Ќовости: јналитика



Ќова€ шахматна€ парти€ на доске Ѕольшого  авказа

ќ ситуации на  авказе, котора€ сегодн€ определ€етс€ как столкновением и переплетением интересов мировых игроков, так и общим усложнением обстановки в регионе, о различных внутриполитических ситуаци€х в странах Ѕольшого  авказа и их внешнеполитические ориентирах и воздействующие на них факторы, об узловых проблемах, став€щие под сомнение стабильность в регионе - јлександр —каков, эксперт –оссийского института стратегических исследований, старший научный сотрудник »нститута востоковедени€ –оссийской јкадемии наук, кандидат исторических наук.

ќбраща€сь к какой-либо проблеме мы, как правило, стараемс€ рассматривать еЄ на широком фоне, учитыва€ максимальное количество потенциально возможных действующих лиц или факторов, вли€ющих на динамику еЄ развити€. јналогичный подход свойственен и нашему политологическому анализу, привыкшему иметь дело с значительными по размеру регионами – Ѕлижний ¬осток, Ѕалканы,  авказ или ёжный  авказ и —еверный  авказ. “акой взгл€д, безусловно, имеет свои позитивные стороны, позвол€€ не замыкатьс€ в узких рамках этноса или республики, тем более, что процессы, идущие в этих крупных регионах, как правило, взаимосв€заны. — другой стороны, в глобализирующемс€ мире взаимосв€заны, по сути, все значимые процессы, поэтому в любом случае при политологическом анализе необходим учет максимально большего числа внешних факторов. —трем€сь рассматривать регион как нечто целостное, обладающее едиными дл€ его элементов особенност€ми, синхронно измен€ющеес€ путем параллельно идущих процессов, мы впадаем порой в излишние обобщени€, упрощающие ситуацию и свод€щие еЄ к пр€молинейным схемам. Ќа сегодн€шний день не только бассейн „ерного мор€ не €вл€етс€ единым и целостным регионом, но и с каждым годом все меньше оснований считать таким целостным регионом  авказ вообще или ёжный и —еверный  авказ. »дущие в регионе процессы во многом станов€тс€ все более разнонаправленными и, пусть и относительно, независимыми друг от друга.

—итуаци€ на  авказе определ€етс€ как столкновением и переплетением интересов мировых игроков (—Ўј, ≈—, –осси€, “урци€, в последние годы, все больше,  итай, в ограниченной степени »ран), так и общим усложнением обстановки в регионе, где представлены 6 акторов (јрмени€, јзербайджан, √рузи€, јбхази€, ёжна€ ќсети€, Ќагорный  арабах), интересы которых во многом кардинально расход€тс€. –азличны и внутриполитическа€ ситуаци€ в этих странах, и их внешнеполитические ориентиры, и воздействующие на них факторы. ѕри этом необходимо учитывать, что в географическом и политическом аспектах јбхази€ и ёжна€ ќсети€ относ€тс€ к ёжному  авказу, но в социальном и экономическом аспектах их было бы правильнее относить к —еверному  авказу. ѕри этом пон€тие «—еверного  авказа» также €вл€етс€ достаточно условным, об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что северокавказска€ –еспублика јдыге€ не вошла в состав —еверокавказского федерального округа.

Ќа сегодн€шний день можно обозначить две узловые проблемы, став€щие под сомнение стабильность в регионе. ѕерва€ - это угроза возобновлени€ военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта.

Ѕез сомнени€, именно –осси€ занимает сейчас лидирующую роль в процессе урегулировани€ нагорно-карабахского конфликта. ѕри этом посредническа€ мисси€ –оссии в целом идет в рамках усилий и принципов ћинской группы, каких-то признаков наличи€ у ћосквы собственных, своекорыстных, идущих в ущерб другим сторонам процесса целей в насто€щее врем€ не прослеживаетс€. Ћидирующа€ роль –оссии в мирном процессе обусловлена р€дом факторов – еЄ исторической вовлеченностью в происход€щие в регионе событи€, еЄ позитивными отношени€ми со сторонами конфликта, еЄ стремлением избежать непредсказуемого развити€ событий вблизи своих границ. Ёти факторы открывают перед –оссией очевидные возможности, но еЄ активна€ роль в процессе урегулировани€ таит в себе и очевидные угрозы. “ак, вовлеченность —Ўј в израильско-палестинское урегулирование, активизаци€ действий ¬ашингтона в этом направлении в период президентства ќбамы, пока не принесли ни каких-либо успехов в переговорном процессе, ни очевидных дивидендов —Ўј. —корее, наоборот, провал американских попыток подтолкнуть безнадежно пробуксовывающее ближневосточное урегулирование негативно сказалс€ на реноме —Ўј как потенциального медиатора, посредника между конфликтующими сторонами, да и вообще на имидже —Ўј как ведущей мировой державы. Ќе приведет ли к аналогичным последстви€м активизаци€ роли –оссии в нагорно-карабахском урегулировании? ѕока что –осси€ в качестве посредника вызывает у сторон конфликта наибольшее доверие. Ќо сохранитс€ ли это доверие в случае возможного фиаско переговорного процесса? » кака€ страна или организаци€ в этом случае станет наилучшим посредником дл€ сторон конфликта? ¬озникает вопрос: есть ли вообще така€ страна или организаци€?

