Вопрос юристу

Новости: Аналитика



Общественная палата КБР: Реформу ЖКХ подменил рост тарифов

 Д О К Л А Д
Председателя Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики   П.К.Таова на пленарном заседании палаты по теме:
 «О ходе жилищно-коммунальной реформы в Кабардино-Балкарской Республике и тарифах на жилищно-коммунальные услуги»



Уважаемые участники  пленарного заседания и приглашенные!



 Жилищно-коммунальное хозяйство Кабардино-Балкарской Республики на современном этапе представляет собой многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд общей площадью более 15 млн.кв.м. многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий. Эта отрасль является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих секторов экономики.
Доля оборота организаций отрасли, другими словами стоимости выполненных своими силами работ и услуг, составляет пятую часть от всего оборота организаций КБР.



  В течение ряда лет в республике проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства. 
 Однако, несмотря на некоторые положительные тенденции, ключевые  задачи  реформирования ЖКХ такие как:  повышение эффективности работы отрасли, обеспечение роста производительности труда, снижение потерь материальных ресурсов и энергопотребления, повышение уровня менеджмента, развитие в отрасли рыночных отношений, сохранности имеющегося жилого фонда и повышение качества и надежности  обслуживания населения не решены. Об этом свидетельствуют предельный износ основных фондов, отсталые технологии, многомиллионные долги, банкротство предприятий, возрастающая аварийность, которая рассматривается уже как угроза национальной безопасности.



Отрасль располагает четвертью основных фондов республики, в то же время износ водопроводных и тепловых сетей в целом по КБР составляет 58-60%, а канализационных сетей – 40%. Аварийными признаны 259 домов площадью 68 тыс. кв. м.
Имеется инфраструктура, которая вообще выработала свой ресурс. Запланированные же в республиканской программе «Реформирование ЖКХ на 2002-2010 гг.»  средства в сумме 144 млн.руб. на замену ветхих водопроводных сетей, ветхих тепловых сетей и тепломеханического оборудования незначительны.
Отдельного внимания заслуживает энергоэффективность жилищно - коммунального хозяйства, необходимость повышения которой несомненна. Это  не только установка приборов учета произведенных и потребляемых услуг, а и модернизация теплоэнергетического оборудования и коммунальной инфраструктуры, новые технологии, обеспечение качества надежности и эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг. Разговоры о приборах учета ведутся десятилетиями, но до сих пор не удается установить их хотя бы в половине жилфонда.



Финансовое положение организаций отрасли крайне неустойчиво. По итогам   января-августа 2010 года убыточны 60 % организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды и 38,5% организаций, предоставляющих прочие коммунальные услуги.  В январе – августе прошлого 2009 года таких организаций было  меньше (54,0 % и 34,8 %).
Просроченная кредиторская задолженность составила в сфере  жилищно-коммунального хозяйства на конец августа 2010 года более 869,5 млн рублей, из них более 150 млн рублей по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. При этом просроченная дебиторская задолженность составила 1105,8 млн руб., из нее покупателей - почти 968 млн руб. Дебиторская задолженность превышает кредиторскую на 236 млн руб. Это сужает возможности повышения заработной платы работникам и вложения инвестиций в модернизацию производства.



Размер заработной платы в отрасли неоднороден. При среднемесячной заработной плате по КБР в августе 2010 г. – 11,3 тыс руб, заработная плата в отрасли производства и распределение электроэнергии, газа и воды составила более 13,5 тыс.руб. (на 20 % выше среднереспубликанского уровня), а в сфере сбора сточных вод, отходов и аналогичная деятельность – 9,4 тыс.руб. (почти на 20 % ниже среднереспубликанского уровня). В организациях отрасли по состоянию на 1.08.2010 г. фактически имеются долги по выплате заработной платы. Проверка, проведенная рабочей группой Общественной палаты КБР в Эльбрусском районе показала, что в муниципальном предприятии «Коммунальник» заработная плата не выплачивается с марта 2010 года и задолженность составила 2,8 млн рублей, а в ОАО «Зольсктеплогазсервис» около 3,0 млн рублей. Несмотря на кризисное состояние предприятий ЖКХ,  средства на инвестиционные нужды отрасли не додаются, как из республиканского, так и местных бюджетов. Недофинансируются бюджетные организации для оплаты за потребленные коммунальные услуги. Уровень же оплаты населением услуг в 2010 году составляет по г.Нальчик – 98,5%, г.Прохладный – 99,5%, г.Баксан – 99,3%, г.Тырныауз – 100%, а в целом по КБР – 98,6%. Федеральный стандарт оплаты – 100%.



