРОПОЛЬЯ ПОЕДУТ В " АРТЕК"!
ВОЛОНТЕРЫ-МЕДИКИ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ. РАБОТА ИДЕТ В САМЫХ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ СТАВРОПОЛЬЯ.
НЕРАВНОДУШНЫЙ ПЯТИГОРСК.

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Май
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3