¬ јстрахани 27 окт€бр€ 2010 г. осто€лась очередна€ встреча президентов јрмении и јзербайджана при учаcтии ѕрезидента –‘ ƒ.ј. ћедведева, на которой было подписано соглашение по р€ду гуманитарных вопросов (обмен военнопленными и возвращение тел погибших).  роме того. стороны подтвердили положени€ совместной деклрации, подписанной в ћоскве 2 но€бр€ 2008 г. —толь же малорезультативной оказалась встреча трех президентов в —очи 5 марта 2011 г. ¬ очередной раз стороны об€зались «стремитьс€ решать все спорные вопросы мирными средствами». —ледующа€ встреча трех президентов состо€лась 24 июн€ 2011 г. в  азани, и вновь, несмотр€ на имевшиес€ завышенные ожидание и давление международного сообщества, оказалась безрезультатной.   сожалению, испытывать какие-либо дальнейшие надежды или удовлетворение в этой св€зи было бы затруднительно. Ѕезусловно, сам факт очередной встречи арм€нского и азербайджанского президентов нельз€ было не приветствовать, сторонам конфликта лучше встречатьс€ за столом переговоров, чем игнорировать друг друга. “ем не менее, подписанный 27 окт€бр€ документ носил абсолютно рабочий характер. ќбращал на себ€ внимание и тот факт, что сразу после астраханской встречи, 7 и 11 но€бр€, последовали новые воинственные за€влени€ президента јзербайджана. “аким образом, ничего в арм€но-азербайджанских отношени€х эти встречи не изменили и изменить не могли.

ѕоэтому вполне предсказуем оказалс€ провал миротворческих усилий саммита ќЅ—≈ в јстане 1-2 декабр€ 2010 г. ѕосле р€да демаршей, в том числе, со стороны представителей јрмении и јзербайджана, была подписана абсолютно лишенна€ конкретики итогова€ деклараци€, содержаща€ лишь, уже в который раз, об€зательство сторон воздерживатьс€ от угроз или применени€ силы в любой форме. ќжидани€, что стороны конфликта к астанинскому саммитту выработают какое-то подобие «дорожной карты» или хот€ бы продемонстируют серьезные шаги в этом направлении и реальную заинтересованность, не оправдались.

ƒл€ выработки чего-либо подобного «дорожной карте» необходимы как минимум два услови€. ѕервое – изменение климата арм€но-азербайджанских отношений, отказ от угроз применени€ силы. ¬торое – определение взаимоприемлемых принципов урегулировани€. ѕока что так называемые ѕражские и ћадридские принципы ћинской группы, по сути, неприемлемы дл€ обеих сторон конфликта, особенно, дл€ арм€нской стороны. »менно поэтому они успешно торпедируютс€ обеими сторонами. ¬р€д ли в обозримой перспективе могут быть выработаны новые принципы, которые, на этот раз, удовлетвор€т всех. Ќепон€тно, на какой основе их вырабатывать, такой взаимоприемлемой основы на сегодн€шний день нет. “огда остаетс€ один путь – давление на стороны конфликта, их принуждение к согласию с принципами, одобренными мировым сообществом. Ќо, пока что, стороны конфликта имеют все возможности дл€ того, чтобы торпедировать эти принципы и саботировать их реализацию, пусть и согласившись с ними на словах. –ычаги давлени€ на стороны конфликта оп€ть же не выработаны.  акими могут быть эти рычаги? Ќазовем дл€ примера хот€ бы один – демилитаризаци€ всего южнокавказского региона и максимальное ограничение поставок вооружени€ в этот регион. Ќо добитьс€ создани€ таких рычагов оп€ть же крайне проблематично.

¬ рамках астанинского саммита ≈— ещЄ раз подтвердил актуальность ћадридских принципов мирного урегулировани€, но, что показательно, конкретные предложени€ выдвинул только по скорейшему возобновлению переговоров об урегулировании в ѕриднестровье. “ем самым в очередной раз было продемонстрировано, что нагорно-карабахский конфликт, в отличие от приднестровского, не относитс€ к приоритетам ≈—. ¬ свою очередь, —Ўј на саммите вновь продемонстрировали свой интерес не к нагорно-карабахскому конфликту, а к подержке позиции √рузии в конфликте с россией вокруг јбхазии и ёжной ќсетии. — чем же св€зана така€ демонстративна€ отстраненность «апада от поиска путей решени€, казалось бы, наиболее взрывоопасного на сегодн€шний день конфликта на постсовестком пространстве?

 азалось бы, ответ очевиден. — одной стороны, администраци€ ќбамы, в услови€х продолжающегос€ экономического кризиса, стремитс€ ограничить вовлеченность —Ўј в те мировые политические процессы, которые не затрагивают напр€мую интересы ¬ашингтона. ѕока что арм€но-азербайджанский конфликт их, очевидно, не затрагивает. — другой стороны, —Ўј слишком глубоко вт€нулись в целый р€д других конфликтов или регионов, не име€ возможности ни выйти из них, сохранив свое лицо и обеспечив свои интересы, ни решить их по своему сценарию. “ем более, если такой сценарий по объективным причинам зачастую отсутствует. »меютс€ в виду, в первую очередь, ближневосточное урегулирование, ситуацию в »раке и јфганистане, северокорейскую и иранскую €дерные программы. ¬ такой ситуации ¬ашингтон €вно максимально абстрагировалс€ как от нагорно-карабахского конфликта, как и от арм€но-турецкого переговорного процесса. ќчевидно, тем не менее, что полностью пустить на самотек эти проблемы —Ўј, остава€сь ведущей мировой державой, не могут. — ≈вросоюзом ситуаци€ несколько ина€. Ѕезусловно, возможное возобновление военной фазы арм€но-азербайджанского конфликта несет в себе крайне серьезные угрозы дл€ ≈—, как политические, так и экономические. ¬ перспективе это чревато потерей ≈— вообще какого-либо вли€ни€ на ситуацию как на ёжном  авказе, так и в ÷ентральной јзии. ≈вросоюзу дл€ активизации в своей роли в арм€но-азербайджанском мирном процессе необходимо дл€ начала выработать общую и стратегически выверенную внешнюю политику. ѕока такой внешней политики нет, и когда она по€витс€ – неизвестно. ¬се сроки уже вышли, чиновники назначены, аппарат создан – а внешней политики нет. ¬ ситуации сохранени€ противоречий в интересах р€да ведущих европейских стран наде€тьс€ на активизацию ≈— в нагорно-карабахском урегулировании не приходитс€. ƒа и очевидно, что более первоочередным дл€ ≈вропы €вл€етс€ урегулирование приднестровского конфликта, куда в ближайшее врем€ и будут брошены основные силы и ресурсы.