Жилищно-коммунальный комплекс так и не стал инвестиционно привлекательным. Из-за недостаточного финансирования, физического износа основных фондов организации ЖКХ постоянно работают не в эксплуатационном, а аварийно-восстановительном режиме. Упадок отрасли спровоцирован не только нехваткой средств, но и плохой ее организацией.
За три года на цели проведения капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья, республике из фонда содействия реформирования ЖКХ,  бюджета КБР и 5 % средств собранных  собственниками жилья выделено более 1 млрд 65 млн рублей. Средств, конечно, недостаточно. Так, из 3350 домов КБР, требующих капремонта и вошедших в республиканские адресные программы, отремонтировано только 414 домов или 12 % от общего количества.
В г.Нальчике из 1542 домов отремонтировано лишь 109 и в плане на 2010 год  стоит 38 домов, что составляет лишь 9,5 % от общего количества домов. Здесь же 3270 человек проживают в аварийных многоквартирных домах. На сегодня завершено переселение лишь 292 человека или 9 %.
Качество проводимого капремонта требует лучшего. Большая часть населения домов, подвергшихся капремонту,  отмечает его низкое качество. На это указали и результаты проверок Фонда содействия реформирования ЖКХ  РФ (дом 62 по ул.Пушкина г.Нальчика).



 Контрольно-счетная палата КБР, проводя проверку использования финансовых средств на капремонт многоквартирного жилого домапо ул.Ленина, 47 в г.Нальчике  выявила, что в нарушение условий предоставления мер государственной поддержки на капремонт многоквартирных домов в соответствии с адресной программой на 2008 год, объект был включен в программу без обоснования стоимости ремонта, т.е. отсутствовала проектно-сметная документация. Более того, палатой выявлены финансовые нарушения в 4,1 млн.рублей, в том числе незаконные расходы бюджетных средств – 3,7 млн.рублей и 0,4 млн.рублей безрезультативных расходов бюджетных средств. Жалобы населения свидетельствуют, что такие факты далеко не единичны.



Считаю, что должного контроля за деятельностью управляющих компаний, ТСЖ и иных образований  со стороны государственных структур и муниципалитетов нет. Раздробив ЖЭКи и создав на этой основе управляющие компании и ТСЖ, мы получили практически  неуправляемые, неконтролируемые образования и снижение уровня качества предоставляемых услуг. Многие владельцы квартир и сегодня не знают за какие такие услуги они оплачивают кв. метр жилплощади. С ними не заключены договора на предоставление качественных жилищных услуг, а уж о согласовании  тарифа на обслуживание и говорить не приходится.
Сегодняшние управляющие компании и ТСЖ, это еще один институт посредников между населением и поставщиками услуг, в большей степени озабоченный безбедным существованием, чем  успешным выполнением возложенных функций, в том числе и по капремонту жилого фонда. Экономика в этом секторе непрозрачна и малоэффективна.



Оплата жилищных услуг производится населением в большинстве наличными деньгами. Что это если не уход от уплаты налогов и широкое поле деятельности для хищений. Считаю, что необходимо принять нормативный акт, строго регламентирующий оплату услуг организациям, оказывающим жилищные услуги непосредственно на расчетный счет через учреждения связи, банки, расчетно-кассовые центры и обеспечить государственный контроль за использованием получаемых денежных средств.



Большинство собственников жилья, включая и тех, кто организовал ТСЖ, не готовы к самостоятельному управлению своей собственностью, не знают действующего законодательства, свои права и обязанности, условия обслуживания домов и много другого. Доля тех, кто располагает средствами для привлечения в ТСЖ профессиональных управляющих, мизерна.
ТСЖ плохо организованы и сталкиваются с различными сложностями в процессе своей хозяйственной деятельности,  показали свою некомпетентность в решении финансовых и производственных вопросов. Многими ТСЖ и управляющими компаниями руководят профессионально не подготовленные люди.