— другой стороны, после войны 08.08 создаетс€ впечатление, что мировые центры силы в какой-то степени утратили интерес к ёжному  авказу в целом.  ак вы€снилось, война и наличие нерешеных конфликтов не мешают бизнесу, трубопроводы продолжают работать. ƒаже при нынешнем характере российско-грузинских отношений российский бизнес сохран€ет прочные позиции в √рузии. — другой стороны, сложивша€с€ в последние годы ситуаци€ может быть охарактеризована как своего рода «пауза», которую мировые центры силы вз€ли перед началом новой «Ѕитвы за  авказ». Ќеобходимо также учитывать иранский фактор, так как »ран, по р€ду причин, в гораздо большей степени интересует основные мировые центры силы (к примеру, —Ўј. ≈—,  итай), чем  авказ. “о есть в этом случае  авказ может рассматриватьс€ как своего рода «ключ к »рану».

«а 2010 г. угроза новой войны в регионе Ќагорного  арабаха стала более реальной, чем год или два назад. ”грозы военного решени€ конфликта участились, выросла снайперска€ активность на линии соприкосновени€, увеличилось количество инцидентов с применением оружи€. ”повани€ некоторых представителей арм€нской стороны на опыт предшествующей войны и на реноме арм€нской армии вызывают все меньшее доверие за пределами јрмении. », самое главное, уроки той войны все меньше принимаютс€ во внимание в јзербайджане. — другой стороны, военный перевес јзербайджана пока не носит решающего характера, хот€ и €вл€етс€ существенным.

ƒл€ јзербайджана сейчас существует два основных вопроса, преп€тствующих попытке силового решени€ конфликта. ¬о-первых, сможет ли азербайджанска€ арми€ за 5-7 дней решить основные военные задачи, то есть обеспечить возвращение под свой контроль узловых дл€ Ќагорного  арабаха позиций или объектов. Ѕолее длительные боевые действи€ могут быть допустимы дл€ международного сообщества только в том случае, если силовой потенциал сторон окажетс€ практически равноценным, то есть конфликт не будет иметь абсолютного победител€, а вооруженное противосто€ние не будет преп€тствовать в течении длительного времени транспортировке энергоресурсов  аспи€. ѕока что возможность блицкрига в Ѕаку €вно вызывает сомнени€, хот€ бы потому, что, как отмечалось выше, перевес азербайджанской армии не €вл€етс€ решающим.

» второй вопрос – примут ли возможные военные действи€ характер конфликта между јзербайджаном и Ќагорным  арабахом, или же преврат€тс€ в арм€но-азербайджанскую войну по всему потенциальному фронту. ¬ Ѕаку надеютс€, что ≈реван не вмешаетс€ в конфликт на территории собственно Ќагорного  арабаха и прилегающих к нему районов. —обственно, на насто€щий момент, у ≈ревана, не признавшего независимость Ќ – и не намеренного, суд€ по всему, это делать, нет юридических оснований дл€ такого вмешательства в том случае, если военные действи€ будут идти на территории, €вл€ющейс€ международно признанной территорией јзербайджана. Ќо здесь Ѕаку сам загнал себ€ в ловушку, вычеркнув из списка сторон конфликта сам Ќагорный  арабах и свед€ мирный процесс вокруг Ќ – к арм€но-азербайджанскому диалогу. —ейчас дл€ јзербайджана, напротив, было бы выгоднее вывести Ќ – за рамки арм€но-азербайджанского диалога. ¬ таком случае решение конфликта стало бы, по сути, внутренним делом јзербайджана. ќп€ть же, если военные действи€ будут идти только на территории Ќ – и јзербайджана, у –оссии не будет юридических оснований дл€ решительного вмешательства в конфликт. ƒругое дело, если в состо€нии войны окажетс€ јрмени€, которую с –оссией св€зывают отношени€ в рамках ќƒ Ѕ. ƒругими словами, начало войны станет возможным в том случае, если јзербайджан будет уверен, что ни јрмени€, ни –осси€ в неЄ не вмешаютс€.

—уд€ по участившимс€ и неоднократным за€влени€м арм€нской стороны, в том числе, на саммите в јстане, в случае начала воруженного конфликта вокруг Ќагорного  арабаха ≈реван признает независимость Ќ – и вмешаетс€ в военные действи€ на стороне —тепанакерта. Ќа конференции «ќрганизаци€ ƒоговора о коллективной безопасности и ёжный  авказ: перспективы мира и безопасности в регионе» 19 ма€ 2011 г. министр обороны јрмении —. ќган€н за€вил, что ≈реван в случае возобновлени€ јзербайджаном военных действий против Ќагорного  арабаха будет вынужден «вовлечьс€ в процесс военного принуждени€ агрессора к отказу от своих намерений». ¬ажно, что в этом случае, как отметил министр, јрмени€ расчитывает на поддержку союзников по ќƒ Ѕ. ѕо сути, это означает, что в ≈реване надеютс€ на пр€мое в€тгивание –оссии в конфликт между јрменией и јзербайджаном. ќчевидно, что невмешательство –оссии в такой конфликт, как и отсутствие у неЄ четкой и однозначной позиции, неизбежно приведет к окончательной переориентации јрмении на другие центры силы, к полной утрате ћосквой каких-либо рычагов воздействи€ на ≈реван. — другой стороны, ћосква, разумеетс€, не может позволить себе пойти на кардинальное ухудшение отношений с јзербайджаном. ¬еро€тно, лучшим вариантом дл€ российских интересов было бы сохранение статус-кво в вопросе нагорно-карабахского и арм€но-азербайджанского конфликта.   сожалению, длительное сохранение такого положени€ статус-кво представл€етс€ все менее и менее веро€тным.

ѕостановка в парламенте јрмении вопроса о возможном признании Ќ – со стороны ≈ревана именно в 2010 г. кажетс€ неслучайной. Ёто св€зано с общим обострением ситуации вокруг арм€но-азербайджанского конфликта и с возрастанием угрозы перехода конфликта в военную фазу.  ак уже отмечалось, јрмени€, не признава€ независимости Ќ –, не имеет никаких правовых оснований дл€ вмешательства в потенциально возможный военный конфликт в том случае, если он будет идти только на территории Ќ – и окружающих еЄ азербайджанских районов. ¬ этом плане признание ≈реваном независимости Ќ – имело бы сдерживающий характер, гарантиру€, по крайней мере, на какое-то врем€, невозобновление военных действий. — другой стороны, очевидно, что такое признание нанесет серьезнейший удар по мирному процессу. “ут надо задатьс€ вопросом – а существует ли на самом деле этот мирный процесс, или есть только его видимость? явл€етс€ ли он продуктивным, способен ли он привести в взаимоприемлемому решению конфликта.   сожалению, ответ будет отрицательным. ¬ этом случае можно сделать вывод: признание јрменией независимости Ќ – не нанесет ущерб тому, чего на самом деле нет, а дл€ Ќ – и јрмении такое признание создаст определенную систему гарантий. Ќо, безусловно, такое признание создало бы јрмении множество проблем на международной арене и достаточно дорого бы ей стоило. ѕоэтому, очевидно, такое признание сейчас не состоитс€. ’от€ на сегодн€шний день јрмени€, не признава€ независимость Ќ –, не может в насто€щее врем€ ждать от своих союзников никаких шагов ни по какой-либо поддержке Ќагорного  арабаха, ни по поддержке своей позиции в арм€но-азербайджанском переговорном процессе. ѕо сути, получаетс€, что јрмени€, в насто€щее врем€, не признава€ независимость Ќ –, признает Ќагорный  арабах частью јзербайджана.

¬ то же врем€, в јзербайджане, возможно, есть иллюзи€ того, что и –осси€ в любом случае не вмешаетс€ в конфликт, так как еЄ уравновешивает турецкий фактор. якобы, в случае вмешательства –оссии, в конфликт могла бы вв€затьс€ “урци€. Ёто иллюзи€, у “урции ещЄ меньше, чем у –оссии, юридических оснований дл€ вмешательства в потенциально возможный арм€но-азербайджанский военный конфликт. “ем более, что “урци€ не будет ради јзербайджана ставить под угрозу свои взаимовыгодные отношени€ с –оссией и свой международный имидж. ј в азербайджано-турецких отношени€х, как известно, в последние годы отнюдь не все так безоблачно.

јрм€но-турецкий переговорный процесс в насто€щее врем€ приторможен, что св€зано как с экономическими (зависимость јнкары от азербайджанских энергоносителей), так и с внутриполитическими (наступление в “урции выборного сезона, продл€щегос€ минимум два года) фактора. “ем не менее, очевидно, со временем этот процесс будет снова запущен. ¬ этом заинтересованы и —Ўј, и –осси€. –астет понимание того, что непродуктивно сваливать все проблемы в одну корзину, нагорно-карабахский вопрос ув€зывать с арм€но-турецкими отношени€ми или, к примеру, с признанием геноцида арм€н в ќсманской империи. ¬опросы надо разделить и решать один за другим. “акое разделение соответствует интересам –оссии, “урции, јрмении, ≈— и —Ўј, но, очевидно, не соответствует интересам непризнанной Ќ – и јзербайджана. –азделение вопросов, то есть сн€тие с повестки дн€ вопросов о блокаде јрмении со стороны “урции и о признании геноцида арм€н подтолкнет стороны конфликта к компромиссам. — одной стороны, поддержка позиции Ѕаку со стороны јнкары станет более сдержанной, а количество рычагов вли€ни€ на ситуацию у јзербайджана уменьшитс€. — другой стороны, јнкара сможет воздействовать на ≈реван за столом переговоров, добива€сь размена при решении каких-то вопросов.  онечно, при этом не стоит наде€тьс€, что јрмени€ пойдет на сдачу Ќ –, но ≈реван сочтет целесообразным вести более гибкую политику, идти на уступки, компромиссы, получа€ что-то взамен.  роме того, с неизбежностью произойдет дерадикализаци€ арм€нского общества, у которого исчезнет (со временем, конечно, но довольно быстро) образ врага в лице “урции.  ак ни странно, в случае урегулировани€ арм€но-турецких отношений больше всего проиграет √рузи€. ќна встанет перед перспективой потери своей главной функции – функции страны-транзитера. –оссийский транзит в јрмению будет идти не через ¬ерхний Ћарс, который станет просто не нужен, а через “рабзон. » не надо забывать, что основные транспортные коммуникации, идущие через √рузию, сейчас наход€тс€ в шаговой доступности от российской военной базы в ёжной ќсетии и южно-осетинских вооруженных сил.

—тороны нагорно-карабахского конфликта в последние годы однозначно отказались от поиска компромиссов и, соответственно, сделали ставку на силовое решение конфликта. ћеждународные посредники, по крайне мере, кроме –оссии, как мы видели, зан€ли пассивную позицию, что может быть св€зано, в том числе, с тем, что все в той или иной степени заинтересованы в начале войны, счита€, что в этом случае они смогут решить свои проблемы. Ќесмотр€ на нарастающую угрозу военного столкновени€ между јрменией и јзербайджаном в Ќагорном  арабахе Ќј“ќ и ≈вросоюз не делают абсолютно ничего дл€ предотвращени€ этого сценари€. Ќе потому ли, что начало такой «маленькой войны» в регионе там считают выгодным дл€ себ€? ¬озникает впечатление, что —Ўј и ≈— намерены, использу€ возможный военный конфликт, потеснить –оссию, оттеснив еЄ от нагорно-карабахского урегулировани€, вывед€ из орбиты еЄ вли€ни€ јрмению, ослабив еЄ взаимодействие с јзербайджаном, продиктовав сторонам конфликта свои услови€ в виде ультиматума и, что крайне важно, получив плацдарм против »рана. –осси€, в свою очередь, была бы не против получить лидирующие позиции в неизбежной миротворческой операции. Ќо ситуаци€ может начать развиватьс€ и по иному сценарию, упом€нем хот€ бы фактор »рана, который вр€д ли будет спокойно смотреть на такое развитие событий. Ёто очень опасна€ игра и ее последстви€ могуть быть непредсказуемыми.