Население оказалось меж двух огней: с одной стороны изношенные системы тепло-водо-и газоснабжения, прохудившиеся крыши, затопленные подвалы, а с другой чиновники, недобросовестные управляющие компании и некомпетентное правление ТСЖ.
Собственники требуют заключения индивидуальных договоров с потребителями по каждому виду покупаемых ими жилищно-коммунальных услуг. Судятся с органами государственной власти, отстаивая свое право на общедолевую собственность, хотя очевидно, что после 1995 года, то есть после вступления в силу нового Гражданского кодекса, органы государственной власти не имели права ни приватизировать, ни продавать ее, а могли лишь временно ею управлять. В итоге многие ТСЖ остались без дополнительных источников доходов, которые могли бы быть получена от сдачи в аренду своей общей собственности.



Но даже там, где нет «серой» аренды, сформировать земельный участок многоквартирного дома и зарегистрировать свои права на общедолевую собственность весьма проблематично. Власти навязывают формирование земельных участков по обрезу фундаментов, тормозят разработку проектов межевания городской земли, отказывают в постановке на кадастровый учет долевой собственности жителей многоквартирного дома. Пытаясь сохранить свою монополию на недвижимость, органы власти не спешат с определением порядка реализации своего вклада в содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, когда имеют в этом доме свои жилые и нежилые помещения. Не выполняются нормативные требования о технической инвентаризации  жилищного фонда.



По действующему сегодня законодательству ТСЖ и частные управляющие компании вправе самостоятельно принимать решения по уровню тарифов на свои услуги, это распространяется и на организации, осуществляющие вывоз твердых бытовых отходов.
Результат: некоторые организации необоснованно  повышают стоимость услуг, а проверять их никто не имеет права. Так, ООО «СпецАбонСервис» с начала года уже дважды увеличил стоимость услуг, в целом в 2 раза.
Считаю, что Государственному комитету по тарифам следует инициировать через федеральные органы власти вопрос внесения изменений в федеральное законодательство в части осуществления государственного контроля за экономической обоснованностью тарифов на услуги по обслуживанию жилого фонда и вывозу твердых бытовых отходов.



Неудачи реформирования ЖКХ на протяжении последних лет определяются еще и тем, что на этом рынке не сформирован покупатель услуг. Вот почему ЖКХ не удается превратить в рыночный сектор экономики и в нем продолжают доминировать административные методы управления, преследуется выгода энергетических монополистов, а интересы и права главного участника «рынка» - покупателя остаются не учтенными. Причем они не учитываются ни с каких позиций: в первую очередь, с позиции качества предоставляемых услуг; прозрачности и ясности расчета нормативов потребления; наличия и обеспеченности приборами, фиксирующими объемы потребления услуг; права выбора поставщика услуг в случае некачественно предоставляемых услуг и, наконец, платежеспособности покупателя и его возможности регулировать количество потребляемых услуг в зависимости от роста тарифов на них.



Что касается качества предоставляемых услуг, то этот вопрос очевиден для всех. За отопление плата взимается по стоимости 1 Гкал и установлен норматив: на отопление 1м2 расходуется 0,012 Гкал в месяц. Однако потребитель, оплачивая эти Гкал по нормативу отопления,  имеет зачастую, еле теплые батареи и температуру воздуха в помещении ниже 18°С. Потери тепла во внешних тепловых сетях, по некоторым оценкам, доходят до 50-65%. Поставщики же учитывают отпущенное количество тепла, его и требуют оплатить. Установка прибора учета тепла у потребителя, как правило, приводит к снижению платежей в 30% и выше. Граждане начинают звонить в котельные, управляющие компании, ТСЖ и администрации. Добиться нормального отопления сложно, а перерасчета оплаты невозможно в виду сложной процедуры обращений в несколько ведомств, чтобы доказать неправомерность действий коммунальных служб.



Другой пример – водоснабжение. Установлен норматив в среднем 250 литров в сутки с человека.  Какими санитарно-гигиеническими нормами обусловлен этот норматив? Если не объяснить это утечками из старых водопроводных сетей, за которые потребитель не обязан платить. Даже если потребитель захотел бы использовать это количество воды, он не всегда имеет такую возможность. Напор воды, подаваемой в многоквартирные дома низкий. Люди жалуются, что колонки не загораются, и они не имеют возможности пользоваться горячей водой. Стало практикой отключение водоснабжения домов, районов, особенно после 23 часов. Причина: экономия электроэнергии. Опять сталкиваемся с проблемой, когда поставщик услуги может экономить, получая оплату в полном объеме, а покупатель услуги, оплачивая ее в полном объеме, лишен возможности ее получить, как и выбрать другого продавца услуги. Установка в многоэтажных домах в каждой квартире водомерных приборов, явно показывает, что норматив потребления воды завышен.