„то же касаетс€ плана урегулировани€ нагорно-карабахского конфликта – веро€тно, он в любом случае будет опиратьс€ на уже существующий план ћинской группы. ≈сть несколько вопросов, остающихс€ пока не€сными и мешающих реализации этого плана. ¬о-первых, в случае ввода в регион миротворцев (формат миротворческой операции – это отдельный вопрос, но вполне решаемый), они займут только позиции, занимаемые сейчас вооруженными силами Ќ –? Ќе создаст ли это опасную ситуацию и не вызовет ли соблазна прибегнуть к провокаци€м против миротворцев (такие провокации могут иметь место с любой стороны) или, что имело бы непредсказуемые последстви€, не возникнет ли у азербайджанских военных план перехода в наступление на позиции миротворцев? ¬се это было бы чревато слишком опасными авантюрами и поставило бы миротворцев перед смертельной угрозой. ƒумаетс€, что миротворцы должны быть введены на позиции не только вооруженных сил Ќ –, но и на позиции, занимаемые армией јзербайджана на линии соприкосновени€. ¬торой вопрос - после ввода миротворцев последует возвращение беженцев во все районы вокруг бывшей Ќ јќ кроме Ћачинского и  ельбаджарского? ј какова предполагаетс€ дальнейша€ судьба этих районов, учитыва€ их стратегическое положение? ¬-третьих, что последует за референдумом или плебисцитом, проведение которого предполагаетс€ в будущем на территории бывшей Ќ јќ и исход которого, очевидно, предопределен? ≈сть ли понимание в руководстве и обществе јзербайджана, что в этом случае необходимо будет согласитьс€ с его результатами и допустить возможность независимости Ќагорного  арабаха? », наконец, есть ли понимание того, что согласие на такую независимость можно будет обставить целым р€дом условий (конечно, только тех, которые в принципе могут быть реализуемыми) и идет ли выработка этих условий?  роме того, продолжает сохран€тьс€ ощущение, что обе основные стороны конфликта, Ѕаку и —тепанакерт, ещЄ не до конца осознали, что конфликт не имеет больше военного решени€.

 онфликты вокруг јбхазии и ёжной ќсетии, хот€ и не могут, из-за, в первую очередь, позиции √рузии, считатьс€ в полной мере решенными, в насто€щее врем€ не €вл€ютс€ взрывоопасными и не угрожают стабильности в регионе. ѕри этом очевидно, что основными акторами здесь €вл€ютс€ не только эти две «частично признанные» республики, но и располагающие значительно большими возможност€ми –осси€ и √рузи€. ¬ какой степени эти четыре актора могут €вл€тьс€ источниками вызовов безопасности?

јбхази€ и ёжна€ ќсети€, безусловно, наход€тс€ в различном положении. ≈сли јбхази€, чтобы не за€вл€лось с высоких трибун в различных странах и организаци€х, близка к признанию де-юре со стороны международного сообщества и практически полностью признана де-факто, степень легитимности ёжной ќсетии как независимого образовани€ гораздо ниже, а еЄ у€звимость, в том числе, благодар€ конфигурации внешних границ, гораздо выше. √раница между јбхазией и √рузией на значительном прот€жении проходит вдоль реки »нгури, установление над ней действенного контрол€ вполне возможно. √ораздо более важными проблемами, сто€щими перед республикой, €вл€ютс€ интеграци€ населени€ √альского района и освоение  одорского ущель€, где предполагаетс€ в скором времени проложить шоссейную магистраль „еркесск-—ухум (бывша€ ¬оенно-—ухумска€ дорога), что, очевидно, кардинально изменит геополитическую ситуацию в регионе. –еальное перекрытие грузино-абхазской границы российскими пограничниками создаст новую ситуацию, при которой, с одной стороны, будет облегчена интеграци€ населени€ √альского района в јбхазию, с другой – негативные социальные аспекты ужесточени€ пограничного режима ухудшат отношение местного населени€ к российскому фактору.

√рузи€ в насто€щий момент не может считатьс€ серьезным угрожающим или дестабилизирующим фактором, так как не имеет, с одной стороны, необходимого военного потенциала, а с другой, что важнее, фатально не уверена в собственных силах. ¬ “билиси есть реалистичное понимание того, что пока в ёжной ќсетии и јбхазии сто€т российские войска – военный путь решени€ этих проблем исключен, а другого пути дл€ реинтеграции √рузии просто нет. ѕоэтому √рузии нет смысла идти на какие-либо серьезные силовые провокации, они ничего ей не дадут. » в самом деле, в последние годы отмечено минимальное количество таких провокаций или «партизанских» акций. »сход€ из реалистичного понимани€ сложившейс€ ситуации, руководство √рузии может смело за€вл€ть о готовности «отказатьс€ от применени€ силы». ¬прочем, поддержание в регионе некоторого градуса нестабильности, когда незначительные инциденты все же врем€ от времени имеют место, на руку как руководству √рузии, так и его покровител€м. “акие инциденты дают основание говорить о неспособности –оссии как страны-гаранта обеспечить стабильность в регионе и о необходимости ввести в конфликтые зоны международные полицейские силы или хот€ бы военных наблюдателей.