При оплате услуги за газоснабжение покупатель сталкивается с необоснованной оплатой за техническое обслуживание, которое, как правило, не проводится или, если работник газовой службы и появляется, то чисто формально. Оспорить оплату за непредоставляемые услуги практически невозможно, да и не каждый плательщик это будет делать. Фактически мы опять сталкиваемся с недобросовестностью продавца и отсутствием возможности эффективно на него воздействовать у покупателя услуги.



Пожалуй, самый большой беспредел на рынке коммунальных услуг творится с предоставлением услуги по техническому обслуживанию жилых зданий. Более 70% работ, услуг, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства КБР, не выполняется.
Граждане, проживающие в домах, оборудованных лифтами, жалуются на их техническое состояние и содержание. 90 из 445 имеющихся лифтов устаревшие и не отвечают требованиям правил, устройства и безопасности эксплуатации, либо с истекшим сроком эксплуатации.
Лифты стоят, а граждане оплачивают счета с учетом этого сервисного вида обслуживания. Жители республики недовольны качеством услуг ЖКХ, в большинстве своем отмечая отсутствие самих услуг. Население согласно оплачивать лишь реально потребляемые услуги ЖКХ, а не те, которые должны предоставляться и по разным причинам фактически  не оказываются организациями ЖКХ.



Осуществляя контроль за состоянием жилого фонда и обеспечением населения коммунальными услугами Управление государственной жилищной инспекции КБР за 2008-2010 гг. обследовало около 20 тыс. м2 жилых домов и провело 5970 проверок. Всего выявлено более 4440 нарушений, в том числе 1535 – правил технической эксплуатации и ремонта жилфонда, 1400 – норм уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.



  Бесспорно, наивысшим достижением в деле государственной поддержки реформы ЖКХ за последнее время является выделение финансовых средств из федерального бюджета. Однако насколько доступна и достаточна эта мера для решения проблем реформирования ЖКХ?  По мнению большинства экспертов, на модернизацию и реформирование ЖКХ России требуется до 10-13 трлн.руб., в то время как в Комплексной программе модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ на 2010-2020 годы» из всех источников предусмотрено чуть более 4 трлн.руб. Причем подразумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане, т.е. осуществлять реформу снова предлагается за счет населения. Такой подход представляется принципиально неверным.



Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, иные услуги для значительной части населения республики гораздо выше их доходов.
За 10 лет в 2010 году, по сравнению с 2000 годом,  тариф на электроэнергию вырос почти в 5 раз, плата за воду и канализацию в 9 раз, на газ сетевой в 8,5 раз, за отопление в 8,6 раз, горячее водоснабжение в 8,8 раз. Прожиточный же минимум на душу населения вырос с 739,7 руб. в 2000г. до 4325 руб. во II квартале 2010г. или в 5,8 раз, в то же время право на субсидии по оплате ЖКХ имеет население, проживающее за чертой прожиточного минимума.



Количество же бедных в республике по сравнению с докризисным 2008 годом не уменьшилось.
В 2009 году, в связи с кризисом и снижением реальных доходов населения, количество бедных  составило 145 тыс человек (16,2%). Переход на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг малоимущих граждан и населения с уровнем среднедушевых денежных доходов немногим выше прожиточного минимума приведет к  более существенному падению уровня жизни этих категорий граждан. По данным статистики в истекшем году имели доход   до 6,5 тыс рублей  40% населения республики, а это почти 350 тысяч человек.



Мы не раз заявляли о том, что только за счет увеличения тарифов нельзя обеспечить модернизацию инфраструктуры, внедрение энергосберегающих технологий, преодолеть глубокий системный кризис в отрасли, имеющий многомиллионную дебиторскую и кредиторскую задолженность. Реформа ЖКХ буксует, а частные инвестиции, как предполагалось, в нее не идут.
Словом проблемы ЖКХ не решаются, но при этом тарифы неуклонно растут.
Общественная палата Кабардино-Балкарской Республики призывает властные структуры к принятию действенных мер по корректировке, проводимой реформы ЖКХ, установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги в согласовании с ростом доходов населения.



 Нужно сказать, что информация о мерах поддержки малоимущих граждан недостаточно доводится до их сведения органами социального обеспечения и слабо освещается в СМИ. Граждане либо не знают о таких возможностях, либо не могут ими воспользоваться. Данная социальная поддержка усложнена сбором многочисленных документов, учетом жилой площади только по социальным нормам, расчетами совокупного семейного дохода по особым формулам и др. Получение таких субсидий зачастую оказывается недоступным для нуждающихся граждан. В 2009 году получили субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лишь 10 тысяч семей или 27 тысяч человек, а за чертой прожиточного минимума как я уже сказал – 145 тысяч человек. В условиях мирового финансового кризиса это серьезнейшее упущение власти, которое также требует принятия незамедлительных мер.



  Дефицит финансовых средств – главная проблема ЖКХ. В настоящее время, как было отмечено,  мы имеем многомиллионную кредиторскую и дебиторскую задолженность организаций. Сформировались они в основном из-за неисполнения государством своих обязательств как в настоящее время, так и в предыдущие годы. В этом же причина массового банкротства предприятий ЖКХ. 
 Дальнейшее ослабление государственной поддержки отрасли, тем более в условиях мирового финансового кризиса, может привести к ограничению и ухудшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, невыполнению планов национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», потере устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения.
Представляется необходимым в кратчайшие сроки произвести взаимозачеты и реструктуризацию задолженностей. В этом видится главное предназначение Федерального закона «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ».



Согласно расчетам специалистов для замены тепло- водо и канализационных сетей, а также строительства и модернизации котельных, насосных станций, гидротехнологических сооружений РФ требуется 2 трлн. рублей.
 По мнению ряда экспертов, в т.ч. депутата Государственной Думы Г.П.Хованской, фактические обязательства государства по капитальному ремонту жилфонда и переселению граждан из аварийного жилья составляют около 3 трлн.руб.
 Таким образом, для первого и наиболее важного этапа модернизации основных фондов ЖКХ России, который во многом определит стратегию, потребуется около 5 трлн.руб. государственных инвестиций (1,5 – 2 трлн. в год).



 Для начала реальной модернизации и реформирования жилищно-коммунальной сферы, обеспечения надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения необходимо изыскать эти средства и осуществить одновременное и достаточное их вложение в отрасль. Таким образом, обновленные в течение двух-трех лет объекты ЖКХ затем можно будет передать (некоторые продать по рыночным ценам) эффективному собственнику.
Данная идея была заложена еще в Законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Однако частично к ее реализации приблизились только в 2008г. после принятия федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Столь запоздалая реализация этой идеи стала одной из причин «пробуксовки» и бесконечного реформирования ЖКХ.



 Очень важно обеспечение оперативного предоставления субсидий региональным бюджетам на закупку автомобилей, коммунальной техники и техники для перевозки грузов на ближайший период; утверждение нормативных правовых актов по совершенствованию тарифной политики в ЖКХ на период мирового финансового кризиса; осуществление комплекса мер по энерго-, ресурсосбережению (включая новые изоляционные материалы,  внедрение индивидуальных приборов учета и др.).
 Для реальной защиты малообеспеченных слоев населения от повышения тарифов на ЖКУ путем введения системы адресных субсидий нужно снизить уровень стандарта максимально допустимой доли граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 18 до 10-15% ориентируясь на структуру потребительской корзины малообеспеченных семей, а также упростить процедуру  получения субсидий. Уже слишком она заформализована.



 Необходимо восстановить в ЖКХ отраслевую систему подготовки и переквалификации кадров, предусмотрев соответствующее бюджетное финансирование; обеспечить социально ответственный подход бизнеса к подготовке кадров, инвестированию в достижение этих целей, созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению квот для молодежи и инвалидов.



 В целях смягчения социальных последствий при изменении форм собственности предприятиями ЖКХ и их последующей реструктуризации следует предусмотреть формирование конкретных программ по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников, их переквалификации и обучению новым смежным профессиям. В таких программах целесообразно предусмотреть для работников, высвобождаемых в связи с несостоятельностью предприятий (банкротством), а также их ликвидацией (реорганизацией), преимущественное право трудоустройства. Например, резервирование для них не менее 70% рабочих мест на вновь образуемых организациях и предприятиях. Решение об акционировании и банкротстве предприятий ЖКХ региональной и муниципальной собственности должно приниматься с учетом мнения всех заинтересованных сторон, включая профсоюз, представляющий работников.