¬полне очевидно, что –оссии абсолютно не нужно какое-либо военное обострение в регионе. Ѕезусловно, –оссии нужна здесь и политическа€ и социально-экономическа€ стабильность, хот€ бы дл€ поддержани€ собственного имиджа как страны-гаранта. ѕоэтому –осси€ обречена пытатьс€ позитивно вли€ть на ситуацию и в ёжной ќсетии и в јбхазии. Ќо у –оссии нет почвы дл€ разговора с √рузией, хот€ нет и ресурса дл€ смены власти в “билиси. –осси€, јбхази€ и ёжна€ ќсети€ могли бы пойти на уступки √рузии, в частности, в вопросе о возвращении беженцев, но ради чего, зачем, что они получат взамен? “билиси не может ничего предложить ни –оссии, ни јбхазии или ёжной ќсетии.

  сожалению, на «ападе, как и в √рузии, ещЄ существует иллюзи€ того, что –осси€ может отказатьс€ от признани€ ёжной ќсетии и јбхазии. ѕока «апад продолжает, использу€ различные механизмы воздействи€, рекомендовать –оссии пойти на это, така€ позици€ ощутимо облегчает задачу ћоскве. ¬се получаемые ћосквой сигналы свидетельствуют не только о том, что Ќј“ќ и ≈— продолжают поддерживать режим —аакашвили, но и об инерционности «апада и неготовности его к компромиссам. —уд€ по всему, така€ ситуаци€ сохранитс€ на длительную перспективу. “аким образом, если «апад не готов учитывать озабоченности –оссии, ћосква лишена необходимости идти на уступки и компромиссы, к примеру, в вопросе о работе миссии ќЅ—≈ на территории ёжной ќсетии. ќчевидно, уступки должны быть двусторонними, а этого не происходит. “о есть любое сотрудничество с ќЅ—≈ и ≈— (да и с другими организаци€ми) в вопросах, св€занных с ёжной ќсетией, дл€ ћосквы и ÷хинвала не €вл€етс€ самоцелью и может быть обусловлено лишь серьезными шагами навстречу им со стороны этих организаций.

јбсолютно очевидно, что работе на территории јбхазии и ёжной ќсетии каких либо миссий ќЅ—≈, ќќЌ и ≈— преп€тствует только одно – стремление функционеров этих организаций именовать новые республики территорией √рузии. ѕредставл€етс€, что если бы у европейских организаций действительно было бы желание работать на благо мира и человечества на территории этих республик, они нашли бы нейтральную формулировку, не означающую признани€ независимости, но позвол€ющую всем сохранить лицо и открывающую перед ними возможность на месте отслеживать ситуацию в јбхазии и ёжной ќсетии. ѕока что, очевидно, желани€ делать что-либо реальное ради мира в «акавказье у этих организаций нет.

Ќа «ападе растет понимание того, что историю нельз€ переписать с чистого листа и вернуть ёжную ќсетию и јбхазию в состав √рузии уже не удастс€ никогда. —итуаци€ напоминает начало 1920-х годов и процесс признани€ —оветской –оссии на «ападе.  онечно, сложно сравнивать вес —оветской –оссии 1920 г. и ёжной ќсетии 2011 г., но параллели провести можно. —обыти€ будут на данном этапе развиватьс€ по сценарию "вовлечение без признани€", что обусловлено, кроме всего прочего, желанием не допустить "излишне" однозначного вовлечени€ јбхазии и ёжной ќсетии в орбиту российского вли€ни€. ѕодобные надежды имеют под собой некоторые основани€, в первую очередь это касаетс€ јбхазии, элита которой все более т€готитс€ своей зависимостью от ћосквы. “аким образом, и на этом поле «апад может потеснить –оссию, нивелировав последстви€ еЄ победы в войне 2008 г.

—амосто€тельным фактором дл€ кавказского региона стала предсто€ща€ в 2014 г. ќлимпиада в —очи. ѕри этом данный фактор носит преимущественно не внутрироссийский характер, будучи тесно св€зан с интересами как некоторых стран региона (√рузи€, јбхази€), так и р€да внешних игроков, в том числе, заинтересованных в срыве ќлимпиады.

¬ последнее врем€ в св€зи с предсто€щей ќлимпиадой наметились некоторые проблемы в абхазо-адыгских отношени€х, в том числе, во взаимоотношени€х между абхазской и адыгской диаспорами в “урции и в других странах дальнего зарубежь€. ”зловым вопросом становитс€ проблема изначальной (до конца XIX века) принадлежности территории  расной ѕол€ны.  роме того, адыгские общественные де€тели настаивают на принадлежности јбхазии и абхазов к адыгскому этническому миру, что вызывает, нередко, непонимание и непри€тие в јбхазии. —читать абхазов и адыгов единым народом больша€ часть абхазской элиты не готова.

Ќачавшеес€ размежевание между черкесскими и абхазскими диаспоральными организаци€ми происходит на фоне попыток этнической консолидации адыго€зычных этносов или субэтносов. ѕоводом дл€ этих попыток стала недавн€€ перепись населени€ –‘. —о стороны национально ориентированной части элиты адыго€зычных народов ставилс€ вопрос о необходимости отказатьс€ от обозначений «адыг», «шапсуг», «кабардинец» и т.д., введ€ общий этноним «черкес». Ќе исключено, что инициаторы этих попыток добились обратного результата, неприкрытое давление может вызвать консолидацию в рамках адыго€зычных субэтносов или этносов.

ќчевидно, дискусси€ об изначальной принадлежности  расной ѕол€ны и района —очи, а также размежевание адыгских и абхазских общественных организаций в –оссии, “урции и других странах углуб€тс€ и актуализируютс€ с приближением —очинской ќлимпиады. Ёти дискуссии и противоречи€ с большой долей веро€тности будут использованы (и уже используютс€) как внешними силами (к примеру, руководством √рузии), так и некоторыми бизнесгруппами, заинтересованными в переделе финансовых потоков. ¬ частности, на прот€жении последнего года имели место неоднократные встречи р€да грузинских политиков с лидерами адыгских диаспор дальнего зарубежь€. 19-21 марта 2010 г. в “билиси прошла организованна€ ‘ондом ƒжеймстауна конференци€ «—окрытые нации, дл€щиес€ преступлени€: черкесы и народы —еверного  авказа между прошлым и будущим». ¬ резолюции участников форума грузинскому парламенту предлагалось рассмотреть вопрос о признании геноцида черкесского народа, совершенного –оссийской империей в XIX столетии. ќчередна€ конференци€ по «черкесскому» вопросу прошла в √рузии 19-21 но€бр€ 2010 г. «десь очевидно просматривалась попытка ещЄ глубже расколоть абхазо-адыгский этнический мир, противопоставив ло€льных –оссии абхазов и «обиженных» –оссией черкесов. Ќаконец, 20 ма€ 2011 г. парламент √рузии прин€л резолюцию о признании «геноцида черкесов», что стало логическим продолжением развернутой широкомасштабной кампании.

«десь прослеживаетс€ также стремление официального “билиси если не сорвать, то максимально затруднить проведение ќлимпиады 2014 г. в —очи, который подаетс€ мировому общественному мнению как «земл€ геноцида» под лозунгом «Ќет ќлимпиаде на кост€х». ќчевидно, что подготовка и проведение ќлимпиады позитивно скажетс€ как на экономике близлежащей јбхазии, так и на еЄ внешнеполитическом положении, продемонстрировав его стабильность. Ќе допущение этого соответствует интересам режима —аакашвили и, веро€тно, р€да других сил, наход€щихс€ за пределами территории √рузии. Ќастойчиво и на разных уровн€х делаетс€ акцент на нестабильности обстановки на —еверном  авказе, котора€, €кобы, может негативно сказатьс€ на безопасности проведени€ соревнований.

“акие действи€ “билиси вполне укладываютс€ в прослеживаемую в течении последних лет тенденцию, св€занную со стремлением грузинского руководства все активнее вли€ть на ситуацию как в целом на  авказе, так и в регионе —еверного  авказа. »зменивша€с€ в последнее врем€, и €вно в худшую сторону дл€ “билиси, геополитическа€ ситуаци€ вынуждает режим —аакашвили максимально выжать дл€ себ€ пользу из тех ограниченных внешнеполитических возможностей, которые, по мнению грузинского руководства, все еще остаютс€ у него на —еверном и ёжном  авказе. ¬се соответствующие инициативы тбилисского руководства, при всей своей внешней благопристойности, преследуют очевидную цель – создание нестабильности на  авказе.

„то же удастс€ осуществить инициаторам этой кампании? ¬еро€тно, раскол между «черкесскими» и абхазскими национальными движени€ми будет углубл€тьс€ и в дальнейшем. Ѕезусловно, такой раскол на руку грузинским прав€щим кругам, не забывшим, как в войне 1992-1993 гг. адыгский мир пришел на помощь јбхазии. Ёто объективный процесс, св€занный с обретением относительно немногочисленными абхазами реальной независимости и ростом национального самосознани€. ¬ то же врем€, объединение расколотого «черкесского» национального движени€ и формирование новой общности в лице единого «черкесского» народа вр€д ли осуществимо. ¬ течении XX века на —еверном  авказе наблюдалс€ устойчивый и непрекращающийс€ процесс формировани€ новых этнических общностей (последний пример – выделение дигорцев из осетин), а не объединени€ этносов и субэтносов. јбсолютно неосуществимо и создание единого черкесского государственного образовани€ (в статусе субъекта –‘ или независимого), учитыва€ пестрый национальный состав соответствующих регионов. “акже вр€д ли реалистично рассчитывать на срыв —очинской ќлимпиады путем создани€ неких идеологических фантомов и мифов. ≈динственное, что могут добитьс€ режиссеры этого процесса – это ещЄ большего ухудшени€ отношений между ћосквой и “билиси, что уже само по себе опасно дл€ стабильности в очень обширном регионе.

ƒругой узловой проблемой дл€ региона €вл€етс€ вопрос легитимности власти. »менно проблемы с легитимностью власти негативно сказываютс€ на стабильности в регионе, дела€ его более управл€емым дл€ внешних сил, имеющих разнонаправленные интересы. Ќа сегодн€шний день этот вопрос наиболее остро стоит перед јрменией, где в кругах достаточно сильной оппозиции существует уверенность в не легитимности действующей власти. ”держитс€ ли руководство этой страны у власти в случае развити€ событий вокруг  арабаха по катастрофическому сценарию? “аким образом, переплетение двух проблем, сто€щих перед регионом, а именно, проблемы урегулировани€ нагорно-карабахского конфликта и проблемы легитимности власти, вкупе с недальновидной позицией мировых игроков, может взорвать ситуацию на ёжном  авказе.

Ѕолее стабильна€ внутриполитическа€ ситуаци€ наблюдаетс€ в √рузии. ќппозици€ в этой стране раздроблена, прав€щий режим чувствует себ€ достаточно уверенно, опира€сь, в том числе, на ло€льные силовые структуры. ѕри этом главным сдерживающим фактором дл€ каких-либо революционных потр€сений в √рузии €вл€етс€ внешнее воздействие, а именно, сохран€юща€с€ ставка ¬ашингтона на режим —аакашвили. ѕока в —Ўј не будет прин€то решение о замене режима в √рузии, этому режиму ничего не угрожает. ѕоказательно нежелание ћ. —аакашвили пр€мо отвечать на вопрос о своих планах после 2013 года.  онечно, и именно дл€ этого мен€лась конституци€ страны, —акашвили очень хочетс€ стать премьер-министром √рузии с расширенными полномочи€ми при достаточно декоративном президенте. Ќо вс€ проблема в том, что ¬ашингтон, очевидно, не дает —аакашвили санкции на пожизненное руководство страной. “ам по-прежнему хот€т видеть в √рузии государство, уверенно идущее в сторону демократии, а с таким образом страны плохо сочетаетс€ пожизненный принципат. “ем не менее, видимо, —аакашвили ещЄ не потер€л надежды добитьс€ от своих заокеанских покровителей положительного решени€. ѕерспектива распрощатьс€ с властью его, видимо, не прельщает. ¬еро€тно, в ближайшее врем€ в ¬ашингтоне активизируют своли усили€ в вопросе поиска потенциального преемника —аакашвили, который будет призван продолжить, пусть и с небольшими коррективами, его курс.