 В целях совершенствования законодательного и нормативного обеспечения нужно принять основополагающие для отрасли федеральные законы «О жилищной политике Российской Федерации», «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ», «Об услугах и тарифах в жилищно-коммунальной сфере»; внести ряд изменений и дополнений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для упрощения процедур по получению средств на капитальный ремонт домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, создания условий для развития малоэтажного жилищного строительства. Требуется  внесение соответствующих изменений  в Бюджетный кодекс РФ для дополнительного и достаточного финансового обеспечения мероприятий по модернизации муниципальной коммунальной инфраструктуры и предоставления субсидий малоимущим гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.



 Любая реформа проводится не ради реформы, а для укрепления, развития и устойчивого функционирования экономики, и в конечном итоге для улучшения условий жизни населения, в том числе в части обеспечения качественными, надежными и доступными жилищно-коммунальными услугами. Общественная палата Кабардино-Балкарской Республики выражает надежду, что результатом сегодняшнего обсуждения хода  реформирования жилищно-коммунального хозяйства станет проведение вдумчивой и целенаправленной политики в сфере ЖКХ, направленной на решение таких приоритетных задач, как:
 - обеспечение граждан доступным комфортным жильем;
          -  модернизация жилищного фонда;
 - укрепление и модернизация основных фондов коммунальной инфраструктуры;
 - внедрение современных технологий;
 - взвешенная тарифная политика;
 - ресурсоэнергосбережение;
 - эффективный менеджмент;
 - эффективная защита малообеспеченных граждан при представлении жилищно-коммунальных услуг.
 Спасибо за внимание.





© sk-news.ru


Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

«Фронтовики» надеются, что она поможет жителям края в защите их прав как газовых абонентов.

Сегодня тема ресурсосберегающего земледелия - одна из ведущих и обсуждаемых в аграрной науке и сельскохозяйственной практике, ибо касается сохранения самой жизни на Земле, цитирует SK-NEWS.RU ученого-микробиолога,  генерального директора группы компаний «Биоцентр» Александра Харченко.

Актуальную для Ставрополья тему биологизации сельского хозяйства и внедрение технологии No-Till обсудили недавно земледельцы края на информационно-обучающем семинаре на предприятии «Хлебороб» в селе Шангала Петровского района, сообщили  SK-NEWS.RU в пресс-службе регионального минсельхоза.

Сеять помидоры на рассаду в феврале и танцевать с бубнами, изобретая подсветки и этажерки для рассады, нет никакого смысла даже на юге, если нет настоящей теплицы, утверждает автор sk-news.ru.

Что такое эффективные микроорганизмы и где применяются ЭМ-технологии наглядно и коротко рассказывает мультфильм от группы ВКонтакте «Переводчики развивающих фильмов», сообщает sk-news.ru.

О влиянии пищи на здоровье, почвенных микроорганизмов на качество выращенных продуктов и опыте использования природоподобных технологий в растениеводстве рассказал ставропольский ученый Александр Харченко на семинаре “Новая стратегия земледелия” в Санкт-Петербурге, сообщает sk-news.ru.

Ветер выдувает влагу и высушивает землю не меньше, чем жаркое южное солнце, констатирует sk-news.ru, ссылаясь на опыт садоводов и огородников Ставрополя и не только.

Социально ориентированные некоммерческие организации
Площадка по экономическому просвещению молодежи СКФО
Pro Ораторство для добровольцев СКФО
ProОраторство на Международном молодежном форуме "Таргим 2018"
Итоговое заседание проекта «Международный молодёжный форум»
Вебинар по основам финансовой грамотности педагогов и родителей несовершеннолетних.
Встреча с инпектором ОДН
ПРЕДМАШУКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
"Архыз 24" о проведении 3-х дневных мероприятий АНО "ИСКРА" в рамках федеральной программы "Ты предприниматель"
Финальный день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Второй день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР
Первый день реализации федеральной программы "Ты предприниматель" для школьников КЧР

Видео лента

Мы в социальных сетях


Подписка

Северо-Кавказские новости

Календарь новостей

Июль
2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25
26
27
28
29
30
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5