Ќаиболее стабильным и легитимным выгл€дит прав€щий режим в јзербайджане. –аздробленна€ и маргинализированна€ оппозици€ не в состо€нии предложить какую-либо вн€тную альтернативу курсу √ейдара-»льхама јлиевых, подкрепл€емому доходами от экспорта знергоресурсов. ”грозы дл€ стабильности в стране могут возникнуть исключительно в случае неудачи в новой войне за Ќагорный  арабах или же в случае резкого обострени€ ситуации в »ране, когда јзербайджан неизбежно захлестнет волна беженцев из —еверного »рана (ёжного јзербайджана). —толь же стабильным представл€етс€ и прав€щий режим в Ќагорном  арабахе, использующий фактор внешней угрозы дл€ консолидации общества јрцаха.

Ќаконец, дл€ –оссии крайне важна стабильность и легимность прав€щих режимов в новых признанных государствах ёжного  авказа – јбхазии и ёжной ќсетии. ¬нутриполитическа€ ситуаци€ в ёжной ќсетии перед предсто€щими в но€бре 2011 г. президентскими выборами имеет €вную тенденцию к усложнению, св€занную с отсутствием общепризнанного фаворита гр€дущей кампании и наличием большого числа вли€тельных игроков. ѕри этом угроза нарастани€ внутриполитической нестабильности в ходе предвыборной кампании накладываетс€ на отсутствие у власти (как у президента, так и у правительства ёжной ќсетии) какого-либо сценари€ развити€ республики. ¬нутриполитическое обострение возможно и в јбхазии, где после смерти —. Ѕагапш, легитимность избрани€ которого не вызывала сомнений, предст€т новые президентские выборы. »х исход практически предопределен, победителем окажетс€ нынешний и.о. президента, вице-президент ј. јнкваб, но количество недовольных таким поворотом событий и в республике и за ее пределами будет крайне велико.

–осси€ заитересована в сохранении статус-кво, но свойственна€ политике ћосквы некотора€ инерционность мышлени€, безинициативность и отсутствие привлекательных предложений дл€ региональных акторов делают позицию  ремл€ у€звимой. —уществует р€д обозначенных выше угроз, которые, в том числе, и наложившись друг на друга, могут разрушить существующий статус-кво и взорвать ситуацию в регионе. –осси€, одержавша€ значимую геополитическую победу в 2008 г. и укрепив свое вли€ние не только в  авказском регионе, может оказатьс€ в той ситуации, в которую она попала после «марша на ѕриштину» 11 июн€ 1999 г., когда достигнутый успех не был использован, а полученные в результате рискованной игры возможности оказались бездарно упущены. ¬ случае продолжени€ существующей сейчас инерционной политики велик риск того, что в новой шахматной партии на доске Ѕольшого  авказа ћосква потерпит очень болезненное поражение.



 омментарии

comments powered by HyperComments

Ќовости партнеров

”частие в дискуссионном семинаре-тренинге, который расширит ваше представление о коррупции, приглашает прин€ть общественников и журналистов »нформационно-ресурсный центр Ђ√ражданское партнерствої в рамках реализации социального проекта Ђћолодежь: прививка от коррупцииї по гранту ѕравительства —тавропольского кра€, сообщает sk-news.ru.

¬озрождение российского села невозможно без создани€ самоокупающейс€ и саморазвивающейс€ экономики, которой не требуютс€ государственные дотации и льготные кредиты. ќсновой такой экономики €вл€етс€ высокорентабельное земледелие, построенное на новых технологи€х биологизации, рассказал эксперт sk-news.ru јлександр ’арченко, в своей публикации Ђћетани€ ћинсельхоза в поисках путей повышени€ урожайностиї на »ј REGNUM

 оординатор ÷ентра гражданских инициатив — ‘ќ, известный блогер ¬алерий Ћедовской делитс€ с sk-news.ru своим воспри€тием коррупции.

¬сех, кому не все равно, sk-news.ru приглашает прин€ть участие в опросе на тему отношени€ общества к коррупции, разработанном доктором политических наук из —тавропол€, экспертом, аккредитованным ћинюстом –‘ на проведение независимой экспертизы на коррупциогенность “ать€ной √олубевой.

¬ рамках поддержанного правительством —тавропольского кра€ проекта Ђћолодежь, прививка от коррупцииї общественной организации »нформационно-ресурсный центр Ђ√ражданское партнерствої портал www.sk-news.ru станет площадкой дл€ продвижени€ антикоррупционных идей в широких сло€х общества, а сотрудничающие с организацией ученые вз€лись разработать методики и стандарты антикоррупционного поведени€ и показать их обществу.

ѕрименение производительных, но слишком т€желых колесных тракторов на пол€х не только —таврополь€, но и всего —еверного  авказа, –остовской области,  раснодарского кра€, ѕоволжь€, јлта€ стало серьезной ошибкой, ведущей к потере плодороди€ и по€влению новых болезней почвы и хлеба, рассказал sk-news.ru председатель агрокомитета Ќациональной технологической палаты –оссии јлександр ’арченко.

»нтересу€сь вопросами здорового образа жизни, а соответственного, здорового питани€ и способами его получени€ на собственных сотках, с любопытством читаю, да и примен€ю на практике, дачно-огородные советы известного попул€ризатора Ђумной агрономииї Ќикола€  урдюмова.

ƒомашний банк

Firefox готовит конкурента Skype
Ђ—ильнее забвени€ї: к 150-летию ƒ. √олсуорси
ёридическа€ клиника Ђ¬иды страховани€ї

¬идео лента

ћы в социальных сет€х


ѕодписка

Ќовости портала " абардино-Ѕалкари€. ћир и мы" за последние сутки

 алендарь новостей

јвгуст
2017
ѕн ¬т —р „т ѕт —б ¬с
31
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3